Q Не могли бы вы рассказать о специальном тесте рисования часов?

Охотно, тем более что сегодня он довольно часто применя­ется при психологическом тестировании когнитивной сферы, например, при клинических испытаниях лекарственных препа­ратов или при диагностике деменций. Однако следует иметь в виду, что вопрос об использовании этой методики в контексте нейропсихологической диагностики представляется дискусси­онным. Тест рисования часов (CDT) разработан западными пси­хологами (Lovenstone, Gauthier, 2001).

Испытуемому дается чистый лист нелинованной бумаги и карандаш. Инструкция звучит так: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате. Теперь нарисуйте на часах стрелки так, чтобы они показывали без пятнадцати два». Выполнение этого теста предполагает количественную оценку по 10-балльной шкале: 10 баллов — нормальное выпол­нение; 9 — незначительные неточности расположения стрелок; 8 — более заметные ошибки в расположении стрелок; 7 — стрел­ки показывают совершенно неправильное время; 6 — стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком); 5 — числа на циферблате следуют в обратном порядке или расстояние между числами неодинаковое; 4 — утрачена це­лостность часов, часть чисел отсутствует или расположена вне круга; 3 — числа и циферблат более не связаны друг с другом; 2 — больной безуспешно пытается выполнить инструкцию; 1 — боль­ной не делает попыток выполнить инструкцию.

Теперь, когда вы подробно познакомились с данной мето­дикой, становится понятным то утверждение, которым мы пред­варили ее описание. Методика направлена только на оценку со­стояния конкретного оптико-пространственного навыка; выде­ленные в ней типы ошибок никак не соотносятся с поражениями определенных зон мозга. Следовательно, она едва ли может применяться в целях топической нейропсихологической диагно­стики.

q В комплекс луриевских методик исследования оптико-простран­ственного восприятия включена географическая карта. Как ис­пытуемый должен работать с ней?

Действительно, такая методика существует, причем в двух вариантах (Лурия, 1962; Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы, 2010). Первый — это са­мостоятельный рисунок географической карты. Психолог дает испытуемому чистый лист бумаги формата А4 или А5, просит поставить в центр листа небольшой кружочек и написать рядом слово «Москва». Затем испытуемому предлагается представить, что перед ним географическая карта. Он должен расставить по краям листа буквы, обозначающие стороны света (север, юг, запад, восток), а затем указать расположение нескольких гео­графических объектов (например, Санкт-Петербурга, Минска, Уральских гор, Черного моря).

Второй вариант — это выбор правильной географической карты. Испытуемому предъявляются два изображения контур­ной карты европейской части СССР. Все детали обоих изобра­жений идентичны, но одно из них верно ориентировано отно­сительно сторон света, другое выполнено зеркально (на нем перепутаны местами восток и запад). Испытуемый должен осу­ществить выбор и обосновать его, объяснив, почему одна карта правильная, а другая — нет (Рис. 5).

q При каких поражениях мозга будут наблюдаться наиболее от­четливые нарушения выполнения этих заданий?

При поражениях теменно-затылочных отделов правого или левого полушарий мозга. Больные с такими нарушениями оши­баются в указании сторон света, не могут правильно располо­жить определенные географические объекты или выбрать пра­вильную карту. Многочисленные примеры таких ошибок при­ведены в работах А.Р. Лурии (1962, 1971).

Рис. 5. Географическая карта

Q Не могли бы вы рассказать о специальном тесте рисования часов? - student2.ru

q А как выполняют рисунок географической карты здоровые ис­пытуемые?

Этот вопрос интересовал и нас. Мы обследовали 120 психи­чески здоровых испытуемых в возрасте от 18 до 66 лет. Среди них было 86% женщин и 14% мужчин; 98% испытуемых с неокон­ченным высшим или высшим образованием; 7% леворуких и ам-бидекстров, остальные испытуемые считали себя праворукими. Успешно (без ошибок) справился с заданием 21% испытуемых. Оказалось, что далеко не все части задания выполнялись одина­ково успешно. Так, если стороны света указывали верно все, то расположение отдельных географических пунктов в ряде случа­ев указывалось ошибочно. Например, расположение Санкт-Пе­тербурга по отношению к Москве верно указывали 81% испыту­емых, 18% расположили его на севере или на северо-востоке, а один из испытуемых — на юго-западе. Черное море правильно расположили на импровизированной карте 67% испытуемых, остальные допустили те или иные ошибки: 18% испытуемых на­рисовали его на юго-востоке, 13% очень сильно сместили его на запад, 2% поместили его на северо-востоке или на северо-запа­де. Таким образом, можно заключить, что в норме практически отсутствуют ошибки при указании сторон света, однако доста­точно часто встречаются более или менее значимые неточности в расположении отдельных географических объектов. Лучше все­го справились с рисунком карты испытуемые 60 лет и старше. Более подробные данные можно найти в наших статьях (Бала­шова, Ковязина, 2006с, б).

Наши рекомендации