Интеллект, способности, суть способностей

Интеллект – это присущий каждому человеку уровень способности пользоваться операциями мышления. Существует два типа интеллекта - текущий и кристаллизирующий, которые имеют разный характер динамики своего развития.

Текущий тип интеллекта – это те способности, с помощью которых человек учится почему-то новому. К ним принадлежат скорость и результативность запоминания, индуктивные суждения, операция пространственного восприятия и восприятия новых связей.

Вторым типом интеллекта является кристаллизирующий интеллект, который приходит к человеку с опытом и образованием. Приобретение данной формы интеллекта связано с осведомленностью человека и теми знаниями, которые он приобрел в течение длительного времени жизни. Это способность человека устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблему и использовать усвоенную им стратегию для решения задач.

Способности - это совокупность такой психической особенности человека, которая позволяет ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них. Способности функционируют и развиваются только в деятельности.

Классификация способностей.

Первая группа способностей имеет биологическую основу, где выделяют:

· элементарные способности, связанные с особенностью протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память);

· сложные способности, связанные с особенностью такой формы психического отображения как мышление, представление, воображение.

Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на:

· общие способности, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это способность к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь идет о благоприятном соединении особенностей и качества личности, которые оказываются в деятельности;

· специальные (профессиональные), что дают возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности, избранной профессии; частичные - это способности человека в неосновном для его виде деятельности. Связующим звеном между способностями первой и второй группы является особенный вид способностей - творческие.

Талант -совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, которая отличается оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Гениальность -высшая степень одаренности, что позволяет человеку достичь общественно значимых (революционных) результатов.

Внутренняя картина болезни(ВКБ) как «продукт» собственной внутренней творческой активности субъекта формируется в своей более-менее развернутой форме при любом соматическом страдании – начиная от однократных эпизодов боли, дискомфорта, к грубым проявлениям соматической патологии (при тяжелых хронических заболеваниях).

Болезнь, как патологический процесс в организме двояким образом принимает участие в построении внутренней картины болезни:

1. телесные ощущения местного и общего характера приводят к возникновению сенсорного уровня отображение картины заболевания. Степень участия биологического фактора в становлении внутренней картины болезни определяется весом клинических проявлений, астении и болезненных ощущений;

2. болезнь создает для больного тяжелую психологическую ситуацию. Эта ситуация содержит в себе множество разнородных моментов: процедура и приемы счета, общение с врачами, перестройка отношений к близким и коллегам на работе.

Эти и некоторые моменты налагают отпечаток на собственную оценку болезни и формируют окончательное отношение к своему заболеванию.

Наши рекомендации