Внимание. Виды и функции. Теории.

Внимание – процесс, при помощи которого мозг выбирает из множества стимулов тот, который является наиболее важным в данный момент времени.

Внимание – концентрация умственных усилий на сенсорных или мысленных событиях; позволяет только одному стимулу бы осознанным.

Внимание связано с:

· Уровнем бодрствования

· Концентрацией

· Селективностью

· Контролем

Функции внимания:

· Отбор значимых для субъекта воздействий среды; значимые воздействия - соответствующие актуализированным потребностям, соответствующие данной деятельности

· Торможение несущественных для данных воздействий среды

· Удержание данной деятельности (сохранение в сознании соответственных образов, мыслей до достижения цели)

· Регуляция и контроль протекания психических процессов, включённых в данную деятельность

Характеристики внимания:

· Объем

· Устойчивость

· Концентрация (избирательность)

· Переключаемость

· Распределение

Объем внимания – характеристика пространственная, определяемая количеством объектов, одновременно охватываемых вниманием; объем информации, на который субъект может сосредоточиться на короткое время.

· Объем внимания у взрослых -6 , в среднем 4-5, у детей 2-3.

· Объем внимания зависит от особенности восприятия предметов, и от задачи и характера деятельности воспринимающего человека.

Концентрация внимания отражает степень сосредоточенности на выбранных объектах. Это специфическое проявление процессов внимания.

Избирательность внимания - способность выбора из множества воздействий раздражителя одного или нескольких наиболее актуальных.

Устойчивость внимания – временной показатель, указывающий на длительность этого процесса, на время его сохранения.

Переключение внимания – пространственная характеристика внимания, заключающаяся в намеренном сознательном переносе внимания с объекта на объект.

Распределение внимания - пространственная характеристика, заключающаяся в направленном сосредоточении внимания одновременно на нескольких объектах. Позволяет человеку выполнять одновременно несколько видов деятельности.

Вильям Джеймс, 1890г.: «Память – это концентрация сознания, означающая отвлечение от одних вещей, чтобы эффективнее работать с другими».

1. Обычные явления, связанные с вниманием

2. Модели внимания

· Пропускная способность или избирательность внимания

· Уровень возбуждения (интерес)

· Управление сознанием

· Сознание

Основные вопросы при изучении внимания:

· Мы получаем больше информации, чем можем обработать

o Селективное внимание

o Разделенное внимание

o Автоматизм

· Некоторые задачи могут выполняться практически без привлечения внимания

Классификации внимания

· Внешнее – обращено на окружающий мир

· Внутреннее – на внутренние чувства, мысли, воспоминания

Внимание

· Непроизвольное

o Врожденное

o Пассивное – не требует сознательного сосредоточения

o Основа – ориентировочный рефлекс

o Временно мобилизует психические ресурсы

o Возникает при различных уровнях бодрствования

o Реакция нейронов на раздражение вариабельна

· Произвольное

o Целенаправленное

o Осознанное

o Может длительно мобилизировать психическую активность

o Возникает в состоянии достаточно высокого бодрствования

o Реакция различных нейронов на раздражители, является объектом внимания, высоко взаимосвязаны.

Показатели внимания

· Негативность рассогласования

o Редкие изменения параметров внешнего сигнала в ряду одинаковых стимулов вызывают изменения, связанные с рассогласование редкого стимула со стандартным

o Наличие такого рассогласования свидетельствует об обнаружении нового качества стимула

o Электрофизиологический коррелят распознавания

· Связанный с событием потенциал – мозговая организация восприятия

o Начало ответа совпадает с моментом предъявления стимула

· Нейроны новизны – реакции на старые и новые стимулы различаются

· Предупреждающий сигнал у животных

· Механизм избирательного внимания к словесным сигналам

Тесты на внимание

· Корректурная проба (тест Бурдона) – состоит из 3 частей: подчеркнуть нужно букву, затем обвести другие, потом поставить галочки третьим

· Перепутанные линии – нужно проследить линии от начала до конца

· Методика Мюнстерберга – среди буквенного ряда нужно подчеркнуть слова, которые там спрятаны.

· Кольца Ландольта – разорванные круги

· Объем внимания – предъявляют карточки\другие объекты

Нейрофизиологический субстрат внимания

· Восходящие влияния от ствола мозга к коре

o Ретикулярная формация

o Таламус

· Нисходящие влияния от коры

· Ретикулярная формация

o Уровень бодрости

o Цикл сон-бодрствование

o Повреждение РФ – снижение уровня внимания

o Отвечает за глобальные сдвиги общего уровня бодрствования

o Генерализованная

o Тоническая

o Медленно угасает

· Передние холмы четверохолмия – важны для зрительного внимания на новые стимулы; ориентировочная реакция

· Таламус

o МД, интраламинарные ядра – важны для общего уровня внимания

o Подушка (связана с теменной корой) вовлекается в селективное внимание

o Отвечает за избирательное сосредоточие внимания

o Область распространения – локальная

o Тип реакции – фазическая

o Временная динамика – быстро угасает

· Теменная кора

o Важна для зрительных и пространственных аспектов внимания

o Обрабатывает инф сверху вниз

o Связана со схемой тела

· Фронтальная кора

o Контролирует уровень возбуждения ретикулярной формации и таламуса

o Регулирует состояние бодрствования в целом, внимание как избирательный процесс

· Поясная кора

o Важна для выбора направления внимания

Теория Майкла Познера

В мозге человека существует самостоятельная система внимания, которая анатомически расположена изолированно от системы обработки поступающей информации. Она поддерживается за счет разных анатомических зон, образующих сетевую структуру, эти зоны выполняют разные функции.

Выделяет ряд функциональных подсистем внимания.

Три главные функции:

1. Ориентация на сенсорные события – задняя теменная область и некоторые ядра таламуса

2. Обнаружение сигнала для сознательной обработки – латеральный и медиальный отделы фронтальной коры

3. Поддерживает бодрствующее состояние – за счет деятельности правого полушария

Полушария мозга и внимание

· Правое полушарие – обеспечивает общую мобилизацию и готовность человека, поддерживает необходимый уровень бодрствования и мало связан с особенностями деятельности

· Левое отвечает за специализированную организацию внимания в соответствии с особенностями задачи

Незрелый путь активации

Корковый уровень

Сенсорный анализ Организация поведенческого акта

Генерализованный сдвиг уровня активации

Ретикулярная формация Гиппокамп (поле СА3)

Афферентные сигналы

Корковый уровень

Результат обработки информации

Сенсорный анализ Организация поведенческого акта

t zdbg5OWGjL8kjfaP+wz//pc33wAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAMaBj0XdAAAACgEAAA8AAABk cnMvZG93bnJldi54bWxMj01OwzAQRvdI3MEaJHbUbipKSONUoQKExIrAAdx4mkSNx1HsNuntGcQC dvPz9M2bfDu7XpxxDJ0nDcuFAoFUe9tRo+Hr8+UuBRGiIWt6T6jhggG2xfVVbjLrJ/rAcxUbwSEU MqOhjXHIpAx1i86EhR+QeHfwozOR27GRdjQTh7teJkqtpTMd8YXWDLhrsT5WJ6ehTOU7HS+7h1C9 1WvbT/Pza/mk9e3NXG5ARJzjHww/+qwOBTvt/YlsEL2GlUofGeViuQLBwO9gryFR9wnIIpf/Xyi+ AQAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29u dGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAA LwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhABZenC/7AQAAEwQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAA LgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAMaBj0XdAAAACgEAAA8AAAAAAAAAAAAA AAAAVQQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAABfBQAAAAA= " strokecolor="#4579b8 [3044]"> Локальный сдвиг уровня активации

Модуляция уровней корковой активации

Ретикулярная формация Гиппокамп (поле СА3 и СА1)

Афферентные сигналы

Зависимость скорости поиска от количества объектов

Внимание. Виды и функции. Теории. - student2.ru

а) поиск целевого стимула, отличающегося по одному признаку

б) поиск целевого стимула, заданного сочетанием признаков

Теория интеграции признаков

Цвет, ориентация, глубина, движение и т.д.

Внимание

Восприятие объекта

Распознавание объекта

Дихотическое прослушивание (затенение – метод Черри)

· Предъявляется 2 стимула одновременно - в разные уши

· Физические характеристики в игнорируемом канале определяются (м\ж голос, музыкальный инструмент или голос), а семантические атрибуты теряются (повторы, смена языка)

Эффект коктейльной вечеринки

· Человек может слушать определённых людей, которые ему интересны, в шумной компании

Теории внимания

· Дональд Бронбент – модель ранней селекции

· Энн Трейсман – модель уместности

· Дойч, Норман – модель поздней селекции

Теория ранней селекции

Вход 1

Сенсорный фильтр Распознавание Контролирующие процессы

Вход 2

Внимание. Виды и функции. Теории. - student2.ru

Теория поздней селекции

Вход 1

Распознавание Выходной фильтр Контролирующие процессы

Вход 2

Модель делителя (Трейсман)

Дихотическое прослушивание, текст переключается с игнорируемого на неигнорируемое ухо. Человек при этом обращает внимание на логическую связь.

· Вся инф проходит сенсорную регистрацию

· Где-то на пути передачи информации она фильтруется или выбирается при помощи внимания

· Ранняя селекция - на рецептивном уровне

· Поздняя селекция - на уровне ответной реакции

· Только отфильтрованная информация осознается и попадает на долгосрочное хранение

Недостатки ранних моделей

· Запоминание в игнорируемом канале может зависеть от важности сообщения или сообщения хорошо известных данных – коктейль пати

· Люди могут не улавливать значимое сообщение, если его переключать с уха на ухо

· Трейсман - запоминание в игнорируемом канале зависит от сходства с информацией в не игнорируемом канале

Эффект контекста:

Интерпретации происходят в зависимости от контекста, который подается в другое ухо.

Выполнение двойных задач:

Разделить внимание сложно, если

· Задачи сложные

· Задачи сходные

· Обе задачи требуют осознанного внимания

Разделить внимание легче, если

· Задачи простые

· По крайней мере одна задача не требует осознанного внимания

· Задачи уже предъявлялись

· Задачи не сходные

Различная обработка информации:

· Некоторые задачи легче и не влияют на внимание, особенно хорошо выученные задачи

· Другие задачи утомительны и требуют сознательного внимания

Автоматическая обработка:

· Быстро и эффективно

· Не избегаема

· Без специальных усилий и намерений

· Невозможна сознательно

Контролируемая обработка:

· Медленная и менее эффективная

· Возможна сознательно

· Контролируема

· Специальное намерение

Направленность внимания:

· Мы не пассивно видим и слышим

· Различные пути направления внимания на стимулы

· Расширение внимания

· Сужение внимания

· Внимание может быть привлечено независимо от ориентации взгляда и ушных раковин

Ключевое внимание:

Чем правильнее подсказка, тем правильнее и быстрее решается задача.

Методика подсказки познера: верно подсказанный объект выигрывает в скорости обоаюотки всегда.

Потеря внимания:

При мозговых поражениях с одной стороны - нарушение поведенческих реакций с одной стороны тела – бритье, еда с левой стороны тарелки (neglect).

Закон Йоркеса-Додсона:

Первый закон: по мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышение, затем переходя через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, снижается.

Внимание. Виды и функции. Теории. - student2.ru

Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно – оптимум мотивации.

Второй закон: чем сложнее для субъекта выполнить деятельность, тем ниже уровень мотивации.

Внимание. Виды и функции. Теории. - student2.ru

09.03.2017

Лекция №3

Формы обучения

Неассоциативное, облигатное, стимулятивное обучение – суммационная реакция, привыкание, запечатление, подражание.

Суммационная реакция:

· Сенсибилизация – повышение чувствительности нервной ткани к раздражающим агентам

· Фасилитация – облегчение запуска данной реакции

· Они не могут сохраняться на длительное время - исчезновение

· Вызывающие их раздражители не обладают специализированным сигнальным значением

· После исчезновения они самостоятельно не восстанавливаются

· Их исчезновение есть процесс разрушения, а не временного торможения

Привыкание:

В ориентировочном рефлексы выделяют 2 процесса:

1. Начальная реакция тревоги, удивления сопровождается повышением тонуса мышц и фиксацией позы (затаивание), генерализованное изменение электрической активности разных отделов мозга (неспецифическая настройка)

2. Исследовательская реакция внимания, поворот головы, глаз, ориентирование рецепторов по направлению к раздражителю

· Потеря ответа на не важный стимул

· Обучение не отвечать на повторяющиеся стимулы

· Наблюдение за медведями – они становится толерантным к людям как к близким по рангу

Кондрад Лоренц – концепция критических периодов развития.

Предшественники:

· Сполдинг – 1873г – описание поведения цыплят в первые дни жизни в возрасте 2-3 дней цыплята следуют за первым движущимся объектом и развивается прочная привязанность.

· Если цыплёнок не слышит зова матери до 8-10 дней, то воспринимает его как посторонний звук.

· Хейнрот – импринтинг (запечатление) – фиксация в памяти признаков объекта при формировании или коррекции врожденных поведенческих актов.

Определение:

· Облигатное обучение на ранних этапах развития – более специализированное поведение

· Повышенная в определенном периоде способность к запоминанию отдельны более или менее специфичных факторов внешней среды, способствующих выживанию молодой особи, и, тем самым, сохранению вида

Примеры импринтинга:

· Запомнить кто ты есть, что ты ешь, на кого ты похож, откуда ты.

Основные положения теории импринтинга:

1. Молодые птенцы не инстинктивно узнают особей своего вида, а инстинктивным является лишь способность следовать за первым движущимся объектом, который попадает в их поле зрения.

Критический период (сенситивный, сенсибильный) – короткий, хорошо определяемый период в онтогенезе, когда организм очень чувствителен к воздействию внешних стимулов внешней среды, воздействие которых необратимо.

2. Период, во время которого возможно запечатление – критический период

3. Большая роль – первичность раздражителя

4. Необратим

5. У птиц короче, чем у млекопитающих

Выделение критического периода:

· Для животных, у которых есть импринтинг, он происходит на раннем периоде жизни

· Если импринтинг – это запоминание социальной среды – то в этот период максимальный контакт с сородичами

Последователи:

· Фабрициус – у утят легче возникает импринтинг, чем у цыплят

· Рамсей – важность звукового компонента импринтинга и влияния изменения в окраске как у родителей, так и детей. У утят звуковой аспект более важен, чем у утят.

Моделирование:

1 этап:

· Предъявление модели

· Импринтирование (измерение ЛП реакции приближения, время нахождения около него, расстояние следования)

2 этап:

· Тест на сохранение - сравнение с контролем

· тест на различение – предъявление 2 объектов

Увеличение времени – лучше различение, НО если при тесте объект неподвижен, то лучшая дифференцировка при 0 интервале, чем при 45 мин.

Эффективность тесно связана с формой и цветом: лучше всего похожие на пищевые объекты (круглое, овальное, ромбовидное, пятиугольное); есть два пика: желтый и оранжевый у цыплят, утята – желтый и зеленый.

Форма сигнала – по клевательным движениям: в 10 раз чаще шары, чем пирамиды.

Форма сигнала:

· Модель утки в натуральную величину

· Лучше при сопровождении звуков

· Модель утки и куба со звуком голоса матери – предпочтение куба

· Движение лучше, но до определённой степени

Первичность раздражителя:

Вначале считали очень важной, но потом показали, что обогащенная среда значимей – лучшее следование.

Социализация – одни лучше в группе, другие нет.

Чувствительный период:

· Длиннее, чем считался раньше, не так резко ограничен

· Подпериод при максимальной чувствительности

· Утки макс 12ч, но от 10ч до 50ч мало колеблется, уменьшение к 65ч

· Цыплята – макс 10ч.

Причины начала и конца импринтинга:

Начало:

· Развитие двигательной активности коррелирует с чувствительным периодом

Конец:

· Лоренц – естественный конец, связанный больше с внутренними причинами, чем с внешними, тенденция к следованию ограничивается с возрастом

· Торможение путем социализации

· Развитие страха на новые объекты – наиболее распространённая

· Мольтц – критический период кончается тогда, когда кончается состояние низкой тревоги.

Подтверждение теории страха:

· Объекты, которые могли вызывать импринтинг в раннем возрасте, в старшем вызывают страх

· Введение веществ, снижающих эмоции и страх – импринтинг в более старшем возрасте

· Повышение уровня кортикостерона к концу чувствительного периода

Импринтинг и обучение:

· Лоренц

o особый тип быстрого обучения, отличающийся от ассоциативного обучения

o Необратим

o В особый период жизни

· Гесс

o Сила импринтинга не завис от времени, проведенного у объекта

o Эффект болев стимула - при импринтинге - улучшение следования

o Введение успокаивающих веществ - разные последствия

· Импринтинг - импринтированный объект сочетает в себе черты условного раздражения и безусловного, а при УР они четко разграничены

· Хайдл – особый тип УР

· Слоним – натуральный УР – свойства объекта + состояние беспокойства

· Мольтц – беспокойство + объект

· Антонов – натуральный УР

· Бертиашвили – вариант долговременной образной памяти

Морские свинки

· На 5-7 день

· Отсаживание от матери – 4 дня – движущийся куб – на 5ый день – предпочтение куба

· Импринтинг макс в 6-7 дней, 14-20 - 80% животных, с 30 дней снижение, 50 дней – нет

· Конец – появление пассивно-оборонительного поведения

Копытные:

· Козы – убрать детеныша на 15мин – подпускают, на 3,5ч - нет, достаточно 5мин контакта для узнавания детеныша

· Овцы - 40-50мин – да, 4,5ч – нет

· Ягнята – первые 2 дня на основании реакции следования - предпочтение вида овец другим движущимся объектам; 5-7 дней - различение матери, но до 10-11 дня нет полной дифференцировки.

Незрелорождающиеся

· Импринтинг связан с периодом первичной социализации - установление отношений с родителями и сородичами

· Изоляция - нарушение во взрослом поведении – обезьяны - драки, инфантильность, плохо давали потомство, не обращали внимание на детенышей, часто наказывали

· Критический период с 3 по 10 нед., у щенков 6-7 недель.

Роль отдельных образований мозга в импринтинге:

· Цыплята - вентральный стриатум - увеличение синтеза белка в 2 раза – гипотеза - у птиц 2 отдела стриатум и др. отделы

· Фронтальная кора

Формы импринтинга:

· Пренатальный – голос матери - - куб – инкубаторские не знают куда идти

· Реакции следования

· Соперническая борьба

· Половой импринтинг

· Родители – вид

· Враги

· Среда обитания

· Пищевые объекты (жертвы)

Функции импринтинга:

· Выживание

· Сплоченность семья

· Уход за потомством

· Охрана потомства

Лоренц:

· Импринтинг

o Необратим

o Приурочен к определённому периоду

o Тогда, когда еще нет этого вида поведения

o Супериндивидуальный видоспецифический УР

Сейчас:

· Не так четко определены во времени

· Более подвижны

· Зависят от интенсивности стимула

· Звуковые стимулы играют большую роль, предпочтение голоса своего вида

Кто ты есть:

· Утята должны слышать свои крики или собратьев перед вылуплением

· Изолянты подражают и чужим крикам

Обучение вкусовым предпочтениям – влияние вида корма в начальные периоды жизни на вкусовые предпочтения в дальнейшем.

С кем ты хочешь быть:

· Импринтирование родителей и сибсов – половой импринтинг

· Предпочтение в более взрослом возрасте особей противоположного пола

Половой импринтинг

1 фаза. Запоминание.

· На ранних этапах – 30 дней

· Запоминает родителей как половых партнёров

· Это определяет попытки спаривания

2 фаза. Консолидация

· При первой попытке спаривания – выбор партнёра и «стабилизация»

Откуда ты:

· Рыба запоминает запах воды, в которой она выросла, и потом туда возвращается – обонятельная гипотеза

Теория импринтинга у человека

Если соответствующий набор раздражителей действует в строго определенные, критические моменты формирования личности, он быстро запечатлевается в психике, приобретая необычайную стойкость по сравнению с остальными раздражителями, что определяет поведение человека в дальнейшем в тех или иных ситуациях.

У человека этап запечатления длится с момента рождения до 6-7 месяцев. В это время и в последующие два года психика ребенка чрезвычайно чувствительна к нарушениям гармоничных отношений с матерью или человеком, её заменяющим.

Нарушение этой гармонии (длительное отсутствие того взрослого человека, к которому произошел импринтинг, попытка резкой замены такого человека другим воспитателем в это время и т.д.) вызывает трудно обратимые нарушения в психическом развитии ребенка, сказывающиеся во взрослом состоянии, психологические трудности в общении с другими людьми. Нелюдимость, повышенная агрессивность.

Существует теория импринтинга, согласно которой в нервной системе человека имеется врожденный механизм высвобождения. Чтобы воспроизвести его действие, необходимы зрительные, обонятельные, тактильные и другие раздражители, в значительной степени индивидуальные для каждого человека и запрограммированные генетически.

Формы обучения.

Условные рефлексы

· Это реакции организма, вырабатывающиеся при определённых условиях в течение жизни человека или животного на базе врождённого безусловного рефлекса

· УР обладают способностью к быстрому образованию

· Угасают

Классификация

· По происхождению: натуральные и искусственные

· По характеру безусловного подкрепления: пищевые, оборонительные, исследовательские, половые и т.д.

· По характеру условного сигнала: свет, звук, обонятельные и т.д.

· По характеру рецепторов: экстерорецепторные, интерорецепторные, проприорецепторные

· По соотношению раздражителей во времени: наличные, следовые, запаздывающие

· По степени сложности: 1,2,3-20 порядка

Инструментальные УР

· Вид ассоциативной формы обучения, основанный на активной целенаправленной деятельности животного

· Состоит не в воспроизведении безусловной реакции, а в формировании такого действия, которое позволит достичь или избежать последующего подкрепления

· Подкреплением служит факт достижения биологически полезного результата

· При классическом УР подкрепление наступает независимо от того, произойдет реакция животного или нет

· При инструментальном УР вероятность подкрепления прежде всего активности животного

· Локомоторная или манипуляторная активность необходима

Различия классического и инструментального УР:

· Разные процессы выработки

· Разные эффекторные системы – в классическом УР это вегетативные системы организма (отделение слюны)

· Разное количество сочетаний, необходимых для образования УР (для классического сотни, для инструментального – десятки)

Правила выработки УР:

1. Должен быть условный сигнал, за ним – безусловное подкрепление

2. Повторяемость (энное количество сочетаний)

3. Параметры сигналов – должен быть средний, а не слабый или сильный сигнал

4. Животное должно быть здоровым и голодным (определенный уровень пищевой мотивации, если подкрепляем пищей)

5. Учитывать экологию вида (например, мышь преимущественно запомнит обонятельный стимул, а не световой)

Имитация – обучение при помощи наблюдения:

· Животное учится, наблюдая за другими животными

· Бандура – теория обучения при наблюдении животных и человека путем использования внимания, запоминания, подкрепления, двигательного воспроизведения

· В результате имитации (подражания) животное учится выполнять видоспецифичные действия, непосредственно наблюдая за животными своего вида

Наши рекомендации