Тема 1. История психологии как наука.
ПСИХОЛОГИЯ
(история психологии)
(учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)
050103 – география с дополнительной специальностью 020802-природопользование |
Челябинск, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
I. Выписка из государственного образовательного стандарта | |
II. Учебная программа курса «История психологии» | |
2.1. Пояснительная записка | |
2.2. Содержание | |
2.3. Библиографический список | |
III. Рабочая программа курса «История психологии» | |
3.1. Тематический план | |
3.2. Планы лекционного курса | |
3.3 Планы семинарских занятий | |
3.4. Организация самостоятельной работы | |
IV. Методические материалы | |
4.1. Итоговые контрольно-измерительные материалы контроля знаний | |
4.2. Темы рефератов | |
4.3. Основные понятия курса | |
4.4. Темы курсовых работ | |
4.5. Список вопросов к зачету | |
Раздел I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Номер государственной регистрации ГОС | Дата утверждения ГОС | Специальность | Квалификация |
700 пед/сп | 31.01.2005г. | география с дополнительной специальностью | учитель географии (в соответствии с дополнительной специальностью) |
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы
подготовки учителя 050103 – география с дополнительной специальностью
020802-природопользование
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы |
ОПД.Ф. 01 | История психологии. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии. |
II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Курс «История психологии» предназначен для студентов, обучающихся на дневном отделении по специальности 050103 – география с дополнительной специальностью 020802-природопользование.
Учебная дисциплина предусматривает 8 часов лекционного курса и 10 часов практических занятий.
Данный курс содержит информацию об основных этапах развития психологии как науки, о базовых идеях и понятиях, психологических теориях и направлениях, их появлении, усложнении и преемственности. В курсе освещены вопросы, касающиеся изменений в различные исторические периоды собственно предмета психологии, пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии.
Задачи курса:
- повышение уровня психологической культуры будущего учителя, расширение общего и профессионального кругозора;
- знакомство студентов со стадиями развития категориального аппарата науки и раскрытие своеобразия их конкретного содержания в различные исторические периоды;
- расширение имеющихся у них представлений о природе человеческой личности, показ взаимосвязи духовного развития отдельного ученого с различными этапами исторического пути науки;
- формирование у студентов навыков самостоятельной работы.
Учебные занятия по данной дисциплине проводятся в стандартных формах, предусмотренных методикой вузовского обучения (лекции, практические занятия).
Лекции направлены на освещение стадиального развития основных психологических категорий, вопросов развития психологических принципов: детерминизма, развития, системности, единства сознания и деятельности, ассоциативного и рефлекторного принципов; ретроспективный анализ различных способов решения основных проблем психологии. В ходе работы у студентов формируются основные понятия по данному курсу, что поможет им глубже изучать психологические направления.
Практические занятия предполагают более конкретное и углубленное обсуждение основных теоретических вопросов темы, отработку понятийного аппарата, выполнение индивидуальных заданий, ответы на вопросы для самоконтроля.
Вопросы, выносимые для самостоятельного изучения, обсуждаются на семинарских занятиях, консультациях, коллоквиумах. Индивидуальная работа студентов включает в себя подготовку тематических сообщений, составление опорных схем, таблиц, психологических кроссвордов.
Итоговой аттестацией по данному курсу является зачет.
Содержание курса
Тема 1. История психологии как наука.
Зарождение психологии как науки. Предмет, задачи и методы историко-психологического познания. История науки как история развития ее предмета. Основные этапы развития психологии. Периодизация развития психологии: два периода первого подхода (философский и период развития психологии как самостоятельной науки). Второй подход (психология как наука о душе, психология как наука о сознании, психология как наука и поведении).