Приложение 5. Пример тренинговой программы

Тренинг сензитивности. Программа и методические указания

Авторы-составители:

Андреева О.С., к.пс.н., ст.преп. кафедры общ. и соц. психологии ТюмГУ

Дубровина О.И., ст.преп. кафедры общ. и соц. психологии ТюмГУ

Лёвкин В.Е., к.филос.н., доц. кафедры общ. и соц. психологии ТюмГУ

Введение

Настоящий тренинг предназначен для формирования одного из самых необходимых профессионально важных качеств психолога – сензитивности, которая, в свою очередь, является условием эффективного взаимодействия психолог – клиент и психолог – группа.

Тренинг сензитивности предназначен для студентов психологических факультетов 1-3 курсов и может проводиться на группах, прошедших общий психологический тренинг (СПТ).

Тренинг сензитивности относится преимущественно к групповым формам работы, хотя некоторые его элементы могут быть использованы и индивидуально.

Называется множество различных целей, которые могут достигаться в группах тренинга сензитивности. Среди прочих чаще звучат:

1. Повышение самопонимания и понимания других.

2. Чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры.

3. Развитие ряда поведенческих навыков.[9]

Кроме того, отечественные авторы выделяют как цели тренинга обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от партнеров (интонация голоса, выражение лица, поза тела и другие контекстуальные факторы, дополняющие слова).

Большинство зарубежных авторов видят основную цель сензитивного тренинга в развитии и совершенствовании способности человека понимать других людей. Эти цели могут быть сформулированы следующим образом:

1. Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы.

2. Осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания.

3. Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.[10]

На основе указанных теоретических подходов нами была разработана авторская программа тренинга сензитивности.

Цели и задачи тренинга сензитивности

Цель тренинга

Учебная и методологическая – дать развернутое представление об основных понятиях и функциях тренинга сензитивности, о круге решаемых средствами данного тренинга проблем, о возможностях и ограничениях данного тренинга в развитии личности.

Практическая – развитие сензитивности, направленной на себя, партнера по общению и группу в целом.

Задачи тренинга сензитивности

1. Расширение поля рефлексии и интерпретации невербальных личных и групповых проявлений.

2. Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы.

3. Помодальностная проработка возможностей восприятия и понижение его порогов.

4. Формирование навыков произвольного контроля "уровня чувствительности".

5. Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.

Основной сферой воздействия на тренинге выступает поведенческая.

Тематический план тренинга

№ п/п Темы занятий Количество часов
1. Знакомство и включение участников в тренинговую работу.  
2. Осознание собственных индивидуальных особенностей восприятия.
3. Развитие визуальной, аудиальной и кинестетической модальности.  
4. Развитие интроверсивной сензитивности.  
5. Развитие экстраверсивной сензитивности в партнерском взаимодействии.    
6. Развитие экстраверсивной сензитивности в групповом взаимодействии. Подведение итогов работы группы.  
  Всего

Содержание программы и методические указания к тренинговым занятиям

Общая схема проведения тренинга

Тренинг рассчитан на 30 академических часов.

Режим работы группы – 6 занятий по 5 акад. часов. Занятия распределяются в течение двух недель.

Количество участников в группе – 12-14 человек.

Каждое занятие включает:

- разминочную часть, направленную на подготовку группы к работе и включение участников в тренинговую реальность;

- основную часть, непосредственно направленную на реализацию поставленных задач;

- завершающую часть, направленную на снятие эмоционального напряжения;

- домашние задания, направленные на отработку и закрепление полученных навыков.

Необходимые материалы

- Шарики теннисные (6 шт.);

- листы с двумя столбиками цифр (или букв), от двухзначных до пятнадцатизначных, и картонки к ним;

- листы, заполненные различными геометрическими фигурами разных цветов и размеров (при этом одинаковые по форме и размеру);

- лоскуты ткани;

- мелкие предметы:

- повязки на глаза;

- краски и кисточки.

Наши рекомендации