Уровни развития сюжетно – ролевой игры

Эльконин выделяет четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры, отражающих динамику ее развития на протяжении дошкольного детства:

1-й уровень: центральным содержанием игры являются преимущественно предметные действия. Роли фактически есть, но они не определяют действия, а сами проистекают из характера производимых ребенком действий. Как 3-й уровень: основным содержанием игры является выполнение роли и связанных с нею действий. Появляются игровые действия, передающие характер моделируемых социальных отношений. Роли ясные и четкие, называются детьми до начала игры. Роль определяет логику и характер действий. Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь.

2-й уровень: центральным содержанием игры по-прежнему остаются предметные действия.

Роли называются детьми. Логика действий определяется их последовательностью в реальной жизни. Реальные отношения между детьми представляют собой отношения между ними как партнерами по совместной игровой деятельности.

Функцииреальных отношений включают планирование сюжета игр, распределение ролей, игровых предметов, контроль и коррекцию развития сюжета и выполнения ролей сверстниками-партнерами. В отличие от «ролевых», т. е. игровых отношений, определяющихся содержанием выполняемых ролей, реальные отношения определяются особенностями личностного развития ребенка и характером межличностных отношений между сверстниками. По мнению А. П. Усовой, С. Н. Карповой и Л. Г. Лысюк, реальные отношения играют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка в его нравственном развитии. В сюжетно-ролевых отношениях морально-нравственные нормы поведения ребенку открываются, здесь осуществляется ориентировка в этих нормах, а в реальных отношениях происходит собственно усвоение этих норм [9].

Третий компонент игры — игровые действия. Это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер. По мнению Д. Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми. Игра, писал Д. Б. Эльконин, сензитивна к сфере человеческих отношений и общественных функций. В игре действие осуществляется детьми ради чего-то и для кого-то. В игре воссоздается общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношения людей. В ней в идеальной форме воспроизводится смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые люди в их реальной жизни. Игра имеет громадное значение для развития личности ребенка. Игра развивается не столько вокруг операциональной стороны, сколько вокруг мотивационной и смысловой сферы деятельности людей. Этому содействует сведение до минимума операциональной и увеличение символической стороны деятельности в игре. Значение символики заключается не только в том, что она создает для ребенка поле значений, но и позволяет ему воспроизводить в игре систему отношений взрослых, систему моральных отношений, абстрагируясь от вещной и операциональной сторон. Перенос значений в игре — путь к символическому мышлению. Подчинение правилам в игре — школа произвольного поведения. Но эти два аспекта психики могут развиваться у ребенка не только в игре, а, например, и в процессе рисования, конструирования и т. д. [24].

4-й уровень: основным содержанием игры является выполнение действий, отражающее отношение к другим людям. Роли ясные и четкие. На протяжении всей игры ребенок ясно проводит одну линию поведения

    Показатель игры   I уровень II уровень III уровень IV уровень
    Основное со­держание игры     Действия с опреде­ленными предметами, направленные на со­участника игры В действиях с предметами на первый план вы­двигается соответ­ствие игрового действия реально­му Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться дейст­вия, передающие характер отноше­ний к другим уча­стникам игры Выполнение дейст­вий, связанных с отношением к дру­гим участникам игры
  Характер игро­вой роли     Роли есть фактически, но они не называются и определяются ха­рактером действий, а не определяют дейст­вие. При ролевых раз­делениях функций в игре дети не становят­ся друг к другу в ти­пичные для реальной жизни отношений Роли называются. Намечается разде­ление функций. Выполнение роли сводится к реали­зации действий, связанных с данной ролью Роли ясно очерче­ны и выделены, называются до на­чала игры. Появля­ется ролевая речь, обращенная к това­рищу по игре, но иногда прорывают­ся обычные неигровые отношения Роли ясно выделе­ны и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер
    Характер игро­вых действий Действия однообраз­ны и состоят из ряда повторяющихся опе­раций Логика действия определяется жиз­ненной последова­тельностью. Рас­ширяется число действий и выхо­дит за пределы ка­кого-либо одного типа действий     Логика и характер действий опреде­ляются ролью. Действия очень разнообразны Действия четко, последовательно воссоздают реаль­ную логику. Они очень разнообраз­ны. Ярко выделены действия, направ­ленные к другим персонажам игры
  Отношение к правилам     Логика действий лег­ко нарушается без протестов со стороны детей. Правила отсут­ствуют Нарушение после­довательности дей­ствий не принима­ется фактически, но не опротестовы­вается, неприятие ничем не мотивируется. Правило явно еще не вычленяется, но оно уже может победить непосредственное желание в случае конфликта. Нарушение логики действий опроте­стовывается ссыл­кой на то, «что так не бывает». Вы­членяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны Нарушение логики действий и правил отвергается не про­сто ссылкой на ре­альную действи­тельность, но и указанием на рациональность правил. Правила ясно вычленены.

Наши рекомендации