Основные принципы тренировки

Теоретические основы интегрального процесса подготовки квалифици­рованных гимнастов чаще всего скрыты от внешнего наблюдателя за рабо­той тренера в зале, особенно когда знакомство с гимнастикой происходит на уровне одного или нескольких занятий.

Иное дело тренер, профессионально обеспечивающий многолетнюю подготовку гимнаста от новичка до мастера. И хотя ему нет нужды постоян­но формулировать постулаты теории, принципы и правила, тем не менее, вся его ежедневная деятельность на поприще гимнастики подчинена определен­ным закономерностям, формулируемым как теоретические основы спортив­ной подготовки гимнастов.

Подготовка гимнастов — это единый процесс обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей спортсменов. Понятие «подго­товка» - собирательное, обобщающее все частные, относительно самостоя­тельные виды и формы подготовки.

Различают отдельные виды интегральной подготовки, связанные с пре­имущественным проявлением двигательной, функциональной или интеллек­туальной активности занимающихся: техническую, физическую, психичес­кую, тактическую и теоретическую. В результате целенаправленных воздей­ствий достигается определенный уровень подготовленности гимнаста.

Выделение отдельных видов подготовки оправдано не только удобством изучения и изложения, но и наличием специфического содержания каждого вида, оригинальных средств, упражнений, методов и приемов реализации.

Все виды подготовки осуществляются в процессе тренировочных заня­тий, соревнований и при проведении вспомогательных, дополнительных (внетренировочных и внесоревновательных) мероприятий.

На рис. 1 представлена схема основных видов подготовки и формы их реализации.

Спортивная цель подготовки сводится к участию в соревнованиях и срав­нению своих результатов с достижениями соперников. Основной формой подготовки гимнастов к конкретным соревнованиям и к будущим по более сложной программе является тренировка.

Понятие «тренировка» весьма емкое. В общем виде — это специализи­рованный процесс, основанный на системном применение специфических упражнений, используемых на различных этапах подготовки гимнастов. В процессе тренировки гимнасты овладевают программным материалом (объемным материалом и классификационными упражнениями), повышают уровень развития психомоторных качеств и улучшают функциональное состояние организма. В узком смысле «тренировкой» в гимнастике называется одна из форм (разновидностей) занятий.

Таким образом, под тренировкой понимается и долгосрочный процесс, и отдельные занятия.

Термин «занятие» имеет более точный смысл, так как позволяет выде­лить несколько типов специфических для гимнастики занятий, рассмотреть различные нюансы, отличающие их одно от другого.

Тем не менее, в практике широко используется понятие «тренировка» как интегрирующее для всех видов работы гимнаста. Тренировка в гимнас­тике строится на основе принципов, общих для спортивной деятельности. Раскроем особенности проявления этих принципов.

Основные принципы тренировки - student2.ru

Рис. 1. Схема видов и форм подготовки гимнастов

5.1.1. Общие и специальные принципы спортивной тренировки.В педагогической литературе слово «принцип» встречается в общем значении «основа», «исходное положение», «требование».

Принципы – это обобщённые исходные идейно-педагогические положения, определяющие поведение, деятельность людей, служащие им руководством для решения различных задач. Научные принципы базируются на объективных закономерностях, поэтому они выступают в качестве теоретического выражения совокупности определённых фактов.

Закономерности– это явления, в силу которых происходит развитие природы и общества. Они не зависят от воли людей. Закономерности можно исследовать, устанавливать, но их нельзя изменить. Ими можно лишь руководствоваться при управлении определёнными процессами, решении конкретных задач. Закономерности могут иметь различный уровень – от наиболее общих, в соответствии с которыми происходит развитие природы и общества, до частных, действующих в определённом виде деятельности, конкретном процессе.

Педагогическими принципами физической культуры и спорта называются кратко выраженные научно-методические положения, отражающие закономерности овладения двигательными навыками, развития двигательных способностей, формирования личности в процессе двигательной деятельности и построения занятий физической культурой и спортом.

Специализация – углубленное развитие определённых функций и качеств, доскональное овладение относительно узким кругом специальных знаний и навыков.

Принцип спортивной тренировки является отражением познанных закономерностей в данной сфере практической деятельности, которые должен соблюдать и которым должен руководствоваться тренер при организации и проведении тренировочных занятий и спортивных состязаний. Это знания, использу­емые в качестве регулятивной практики.

В теории спортивной тренировки используются разные принципы, которые имеют разные сферы влияния, более высокий и менее высокий уровень абстракции, отражают общие и частные закономерности подго­товки спортсменов, т.е. находятся между собой в иерархических отноше­ниях. Есть общепедагогические принципы, которые справедливы для лю­бой образовательно-воспитательной деятельности, в том числе и для спортивной тренировки как педагогически организованного процесса. Речь идет не только о дидактических принципах (сознательности и активности, наглядности, систематичности и др.), но и принципах воспитания (прин­цип всестороннего развития личности, научности, принцип связи воспи­тания с жизнью и т.п.).

Однако ими не исчерпывается вся система принципов, которыми следует руководствоваться в тренерской деятельности. Существенное зна­чение здесь имеют и принципы развития физических способностей — регулярность педагогических воздействий, прогрессирование и адаптаци­онно-адекватная предельность в наращивании эффекта педагогических воз­действий и др.

При этом следует иметь в виду, что все эти принципы по отношению к спортивной тренировке не являются специальными. Необходимость раз­работки системы специальных принципов спортивной тренировки возни­кает постольку, поскольку тренировочному процессу в спорте объективно присущи не только общие, но и свои специфические закономерности. Они определяют собой внутренне необходимые существенные связи между тренировочными воздействиями и их эффектом, между различными ком­понентами содержания спортивной тренировки, между фазами тренировочного процесса и ходом развития тренированности спортсмена (Л.П. Матвеев). К этим принципам относятся: единство углубленной специали­зации и направленности к высшим достижениям, единство общей и спе­циальной подготовки спортсмена, непрерывности тренировочного процес­са, единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам, волнообразности и вариативности динамики на­грузок, цикличности тренировочного процесса.

Наши рекомендации