Любимое дело и подражание родителям

В приучении детей к труду есть еще одна очень важ­ная сторона. Это эмоциональное переживание в процес­се работы. Обращали вы внимание на то. как быстро че­ловек устает от дела, которое ему не нравится, смысл второго не ясен? Наоборот, любимая работа выполня­ется легко, а если и наступает усталость, то даже и она

       
  Любимое дело и подражание родителям - student2.ru
    Любимое дело и подражание родителям - student2.ru
 

приятна Усталость как бы заслужена, она венчает хоро­шо сделанное дело. Часто в повседневном общении с деть­ми эта радостная сторона труда не открыта, не видна детям. Гораздо чаще они слышат от родителей жалобы на то. что день был труден, что пришлось работать больше, обычного, видят, что мать или отец совершенно выби­лись из сил. А как часто предстоящая работа по дому свя­зана с раздражением, с неприязненным отношением к напрасно затраченному времени. Подобная эмоциональ­ная атмосфера в семье и вызывает постепенно у ребенка отношение к работе как к чему-то крайне неприятному. Груд ассоциируется с негативными эмоциями. В таких ус­ловиях вызвать у ребенка желание трудиться или напря­женно выполнять домашние школьные задания просто невозможно.

Поэтому родители, которые хотят приучить своих детей к труду, должны прежде всего позаботиться о том, чтобы не только сделать видимой, но даже усилить, под­черкнуть радость от хорошо выполненного дела Все те положительные эмоции, которые возникают в труде, которыми любая работа вознаграждает человека, нужно пережить вместе с детьми. Необходимо, чтобы как мож­но раньше дети почувствовали вкус этих переживаний, поняли, что радость, возникающая в процессе успешно­го труда. — это большое человеческое счастье. Если ре­бенок привык к таким эмоциям, его очень легко при­влечь к любой новой, незнакомой деятельности Помимо непосредственного интереса к деду, ему поможет спра­виться с трудностями привычная опережающая радост­ная эмоция.

Итак, чтобы воспитать у ребенка любовь к труду, необходимо с любовью, радостно выполнять домаш­нюю работу, нужно рассказывать ребенку о творчес­ких, приятных минутах своего профессионального тру-

МОЙ РЕБЕНОК ПЛОХО ЕСТ...

В обыденной жизни разного рода легкие недомогания— головные боли, слабость, отсутствие аппетита— развиваются у детей на почве не­здорового душевного состояния, раз­личных нервных переживаний.

Е. А. Аркин

Борьба за любовь

Рассмотрим психологическое содержание некоторых трудностей в кормлении детей.

Нередко процесс кормления становится и для ре­бенка, и для родителей настоящим «фронтом боевых дей­ствий». Родители не всегда понимают, что ребенок бо­рется не «за» или «против» еды, а пытается доступным для себя способом усилить и удержать родительскую лю­бовь.

Определенное значение в формировании отказов от еды имеет сама обстановка, которая создается в семье в момент кормления ребенка. В последнее время заметно повышенное внимание родителей к кормлению детей, рациону питания. Разумное и правильное питание, ко­нечно же, полезно для физического развития ребенка и его здоровья. Вместе с тем, когда питание становится особой проблемой, когда ребенок слышит, с каким вни­манием, а часто тревожным волнением следят родители буквально за каждым съеденным куском, возникает опас­ность появления отказов от еды. Например, если родите­ли уделяют ребенку много внимания во время еды, ма-лыш трех-четырех лет может воспользоваться этим и, желая подольше удержать общение с родителями, дефи-


 





цит которого он ощущает, будет растягивать время еды или начнет отказываться от нее.

При нормальном питании чувство голода пробужда-ет у ребенка особую реакцию на вид, запах пищи, фиг сирует и направляет все поведение во время еды. В некото-рых случаях родители, сами того не ведая, не усиливают а затормаживают проявление этих естественных реакций. Иногда, желая повысить аппетит малыша, упрашивать съесть лишнюю ложку, родители разыгрывают целые спектакли, читают сказки, поют, обещают всевозмож-ные награды — это глубоко ошибочное поведение. По-степенно все естественные для нормального питания бенка рефлексы затормаживаются.

Психологическая задача родителей при обеспечении полноценного питания ребенка — в другом. Необходил всем своим поведением внушить детям устойчивое пере-живание, что завтрак, обед или ужин — очень приятно и естественное занятие. Когда ребенок видит, что взрос-лые едят с аппетитом, что процесс еды сам по себе всем доставляет удовольствие, отказы от еды обычно не во; никают. Если же родители заметили некоторое ослабле-ние аппетита у своего малыша, надо позаботиться не о том, чтобы здесь же, за столом, любыми силами увели-чить съеденную порцию, а создать условия для пребыва-ния ребенка на свежем воздухе, дать ему интересные за-нятия, предоставить возможности для большей затраты сил, вызвать ощущение естественной усталости и есте-ственного аппетита.

Крайне вреден воспитательный «метод» некоторых родителей, когда детей наказывают лишением еды. Вер-тишься за столом — окажешься без обеда, не сделал уро-ки — отправляйся в постель без ужина. Случается, что желая выразить свой протест, ребенок откажется от еды сдержит чувство голода. Через некоторое время это при-ведет к ослаблению аппетита. Впоследствии ребенок пе-|

рестает ощущать голод, и на этой основе у некоторых детей возникает устойчивый отказ от еды.

Поведение по типу отказа от еды может возникнуть из потребности ребенка утвердить свое достоинство, свое чув­ство «Я». Это возникает в тех случаях, когда с ребенком семи-восьми лет обращаются, как с малышом. Директивы, приказы, осуждения следуют одно за другим, родители контролируют каждый шаг ребенка, подавляют любые про­явления его инициативы. А в питании ему предоставляется известная свобода выбора, он чувствует, что уж здесь-то он может есть, а может и не есть. В сфере еды считаются с его «хочу». Отказ от еды возникает как попытка самоутвер­ждения, как попытка отстоять собственную самостоятель­ность. Если родители срочно не изменят своего отношения к ребенку, такой неистинный отказ от еды может перерас­ти в истинный, и ребенок, который привык волевым уси­лием воздерживаться от еды, окажется во власти устойчи­вой привычки. Теперь для восстановления нормального питания понадобится специальное лечение.

Острая потребность удержать любовь родителей, при­влечь к себе их внимание у некоторых детей провоцирует нарушение питания по типу навязчивых, устойчивых рвотных реакций. Такие своеобразные рвоты проявляют­ся у ребенка всегда в присутствии «зрителей», чаще все­го именно того взрослого, чье внимание ребенку так не­обходимо. Характерен такой случай. Девочка четырех лет за завтраком ела салат. Взрослые не обращали на нее вни­мания. Вдруг кусок огурца, застрявший в горле, вызвал рвоту. И тут все резко изменилось. Вокруг девочки все засуетились. Взволнованная мать взяла ее на руки, стала ласкать, измерила температуру, расспросила бабушку, как девочка провела день, отец сложил газету и стал показывать ей игрушки. Девочка стала центром внима­ния. И в следующий раз, когда она ела, а все занимались своими делами, возникли рвотные движения и наступи-



 
  Любимое дело и подражание родителям - student2.ru

ла рвота. С тех пор рвота стала возобновляться, когда де-вочка стремилась привлечь родителей к себе или когда не выполнялись ее требования. Когда же она находилась в доме с бабушкой, рвота не возникала.

Можно было бы привести еще много примеров, когда

ребенок использует ситуацию питания для своеобразно?

го воздействия на родителей. Психологический смысл

поведения ребенка ясен — или это попытка восполнить

дефицит родительской любви, или же неосознанный сиг;'

нал — избранные родителями формы проявления любви

и заботы неверны. Вывод очевиден. Если у вашего ребен-

ка возникли трудности питания, не спешите заниматься

именно питанием, сначала ответьте на вопрос: не пыта-

ется ли ребенок получить известные «психологические

выгоды»? И если это так, измените свое поведение, об-

ратите большее внимание на переживания ребенка, на

ваш контакт с ним. Если в основе нарушений питания

лежат психологические причины, успех от вашей работ:

проявится довольно быстро.

Наши рекомендации