Инстинктивное поведение животных: сущность. Модели, факторы

Структура: 2 основных компонента.

1. когнитивный компонент - знания, представления, осознания себя членом этой группы на основе этнодифференцированных признаков.

2. аффективный компонент – чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств.

Когнитивный аспект этнической идентичности:Этническая осведомленность – объективные знания и субъективные социальные представления об этнических группах – своей и чужих, их истории и традициях, а также различий между ними.

1. знание о существовании национальной группы,

2. Знание о том, что индивид включен в эту национальную группу (я - русский, или я - казак),

3.осознание конкретной географической территории,

4.разнообразные институты, символы, обычаи, традиции, которые служат репрезентациями идентичности на психологическом уровне.

5.представления о себе самом по отношению к национальной группе

Аффективный компонент:проявляется в этнических аттитюдах (социальных установках).

Позитивный аттитюд включает - удовлетворенность членства, гордость за достижения своего народа.

Негативный аттитюд: отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных.

Аффективный компонент включает: Субъективная важность идентичности для человека; степень привязанности к идентичности; эмоциональная привязанность к своей национальной территории; национальное самоуважение.

Этапы становления этнической идентичности (Пиаже):

1. в 6-7л, возрасту, когда ребенок приобретает фрагментарные и несистематическое знания о своей этнической принадлежности. Наиболее значимы семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа;

2. в 8-9л. возрасту, ребенок четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации (национальность родителей, место проживания, родной язык), у него просыпаются национальные чувства;

3. в 10-11лет - этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей каждых народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Дж. Финни – модели становления этнической идентичности у подростков:

1. Стадия непроверенной идентичности – безразличие к исследованию идентичности, отсутствие интереса к проблемам этнических корней и членства в этнической группе.

2. Стадия поиска этнической идентичности (мораторий) – исследование своей идентичности, стремление понять значение идентичности в собственной жизни.

3. Стадия реализованной этнической идентичности – ясное, четкое и устойчивое ощущение незыблемости своих этнических особенностей, привязанность к этнической культуре и этнической общности.

Стратегии поддержания этнической идентичности:Для сохранения и восстановления позитивной этнической идентичности.

1) стратегия социального творчества Тэдждел, Дж. Тернер - теория социальной идентичности человека. Суть: человек пересматривает критерии сравнения, поиск новых оснований для сравнения.

2) выбор для сравнения < успешных или > слабых групп обнаруживается у восточных немцев (после соединения Германии восточные немцы ниже по уровню развития в отличие от западных немцев)

3). принятие негативной оценки своей группы, формируется негативная стратегия этнической идентичности.

4) стратегия разотождествления себя и своего народа.

5) когда человек осознает себя членом, негативно оценив группу - «Пусть мы такие плохие, но это действительно мы».

Инстинктивное поведение животных: сущность. Модели, факторы.

Зоопсихология – наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории сознания.

Предмет – психика животного

Объект – животное и группа животных

С работ Ч.Дарвина под инстинктом понимают ту часть поведения животных, которая является характерной для данного вида организмов и которая закреплена за его представителями наследственно. В процессе индивидуальной жизни животное приобретает новые черты поведения, связанные с опытом, зависящим от условий существования животных. Поэтому для более точного определения инстинкта необходимо вычленить из реального поведения животного именно те поведенческие акты, кт. не связаны с условиями развития и условиями последующей жизни и наследственно запрограммированы в нервной системе. Инстинкт - это совокупность двигательных актов и сложных форм поведения,
свойственных животному данного вида, возникающих в ответ на раздражение внутренней и внешней среды орг-ма и протекающих на фоне высокой возбудимости нервных центров, связанных с осуществлением этих актов.

Признаки инстинктов (по В.А.Вагнеру):1. Инстинкты передаются по
наследству (доказательство эксперименты по изучению животных, изолированных сразу после рождения);

2. Инстинкты постоянны (сохраняются в течение долгих лет);

3. Инстинкты пластичны (меняться может структура самого инстинктивного акта под воздействием условий среды в определенных пределах, а его биологические рамки остаются постоянными);

4. Инстинкты обладают шаблонностью (это способствует устойчивости поведения животного в моменты случайных воздействий, нр, личинка осы скалии);

5. Инстинкты безошибочны (иногда за ошибки принимают поведение вызванное ошибками органов чувств);

6. Инстинкты ограничены (действуют только в узкой области и не способны справиться с элементарными явлениями за пределами этих знаний);

7. Инстинкты безличны (все особи данного вида, поставленные в одинаковые условия среды действуют тождественно).

Одной из наиболее популярных концепций (моделей), раскрывающих механизмы инстинкта - этологическая концепция Лоренца и Тинбергена (гидравлическая модель: работа инстинкта рассматривается по аналогии с гидравлической системой). Организм представляет собой целостную активную систему, накапливающую энергию и стремящуюся ее растратить. Эта энергия животного подобна резервуару с водой, которая выплескивается в канал. Однако ее выбросу препятствует пружина с пробкой, которая может быть открыта «ключем» - внешний раздражитель. В реальности, поведении животных действует сложная система внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами инстинкта являются гормональные и нейронные механизмы мотивации поведения. Они создают готовность к возникновению жизненно важных ситуаций, и животное по первому сигналу, незамедлительно может реагировать на изменения в окружающей среде (нр, все формы брачных действий животных определяются действием гормонами половых желез. Появление гормонов связано с действием внешних факторов). Внешние факторы запускают инстинктивный акт. Ими явл-ся различные признаки внешних раздражителей (цвет, форма, размер), которые словно «ключ» открывают путь инстинктивной реакции. Такие раздражители называются ключевыми стимулами или релизерами (нр, самец малиновки реагирует на красную грудь соперника). Внутренние и внешние факторы действуют совместно, дополняя друг друга.

Также еще существует модель о структуре инстинктивного акта — модель Крейга. Он выделяет 2 фазы:

- поисковая - животное активно ищет ключевые стимулы или их комбинации, чтобы перейти ко второй фазе.

- завершающая – нецеленаправленный поиск, целенаправленный поиск, опознание объекта, выжидание – ориентировочно-исследовательская активность животного. (нр, осы, которые питаются медоносными пчелами, сначала реагируют на запах пчел, а после хватают жертву).

Наши рекомендации