Объективный характер трудностей ребенка в начале обучения в школе

Независимо от того, сколько усилий и времени тратится на обеспечение готовности детей к обучению в школе еще в дошкольном возрасте, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети (адаптация). Наиболее часто наблюдается три типа трудностей.
Первый из них связан с особенностями нового школьного режима (надо вовремя проснуться, нельзя пропускать занятия, на всех уроках требуется сидеть спокойно, домашние задания необходимо выполнять своевременно и т.д.). Без должных привычек у ребенка появляется чрезмерная усталость, срывы в учебной работе, пропуск режимных моментов. Большинство семилетних детей с психофизиологической стороны подготовлены к формированию соответствующих привычек. Необходимо только, чтобы учитель и родители понятно и четко выражали новые требования к жизни ребенка постоянно контролировали их выполнение, принимали меры поощрения и наказания с учетом индивидуальных особенностей детей.
Второй тип трудностей, которые испытывают первоклассники, проистекает из характера взаимоотношений с учителем, с товарищами по классу, в семье. При всей возможной приветливости и доброте к детям учитель все-таки выступает как авторитетный и строгий наставник, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Он постоянно оценивает работу детей. Его позиция такова, что ребенок не может не испытывать некоторой робости перед ним. Вследствие этого одни дети становятся чрезмерно скованными, а другие - развинченными (дома же они могут быть совсем другими). Нередко первоклассник теряется в новом окружении, не может сразу познакомиться с другими детьми, чувствует себя в одиночестве.
Опытный учитель предъявляет одинаковые требования ко всем детям, но внимательно наблюдает за индивидуальными особенностями выполнения этих требований разными детьми. Это помогает заглянуть за внешний фасад их поведения и понять их подлинные психологические качества. Лишь на основе такого специального изучения детей можно выбирать тот или иной конкретный способ воздействия на них, цель которого состоит в том, чтобы воспитать у всех первоклассников привычку спокойного, выдержанного поведения на уроках, соблюдения общего темпа учебных занятий, деловитости при ответах на замечания учителя. В конечном счете все это сводится к воспитанию доверия к учителю и его действиям.

С поступлением в школу меняется положение ребенка в семье. У него появляются новые обязанности и новые права (например, школьнику нужно отвести особое место и время для домашних занятий, нужно считаться с режимом его дня).

Третий тип трудностей многие первоклассники начинают испытывать в середине учебного года. Самым распространенным явлением отрицательного характера в это время является пресыщение занятиями, быстро наступающее у многих детей. Внешне оно обычно проявляется в невозможности сохранять на должной высоте первоначальный естественный интерес к школе и к учебным предметам. Для того, чтобы этого не происходило, необходимо включать в действие дополнительные стимулы учебной деятельности. Применительно к детям данного возраста такие стимулы могут быть моральными или материальными. К числу моральных относятся: одобрение, похвала, постановка ребенка в пример другим детям. Важно внимательно наблюдая за поведением ребенка вовремя заметить, на что лучше всего он реагирует, и чаще обращаться к формам морального поощрения, связанным с этим. На первых порах обучения в школе желательно исключить или сводить к минимуму какие-либо наказания за плохую учебу.

Что же касается материальных поощрений за успехи, то они, как показывает практика, педагогически и психологически малорезультативны и действуют в основном ситуативно. Их можно применять, но нельзя ими злоупотреблять. При этом обязательно сочетание материальных с моральными способами стимулирования учения ребенка.

Особую трудность для детей 6-7 возраста начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во врем урока, не разговаривая, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях от него требуют проявления необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как например, при рисовании и обучении письму. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени.

Все дети испытываюттрудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Онинапряжены психологически — эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе,вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически — новый режим ломает прежние стереотипы. Это приводит к тому, что даже у хорошо воспитанного ребенка, который умеет соблюдать правила и живет в условиях твердого режима, изменяется поведение, ухудшается качество сна. Некоторые дети реагируют чрезвычайно остро на новую ситуацию своей жизни. У них серьезно нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья, появляется возбудимость, раздражительность.

Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению. Утомление — состояние, характеризующееся снижением работоспособности. Ослабленные физически и психически дети быстрее утомляются. Такие дети часто болеют, капризничают и нервничают. Недомогание проявляется в постоянной раздражительности, в слезах по самому незначительному поводу.

Психологическая напряженность проходит через полтора-два месяца. Если взрослый спокойно и планомерно осуществляет режимные моменты, ребенок усваивает обязательные правила режима и его напряженность падает. Режим и снятие психического напряжения стабилизируют и физическое самочувствие ребенка.

Подростковый возраст

Кризис подросткового возраста

Хронологически подростковый возраст определя­ется от 10-11 до 14-15 лет. Основной особенностью это­го возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Кризис этот характеризуется перепада­ми настроения без достаточных причин, повышен­ной чувствительностью к оценке посторонними внешности, способностей, умений. При этом внешне подростки выглядят самоуверенными, безапелляци­онными в суждениях. Сентиментальность порой уживается с черствостью, а болезненная застенчи­вость — с развязностью, показной независимостью, неприятием авторитетов и общепринятых правил, обожанием случайных кумиров.

Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и от­ветственной взрослости. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом. Подросток занимает промежу­точное положение между детством и взрослостью. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста Стенли Холл, он указал на противоречивость поведения подростка, и ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С.Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.

Как указывает В.И.Слободчиков, основания для такого объяснения очевидны. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка.

Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное фи­зическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).

Изменение роста и веса сопровождается измене­нием пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги – и в последнюю очередь ту­ловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это при­водит к некоторой непропорциональности тела, подро­стковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

В связи с быстрым развитием возникают трудно­сти в функционировании сердца, легких, кровоснабже­нии головного мозга. Поэтому для подростков харак­терно: изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная бу­ря, формируется образ физического Я, пе­реживания по поводу внешности, чувство неполноценности, замкнутость, неврозы, неуравновешенность. Эмоцио­нальную нестабильность усиливает сексуальное возбу­ждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими.

Для возникновения подросткового кризиса существуют как внутренние (биологические и психологические) предпосылки, так и внешние.

К внешним относятся:

1. Изменение характера учебной деятельности:

а) многопредметность,

б) содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук,

в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.

2. Отсутствие единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения-ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых.

3. Введение общественно-полезного труда в школьное обучение приводит к появлению у подростка переживаниясебя как участника общественно-трудовой деятельности.

4. Появление новых требований в семье — реальной помощи по хозяйству, ответственности.

5. Изменение положения ребенка в семье — с ним начинают советоваться. Расширение социальных связей подростка — предоставляется возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива.

Так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности, меланхолия и т. д. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он испытывает чувство любви, мечтает и т. д. (Игорь Семенович Кон).

Л.С.Выготский выделяет четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами:

· “эгоцентрическая доминанта” — интерес подростка к собственной личности;

· “доминанта дали” — установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;

· “доминанта усилия” — интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте;

· “доминанта романтики” — интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Ведущая деятельность в подростковом возрасте

Ведущей деятельностью подростка является об­щение со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка яв­ляется стремление найти свое место среди сверстников. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Под­росток максимально подвержен влиянию группы, ее ценно­стей; у него возникает большое беспокойство, если подвер­гается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к са­моутверждению.

Психологи считают, что общение включает 2 про­тиворечивых потребности: потребность в принадлежно­сти к группе и в обособленности (появляется свой внут­ренний мир, подросток испытывает потребность остать­ся наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подрост­ковых групп является конформность - склонность че­ловека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют со­циальной мимикрией.

Учебная деятельность и познавательное развитие подростков

В интеллектуальной сфере происходят качествен­ные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в ин­теллектуальной сфере приводят к расширению способ­ности самостоятельно справляться со школьной про­граммой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

Особенности личности подростков

Центральное новообразование подростничества - «чувство взрослости» - отношение подростка к се­бе как к взрослому. Чувство взрослости, являясь особой формой самосознания, не жестко связано с процессом полового созревания. Можно сказать, что половое созревание не становится основным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым человеком и требует от окружающих признания этого факта. Как проявляется чувство взрослости подростка? Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на кон­фликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятель­ности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нор­мами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписываю­щий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

Т.С.Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:

- подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);

- ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков – «настоящего мужчины» - силу, смелость, волю и т.д.);

- взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях);

- интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков).

Механизм психологической защиты - социальная мимикрия - желание слиться с группой, ничем не выде­ляться, отвечает потребности в эмоциональной безопас­ности. С другой стороны подростки стремятся выде­литься из группы любой ценой. В этом - противоречивость этого возраста. Она также проявляется в следую­щем:

- стремление быть признанным, уважаемым сочетается с показной независимостью, бравиро­ванием недостатками;

- сентиментальность - с черствостью;

- застенчивость - с развязностью;

- чувственное фантазирование - с сухим мудр­ствованием;

- желание иметь верного друга – с частой их сменой.

С противоречивостью подростков, с их склонно­стью впадать в крайности, связано появление подрост­ковых проблем. Это ранняя алкоголизация, токсикома­ния, наркомания, девиантное, делинквентное поведение, суицид, побеги из дома. Причины:

- изолированность,

- отсутствие понимания,

- желание утвердиться, выделиться,

- встреча с асоциальной группой, более опыт­ным сверстником,

- протест против норм и правил (панки; рокеры; скины и т.д.)

Развитие самосознания. Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чув-во взрослости и «Я-концепция». К концу подросткового возраста формируется «Я-концепця» - система внут­ренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Я-концепция включает Я-физическое - представ­ления о привлекательности, уме, способностях, характе­ре –это и есть Я-реальное и Я-идеальное.

Я-идеальное отличается от Я-реального, и, если разрыв между ними значителен, то у подростка наблюдается неуверенность в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямству и агрессивности. Может возникнуть чувство неполноценности. Если Я идеальное представляется достижимым, то оно побуждает к самовоспитанию. Некоторые подростки разрабатывают целые программы самосовершенствования.

Акцентуации характера.

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляет­ся в возбудимости, частой смене настроения, неуравно­вешенности. Характер многих подростков становится акцентуированным - крайний вариант нормы. Понятие «акцентуация характера» введено Карлом Леонгардом, как чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуация характера отличается от последних отсутствием проявления свойственной психопатии триады признаков: стабильности характера во времени, тональности его проявлений во всех ситуациях, социогенной дезадаптации. «Заострение» может проявляться в поведении, мышлении, речи, общении и т.д.

Учение об акцентуации характера подростка разрабатывается школой А.Е.Личко, который под акцентуацией характера подростка понимает крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, а другие – ослаблены и являются наиболее уязвимыми к воздействию психогенных факторов.

Обычно акцентуации развиваются в период ста­новления характера и сглаживаются с взрослением. Особенности характера при акцентуациях могут прояв­ляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. У подростка от типа акцентуации характера зависит многое: само прохождение пубертатного кризиса, проявление острых аффективных реакций, неврозов, общий фон поведения.

Существует две классификации типов акцентуа­ций – первая предложена Карлом Леонгардом (1968), а вто­рая Андреем Евгеньевичем Личко (1977).

Типы акцентуаций (Личко):

1. Гипертимный сверхактивный (отличает большая подвижность, общительность, чрезмерная самостоятельность);

2. Циклоидный (характерно чередование повышенного и пониженного настроения (1-2 недели));

3. Лабильный (крайняя изменчивость настроения);

4. Астено-невротический (повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии (фиксации на своем здоровье));

5. Сензитивный (чрезвычайная впечатлительность, чувство собственной неполноценности);

6. Психастенический тип (нерешительность, тревожная мнительность, тревога за свое будущее);

7. Шизоидный (замкнутость, отгороженность от сверстников);

8. Эпилептоидный (склонность к состоянию злобнотоскливого настроения);

9. Истероидный (эгоцентризм, демонстративный тип поведения, лживость);

10. Неустойчивый (повышенная тяга к удовольствиям, лень, слабость воли);

11. Конформный (чрезмерное подчинение мнению близких людей);

Развитие высших психических функций

Мышление. Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток при­обретает взрослую логику мышления.

Восприятие становится избирательным, целена­правленным, аналитическим.

Внимание становится более устойчивым, интен­сивным, произвольным. Увеличивается объем, улучша­ется распределение и переключение внимания.

Память приобретает опосредованный логический характер, произвольный характер, переход к смыслово­му запоминанию.

Воображение превращается во внутреннюю дея­тельность, подросток строит свой воображаемый мир отношений с людьми.

Подростковые реакции.

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых (стремление освободиться от опеки и контроля старших), а также в разнообразных увлечениях – не учебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях».

Подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период.

Типичные личностные реакции:

- активный протест (оппозиция)

- стремление подражать определенному образу, кумиру (имитация)

- добиться успеха там, где не чувствуешь себя уверенно (гиперкомпенсация)

- стремление освободиться от опеки и контроля старших (эмансипация)

- группирование со сверстниками (группирование)

- реакция, связанная с половым влечением.

Эти особенности подростка являются нормальными, но при неблагоприятных условиях могут перерастать в патологические и вести к разным формам отклоняющегося поведения:

- различные проступки (брань, хулиганства, кражи)

- побеги из дома, бродяжничество

- пьянство, наркомания, ранняя сексуальная жизнь

- суицидальные поступки и другие аномалии, личные расстройства.

Увлечения. Интеллектуально-эстетические, связаны с глубоким интересом к любимому занятию – истории, радиотехнике, музыке, рисованию, разведению цветов и т.д. На интеллектуально-эстетические увлечения внешне похожи так называемые эгоцентрические. Изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модным видом спорта, и т.п. – любое дело становится всего лишь средством демонстрации своих успехов. Подростки, имеющие такого рода увлечения, стараются привлечь к себе внимание оригинальностью своих занятий, выделиться, возвыситься в глазах окружающих. Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость. Накопительные увлечения – это прежде всего коллекционирование во всех его видах.

Еще одна значимая сфера отношений подростков – это отношения со взрослыми, прежде всего с родителями. Влияние родителей уже ограничено – ими не охватываются все сферы жизни, как это было в мл.шк.возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей. В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль м.б. принципиально различным. Крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток предоставлен самому себе, является безнадзорным.

Помимо контроля в семейных отношениях важны ожидания родителей, забота о ребенке, последовательность или непоследовательность требований, ему предъявляемых, и конечно, эмоциональная основа этих отношений – любовь и принятие ребенка.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами пре­доставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать дру­гое. Формирование взрослости при таких отношениях про­ходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспре­кословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замы­каются, и их общение с родителями нарушается. Часть под­ростков идетна конфликт (например, мальчик, отстаивая свои права на самостоетельность, может в отсутствие род­ственников врезать замок в дверь своей комнаты). Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менеесамостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверстники, пользующиеся большей свободой.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подростку. Такие отношений иногда называют «воспитанием по типу Золушки». Здесь неизбежна полная потеря контактa. Более тяжелый случай — равнодушные и жестокие родители. Дети из такиx семей редко относятся к людям с довернем, испытывают труд­ности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют силь­ную потребность в любви. По имеющимся данным, боль­шинство малолетних преступников и юных бродяг, перио­дически сбегающих из дома, пережили жестокое обраще­ние в семье.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля гипоопека — тоже неблагоприят­ныйвариант семейных отношений. Подросткам позволяет­ся делать все, что им вздyмaется, их делами никто не инте­ресуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родите­лей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родительской опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Что касается неконтролируемого поведения детей, то оно становится непредсказуемым, зависимым от других, внешних влияний. Если ребенок попадает в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.

Родительская любовь – совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка.

Гиперопека - излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, одни воспитывающие своих детей и видящие в этом единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих и подростка и его мамы.

Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые подросток не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ребенок, как единственный близкий для матери человек должен посвятить ей все свое свободное время; сын неудачника-отца должен идти его путем и реализовать мечты 20-летней давности. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывается повышенная моральная ответственность, может начаться невроз.

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания. Эти переживания могут быть смягчены и даже совершенно изжиты: разрыв с другом или конфликт в классе м.б. компенсирован общением с родителями или любимым учителем; отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения.

Юность (15-21)

Ученые дают разные возрастные рамки этого периода. И.Ю.Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16-17 лет), юность – от 17 до 20-23 лет. В.С.Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (от 15-16 до 21-25 лет).

Юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии.

Социальная ситуация развития в юности.

Характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей (Игорь Семенович Кон). Происходит активное взаимодействие с значимыми взрослыми, родителями. Общение - интимно-личностное, развиваются дружеские отношения, любовь. Устанавливается идентичность (психологическая тождественность, ядро личности), в частности эгоидентичность – это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я (собственная уникальность).

Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни. В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев кризис юности связывают со становлением авторства в собственной жизни (17-21 год), со вступлением в самостоятельную жизнь. Кризис проявляется в крушении жизненных планов (не поступил в вуз), в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей- перед армией. Высокая тревожность на этом фоне, выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как головные боли, обострение гастрита или другого хронического заболевания.

Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к развитию негативных явлений, например, наркомании, алкоголизму.

Юность, по мнению В.И.Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации (процесс превращения человека в личность). «Главные новообразования юношеского возраста – саморефлексия (процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний), осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, профессиональное самоопределение, постепенное врастание в различные сферы жизни.

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с само­определением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

Вместе с тем, определённая часть юношей и девушек начинают самостоятельную трудовую деятель­ность.

Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, формируется абстрактно-логическое (понятия) мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, грубости.

Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, определенная возрастная интровертированность. Но это не есть думы и размышления только о себе. Это, как правило, мысли обо всем, о людях, о мире, о философских, бытовых и других проблемах.

Юноши независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нормам морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости, дифференциации и стабильности при, разумеется, выраженных индивидуальных различиях в содержании тех нравственных норм, которых они придерживаются. Мораль — исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, которые определяют его отношение к обществу, труду, людям.

Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется, как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль. Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека действовать согласно своей совести — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида.

Формирование мировоззрения в ранней юности

Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, как отмечает Е.Е.Сапогова, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смы

Наши рекомендации