Деятельность социального педагога в учреждениях социальной защиты населения

Социальный педагог в учреждениях системы социальной

Защиты населения

В России действуют множество разнообразных социальных уч­реждений для детей и подростков. Это специализированные соци­ально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи, центры комплексной социальной помощи, социальные приюты и др. В штате этих учреждений имеются социальные педагоги.

В частности, центры социальной помощи семьям и детям создаются в целях оказания поддержки тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Они осуществляют мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей; в их задачу входят также выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддерж­ке; определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психо­логических, социально-педагогических и иных социальных услуг; социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социаль­ной помощи, реабилитации и поддержке; социальная реабилита­ция детей с ограниченными умственными и физическими воз­можностями; оказание помощи гражданам, перенесшим психо­физическое насилие; участие в работе по профилактике безнад­зорности несовершеннолетних, защите их прав и др.

В структуре центров для детей и подростков имеются стацио­нарное отделение и отделение дневного пребывания, где прово­дится лечебно-профилактическая, противоэпидемическая, обра­зовательная работа. В штате таких учреждений предусмотрена дея­тельность социального педагога. Например, в консультативном от­делении, где даются консультации по вопросам социального об­служивания граждан, осуществляется содействие в решении пра­вовых вопросов, оказание психологической помощи, предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройству [21, с. 56].

Работает социальный педагог и в отделении психолого-педаго­гической помощи, деятельность которого включает в себя по­мощь в воспитании детей, обучении их и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоро­вья, в успешном решении семейных конфликтов и иных вопро­сов, патронат семей, имеющих неблагоприятные психологичес­кие и социально-педагогические условия, психологическое об­следование личности граждан, анализ поведения клиента, тести­рование для определения оптимального варианта психолого-пе­дагогической помощи; психологическую коррекцию нарушении общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подрост­ками; изучение склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе и т.д.

В отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями социальный педагог осуществляет психосоциальную, социально-педагогическую, социально-бытовую, социально-трудовую реабилитацию в условиях дневного пребывания несовершеннолетних с отклоне­ниями в физическом и умственном развитии, а также обучение родителей особенностям их воспитания и методикам реабилита­ции. Одной из функций социального педагога является организа­ция досуга и внешкольного образования в зависимости от возра­ста ребенка и состояния его здоровья, проведение профориента­ции и т.д. [2, с. 89].

Отделение дневного пребывания несовершеннолетних реали­зует программы социальной реабилитации в полустационарных условиях. Здесь социальные педагоги проводят учебные занятия, организуют досуг и кружковую работу.

В стационарном отделении в режиме круглосуточного пребы­вания в центре социальный педагог участвует в обеспечении жиз­недеятельности несовершеннолетних, включает их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также в процесс самообслуживания. Здесь создаются условия жиз­ни, приближенные к домашним, рассчитанные на социальную реабилитацию несовершеннолетних с девиантным поведением; выделяются специальные помещения для сна, питания, досуга и труда, оказания медицинской и психологической помощи.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних яв­ляется специализированным учреждением в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Россий­ской Федерации или органов местного самоуправления. Он зани­мается профилактикой безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитацией несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, взаимодействует с органами и Учреждениями образования, здравоохранения и другими организациями. В структуре центра имеются приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная вос­питательная группа, отделения диагностики и социальной реаби­литации, социально-правовой помощи, перевозки несовершен­нолетних и др.

Центр обеспечивает временное проживание несовершеннолет­них, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; принимает уча­стие в выявлении и устранении причин и условий, способствую­щих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; по­могает в восстановлении социального статуса несовершеннолет­них в коллективах сверстников по месту учебы, работы, житель­ства, содействует возвращению несовершеннолетних в семью; ока­зывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в лик­видации трудной жизненной ситуации; разрабатывает и реализу­ет программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспе­чивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует их медицинское обслуживание и обучение, содейству­ет профориентации и получению ими специальности; помогает органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолет­них, оставшихся без попечения родителей, и т.д.

В социально-реабилитационный центр круглосуточно прини­маются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратив­шиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей) независимо от места жительства и со­держатся на полном государственном обеспечении.

Еще одним широко распространенным типом социальной за­щиты детей является социальный приют, который создается в си­стеме социальных служб органов социальной защиты населе­ния.

Основное назначение этого учреждения — оказывать соци­альную помощь беспризорным детям и подросткам, организовы­вать их временное проживание, правовую и медико-психологи­ческую помощь, дальнейшее трудоустройство.

Приют осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуж­дающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивает вре­менное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в труд­ной жизненной ситуации; оказывает социальную, психологиче­скую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям в лик­видации трудной жизненной ситуации, восстановлении социаль­ного статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, жительства, содействует возвращению их в семьи; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершенно­летних; организует медицинское обслуживание и обучение несо­вершеннолетних, находящихся в приюте; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, остав­шихся без попечения родителей, и т.д.

Работники приюта имеют специальное образование или соот­ветствующую подготовку. Социальный педагог выполняет широ­кий круг обязанностей: собирает информацию о социальном ста­тусе ребенка; ведет документацию на каждого несовершеннолет­него; готовит документы на усыновление, взятие под опеку или перевод ребенка в другое учреждение; выполняет функции педа­гога-воспитателя в случае отсутствия его в штатном расписании социального приюта и т.д.

Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляют временное содержание несовершеннолетних и со­действуют их дальнейшему устройству. Они взаимодействуют с органами и учреждениями образова­ния, здравоохранения, внутренних дел, общественными и други­ми организациями.

Активно развиваются социальные службы для детей и молодежи. Как правило, они создаются на межведомственной основе с при­влечением специалистов и органов управления образованием. К таким службам относят: подростково-молодежные клубы; социально-досуговые центры детей и молодежи; центры по работе с детьми, подростками и молодежью; молодежные биржи труда; центр по профориентации и трудоустройству молодежи; центры развития физической культуры детей и молодежи и многие дру­гие учреждения, предоставляющие социальные услуги для несо­вершеннолетних.

Эти службы консультируют детей и молодежь по важнейшим проблемам их жизнедеятельности; выявляют проблемы и кризис­ные ситуации, приведшие к дезадаптированному состоянию мо­лодых граждан, разрабатывают пути их устранения; создают сеть молодежных и детских досуговых центров и обеспечивают их дея­тельность.

В настоящее время нужда в специализированных учреждениях для несовершеннолетних растет, увеличивается и потребность в квалифицированных социальных педагогах, которые могут обес­печить их эффективную деятельность.

2.2. Опыт внедрения инновационных технологий в МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершенно­летних» «Остров Надежды»»

В курсовой работе мы представляем опыт работы социальных педагогов в МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершенно­летних»«Остров Надежды»» г. Дмитрова Московской области.

Участковая социальная служба в МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Остров Надежды» функционирует на базе отделения социально-педагогической помощи на основе преемственности и взаимосвязи с территориальными органами и учреждениями социальной защиты населения, образования, Управления по делам молодежи, отделени­ем по делам несовершеннолетних УВД, лечебно-профилактическими учреждениями, комиссией по делам несовер­шеннолетних, общественными и др. организациями.

Цель работы Центра:

· защищать права детей Дмитровского района через под­держку семей с целью обеспечения адекватной заботы о детях в се­мье: дать возможность детям воспитываться в семье;

· предотвратить попадание детей из семей группы риска в социальные учреждения или под опеку вне их собственной семьи;

· поддерживать детей, возвращающихся из социального уч­реждения в семью, и помочь им адаптироваться как можно быстрее.

Задачи Центра:

· оказание комплексной социальной помощи и поддержки семье;

· поддержка родителей и семей в выявлении их потенци­альных ресурсов;

· предотвращение попадания детей из семей группы риска в социальные учреждения;

· поддержка детей, возвратившихся из социальных учреж­дений.

Основные направления деятельности:

· Оказание социальной помощи семье по ликвидации трудной жизненной ситуации.

· Социальный патронаж семей, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в социальной поддержке.

· Работа с несовершеннолетними по предотвращению кризисной ситуации посредством индивидуальных консультаций, и индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей деятель­ности.

· Работа по формированию здорового образа жизни и се­мейных форм воспитания.

· Внедрение новейших социальных технологий.

· Повышение педагогической культуры родителей.

· Профилактическая работа по предупреждению семейно­го неблагополучия и детской безнадзорности.

Виды услуг, которые оказывают социальные работники участковой социальной службы:

· Психолого-педагогическая работа с семьёй:

1. Психологическая поддержка (беседы с целью успокоить, вывес­ти из депрессии, поднять настроение, психологическое консуль­тирование по вопросам внутрисемейных отношений и потреб­ностей ребёнка).

2. Обучение родителей навыкам ухода за ребёнком. Вовлечение родителей в группы взаимопомощи. Посредничество в конфликте (внутри семьи или с окружением).

· Социально-правовая помощь:

1. Посредничество при трудоустройстве родителей.

2. Помощь в оформлении отсутствующих документов.

3. Содействие в оформлении государственных пособий, пенсий, субсидий.

· Содействие обучению и развитию ребёнка:

1. Устройство ребёнка в детский сад.

2. Устройство ребёнка на профессиональное обучение.

3. Устройство ребёнка на реабилитационные мероприятия.

4. Устройство ребёнка в клуб, кружок, секцию, дополнительное обучение.

· Содействие защите здоровья и оздоровления ребёнка:

1. Устройство ребёнка на оздоровление.

2. Организация для ребёнка медицинского обследования или ухо­да.

3. Покупка специального оборудования для ухода за ребёнком с особыми потребностями.

4. Покупка лекарств для ребёнка.

· Сотрудничество с организациями, которые связаны с защитой интересов ребёнка:

1. Представление интересов ребенка перед администрацией шко­лы, контроль за посещаемостью занятий ребёнком.

2. Представление интересов ребенка перед органами государст­венной и местной власти.

3. Привлечение участкового инспектора милиции с целью прекра­щения пьянства и насилия в семье.

4. Представление интересов ребёнка перед органами опеки и попе­чительства (переписка с ними, информирование о состоянии ре­бёнка, участие в совещаниях).

5. Организация юридических консультаций по защите имущест­венных прав ребёнка.

6. Привлечение религиозных организаций к помощи семье.

7. Содействие восстановлению контактов между родителя­ми и детьми, которые находятся в интернатных учреждениях.

· Вовлечение родственников и других лиц в заботу о ре­бёнке:

1. Помощь в оформлении опеки родственнику ребёнка.

2. Вовлечение других родственников (кроме родителей).

3. Содействие устройству на воспитание в приёмную семью.

Успех любой работы зависит, помимо прочего, и от органи­зации контроля, от грамотного анализа результатов и «работы над ошибками».

За сравнительно небольшой срок в центре удалось сформировать па­кет документов, которые отражают как этапы образования службы, так и непосредственную работу социальных педагогов с семьей и конкретным ребенком.

Первое, над чем начали работать - дого­ворились на своем уровне о так называемом глоссарии, то есть оди­наковом понятийном употреблении терминов, таких, как «семьи группы риска», «неблагополучные семьи», «асоциальные семьи». При этом использовали одну из методик структурно-функциональной типологии семей.

Именно эта типология семей нашла отражение в форме от­чета, который позволяет наглядно увидеть и оценить ситуацию в каждой семье, состоящей на учете.

Далее объединили базы данных по этим категориям се­мей с семьями, состоящими на учете в комиссии по делам несовер­шеннолетних и защите их прав, отделе по делам семьи, женщин и детей и в участковой социальной службе. Этому предшествовала большая совместная работа по обследованию семей, состоящих на учете в разных структурах. Было обследовано 250 семей, в которых проживает 315 детей. Объединение банков данных позволяет оперативно и согласовано применять, в соответствии с компетенцией ка­ждой структуры, те или иные меры по нормализации обстановки в семье и последовательно отслеживать изменения, происходящие в подучетных семьях. В отделе по делам семьи, женщин и детей и в Комисси по делам несовершеннолетних была установлена единая компьютерная программа по учету небла­гополучных семей.

Несмотря на то, что социальная работа сравнительно молода, есть уже немало исследований в области эффективности соци­альной работы. Эти исследования связаны главным образом с раз­работкой понятийного аппарата, определением технологий и мето­дов, с помощью которых можно производить оценку эффективно­сти. Такая оценка позволяет как учреждению в целом, так и его под­разделениям определять, что и как у него получается, что не полу­чается и почему. Однако сегодня нет достаточно обоснованной ме­тодики оценки эффективности деятельности учреждений социаль­ной профилактики.

При определении критериев оценки работы педагогов участковой социальной службы исходили, во-первых, из той цели, которую поставили перед собой при ее создании, а именно, сделать семей­ный подход в сфере социальной заботы о детях приоритетным на­правлением, предотвратить распад семьи, не допустить передачи ребенка на воспитание в государственные сиротские учреждения.

Методики оценки эффективности социальной работы также разнообразны, как и задачи.

Остановимся, в качестве примера, на одной из задач - реаль­ные достижения. Очень важно объективно оценить, что же дала эта деятельность, какие получены результаты, с каким контингентом работали. Здесь критерием оценки могут быть:

· Количество семей, перешедших из разряда асоциаль­ных в неблагополучные или из неблагополучных в семьи группы риска;

· Количество детей, которых удалось увести с улицы (вернулись в школу, другое учебное заведение, были устроены вре­менно в приют, были устроены в какие-то досуговые учреждения и т.д.);

· Комплекс социальных услуг, направленных на реа­билитацию и социальную адаптацию детей и подростков (разнооб­разие форм и методов работы с семьей);

· Количество детей, переставших употреблять психо­активные вещества;

· Количество детей, охваченных индивидуальными реабилитационными программами;

· Количество детей, охваченных массовыми мероприятиями, проводимыми участковой социальной службой;

· Наличие положительной динамики в снижении дет­ской преступности;

Если ставится задача - оценить, как решаются вопросы межведомственного взаимодействия при организации ра­боты с той или иной семьей, или конкретным ребенком, то критерии оценки будут иными, например:

· Наличие договоров и соглашений с иными субъекта­ ми профилактики;

· Наличие общих районных программ;

· Участие в работе Комиссии по делам несовершенно­летних и защите их прав и т.д.

Иначе говоря, в каждой конкретной ситуации, в зависимости от цели, определяются критерии оценки того или иного направления работы. Если вернуться к результатам работы социальных педагогов Службы, то можно отметить следующие положительные моменты.

Проведено обучение 48 специалистов разных ведомств и уч­реждений по основам социальной работы с семьей как на базе Цен­тра, так и в таких городах, как Санкт-Петербург и Екатеринбург.

Сформирована методическая база в работе с семьями и детьми различных категорий, в том числе детей-инвалидов.

Осуществлена рекламная кампания по освещению деятель­ности Службы.

В качестве экспериментальной площадки был выбран мик­рорайон Космонавтов как один из наиболее сложных по числу неблагополучных семей, количеству подростков-правонарушителей и т.д.

В ходе работы семьям было оказано 1925 услуг социального характера, способствующих обучению и развитию ребенка, защите его здоровья, трудоустройству детей и родителей, в первую очередь правового и консультационного характера.

За время действия проекта удалось: вернуть в школу 13 подростков;

12 подростков-токсикоманов находятся на реабилитации Центра и в настоящее время психоактивных веществ не употребляют;

9 подростков трудоустроены и направлены для обучения в вечернею школу и т.д.

В микрорайоне проведено 2 массовых мероприятия с уча­стием детей из подопечных семей.

В течение года для родителей семей группы риска была ор­ганизована учеба по проблемам воспитания и развития их детей. Прошли обучение на базе Центра - 48 родителей, а на базе детского дошкольного учреждения № 15 микрорайона Космонавтов - 54 че­ловека.

В результате целенаправленной, системной, комплексной работы с неблагополучными семьями удалось не допустить престу­плений со стороны подростков, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и отделе по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел, нормализовать обстановку в 40% се­мей. С остальными семьями работа продолжается.

Тех, кто намерен использовать такую форму работы, как Служба участковых социальных работников, хочется предостеречь от ошибки, которую допустили педагоги, когда отбирали семьи для соци­ального сопровождения. Основной их костяк составляли асоциаль­ные семьи, в которых с родителями не­возможно предпринять что-то кардинально разворачивающее их к нормальному образу жизни. Все силы направлены на сохранение ребенка. Это не значит, что этими семьями не надо заниматься, но это уже компетенция других субъектов профилактики. Необходимо не допустить перехода семей группы риска в неблагополучные, а неблагополучных в асоциальные.

Работа службы участковых социальных работников одобре­на коллегами других ведомств, признана необходимой, перспективной. Но самое важное - она нашла признание родительской общест­венности.

Основа работы социальных педагогов участковой социальной службы во всем мно­гообразии её форм - поиск. Поиск компромисса между семьёй, взрослым, ребёнком и их окружением. Необходимо вовремя ус­петь туда, где тяжело, а также предотвратить попадание в неблаго­приятное положение.

Доверие, конфиденциальность, открытость, прямота, уваже­ние прав клиента, партнёрство, опора на сильные стороны семьи - принципы работы педагогов. Основополагающим из них считается дви­жение навстречу интересам, потребностям ребёнка. Большинство семей тяготеют к категории асоциальных, иногда пребыва­ние ребёнка в них является социально-опасным, есть угроза его здо­ровью, жизни: пьют оба родителя; ребенок давно токсикоманит (бо­лее 1/3 таких семей), дети бегут из дома, бродяжничают; семейное окружение склоняет ребёнка к приобретению пагубных привычек; есть опасность сексуального насилия отца или сожителя матери по отношению к несовершеннолетним дочерям.

50% семей неполные, половина - где пьют родители. Все си­туации чрезвычайны, все требуют немедленной помощи. Понимая, что скорее всего невозможно изменить семью алкоголика, пытаемся поддержать его окружение, научить членов семьи насколько воз­можно достойно сосуществовать рядом с пьющим человеком с наи­меньшими для себя в первую очередь эмоциональными затратами. Поэтому поддерживающее направление - фундамент работы педагогов.

Несомненно, легче работать с мотивированными семьями, которые сами пришли к выводу, что проблема существует. Но, как правило, люди стараются скрыть от постороннего глаза неблагопо­лучие, делают вид, что до беды далеко. Приоритетом является раннее выявле­ние семей, нуждающихся в поддержке, когда есть надежда, что скорая помощь не опоздала, когда еще можно что-то предпри­нять и усилия не окажутся бесполезными. Поэтому, принимая кли­ентов из школ, с КДН, с улицы, выявляются семьи группы риска уже в детских садах.

Основными направлениями работы социальных педагогов считаются: социаль­ный патронаж, индивидуальные консультации, групповая работа как фактор предотвращения попадания несовершеннолетних в кризисные ситуации; повышение педагогической культуры родителей как профилактика предупреждения безнадзорности (беседы на раз­личные темы в семье, участие в мероприятиях Центра, подготовка раздаточного материала, выступления в детских садах, своевремен­ная информированность: куда в случае необходимости можно обра­титься).

Как работает служба:

· Изучение направления, интервью (если в службе);

· Первичный патронаж (налаживание контакта);

· Комплексное обследование, сбор детальной информации;

Как правило, в работе с семьёй стараются двигаться наощупь, мел­кими шагами, постепенно приобретая умения в выявлении ключе­вой проблемы, (определяется причина и следствие); владеть уме­нием отделять информацию от эмоций (бывает много фактов, кото­рые являются эмоционально насыщенными, но малозначащими); видеть информацию с разных позиций (соседей, учителей, родст­венников)

· Планирование сопровождения, составление плана-соглашения (совместно с клиентом);

· Оказание социальной помощи (применение различных видов услуг).

Спектр услуг, которые оказывает служба, достаточно широк:

1. Психолого-педагогические - самая многочисленная и мно­гообразная разновидность услуг.

Иногда для семьи просто подарком бывает, что наконец на­шлись люди, которые выслушают, не осудят, постараются понять - одно это уже помогает облегчить груз семейной беды.

2. Посредничество в конфликте;

3. Социально-правовые:

· трудоустройство родителей или родственников;

· помощь в оформлении документов;

· оформление пособий, пенсий, субсидий.

4. Содействие обучению и развитию ребёнка:

· устройство в детский сад;

· на профессиональное обучение;

· в секцию, кружок;

· содействие защите здоровья ребенка;

5. Сотрудничество с организациями, которые связаны с защитой интересов ребёнка:

· представление интересов ребёнка перед админист­рацией школы, ПУ, контроль за посещением заня­тий ребёнком;

· представление интересов ребёнка перед органами государственной и местной власти;

· представление интересов ребёнка перед органами опеки и попечительства;

· вовлечение родственников или других лиц в защи­ту ребенка.

«Ребенок может быть счастлив только в семье». К сожале­нию, нередки случаи, когда этот постулат перестаёт быть таковым. Для многих детей приюты, детские дома остаются единственными местами, вырывающими их из опасности и сохраняющими им жизнь. Однако в Центре делается всё возможное, чтобы сохранить ребёнка в семье. На этом фокусируются профессиональные и челове­ческие усилия.

Служба предпринимает попытки создания плотной по­ложительной социальной сетки над семьёй, для чего осуществляет взаимодействие со всеми учреждениями, заинтересованными в за­щите интересов ребёнка, где не может быть места конкуренции, где главенствует принцип содружества, направленный на защиту детст­ва.

Пока наше сотрудничество скорее ситуативное, но это взаимодействие скоро станет системой, поскольку в районе много достойных людей, озабоченных состоянием общества и готовых направить свои усилия на улучшение жизни в каждой отдельной семье.

Поводом для «закрытия случая» является утверди­тельный ответ на вопросы:

· достигнуты ли цели, определённые в плане;

· может ли семья в дальнейшем справляться с ситуацией;

· существует ли поддерживающая социальная сетка;

· потребности в помощи семья сейчас не испытывает.

Но это не значит, что семья отпускается в «свободное плавание». Педагогами осуществляется наблюдение, т.к. ситуации в семьях может опять изменяться в худшую сторону. Такие случаи бывали. Нередко семья привязывается к социальному работнику, окончание случая приобретает форму нелегкого расставания.

Необходимо междуэтапное систематическое обсуждение процесса реабилитации на еженедельных командных встречах. В верном ли направлении действуем; реалистичны ли цели; просмотрели ли мы все возможности; то ли это, что хочет клиент, - вот вопросы, которые мы выносятся на командные встречи.

В своей работе педагоги не ставят перед собой цели покорения заоблачных высот, осознают, что прежде чем стать лучше, ситуация может ухудшиться, что для изменения необходимо время - не скоро из небольших изменений вырастают большие перемены, не всё лег­ко и гладко, и стараются готовить себя к этим трудностям, учится быть терпеливыми.

Говоря об эффективности работы социальных педагогов, нельзя рассчитывать, что семья, обретя союзников, семимиль­ными шагами направится к своему «светлому будущему». Большин­ство семей проблемные, которые не справляются с несколь­кими или всеми возложенными на них природой и обществом функциями. Поэтому, стабилизированная ситуация, когда нет движения назад, когда нет опасности перехода семьи в категорию ещё менее благополучную, - тоже результат. Обретение семьёй уверенности, повышение самооценки, осознание, что ее про­блемы небезразличны - общая с ней победа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие государственной социальной политики в современ­ных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реа­лизации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. Одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслужи­вания, обеспечивающей разнообразные формы социальной защиты с различными категориями населения на территориаль­ном уровне. Она должна включать в себя комплекс разнообраз­ных целевых услуг различным социальным группам, находя­щимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке.

В курсовой работы определено понятие социальной защиты, ее назначение, сущность, функции, выяснена профессиональная деятельность социального педагога, раскрыт вопрос о методах и формах работы социального педагога в органах социальной защиты населения, проанализирован опыт работы социальных педагогов по инновационным технологиям в МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» «Остров Надежды»» г. Дмитрова Московской области.

На основании изученной литературы, собственных размышлений, были сделаны следующие выводы:

Социальная защита населения – это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни, то есть материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека.

Социальная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, то есть систему направлений, по которым она осуществляется, а, с другой – институциональную, то есть систему институтов, ее обеспечивающих (государство, профсоюзы и другие общественные организации).

Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения.

Деятельность социального педагога ориентирована на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различно­го рода негативных явлений (нравственного, физичес­кого, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить окружающую их микросреду. Профессиональная подготовка социального педагога должна опираться на обширные, научно-обоснованные знания и постоянное самосовершенствование.

Смысл социальной защиты заключается в уменьшении отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, смягчении негативных последствий, обусловленных наступлением социальных рисков, а система социальной защиты представляет собой совокупность институтов и мероприятий, направленных на реализацию данных направлений.

В России действуют множество разнообразных социальных уч­реждений для детей и подростков. Это специализированные соци­ально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи, центры комплексной социальной помощи, социальные приюты и др. В штате этих учреждений имеются социальные педагоги. В настоящее время нужда в специализированных учреждениях для несовершеннолетних растет, увеличивается и потребность в квалифицированных социальных педагогах, которые могут обес­печить их эффективную деятельность.

Рассмотрев опыт работы социальных педагогов в МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершенно­летних» «Остров Надежды»», хочется отметить, что основа работы социальных педагогов во всем многообразии её форм - поиск. Поиск компромисса между семьёй, взрослым, ребёнком и их окружением. Необходимо вовремя успеть туда, где тяжело, а также предотвратить попадание в неблаго­приятное положение.

Доверие, конфиденциальность, открытость, прямота, уваже­ние прав клиента, партнёрство, опора на сильные стороны семьи - принципы работы педагогов. Основополагающим из них считается дви­жение навстречу интересам, потребностям ребёнка.

В настоящее время все более ощущается настоятельная необходимость скорейшего внедрения научно-обоснованной на­циональной концепции социальной защиты населения. Необходимо более качественно разрабатывать методы и формы работы в органах социальной защиты для того, чтобы они были эффективными и результативными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 304 с.

2. Василькова Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.

3. Григорьев А.Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 1 (до начала XX в.): учеб. - М.: ТетраСистемс, 2006. - 464 с.

4. Дивицына Н. Ф. Семьеведение : учеб. пособие. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 325 с.

5. Курбатов В.И. Социальная работа: учеб. - М.: Ростов н/Дону: Наука-Пресс, 2007. - 480 с.

6. Кунгурова Н.И., Терехов В.К. Социальная работа. - Мн.: МФЦП, 2007. - 448с.
7. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» // Трудовое право. – 2008. – № 3. – С. 12-15.

8. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) - М: ИНФРА-М, 2000. – 255 с.

9. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.

10. Организация работы органов социальной защиты. / Под ред. А.Н.Савинова, Т.Ф. Зарембо.- М.: изд. центр «Академия», 2004. – 192 с.

11. Павленок П.Д. Основы социальной работы. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 395 с.

12. Социальная защита населения: опыт организационно - административной работы / Под ред. В.В. Кукушина. - Изд. 4 - е, перераб. и доп. - Москва: ИКЦ «Март», Ростов – н/Дону: Издательский центр «Март», 2004. - 400 с.

13. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В.В. Антропов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 367 с.

14. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность. / Отв. ред. проф. А.А. Козлов - М: КНОРУС, 2005. - 368 с.

15. Социальная работа: Теория и организация. / Под ред. П.П. Украинец. - Мн.: ТетраСистемс, 2005. - 288 с.

16. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения. - М: ИНФРА-М, 2003. – 114 с.

17. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М.: Акад. Проект, 2004.- 496 с.

18. Технология социальной работы. / Под ред. И. Г. Зайнышева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 240 с.

19. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: Академический Проект, 2005. – 512 с.

20. Холостова Е.И. Социальная работа. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. – 668 с.

21. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 260 с.


Наши рекомендации