Задания для самостоятельной работы. Введение в педагогическую психологию
Введение в педагогическую психологию
1. Ознакомьтесь с содержанием 2-3 психологических, психолого-педагогических журналов («Псiхалогiя», «Вопросы психологии», «Психологическая наука и образование», «Адукацыя i выхаванне», «Педагогика», «Мир психологии», «Психолог в детском саду», «Психология и школа», «Журнал практического психолога» и др.). Подберите несколько статей (5-10) по проблемам педагогической психологии и распределите их по соответствующим разделам («Психология обучения», «Психология воспитания», «Психология педагога»). Составьте аннотацию на наиболее интересную, на Ваш взгляд, статью в каждом разделе.
2. Подберите пословицы, поговорки, отрывки из народных сказок о воспитании, обучении. Проанализируйте основные идеи отраженной в них житейской психологии.
Психология обучения
1. Составьте терминологический словарь:
· научение;
· учение;
· обучение;
· обучаемость;
· учебная деятельность;
· проблемное обучение;
· развивающее обучение;
· дифференциация обучения;
· индивидуализация обучения.
При составлении словаря обращайтесь к различным вариантам определения понятий, делая ссылку на источник.
2. Подготовьте реферат на одну из тем:
§ Личностно-ориентированное обучение.
§ Проблемное обучение в современной школе.
§ От развивающего обучения к развивающему образованию.
§ Проблема оптимизации обучения в научно-фантастической литературе.
§ Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
§ Рефлексивно-деятельностный подход в обучении.
§ Интерактивное обучение.
§ Стили обучения с учетом модальности восприятия и полушарных стратегий.
§ Проблемы обучения леворукого ребенка.
§ Обучаемость и её диагностика.
§ Формы научения в раннем возрасте и их сочетание.
§ Обучение детей раннего возраста.
§ Возрастная сензитивность и обучение.
§ Значение детского экспериментирования в формировании интеллектуальной готовности ребенка к школе.
§ Роль сюжетно-ролевой игры в формировании психологической готовности ребенка к школе.
§ Социально-психологическая готовность к школе и ее формирование у дошкольников.
§ Значение игр с правилами в подготовке ребенка к школе.
§ Особенности учебной деятельности шестилетних первоклассников. Роль специфически детских видов деятельности в обучении шестилеток.
§ Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте и обучение.
§ Специфика учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
§ Научение и обучение в подростковом возрасте. Особенности учебной деятельности подростка.
§ Обучение в юношеском возрасте.
§ Значение учебной и учебно-профессиональной деятельности для психического развития школьника.
§ Актуальные вопросы обучения взрослых.
3. Подготовить консультацию для родителей старших дошкольников по проблеме формирования психологической готовности детей к школе.
4. Изучить и осуществить сравнительный анализ отношения детей старшего дошкольного возраста (первоклассников) к школе и детскому саду с помощью метода анализа продуктов детского творчества (рисование на темы «Дорога в детский сад / школу», «Я в детском саду / школе», «Жизнь в детском саду / школе» и др.).
Психология воспитания
1. Разработать систему игр, нацеленных на формирование у детей личностных качеств (позитивного самопринятия, эмпатии, творчества, воли и др.), способствующих преодолению ими эмоционально-личностных трудностей (застенчивости, неуверенности в себе, агрессивности, высокой тревожности, невротических страхов и др.) (на выбор).
2. Подготовить психологическую консультацию для родителей по проблеме эмоционально-личностного развития и воспитания дошкольника:
§ «Влияние родителей на ценностный мир детей»;
§ «Ревность ребенка: как помочь преодолеть её»;
§ «Воспитание чувства юмора и оптимизма»;
§ «Значение сказки в воспитании гуманных чувств дошкольника»;
§ «Как помочь ребенку преодолеть страх»;
§ «Как воспитать у дошкольника чувство ответственности»;
§ «Если ваш ребенок агрессивен…»;
§ «Семейные праздники в воспитании самоценности у ребенка»;
§ «Воспитание ребенка с признаками одаренности;
§ «Воспитание мальчиков и девочек»;
§ «Формирование психологического здоровья детей в семье»;
§ «Развитие детского творчества в семье» и др.
3. Законспектировать следующие печатные работы:
· Коломинский, Я. Факел, который надо зажечь. Моторная одаренность и двигательные способности: как развить их в дошкольном возрасте. / Я. Коломинский, Е. Панько, В. Шебеко, А. Белоус // Пралеска. – 2002.– №12. – С. 7-13.
· Коломинский, Я.Л. Теоретические основы образования художественно одаренных детей в условиях дошкольного учреждения / Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько, Л.Е. Романенко // Мастацкая адукацыя i культура. – 2005. – №4. – С. 4-12.
· Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие / А.В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.195-205 (Глава «Принципы воспитания»).
· Панько, Е., Коломинский, Я., Старжинская, Н., Шебеко В., Горунович, Л., Белоус, А. Концептуальные основания образования одаренных детей / Е. Панько, Я. Коломинский, Н. Старжинская, В.Шебеко, Л. Горунович, А. Белоус // Пралеска. – 2004.– №2. – С. 10-15.
· Смирнова, Е.О. Образная игрушка как средство развития сознания дошкольника / Е.О. Смирнова, И.В. Филиппова // Психологическая наука и образование. – 2008. – №3. – С. 62-70.
· Чеснокова, Е.П. Принимаем таким, как есть. Психологическое здоровье ребенка и пути его укрепления в условиях учреждений дошкольного образования / Е.П.Чеснокова // Пралеска. - 2013. - № 12. – С. 36-38.
Психология педагога
1. Оцените степень выраженности своих профессионально-педагогических умений, значимых для руководства детской игровой деятельностью. Предлагаем воспользоваться с этой целью следующей оценочной шкалой
Шкала оценки педагогических умений, значимых для руководства детской игровой деятельностью (Л.Г. Семушина, Е.А. Панько)
№ п/п | Профессиональные умения | Степень выраженности (отметить знаком «+» в соответствующей графе) | ||||
Ярко выра-женная | Доста-точная | Имеет место | Слабо выра-женная | Отстут-ствует | ||
Гностические умения | ||||||
Наблюдать игру, определять уровень ее развития | ||||||
Определять по предпочитаемым играм, ролям детские интересы, привязанности, особенности воображения детей | ||||||
Определять эмоциональное самочувствие ребенка в процессе исполнения выбранной роли, удовлетворенность (неудовлетворенность) ею, отношение к нему сверстников, проявляемое в игре | ||||||
Заметить продвижение ребенка в овладении игровой деятельностью, разными видами игр | ||||||
Проективные и конструктивные умения | ||||||
Проектировать развитие игровой деятельности, планировать приемы, направленные на ее формирование | ||||||
Отбирать материал для обогащения детей впечатлениями с целью развития игр | ||||||
Динамически проектировать развитие конкретной игры, предвидеть ее ход | ||||||
Содействовать организации детских игровых группировок, наиболее благоприятных в воспитательном отношении | ||||||
Применять игру (отдельные игровые приемы) в процессе организации других видов деятельности, использовать игру для переключения детей с одного вида деятельности на другой | ||||||
Коммуникативные умения | ||||||
Занять в процессе общения с детьми игровую позицию | ||||||
Включаться в игру на главных и второстепенных ролях на всех ее этапах | ||||||
Прямыми способами обучать детей игре (объяснение, разъяснение правил и т. д.) | ||||||
Использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (вопросы, проблемные игровые ситуации, советы, напоминания и др.) | ||||||
Регулировать взаимоотношения детей, разрешать конфликты в процессе игр | ||||||
Внешне выражать свои чувства и мысли с помощью речи, мимики, пантомимики в процессе воплощения выбранной педагогом роли, руководства игрой прямыми способами | ||||||
Создать посредством общения с детьми в процессе руководства игрой атмосферу непринужденности, доброжелательности | ||||||
Организаторские умения | ||||||
Организовать предметно-игровую среду | ||||||
Организовать начало игры | ||||||
Распределять внимание между всеми играющими детьми, игровыми группировками | ||||||
Коммуникативно-гностические умения | ||||||
Предусмотреть возможные затруднения при организации игр разного вида и руководстве ими | ||||||
Соотносить выбор игр с характером предшествующей и предстоящей деятельности, местом и временем их проведения, психофизиологическим состоянием детей и другими условиями | ||||||
Грамотно подобрать подвижные и дидактические игры для конкретной группы (подгруппы, отдельных детей) с учетом специфики решаемых с их помощью воспитательных и образовательных задач, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников | ||||||
Изменять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной группы (подгруппы, отдельных детей), специфики руководимой игры (сюжетно-ролевой, дидактической, подвижной) | ||||||
Проявить гибкость при руководстве игровой деятельностью детей, исходя из показателей «обратной связи» (заменить заранее подобранные игру, метод воздействия другими, уточнить правила, внести в них изменения и т. д.) | ||||||
Обсуждать с детьми и оценивать игру | ||||||
Конструктивно-коммуникативные умения | ||||||
Использовать игру для создания педагогически целесообразного микроклимата в группе; включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малопопулярных детей | ||||||
Координировать работу с семьей по вопросам развития игровой деятельности дошкольников, использования ее в воспитательных целях |
Какая группа профессиональных умений (гностические, организационные, коммуникативные, конструктивные) у Вас наиболее развита? Какая пока еще слабо? Продумайте, как совершенствовать ее.
2. Определите некоторые особенности Вашей педагогической направленности с помощью следующего теста-опросника.
Методика изучения ориентированности воспитателя
на личностную и учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми дошкольного возраста (В. Г. Маралов)
Вашему вниманию предлагаются суждения, касающиеся процесса воспитания и обучения дошкольников.
Если вы полностью согласны с тем или иным суждением, поставьте напротив него балл «5». Если в большей степени согласны, чем не согласны, - балл «4». В том случае, если вы согласны и не согласны в равной степени, поставьте балл «3». Если вы не согласны в большей степени, чем согласны, - балл «2». И, наконец, если полностью не согласны, поставьте балл «1».
1. Строгий воспитатель лучше, чем не строгий – …
2. Воспитатель – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы – …
3. На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем – …
4. Послушание детей – заслуга педагога - …
5. Ребенок подобен глине, из него можно «лепить» все, что угодно …
6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя – …
7. Основная цель воспитателя – реализовывать требования программы воспитания и обучения детей – …
8. Центральная задача учебно-воспитательной работы – вооружение детей знаниями, умениями, навыками – …
9. Главное в работе педагога – добиться исполнительности детей – …
10. Воспитание – прежде всего требовательность к детям – …
11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам – …
12. Хорошая дисциплина – залог успеха в воспитании и обучении детей –...
13. Наказание – не лучшая форма воспитания, но оно необходимо – …
14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле – …
Оценив приведенные суждения, сложите свои баллы. Приведем примерные нормативы:
48 баллов и выше – выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель;
43-47 баллов – умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия;
38-42 балла – умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми.
37 баллов и ниже – выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми.
Таким образом, чем выше сумма баллов, тем более выражена ориентированность воспитателя на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.
3. Изучите образ педагога у дошкольников (младших школьников) с помощью методов анализа продуктов детского творчества (анализ рисунков на темы «Мой любимый педагог», «Мой воспитатель (учитель) …», «Мы с воспитателем на прогулке (в группе)» т.п.), экспериментирования (с использованием приема персонификации).
4. Определите степень выраженности у Вас синдрома психического выгорания с помощью следующего теста-опросника.
Инструкция. Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и на бланке для ответов обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания. Обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства: 0 – никогда, 1 – очень редко, 2 – редко, 3- иногда, 4 – часто, 5 – очень часто, 6 – всегда.
Опросник
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжитый лимон.
3. Я чувствую себя уставшим, когда встаю утром и должен идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои воспитанники, и использую это в интересах дела.
5. Я общаюсь со своими воспитанниками без лишних эмоций.
6. Я чувствую себя энергичным и воодушевленным.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я могу позитивно повлиять на продуктивность деятельности моих воспитанников.
10. В последнее время ч стал более равнодушным по отношению к тем, с кем работаю.
11. Окружающие скорее утомляют меня, чем радуют.
12. У меня много планов и я верю в их осуществление.
13. Я испытываю все больше жизненных разочарований.
14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
15. Бывает, что мне безразлично, что происходит с некоторыми моими воспитанниками.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть и отдохнуть от всего и от всех..
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма при общении.
18. Я легко общаюсь с людьми, независимо от их социального статуса и характера.
19. Я многое успеваю сделать за день.
20. Я чувствую себя на пределе возможностей.
21. Я многого еще смогу достичь в своей жизни.
22. Бывает, что начальство и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем.
Бланк ответов
№ п/п | Никогда | Очень редко | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Всегда |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. | |||||||
8. | |||||||
9. | |||||||
10. | |||||||
11. | |||||||
12. | |||||||
13. | |||||||
14. | |||||||
15. | |||||||
16. | |||||||
17. | |||||||
18. | |||||||
19. | |||||||
20. | |||||||
21. |
Обработка и интерпретация результатов.
Опросник определяет синдром эмоционального выгорания по трем основным показателям: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личностных достижений (см. выше). Каждому показателю соответствует номер утверждения, а сумма баллов свидетельствует о его выраженности.
Для подсчета значений показателей сложите цифры согласно вашим ответам в таблице 1. Максимальная сумма баллов дана для проверки числового результата.
Показатели синдрома выгорания
Показатели синдрома выгорания | Номер утверждения | Максимальная сумма баллов |
Эмоциональное истощение | 1,2 , 3, 6*, 8, 13, 14, 16, 20 | |
Деперсонализация | 5, 10, 11, 15, 22 | |
Редукция профессиональных достижений | 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 |
* отмечен «обратный» вопрос, который рассчитывается в обратном порядке, и, таким образом, ответ «всегда» соответствует нулевому значению (баллы проставляются в обратном порядке).
Показатели синдрома выгорания | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Эмоциональное истощение | 0 - 15 | 16 - 24 | 25 и больше |
Деперсонализация | 0 - 5 | 6 - 10 | 11 и больше |
Редукция профессиональных достижений | 37 и более | 36 - 31 | 30 и меньше |
Низкий уровень свидетельствует об отсутствии выраженности данного показателя синдрома выгорания, средний – о том, что он находится в стадии формирования, высокий уровень – о том, что он сформирован.
5. Разработайте систему коррекционной работы, нацеленной на укрепление профессионального здоровья педагога.