Тема 10. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ И ДВИЖЕНИМ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Карьера: сущность, виды, этапы.

2. Управление карьерой персонала.

3. Обучение персонала.

4. Управление мобильностью кадров.

5. Планирование и подготовка кадрового резерва.

1. КАРЬЕРА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ЭТАПЫ

Развитие персонала – это процесс непрерывного обучения работников, управления деловой карьерой персонала, планирования и подготовки кадрового резерва.

Трудовая карьера - это индивидуальная последовательность изменений в работе личности, обусловленная изменением ее положения на вертикальной шкале сложности работы или социальной лестнице работников мест, должностей.

Деловая карьера – это подвид трудовой карьеры, которая распространяется на продвижение и достижение успеха в специфических видах трудовой деятельности – бизнесе, коммерции, то есть в тех видах экономической деятельности, которые приносят прибыль, доход или другие личные выгоды.

Различают два вида трудовой карьеры:

1. Профессиональная карьера – это становление работника как профессионала, квалифицированного специалиста в своем деле, которое происходит на протяжении всей трудовой жизни работника. Она может реализовываться на разных предприятиях.

Профессиональная карьера может идти по линии:

- специализации (углубление в одной, избранной в начале профессионального пути, сфере деятельности);

- транспрофессионализации (овладение другими сферами деятельности).

2. Внутриорганизационная карьера – это последовательная смена стадий развития работника в рамках одного предприятия.

Внутриорганизационная карьера реализуется в четырех основных направлениях; согласно чему выделяют такие ее модели:

2.1. Вертикальная карьера (перемещение на другую ступень структурной иерархии). В свою очередь, она делится на:

- восходящую карьеру (продвижения работника вверх по служебной лестнице);

- нисходящую карьеру (перемещение работника вниз по служебной лестнице).

2.2. Горизонтальная карьера (перемещение в другую функциональную область деятельности на том же уровне структурной иерархии; расширение прав и обязанностей на существующей должности).

2.3. Ступенчатая карьера (объединяет элементы горизонтальной и вертикальной карьеры; продвижение работника осуществляется путем чередования вертикального роста с горизонтальным).

2.4. Центростремительная карьера (сближение работника с руководством предприятия). Например, приглашение работника на недоступные ему прежде встречи, совещания; получения доступа к неформальным источникам информации; отдельные важные поручения руководства.

Существуют разные подходы к определению моделей карьеры, один из которых представлен в табл.10.1.

Таблица 10.1 - Модели карьеры

Тема 10. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ И ДВИЖЕНИМ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ - student2.ru Модель   Профессиональная карьера (в разных организациях на протяжении жизни) Характеристика
  Обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержание индивидуальных профессиональных способностей, выход на пенсию.
Внутриорганизационная карьера(в рамках одного предприятия), в частности: Последовательная смена стадий развития работника в одной организации.
- вертикальная     Подъем на более высокую ступень корпоративной иерархии.  
- горизонтальная Перемещение в другую функциональную область деятельности или выполнение определенной служебной роли на ступени, которая не имеет жесткого формального закрепления в организационной структуре.
- центростремительная Движение к ядру, руководству организации.
Ситуационная карьера, в частности: Непредвиденные перемещения работника.
- карьера "от начальника" Основной фактор влияния - действие лиц, которые принимают решение.
- карьера "от объекта" Основной фактор влияния - успешная реализация какого-нибудь проекта.
- selfmade (собственно-ручная) карьера Карьерный рост благодаря высокой квалификации.
- карьера "по трупам" Действия по принципу "цель оправдывает средства".
Системная карьера, в частности: Целенаправленный профессиональный рост по заведомо намеченному плану.
- "трамплин" Плавная вертикальная карьера к достижению высшей точки, потом прыжок с "трамплина" - выход на пенсию.
- "ступени" Постепенная вертикальная карьера с четко определенным периодом нахождения на каждой должности.
- "змея" Горизонтальное перемещение с одной должности на другую при относительно недлительном сроке пребывание на каждой.
- "раздорожье" Вертикальные и горизонтальные кадровые перемещения по результатам периодической аттестации.

Этапы карьеры представлены в табл.10.2

Таблица 10.2 - Этапы карьеры

Этап карьеры Возраст Характеристика этапа Особенности мотивации (по Маслоу)
1. Предвари-тельный   До 25 лет   Подготовка к трудовой деятельности, выбор сферы деятельности Безопасность, социальное признание
2. Становле- ния 25-30 лет   Освоение работы, развитие профессиональных навыков Социальное признание, независимость, нормаль-ный уровень оплаты труда
3. Продвиже-ния 30-45 лет   Профессиональное развитие, продвижение по службе, рост квалификации Социальное признание, самореализация, высокий уровень оплаты труда
4. Сохранения 45-60 лет Повышение квалификации. Обучение молодых кадров. Пик совершенствования квалификации. Повышение уровня оплаты труда, стабилиза-ция независимости, инте-рес к другим источникам дохода
5. Завершения После 60 лет     Подготовка к выходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены Удержание социального признания, сохранение уровня оплаты труда, повышение интереса к другим источникам дохода.
6. Пенсионный После 65 лет   Занятие новыми видами деятельности. Поиск самовыражения в новой сфере деятельности, достаточный размер пенсии, здоровье.

Выделяют такие мотивы деловой карьеры:

1. Автономия.

2. Функциональная компетентность.

3. Безопасность и стабильность.

4. Управленческая компетентность.

5. Предпринимательская креативность.

6. Потребность первенства.

7. Стиль жизни.

8. Материальное благосостояние.

Динамичность карьеры - этоиндикатор профессионального пути, который свидетельствует о том, насколько быстро работник поднимался по иерархической лестнице.

Динамичность карьеры руководителя определяют два основных параметра: потенциал продвижения; уровень текущей профессиональной компетенции. Исходя из этого составляется матрица (рис.10.1).

Тема 10. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ И ДВИЖЕНИМ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ - student2.ru mах

               
   
  Новички - учащиеся без квалификации
 
«Звезды» - высококвалифи-цированные специалисты в перспективном возрасте
  Тема 10. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ И ДВИЖЕНИМ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ - student2.ru
 
   
«Сухостой» - люди в возрасте с низкой квалификацией
 
«Твердые середняки» - высококвали-фицированные специалисты в возрасте
 
 
    Тема 10. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ И ДВИЖЕНИМ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ - student2.ru

Уровень текущей компетенции mах

Рис.10.1 - Матрица позиций карьеры

Наши рекомендации