Самостоятельное изучение разделов дисциплины. „

№ раздела Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
Раздел 1. Социальная ситуация развития. Межличностные отношения со сверстниками в подростковом возрасте (Реферат)
Раздел 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте Общение как ведущий вид деятельности. Задание: составление доклада с презентацией по проблемам (на выбор): · Общение как важный информационный канал в подростковом возрасте. · Общение - специфический вид межличностных отношений в подростковом возрасте. · Общение - специфический вид эмоционального контакта в подростковом возрасте.
Раздел 3. Особенности психики и поведения подростков. Психологические особенности подросткового возраста. Задание: составление доклада с презентацией по проблемам (на выбор): · Полярность психики. · Эмоции в подростковом возрасте. Трудновоспитуемость в подростковом возрасте. · Особенности конфликтного поведения подростков.  
Раздел 4. Психологические новообразования подросткового возраста Задание: составление доклада с презентацией по проблемам (на выбор): · «Я - концепции» подростка. · Подростковые «новообразования» в интеллектуальной сфере. · Самостоятельность, как новообразование вподростковом возрасте и её развитие.
Раздел 5. Развитие личности и кризис перехода к юности. Особенности личности в подростковом возрасте.Презентация по проблемам (на выбор): · Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. · Направленность личности в подростковом возрасте. · Понимание свободы подростком. · Самоактуализация подростка. ·  
Раздел 6. Психологическая технология коррекции девиантного поведения. Задание: составление доклада с презентацией по проблемам (на выбор): · Табакокурение; · Подростковый алкоголизм; · Наркомания; · Проституция; · Бродяжничество; · Воровство · Одиночество · Суицид · Агрессия и насилие · Интернет зависимость

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для оценки качества самостоятельной работы:

1. Трудный возраст.

2. Основные проблемы подросткового возраста.

3. Кризис 13 лет и посткризисный период.

4. Половое созревание и психосексуальная идентичность.

5. Социально-педагогические факторы и условия самореализации подростков:

· Внешние факторы самореализации подростков

· Педагогические условия самореализации подростков

· Системный подход в содействии самореализации подростков

6. Формы и методы социально-педагогического содействия самореализации подростков:

· Социально-педагогическое взаимодействие субъектов процесса самореализации подростков

· Роль и место педагога, социального педагога в содействии самореализации подростков

· Основы социально-педагогического взаимодействия с родителями

7. Проектирование социально-педагогической технологии содействия самореализации подростков:

§ Алгоритм социально-педагогического содействия подросткам в достижении целей самореализации

§ Методика социально-педагогического содействия самореализации подростков

8. С чем связано то, что дети в подростковом возрасте часто совершают поступки, находящиеся на грани дозволенного? Это специфика возраста? Как уберечь ребенка от таких поступков?

9. Каковы границы у подросткового возраста по современным данным?

10. C чем связано то, что одни дети спокойно "проходят" трудный подростковый период, а у других просто "крышу срывает"?

11. Как правильно подготовиться к "трудному периоду"? Можно ли в принципе к этому подготовиться?

12. Как правильно контролировать подростка, чтоб не допустить какого-то негативного влияния со стороны? Как наказывать подростка, чтоб это было действенным и не ущемляло его самолюбие?

13. Можно ли только за счет воспитания сгладить негативные моменты "подросткового возраста"?

14. Как научить ребенка говорить "нет" друзьям, когда они его "подначивают" на какие-то нехорошие поступки?

15. Как убедить умного, талантливого, но ленивого 14-летнего ребенка хорошо учиться, не врать и помогать по дому?!

16. Как правильно должен реагировать учитель, если в его присутствии "трудный" ребенок проявляет агрессию по отношению к однокласснику?

Вопросы к экзамену по дисциплине

1. Характеристики развития на подростковом этапе (11- 15 лет).

2. Социальная ситуации развития современного подростка.

3. Социально-психологические аспекты развития подростка.

4. Общение со сверстниками. Динамика мотивов общения.

5. Содержание общения. Причины конфликтов, затруднений в общении со сверстниками.

6. Подросток и взрослые. Особенности общения со взрослыми.

7. Психофизиологические особенности подросткового этапа развития.

8. Половое созревание и проблемы здоровья.

9. Половое созревание и психосексуальная идентичность. Понятие пубертат.

10. Ускорение физического развития в подростковом возрасте. Физический облик подростка и содержание его психики.

11. Психологические особенности подросткового этапа развития.

12. Психологические теории подросткового возраста, структура и динамика подросткового возраста.

13. Трудные подростки.

14. Становление личности подростка. Понятие «чувство взрослости».

15. Психологическая сущность самоутверждения на подростковом этапе.

16. Развитие самосознания и особенности «Я - концепции» подростка, возникновение рефлексии, осознание своей идентичности.

17. Характеристика основных новообразований подросткового возраста.

18. Развитие познавательной деятельности.

19. Особенности мотивационной и эмоционально-волевой сферы подростков. Самопознание, самореализация, самораскрытие.

20. Особенности и структура кризиса подросткового кризиса.

21. Возрастной кризис и проблема трудновоспитуемости.

22. Трудные подростки. Типология трудных подростков.

23. Особенности конфликтного поведения подростков.

24. Межличностные отношения со сверстниками в подростковом возрасте.

Наши рекомендации