Основной этап – проведение интервью
Вопросы задаются разными схемами:
· преподавателю на протяжении всей лекции, тогда лекция переходит в форму лекции – консультации,
· в начале и служат для актуализации рассматриваемого нового содержания,
· с места студентами по очереди,
· в письменном виде в «записочках»
Различают «вопросы-суждение» и «ответы-суждение».
«Вопрос-суждение» задается по следующей схеме: сначала пространное рассуждение, а потом сам вопрос. Отвечающий реагирует сначала на суждение и сразу же попадает в положение оправдывающегося. Он вынужден тратить время на объяснения, а потом только кратко ответит на поставленный вопрос, что в целом выглядит крайне не убедительно. При этом задавший такой вопрос занимает позицию судьи.
«Ответы-суждения». В этом случае сначала высказывается суждение о проблеме или о том, кто задал вопрос, или о характере самого вопроса, а потом уже коротко на него отвечают. Этот прием применяется тогда, когда задан неудобный вопрос и ответ на него явно будет невыигрышным.
Этап рефлексии – подведения итогов
Предлагается заслушать экспертные суждения из аудитории по содержанию полученной информации.
Преподаватель подводит окончательные итоги, учитывая экспертные суждения, объем освещенного материала, качество задаваемых вопросов.
Задание 6 Обратная связь
Цель:актуализация полученного на лекции содержания
Задачи:
· выяснить реакцию участников на обсуждаемые темы,
· увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат,
· формирование общего представления об уровне владения знаниями у студентов, актуальными для занятия;
· развитие коммуникативных навыков (навыков общения);
· снятие психологической и физической нагрузки на занятии.
Методика осуществления
Участникам (в произвольном порядке) предлагается высказаться по поводу прослушанной информации по вопросам, составленным преподавателем заранее.
Все высказывания должны быть выслушаны молча, без споров, комментариев и вопросов, как со стороны преподавателя, так и со стороны других участников. Каждого говорящего следует благодарить за сказанное.
Предоставлять обратную связь наравне со всеми участниками следует также преподавателю.
Задание 7 Лекция с заранее объявленными ошибками
Лекция с заранее запланированными ошибками позволяет развить у обучаемых умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, выделять неверную и неточную информацию.
Цель:активизация внимания слушателей и вовлечение их в процесс усвоения знаний
Задачи:
· заинтересовать слушателей для процесса усвоения знаний,
· вовлечь слушателей в процесс обсуждения получаемых знаний для поиска объявленных ошибок,
· развитие коммуникативных навыков (навыков общения);
· снятие психологической и физической нагрузки на занятии.
Методика осуществления
На предыдущем занятии объявляется тема следующего занятия, количество ожидаемых ошибок и даются материалы (или ссылки на источники) для предварительного ознакомления с заявленной темой. Перед началом лекции учащихся разделяют на небольшие подгруппы по 3-5 человек (сидящих рядом друг с другом). Изложение материала рекомендуется разделить на несколько (3-4) подразделов. После каждого подраздела дается 2-3 минуты на обсуждение материала в подгруппе и вынесение заключения: имеются ли ошибки и сколько их сделано в данном подразделе. По каждой подгруппе на доске фиксируется количество ошибок.
Изложение всего материала рекомендуется закончить не менее чем за 10 мин до конца занятия. Представителям каждой подгруппы предлагается озвучить все указанные ими факты ошибок и записать их на доске. Можно предложить другим подгруппам опровергнуть заявленные факты или обосновать последствия этих ошибок, давая возможность показать студентам уровень владения темой.
В заключении необходимо указать правильные ответы и поощрить те подгруппы, в которых отмечен наибольший процент правильных ответов. Поощрением могут служить баллы рейтинговой системы, выставляемые за занятие или проценты от итоговой оценки за дисциплину.
1. Подготовительная работа, проведенная на предшествующей лекции:
1.1. Студенты проинформированы о цели и методике проведения лекции, об их задачах.
1.2. Объявлены тема лекции и примерное количество запланированных ошибок.
1.3. До студентов доведен перечень вопросов, которые им необходимо повторить для эффективного участия в работе:
Задание 8 Коллективные решения творческих задач
Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.
Цель:найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги.
Методика осуществления
Организационный этап.
Подбор творческого задания, отвечающего следующим критериям:
· не имеет однозначного и односложного ответа или решения
· является практическим и полезным для учащихся
· связано с жизнью учащихся
· вызывает интерес у учащихся
· максимально служит целям обучения.
Если обучающиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом творческих заданий, которые будут обсуждаться в процессе занятия. Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по родственной тематике для обсуждения.
Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты.
Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы.
Оппонентвнимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации.
Экспертформирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.
Подготовительный этап.
Каждая малая группа обсуждает творческое задание в течение отведенного времени.
Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по творческому заданию.