Составлено доцентом О.И.Агеевой
Методические указания
по выполнению контрольных заданий по дисциплине «Деловые коммуникации»
для студентов заочного отделения
направления «Менеджмент» (бакалавриат)
Пермь 2012
УДК
БКК
Методические указания по выполнению контрольных заданий по дисциплине «Деловые коммуникации» для студентов заочного отделения
направления «Менеджмент» (бакалавриат)
Составлено доцентом О.И.Агеевой
Задание предназначено студентам экономических специальностей факультета экономики, финансов и коммерции.
Составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Резидент:
Протокол №
Тираж 100 экземпляров
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Цель контрольной работыпо дисциплине «Деловые коммуникации» - закрепление знаний по определенной теме, приобретенных в результате прослушивания лекций, получения консультаций и самостоятельного изучения различных источников литературы.
При написании контрольной работы студенты должны изучить точки зрения различных авторов на рассматриваемую проблему на основе анализа источников, рекомендуемых для изучения дисциплины. Это дает возможность выбрать те источники, в которых форма изложения наиболее интересна и содержательна. На основе анализа литературы студент должен сформировать и изложить собственный взгляд на исследуемую проблему. В контрольной работе предусматривается не только изложение теории деловых коммуникаций, но и применение полученных знаний к анализу практических ситуаций.
Контрольная работа выполняется в школьной тетради в объеме не менее 10-12 страниц, аккуратно, легко читаемым почерком, либо печатается на компьютере на листах формата А4. Объем работы не более 20 страниц.
На титульном листе сообщаются сведения о высшем учебном заведении, факультете, курсе, группе, указываются название дисциплины, темы, фамилия, имя и отчество студента, а также должность, звание и Ф.И.О. преподавателя.
Контрольная работа включает:
1. Оглавление или план, в котором указываются разделы работы и
страницы.
2. Задание №1. При выполнении данного задания необходимо проанализировать позиции различных авторов по двум теоретическим вопросам и обосновать свою точку зрения.
3. Задание №2. Практическое задание.
4. Список использованных источников, выполненных в соответствии с
требованиями ГОСТа.
Ссылки в тексте на источник указываются порядковым номером по списку либо в подстрочном примечании. Сведения об источниках, указанных в списке, должны включать следующие данные в алфавитном порядке: Ф.И.О. автора; наименование публикации; место и название издательства; год издания; страницы, откуда взята ссылка.
Контрольная работа подписывается автором и ставится дата.
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Варианты тем контрольных работ представлены в таблице. Тема работы выбирается по первой букве фамилии и имени: строка - по первой букве имени, столбец – по первой букве фамилии.
Выбор варианта контрольной работы (теоретический вопрос)
Первая буква имени | |||||||||||
А, Л, Х | Б, М, Ц | В, Н, Ч | Г, О, Ш | Д, П, Щ | Е, Р, Э | Ж,С,Ю | З, Т, Я | И, У | К, Ф | ||
Первая буква фамилии | А, Л, Х | 1, 3 | 11, 2 | 12, 3 | 13, 4 | 14, 5 | 15, 6 | 16, 7 | 17, 8 | 18, 11 | 19, 12 |
Б, М, Ц | 2, 13 | 20, 22 | 21, 1 | 22, 2 | 23, 3 | 24, 4 | 25, 5 | 26, 6 | 27, 7 | 28, 8 | |
В, Н, Ч | 3, 14 | 29, 23 | 30, 9 | 1, 10 | 2, 11 | 3, 12 | 4, 13 | 5, 14 | 6, 15 | 7, 16 | |
Г, О, Ш | 4, 15 | 8, 24 | 9, 17 | 10, 18 | 11, 19 | 12, 20 | 13, 21 | 14, 22 | 15, 23 | 16, 24 | |
Д, П, Щ | 5, 16 | 17, 25 | 18, 25 | 19, 26 | 20, 27 | 21, 28 | 22, 29 | 23, 30 | 24, 1 | 25, 2 | |
Е, Р, Э | 6, 17 | 26, 26 | 27, 3 | 28, 4 | 29, 5 | 30, 6 | 21, 7 | 26, 8 | 1, 9 | 6, 10 | |
Ж, С, Ю | 7, 18 | 1, 27 | 5, 11 | 9, 15 | 13, 19 | 17, 23 | 22, 27 | 27, 1 | 2, 26 | 7, 15 | |
З, Т, Я | 8, 19 | 2, 28 | 6, 12 | 10, 16 | 14, 20 | 18, 24 | 23, 28 | 28, 2 | 3, 29 | 8, 16 | |
И, У | 9, 20 | 3, 29 | 7, 13 | 11, 17 | 15, 21 | 19, 25 | 24, 29 | 29, 3 | 4, 19 | 9, 17 | |
К, Ф | 10, 21 | 4, 30 | 8, 14 | 12, 18 | 16, 22 | 20, 26 | 25, 30 | 30, 4 | 5, 12 | 10, 18 |
Выбор варианта контрольной работы (практическое задание) (по первой букве фамилии)
А, Л, Х – 1; Г, О, Ш – 4; Ж,С,Ю – 7; К, Ф – 10.
Б, М, Ц – 2; Д, П, Щ – 5; З, Т, Я – 8;
В, Н, Ч – 3; Е, Р, Э – 6; И, У – 9;
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Задание №1
1. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей.
2. Основные характеристики деловых коммуникаций.
3. Типы общения. Структура деловых коммуникаций.
4. Культура делового общения.
5. Культура речи делового человека.
6. Вербальная и невербальная информация в деловых коммуникациях.
7. Психологические механизмы воздействия на партнера в деловых коммуникациях.
8. Социальный статус и ролевое распределение позиций в деловом общении.
9. Роль переговоров в деловых коммуникациях, позиции и приемы в переговорах.
10. Психология ведения деловых бесед с партнерами.
11. Психология разрешения конфликтов на переговорах.
12. Уловки в ведении переговоров и их психологическая характеристика.
13. Стили поведения в конфликтных ситуациях.
14. Понятие совместимости членов коллектива, типы совместимости.
15. Комплементы в деловой коммуникации.
16. Стиль и социально-психологические проблемы руководства.
17. Гендерный аспект коммуникативного поведения.
18. Психологический климат трудового коллектива: его формирование и влияние на деловые коммуникации.
19. Этика деловых коммуникаций.
20. Имидж делового человека.
21. Профессиональное общение и его составляющие.
22. Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста.
23. Барьеры в общении и их преодоление.
24. Особенности деловых коммуникаций в разных странах.
25. Пространственная и психологическая дистанция между партнерами, необходимость организации пространства в деловом общении.
26. Культура ведения полемики.
27. Подготовка и проведение деловой беседы.
28. Телефон в деловом общении. Как добиться успеха.
29. Деловое совещание: подготовка и проведение.
30. Документационное обеспечение делового общения.
Задание № 2.
Составьте и оформите служебное письмо (докладную, служебную записку).
Вариант 1
Департамент поддержки и развития малого предпринимательства письмом за подписью зам.директора департамента Сверчкова А. В. уведомил руководство детского сада №1586 о том, что в связи с развитием предпринимательства здание детского сада должно быть передано для технических нужд департамента.
Исполнителем Васильевой по поручению директора детского сада № 1586 Юго-Западного окружного управления образования г. Москвы, (г. Москва, пр. Мичуринском, д. 22, тел./факс 718-78-74 ОКПО 02842708, ОГРН 1027700380795, ИНН/КПП 7008032140/702001001) было составлено письмо, адресованное отделу писем Мэрии Москвы по адресу: г. Москва, ул.Тверская, 13, в котором директор детского сада № 1586 О. А. Абрамова просила разобраться в данном вопросе, мотивируя тем, что в названном районе детских садов осталось мало и не все дети могут посещать детские дошкольные учреждения. Письмо было ответом на полученный документ от Департамента.
Вариант 2
Председатель правления акционерного коммерческого банка «ТОРГПРЕДБАНК» (пр.Вернадского, 19, Москва, 112123, тел.: 567-22-17, факс: 576-22-20 ОКПО 23132807, ОГРН 1821800370797, ИНН/КПП 3408032140/342001002) Шумов С. А. обратился к Генеральному директору НПО «Асбест» Волынцеву Л. М. с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении в длительную аренду АКБ «ТОРГПРЕДБАНК» рабочих площадей – 180 кв.м под размещение отделения банка.
Письмо было составлено исполнителем Подлесной И. В. и подписано 24 марта текущего года.
Вариант 3
Исполнителем М. Ю. Поляковой по поручению начальника отдела маркетинга ОАО «Торгпотребсоюз» (г. Москва, Лесная ул., д.18, 117123, тел./факс. 234-56-00, ОКПО 87654321, ОГРН 1234567890098, ИНН/КПП 09876543321/123456789) В. А. Комарова было составлено письмо в адрес ООО «Дело», техническому директору Мягкову А. М. об отправке документации следующего содержания: «Направляем необходимые Вам документы, содержащие информацию о цене комплекта научно-технической документации на холодильное оборудование. Предлагаем выслать техническую документацию на зарубежные аналоги холодильного оборудования. При принятии положительного решения о закупке оборудования просим Вас направить соответствующее письмо руководителю отдела сбыта Наумову С. П.». Данным письмом сопровождалась спецификация на 28 л. в 1 экз.
Вариант 4
Московский радиотехнический колледж имени академика А. А. Расплетина Министерства образования РФ (Москва, ул. Б.Декабрьская, 5, 124000, тел.: 252-11-84, факс: 253-32-36 ОКПО 02832807, ОГРН 1017800370797, ИНН/КПП 7708032140/772001002) разосланы информационные письма директорам школ города с сообщением об открытии в новом учебном году двух факультетов: современные информационные технологии и юридический. В письме сообщалось так же о том, что правила приема на указанные факультеты общие. Письмо было составлено исполнителем Степановой и подписано директором Мартынюком Л. Б. 15 марта текущего года.
Вариант 5
ОАО «Первая Фабрика» (г. Балашиха, ул. Заречная, д. 3, 104010) должно было в соответствии с п. 6 договора от 10.07.2003 № 12/25 «О поставке продукции» поставить ЗАО «САНДЕРЕЛЛА» (Москва, Красногорская ул., д.32, 111123, тел./факс 458 90 13, ОКПО 87654321, ОГРН 1234567890098, ИНН/КПП 0987654321/123456789) в течение месяца кожаную фурнитуру на общую сумму 150 000 рублей. Фактически же фурнитуры было сдано на сумму 120 000 рублей и недопоставлено продукции на сумму 30 000 рублей. Согласно п.8 договора за недопоставку продукции должна быть уплачена неустойка в размере 5%, что от суммы недопоставки составило 1500 рублей.
Директор ЗАО «САНДЕРЕЛЛА» Федорова В. Д. обратилась к директору ООО «Первая Фабрика» Соколову О. Д. с просьбой перечислить на их расчетный счет указанную сумму (1500 руб.). В противном случае ЗАО «САНДЕРЕЛЛА» будет вынуждено обратиться в госарбитраж. Письмо о недопоставке продукции было составлено исполнителем Юдиной Р. Т. и подписано Федоровой 12 августа текущего года.
Вариант 6
Директор ЗАО «Антуриум» (Москва, Цветной бульвар, д. 3, 105123,
тел./факс 432-90-78, ОКПО 12345678, ОГРН 1234567890123, ИНН/КПП 6164054471/81702003; р/с 12345678901234567890 в ФБК «ГУТА-банк», корр/с 987654321098765444321, БИК 123456789) Смирнов А. Р. обратился к Главному редактору журнала «Дело» В.И. Полевому с просьбой разместить рекламу продукции ЗАО «Антуриум » в очередном номере журнала. Объем рекламного материала – ½ полосы. Оплата публикации гарантировалась. Письмо о размещении рекламы было составлено исполнителем Писаревой Л. И., подписано директором А.Р.Смирновым и главным бухгалтером Антоновой В. А.
Вариант 7
Закрытым акционерным обществом «Восход» (109176, Москва, ул. Полевая, д.14, оф.324) был оформлен заказ № 7 на поставку продукции в соответствии с заключенным договором о поставках от 13.06.2009 № 12 и направлен в адрес ОАО «Диамант» (114000, Москва, ул. Просторная, д. 25, оф.14, тел .168-93-78, ОКПО 87654321, ОГРН 1234567890098, ИНН/КПП 0987654321/123456789). Однако ОАО «Диамант» не смогло в указанный срок (28.07.2009) исполнить заказ из-за болезни ведущего сотрудника отдела доставки и Генеральный директор Муромцев Г. Л. направил информационное письмо в адрес ЗАО «Восход» о переносе сроков исполнения заказа № 7 с 28.07.2009 на 04.08.2009, в котором так же отметил, что ОАО «Диамант» согласно в течение 5 дней выплатить неустойку в соответствии с п.4.2 заключенного договора о поставках. Письмо было составлено исполнителем Смирновой А. Л. и подпись заверена печатью организации.
Вариант 8
ООО «Лига» (Москва, 123465, ул. Маросейка, д.15, тел . 384-05-90, факс: 384-05-90 ОКПО 20765862 ОГРН 1123765429751 ИНН/КПП 5487885543/548788231) запланировало проведение Всероссийской рождественской ярмарки обуви с 10 ноября по 31 декабря текущего года. Однако в связи с тем, что ООО «Лига» не располагало достаточными площадями для проведения ярмарки, Исполнительный директор общества Кочетков А. А. вынужден был обратиться к Директору Всероссийского выставочного центра Турову Т. К. с просьбой о предоставлении обществу в аренду 300-400 кв. м выставочной площади и гарантией оплаты.
Вариант 9
Руководитель отдела новых проектов Токарева О. В. обратилась к Генеральному директору ООО «Мастер» г-ну А. Д. Иевлеву с докладной запиской о необходимости увеличения штатной численности отдела. В докладной записке Токарева О. В. сообщала о том, что в настоящее время для успешной работы агентства необходимо увеличение базы данных о потенциальных клиентах. По ее мнению, одним из наиболее реальных путей расширения базы данных является постоянный анализ средств массовой информации, в частности прессы (информация о наиболее крупных клиентах агентства была получена из аналитического журнала «Эксперт»). В связи с тем, что отдел в его настоящем составе (5 сотрудников) не имеет возможности организовать подробное изучение аналитических изданий, Токарева О. В. считает целесообразным ввести в штат отдела две должности менеджеров для изучения и анализа прессы с целью выявления потенциальных клиентов, а так же подготовки оперативной информации о положении на рынке СМИ в форме еженедельных отчетов. В докладной записке Токарева предложила на эти должности подобрать сотрудников из числа студентов 4–5 курсов факультета журналистика МГУ или школы рекламы.
Вариант 10
Заместитель начальника Производственного объединения «Московская городская телефонная сеть» (МГТС) Министерства связи РФ Дубов М. И. обратился к начальнику специального управления телефонной связи того же министерства Аксенову Г. С. с докладной запиской о выделении прямых проводов и назначении телефонных номеров на договорной основе. В докладной записке М.И.Дубов сообщал о том, что в сентябре текущего года объединением (МГТС) были подготовлены и согласованы с Главным планово-финансовым управлением Министерства связи РФ договоры с новыми абонентами. Для включения указанных абонентов в сеть передачи данных «Инфотел» с 1 декабря текущего года необходимо выделение прямых проводов. В связи с этим г-н Дубов выдвинул предложение о выделении прямых проводов и назначении телефонных номеров на договорной основе указанным абонентам. Докладная записка была составлена исполнителем Орловой и подписана Дубовым М. И. 12 ноября текущего года.
Список рекомендуемой литературы:
1. Авдеев В.В. Управление персоналом. Оптимизация командной работы. Реинжиниринговая технология / В. В. Авдеев. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 958 c.
2. Беляцкий Н.П. Управление персоналом : учебное пособие / Н. П. Беляцкий, С. Е. Велесько, П. Ройш. - Минск : Интерпрессервис : Экоперспектива, 2003. - 349 c.
3. Бороздина Г.В. Психология делового общения : учебное пособие / Г.В. Бороздина. - М. : ИНФРА-М, 2000. - 224 c.
4. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента : учебник / Р. Н. Ботавина. - М. : Финансы и статистика, 2001. - 189 c.
5. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента : учебник / Р. Н. Ботавина. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 187 c.
6. Гришина Н.В. Психология конфликта : учебное пособие* / Н. В. Гришина. - М. : Питер, 2007. - 464 c.
7. Деловое общение : учебное пособие / сост. И. Н. Кузнецов. - М. : Дашков и К', 2011. - 528 c.
8. Деловое общение. Деловой этикет : учеб. пособие* / И.Н. Кузнецов; Ред. Н.Д. Эриашвили. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 431 c.
9. Измайлова М.А. Деловое общение : учебное пособие / М. А. Измайлова. - М. : Дашков и К', 2011. - 250 c.
10. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений : учебник / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 367 c.
11. Кирсанова М.В. Деловая переписка : <учебное пособие> / М. В. Кирсанова, Н. Н. Анодина, Ю. М. Аксенов. - М. : ИНФРА-М - Сибирское соглашение, 2001. - 91 c.
12. Ковальчук А.С. Основы делового общения : учебное пособие для студентов вузов / А. С. Ковальчук. - М. : Дашков и К', 2010. - 299 c.
13. Колтунова М. В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет : учебное пособие / М. В. Колтунова. - М. : Экономика, 2000. - 271 c.
14. Конфликтология : учебник* / А. Я. Кибанов [и др.]. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 301 c.
15. Кротова Н.В. Управление персоналом / Н. В. Кротова, Е. В. Клеппер. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 318 c.
16. Кузнецов И.Н. Деловое общение : учебное пособие / И. Н. Кузнецов. - М. : Дашков и К, 2008. - 528 c.
17. Кузнецов И.Н. Деловое общение : учебное пособие / И. Н. Кузнецов. - М. : Дашков и К', 2007. - 528 c.
18. Максименко Г.Б. Менеджмент : учебное пособие для студентов вузов / Г. Б. Максименко. - М. : Дашков и К', 2007. - 363 c.
19. Мальханова И.А. Деловое общение : учебное пособие для вузов* / И. А. Мальханова. - М. : Академический Проект, 2004. - 221 c.
20. Мананикова Е.Н. Деловое общение : учебное пособие / Е. Н. Мананикова. - М. : Дашков и К', 2011. - 208 c.
21. Покровская Е.А. Бизнес-коммуникации : учебное пособие* / Е. А. Покровская, И. Б. Лобанов. - Ростов н/Д : Наука-Пресс , 2010. - 287. - М. : Дашков и К' c. c.
22. Протанская Е.С. Профессиональная этика. Моральная пропедевтика делового общения : <учебное пособие> / Е. С. Протанская. - СПб. : Алетейя, 2003. - 288 c.
23. Ричи Ш. Управление мотивацией : <учебное пособие> / Ш. Ричи, П. Мартин ; ред. Е. А. Климов ; пер. с англ. Е. Э. Лалаян. - М : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 399 c.
24. Розанова В. А. Психология управления : <учебное пособие> / В. А. Розанова. - М. : Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000. - 384 c.
25. Самыгин С.И. Деловое общение : учебное пособие* / С. И. Самыгин, А. М. Руденко. - М. : КНОРУС, 2010. - 436 c.
26. Семенов А.К. Этика менеджмента : учебное пособие / А. К. Семенов, Е. Л. Маслова. - М. : Дашков и К', 2007. - 270 c.
27. Сербиновский Б.Ю. Управление персоналом : учебник* / Б. Ю. Сербиновский. - М. : Дашков и К', 2007. - 462 c.
28. Тимофеев М.И. Деловое общение : учебное пособие / М.И. Тимофеев. - М. : РИОР, 2004. - 125 c.
29. Титова Л.Г. Деловое общение : учебное пособие* / Л. Г. Титова. - М. : ЮНИТИ, 2005. - 271 c.
30. Управление персоналом организации : учебник* / ред. А. Я. Кибанов. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 637 c.
31. Федорова Н.В. Управление персоналом организации : учебное пособие* / Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова. - М. : КНОРУС, 2007. - 415 c.
32. Филатов О.К. Планирование, финансы, управление на предприятии : практическое пособие / О. К. Филатов, Л. А. Козловских, Т. Н. Цветкова. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 383 c.
33. Шаш Н.Н. Управление персоналом : пособие для сдачи экзамена / Н. Н. Шаш. - М. : Юрайт-Издат, 2006. - 175 c.
34. Янкович Ш.А. Управление офисом : <учебное пособие> / Ш. А. Янкович. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 254 c.