Q А какого размера эти таблицы?
Дело в том, что в разные периоды времени их размер менялся. В 1950—1960-е гг. таблицы были довольно большими (60 х 60 см); их вешали на стену, а испытуемый должен был показывать числа указкой. Сейчас обычно пользуются таблицами размером 20 х 20 см. (Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы, 2010), и испытуемый показывает числа тупым концом ручки или карандаша.
q По каким признакам мы сможем судить о нарушениях внимания?
По поведению больного и по характеру временных показателей его деятельности. Например, колебания внимания отчетливо выражаются в том, что время, которое тратится на поиски разных пятерок чисел, очень значительно варьирует. Испытуемый работает то быстро, то медленно. Наблюдая за его деятельностью, мы отчетливо видим, что он как бы «теряет» некоторые числа, будучи не в состоянии их отыскать. При грубых нарушениях внимания испытуемый вообще может пропускать числа и не замечать этого.
q Два попутных вопроса. Первый: о чем свидетельствует невозможность ускорения работы по просьбе психолога? Второй: есть ли данные о том, с какой скоростью выполняют эту пробу психически здоровые испытуемые?
Невозможность произвольного ускорения отыскивания чисел на таблицах Шульте может объясняться двумя основными причинами. Первая: у больного реально имеет место значительное замедление темпа деятельности (например, это бывает при поражениях подкорковых структур головного мозга), и он просто не в состоянии быстро выполнять задание. Вторая: снижение регулирующей функции речи и дефицит адекватной мотивации. Таким образом, этот симптом связан с нарушениями либо энергетического обеспечения психической деятельности, либо ее регуляторных составляющих.
Теперь постараемся ответить на ваш второй вопрос. Поданным, приводимым С.Я. Рубинштейн, психически здоровые молодые люди тратят на поиск чисел в одной таблице от 30 до 50 секунд; в среднем около 40 секунд (Рубинштейн, 1998). По нашим наблюдениям, здоровые испытуемые молодого и юношеского возраста выполняют одну таблицу за 30—35 секунд; испытуемые пожилого возраста — за 45-50 секунд. К сожалению, пока сегодня нормативные показатели по этой методике носят неполный, фрагментарный характер.
Q Расскажите, пожалуйста, о методиках «Счет по Крепелину» и «Корректурная проба».
В «Счете по Крепелину» испытуемый должен складывать пары цифр и записывать результат (либо полностью, либо только последнюю цифру). На стандартном бланке расположено 8— 10 рядов таких пар; в каждом ряду по 20-22 пары цифр (Рубинштейн, 1998). Экспериментатор фиксирует, сколько примеров ряда испытуемый решил за 15 секунд, затем останавливает его и просит решать примеры в следующем ряду. Так повторяется несколько раз. Эта методика позволяет судить о темпе психической деятельности, колебаниях внимания, переключаемости и т.п.
В «Корректурной пробе» задача испытуемого состоит в том, чтобы отыскивать среди расположенных в случайном порядке букв определенную букву и зачеркивать ее. В сенсибилизированном варианте задания нужно зачеркивать две буквы. Стимульный материал к этому заданию представляет собой лист формата А4, на котором напечатано 40 рядов букв (по 40 букв в каждом ряду). Экспериментатор фиксирует временные параметры деятельности и ошибки (в основном это пропуски или зачеркивание лишних букв), наглядно свидетельствующие о состоянии функции внимания.
Завершая разговор об этих методиках, скажем, что, по нашим наблюдениям, в нейропсихологическое обследование чаще всего включается отыскивание чисел на таблицах Шульте.
Q Почему?
Это должно быть понятно, если обратить внимание на характеристику стимульного материала, который используется в описанных методиках. Даже в современном более компактном варианте таблиц Шульте числа довольно крупные по размеру (24-26 кегль). В «Корректурной пробе» и в «Счете по Крепелину» цифры и буквы мелкие, их очень много. Восприятие таких стимулов для больных с мозговыми дисфункциями само по себе затруднительно.
q Понятно. Мы говорили о методиках исследования модально-неспецифических форм внимания. Логично предположить, что существуют и модально-специфические формы. Кстати, ведь упомянутые таблицы Шульте, по сути, исследуют зрительное внимание?
Вы правы. Во-первых, модально-специфические формы внимания, обеспечиваемые работой второго структурно-функционального блока мозга, реально существуют. Фактически это трудности осознания стимулов какой-либо одной модальности в определенных (экспериментально созданных или поведенческих) ситуациях. Во-вторых, модально-неспецифические нарушения внимания, о которых мы говорили выше, проявляются при выполнении самых разных заданий при работе с материалом разных сенсорных модальностей, а не только при поиске чисел в таблицах Шульте.
q А какие методики используются для диагностики модально-специфических форм внимания?
Отметим для начала, что мы уже рассматривали ряд подобных методических приемов в главах, посвященных исследованию зрительного, слухового, тактильного восприятия, произвольных движений.
Симптомы зрительного невнимания можно обнаружить при одновременном предъявлении больному нескольких стимулов, расположенных и в левой, и в правой половинах пространства, а также при восприятии сюжетных картинок с большим количеством персонажей и объектов. Дефицит зрительного внимания часто носит унилатеральный характер.