Еще неизвестно, кому больше надо!
На данный момент дети, которые отличаются от тех, кого мы привыкли считать нормальными, проходят обучение в специализированных интернатах, коррекционных школах, часто родители выбирают для них домашнее или дистанционное обучение. Да, эти дети овладевают знаниями, могут получить даже высшее образование, причем учатся они блестяще, но смогут ли они применить свои знания в жизни? Найдут ли они возможность реализовать весь свой потенциал и стать по-настоящему счастливыми людьми? Насколько успешно смогут они адаптироваться в обществе среди «нормальных» людей?
Врожденный набор векторов никак не зависит и не меняется под влиянием физического здоровья. Каждый из векторов требует своего наполнения, как у обычных, так и у особенных людей. Чем выше сможет развиться вектор до окончания пубертата, тем объемнее сможет человек уже во взрослом состоянии реализовать весь свой потенциал и получать максимальное наслаждение от жизни.
Не такие…
Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья? Это малыши с синдромом Дауна, страдающие ДЦП, аутизмом, задержкой развития, слабослышащие, глухие, слепые детки или дети с инвалидностью по любой другой причине.
Как правило, особенные дети с раннего возраста общаются, дружат и обучаются среди таких же, как они, то есть с детьми, имеющими подобные проблемы со здоровьем. Такое решение родителей обусловлено желанием оградить ребенка от возможных насмешек, неприятия или пренебрежения со стороны обычных сверстников. Однако это решение и становится основным препятствием для социальной адаптации ребенка.
Попадая впервые во «враждебную» среду современного социума, без сформированных еще в детстве механизмов адаптации в обществе, не имея возможности найти свое место под солнцем наравне с «нормальными» людьми, уже во взрослом состоянии человек получает намного большую травму и отчуждается еще больше, замыкаясь либо в себе, либо в кругу друзей по несчастью. Жалея себя, он идет на поводу у жестокого общества, свыкаясь с ярлыками «больной», «несчастный», «обделенный», и оставляет любые попытки реализовать себя полностью.
Безусловно, не все так мрачно, и бывают случаи, когда особенный человек, реализуя себя, достигает впечатляющих результатов в той или иной сфере и оставляет своих «нормальных» коллег далеко позади. Однако, к сожалению, такие случаи скорее исключения, нежели правило, особенно на постсоветском пространстве.
Шаги к людям
В странах Европы и Америки еще в 1970-е годы начала создаваться правовая основа для расширения возможностей инвалидов. Последовательно внедрялись такие направления в этой сфере, как расширение доступа к образованию (widening participation), мейнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration) и, наконец, инклюзия (inclusion). Только инклюзивное образование полностью исключает любую изоляцию особенных детей от общего коллектива и, наоборот, предусматривает адаптацию помещений и учебных материалов под потребности особенных деток.
Эффективность такого метода обучения подтверждена многими социальными исследованиями, проведенными в 1980–1990-е годы в странах Западной Европы и Америки. Проходя социализацию в детском возрасте, обучаясь адаптироваться и получать знания среди сверстников, особенный ребенок становится впоследствии активным и ценным членом общества, принося своей стране и человечеству очевидную пользу в виде результатов своего труда. Реализуя все свои потребности, такой человек ощущает себя абсолютно полноценным и счастливым, воспринимая свой физический недостаток как незначительный факт.
Все чаще мы узнаем о выдающихся спортсменах, ученых, деятелях искусства, которые являются людьми с особенными потребностями. Все они являются яркими примерами инклюзивного обучения на Западе. В наших странах такие случаи, к сожалению, единичны.
Даже при наличии нормативной базы программа инклюзивного образования внедряется в основном силами энтузиастов, волонтеров и отдельных школьных директоров, учителей или воспитателей. Имея право обучать ребенка в общеобразовательной школе, расположенной около дома, родители особенных детей просто не решаются воспользоваться своим правом, скорее всего из-за недостаточной информированности о сути программы и непонимания отдаленной перспективы для ребенка.
Жестокие дети
Насмешки, издевки, пренебрежение, игнорирование — кто из нас не пережил это на собственном опыте? Для насмешек повод найдется любой помимо физических недостатков: успеваемость, популярность, достаток или должность родителей, отсутствие модной одежды или гаджетов, да что угодно. И переживается такая ситуация обычными детьми не менее болезненно, нежели особенными.
Но главное, что наши дети говорят именно то, что вложено в их головы родителями. Пренебрежение, неприязнь или отстраненность исходят в первую очередь от взрослых, а дети воспринимают такое поведение как допустимое.
Ребенку в младшей группе детского сада и в голову не придет смеяться над малышом, который отличается от него самого. Он принимает его таким, какой тот есть, начинает видеть людей разными, но одинаково равными ему. Впоследствии такой обычный малыш воспринимает особенных людей как вариант нормы, как, например, пожилого человека. Повзрослев, он понимает, что есть пожилые люди, которым нужно уступить место в транспорте, помочь перейти дорогу или поднести тяжелую сумку. Так же и с особенными людьми: он знает, что человеку на коляске нужно придержать дверь или подать руку, но делает это не из жалости, а совершенно естественно, просто и гармонично сосуществуя с любыми, самыми разными людьми в обществе.
Воспитываясь с раннего возраста в коллективе, где присутствуют детки с ограниченными возможностями здоровья, обычные дети делают огромный шаг в своем развитии, особенно это касается малышей со зрительным вектором. Именно в период развития вектора зрительные дети получают исключительную возможность проявить сострадание, научиться сопереживать, отдавать свою любовь, делиться своей добротой безвозмездно, без надменной жалости, снобизма или отвращения.
Через сострадание зрительный вектор имеет шанс развиться до наивысшего из четырех уровней: неживой, растительный, животный и уровень Человек. Высокий уровень развития любого вектора дает ребенку возможность реализовать себя во взрослой жизни наиболее полноценно в соответствии с врожденным темпераментом, а значит, получать наибольшее наслаждение от жизни, ощущая себя по-настоящему счастливым человеком.
Представители зрительного вектора — это основатели культуры. По сей день именно они развивают и поддерживают культурный уровень любого социума. Именно поэтому развитие культуры напрямую зависит от развития людей со зрительным вектором.
Еще неизвестно, кому больше надо!
Инклюзивное обучение одинаково полезно, точнее, просто необходимо для развития как особенных, так и обычных деток. Чем меньше возраст ребенка, попадающего в детский коллектив, тем раньше у него формируются механизмы адаптации в обществе, проигрываются видовые роли и приобретаются навыки общения с любым человеком, независимо от состояния физического здоровья.
Здоровое современное общество — это уже не первобытная стая, где главным критерием выживания было физическое здоровье отдельной особи, ее сила, выносливость, быстрота, а многогранный коллектив самых разных личностей, в котором ценность каждого — это уровень его развития и полнота реализации врожденных психологических качеств. Наше будущее зависит от уровня развития коллективного психического, вклад в которое вносит каждая личность без исключения.
Внедрение программы инклюзивного обучения дает возможность значительно повысить развитие и социальную адаптацию любых деток и создать необходимую основу для их полноценной реализации во взрослом обществе.
Но, важно учитывать при введении инклюзии подготовку кадров или необходимом количестве наполнение штата сотрудников учреждения узкопрофильными специалистами для без ущербного и полноценного существования данной идеи воспитания.
https://science-education.ru/ru/article/view?id=10945