Порядок предъявления изображений и примерный перечень вопросов к ним

1. Перед ребенком помещается лист1.

Инструкция 1А.«Посмотри, здесь нарисованы стол и стулья вокруг него. Пред­ставь себе, как бы сели вокруг этого стола:

а)члены твоей семьи;

б)другие близкие тебе люди;

в)твои друзья;

г) ты сам» (в том случае, если ребенок не показал свое место среди осталь­ных людей).

Для детей младшего школьного возраста возможен другой, более «закры­тый» вариант инструкции.

Инструкция 1Б. «Как бы ты сам рассадил вокруг этого стола:

а)свою семью;

б)других близких тебе людей;

в)твоих друзей;

г) где бы ты хотел сидеть сам» (в том случае, если ребенок не показал сво<
место среди остальных людей).

При этом в соответствующем разделе регистрационного бланка (с изображением листа 1) специалист отмечает место, предназначаемое тому или иному лицу, включая самого ребенка, а также порядок называния ребенком того или иного лица. В графе «Значимые лица» отмечаются взрослые/сверстники, находящиеся непосредственно рядом с ребенком на изображении. Также отмечаются ответы на дополнительные вопросы, эмоциональные или речевые ре акции ребенка, его реплики и т. п.

Примечание.Достаточно значимым является представление ребенка о родителях как о семейной паре, то есть необходимо отметить, как «расположены» мама и папа относительно друг друга (для представлений на листах 1, 2).

2. Перед ребенком помещается лист2.

Инструкция 2. «Представь себе, что у вас есть такой большой дом. В этом доме целых восемь комнат (в этот момент удобно бывает провести пальцем шп карандашом по «комнатам», а младшим детям объяснить, что мы смотрим н; дом как бы сверху). Окна этих комнат (показываются соответствующие комнаты на плане) выходят на солнечную сторону (в сад), а окна этих (показывают ся соответствующие комнаты) — в густой и темный лес.

Как бы ты поселил в этом доме:

а)членов своей семьи;

б)других близких тебе людей;

в)твоих друзей;

г) себя самого (в том случае, если ребенок не показал свое место среди остальных людей).

Где хотели бы жить в этом доме:

а)члены твоей семьи;

б)другие близкие тебе люди;

в)твои друзья;

г) ты сам» (в том случае, если ребенок не показал свое место среди остальных людей).

При этом в соответствующем разделе регистрационного бланка (с изображением листа 2) специалист отмечает место, предназначаемое тому или ином лицу, включая самого ребенка, а также порядок называния ребенком того или иного лица. В графе «Значимые лица» отмечаются взрослые/сверстники, на­ходящиеся непосредственно рядом с ребенком на изображении. Также отме­чаются ответы на дополнительные вопросы, эмоциональные и речевые реак­ции ребенка, его реплики и т. п.

Примечание.Опыт показывает, что дети чрезвычайно редко располагают родителей в одной комнате. Расположение родителей в разных комнатах (хотя и рядом) является нормативным.

3. Перед ребенком помещается лист 3.

Инструкция 3. «Здесь нарисован двор, в котором гуляют дети (в этот момент нужно объяснить, что кружки — это головы детей или взрослых, а мы смотрим «как бы сверху»). Покажи:

а)где тут находишься ты (где твоя голова);

б)кто рядом с тобой».

Далее вопросы задаются в зависимости от того, где ребенок обозначил себя. Целесообразно спросить также:

в)«где тут твоя учительница (воспитательница);

г) кто из детей находится рядом с ней;

д)кто из детей находится в самом центре (внимания);

е)где бы ты хотел находиться сам» и т. п.

При этом в соответствующем разделе регистрационного бланка (с изобра­жением листа 3) специалист отмечает место, предназначаемое тому или иному лицу, в том числе и самому ребенку, там же отмечается порядок называния того или иного лица. В графе «Значимые лица» отмечаются взрослые/сверстники, находящиеся непосредственно рядом с ребенком на изображении. Также от­мечаются ответы на дополнительные вопросы, эмоциональные и речевые ре­акции ребенка, его реплики и т. п.

4. Перед ребенком помещается лист4 (для детей дошкольного возраста лист4А).

Инструкция 4. «Посмотри, здесь нарисована дорога от остановки до школы (для листов 4А, 5А тема школы заменяется темой детского сада). Представь, что ты идешь в школу (детский сад). Покажи:

а)где тут находишься ты или где твоя голова;

б)кто рядом с тобой».

Далее вопросы задаются в зависимости от того, где ребенок обозначил себя. Целесообразно спросить также:

в)«где тут твоя учительница (воспитательница);

г) кто из детей находится рядом с ней;

д)кто из детей находится впереди всех;

е)кто самый последний;

ж)где бы ты хотел находиться» и т. п.

При этом в соответствующем разделе регистрационного бланка (с изобра­жением листа 4) специалист отмечает место, предназначаемое тому или иному лицу, в том числе самому ребенку. Там же отмечается порядок называния того или иного лица. В графе «Значимые лица» отмечаются взрослые/сверстники, находящиеся на изображении непосредственно рядом с ребенком. Также от­мечаются ответы на дополнительные вопросы, эмоциональные и речевые ре­акции ребенка, его реплики и т. п.

5. Перед ребенком помещается лист5 (для детей дошкольного возраста лист5А).

Инструкция 5. «Посмотри, а здесь, наоборот, нарисована дорога от школы до остановки. Представь, что ты идешь из школы домой после уроков» (для листов 4А, 5А тема школы также заменяется темой детского сада). Возможны моди­фикации вопросов (после праздника в школе (в детском саду), после родитель­ского собрания и т. п.).

«Покажи:

а)где тут находишься ты или где твоя голова;

б)кто рядом с тобой».

Далее вопросы задаются в зависимости оттого, где ребенок обозначил себя. Целесообразно спросить также:

в)«где тут твоя учительница (воспитательница);

г) кто из детей находится рядом с ней;

д)кто из детей находится впереди всех;

е)кто самый последний;

ж)где бы ты хотел находиться» и т. п.

При этом в соответствующем разделе регистрационного бланка (с изобра­жением листа 5) специалист отмечает место, предназначаемое тому или иному лицу, в том числе самому ребенку. Там же отмечается порядок называния того или иного лица. В графе «Значимые лица» отмечаются взрослые/сверстники, находящиеся непосредственно рядом с ребенком на изображении. Также от­мечаются ответы на дополнительные вопросы, эмоциональные и речевые ре­акции ребенка, его реплики и т. п.

6. Листы 4Аи 5Аотличаются от листа 4 и листа 5 тем, что вместо школы схематично изображен детский сад. Однако это не означает, что листы 4 и 5 не могут быть показаны детям старшего дошкольного возраста. Напротив, именно таким образом могут быть определены мотивационная сторона готовности к самому процессу посещения школы или страх перед школой. При этом можно осторожно расспросить ребенка о причинах такого ответа.

Процедура предъявления и регистрации реакций и ответов ребенка для ли­стов 4А, 5А аналогичны процедуре, описанной для листов 4, 5.

7. На листе 6не изображено ничего. При этом ребенка просят подумать и рассказать:

□ кого бы он мог здесь представить (желательно, чтобы перечень значи­мых людей не превышал 9—10 человек);

□ в какой ситуации это могло бы произойти;

□ происходило ли это на самом деле (пусть даже это очевидный вымысел);!

□ где тут сам ребенок и какую роль в ситуации он играет (в том случае если ребенок не показал свое место среди остальных людей) и т. п.

На регистрационном бланке в разделе, посвященном листу 6, фиксируется практически все, включая различные поведенческие и эмоциональные реак­ции ребенка, вегетативные проявления (покраснение или побледнение, потли­вость рук и т. п.). Процедура регистрации результатов аналогична процедуре регистрации для предыдущих листов методики.

Если ребенок очень хочет нарисовать то, что он представил, это не возбра­няется сделать на отдельном листе, при этом продукция ребенка может быть проанализирована, в том числе и в проективном ключе.

Примечание. В тех случаях, когда ответ не совсем ясен или настораживает, следует корректно расспросить ребенка, не показывая при этом своей обеспо­коенности или заинтересованности. До конца проведения работы не следует углубляться в анализ отношений с называемыми лицами, чтобы не фиксиро­вать внимание ребенка на отдельных личностях, не критиковать его высказы­вания о них.

Анализируемые показатели

□ Характеристики эмоционально-личностных отношений с другими людь­ми (матерью, отцом, обоими родителями вместе, братьями и сестрами, в том числе с учетом их возраста, бабушками и дедушками, друзьями/под­ругами, учителем/воспитателем или другими авторитетными для ребен­ка взрослыми). Данные показатели рассматриваются как в плане пред­почтения, так и отвержения оцениваемых лиц.

□ Эмоционально-личностные характеристики самого ребенка (любознательность, стремление к доминированию в группе сверстников, потребность общения с другими детьми, отгороженность от других детей или
взрослых, отвержение самого себя, стремление к уединению, социальная адекватность поведения, в том числе вынуждаемое социально одобряемое поведение).

□ Характеристики мотивационно-волевой сферы, в том числе показатели ведущей мотивации (игровой, учебной, познавательной, соревновательной).

Анализ и интерпретация результатов

Как уже подчеркивалось ранее, при использовании проективных методов предусматриваются, в первую очередь, качественный анализ и интерпретация результатов.

При анализе результатов мы получаем информацию о субъективном пред­ставлении ребенка о его отношении к членам своей семьи: матери, отцу, к роди­телям как к супружеской паре, к своим сестрам и братьям, а также субъективном представлении об отношении к прародителям — бабушкам, дедушкам, другим родственникам. При этом отмечается разница в оценке ребенком уже существу­ющих отношений с указанными людьми и желаемых ребенком отношений. Также оцениваются: представление ребенка о своем месте и роли во внутрисемейном взаимодействии, наличие эмоциональной близости с теми или иными членами семьи или желание этой эмоциональной близости, наличие внутрисемейных и межличностных конфликтов, фобий, неоправданных ожиданий.

В той же логике исследуется субъективное представление ребенка о его от­ношениях в кругу сверстников, одноклассников. Анализируются представле­ния ребенка о своей роли и месте в системе сложных межличностных отноше­ний детей, выявляются более тесные эмоциональные привязанности ребенка. Кроме этого, оценивается наличие лидерских тенденций или стремлений к доминированию и, напротив, бесконфликтность, конформность ребенка, стремление к одиночеству, наличие каких-либо фобий, а также степень удов­летворения ребенка существующим положением в системе отношений со свер­стниками.

В аналогичном ключе должны оцениваться представления ребенка об от­ношении к нему педагога, воспитателя и других значимых взрослых.

Совершенно очевидно, что при интерпретации результатов исследования психолог опирается не только и не столько на то, что отмечено на схематиче­ских изображениях, сколько на информацию, получаемую косвенно. Ведь именно по случайным репликам ребенка, его оговоркам, по изменениям выра­жения его лица, мимике и жестам в процессе работы над тем или иным изоб­ражением, по тому, как меняются его настроение, интонация, можно получить важную информацию об отношении ребенка и к самому себе, и к окружаю­щим его близким и значимым людям. Все эти особенности поведения и эмо­циональных реакций ребенка должны по возможности фиксироваться в про­цессе работы в протоколе.

По результатам выполнения методики психолог может оценить такие ха­рактеристики, как самооценка ребенка, уровень притязаний на успех или при­нятие, наличие беспокойства, тревоги, неуверенности в своих силах, а также адекватность суждений и поведения, критичность к ситуации взаимодействия с другими людьми и к собственным качествам.

Помимо этих данных при работе с методикой возможна оценка операциональных характеристик — темпа деятельности, устойчивости внимания, общего уровня психической активности ребенка.

Как и при использовании таких проективных методик, как Тест Рука, Кон­турный САТ-Н, Метаморфозы, полученные результаты могут быть оценены с точки зрения превалирующей направленности личностных реакций, а также сформированности уровневой системы базовой аффективной регуляции.

При необходимости ответы ребенка могут быть использованы для социо­метрического анализа. Характер примерного перечня вопросов позволяет ис­пользовать процедуру оценки, применяемой в классическом варианте «живой» социометрии в упрощенном варианте [34; 96; 101].

Следует также отметить, что данные, полученные при выполнении методи­ки СОМОР, хорошо коррелируют с результатами исследования Цветового Те­ста Отношений (ЦТО) для тех же значимых лиц.

Примечание. Вслучае использования психологом обеих методик для изуче­ния межличностных взаимодействий необходимо помнить, что исследование с помощью методики СОМОР следует проводить всегда перед методикой Цве­товой Тест Отношений. В процессе проведения описываемой методики спе­циалисту становятся известны как значимые взрослые, так и дети, входящие в референтную группу, что позволяет конкретизировать процедуру проведения ЦТО и получить более значимые результаты.

Наши рекомендации