Практические (семинарские) занятия
Бакалавры, 3 семестр, форма отчетности - экзамен
промежуточная отчетность:
- тест на каждом занятии, начиная со второго (семинар 1)
- эссе (500 слов, 10 pt) по каждому разделу (8)
- КСР: аттестационный тест (9-я неделя) и итоговый тест (18 неделя)
дополнительные задания для желающих повысить оценку:
- доклад на семинаре по вопросам, выделенным желтым цветом в данной таблице. Студент сам предлагает и согласовывает с преподавателем тему своего доклада. Не более одного доклада на одном семинаре.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Тема 1. Психолинг-вистика как наука.Социолингвистика. Объект, предмет, методы. | Объект, предмет, цели, задачи, методы психолингвистики. Направления, школы психолингвистики. Разделы психолингвистики. Общая и частная психолингвистика. Возрастная и социальная психолингвистика. Связь с другими дисциплинами. История психолингвистики. |
2. | Тема 2. Психолингвистика языка. | Языковое сознание. Звук и смысл. Фоносемантика. Слово в сознании человека. Словообразование в речевой деятельности. Психолингвистические аспекты грамматики. Психолингвистика дискурса. Текст в речевой деятельности. Невербальные компоненты устного дискурса. Паралингвистика. |
3. | Тема 3. Психолинг-вистика мышления (Теория речевой деятельности). | Модели порождения высказывания. Этапы порождения речи. Порождение речи в разных коммуникативных условиях. Этапы понимания речи. Прогнозирование речевой деятельности. |
4. | Тема 4. Психолинг-вистика мозга (нейролингвистика) | Структура языка и строение мозга. Речь и функциональная асимметрия мозга. Речевые зоны в головном мозге. Речевые нарушения (патопсихолингвистика). |
5. | КСР | |
6. | Тема 5. Возрастная психолингвистика (онтопсихолингвистика). | Вопрос о врожденном характере языковой способности человека. Этапы становления речи ребенка (дословесный период, становление фонетического строя, лексико-семантической системы, детское словотворчество, становление грамматики). Становление языковой личности. Формирование механизма внутренней речи. Детская речь в сопоставлении с речью взрослых. Эволюция дискурсивной компетенции. |
7. | Тема 6 Социальная психолингвистика. | Психолингвистика межличностного общения. Психолингвистическая конфликтология. Языковая личность и речевая субкультура. Языковая игра в речевой деятельности. Социолингвистика. Языковое сообщество. Языковая ситуация. Виды языковой ситуации (эндоглоссная и экзоглоссная, сбалансированная и несбалансированная). Социальная типология языков. Социально обусловленная вариативность языка. Билингвизм. Языковая интерференция. Языковая политика. |
Тема 7 Этнопсихо-лингвистика. | Языковая личность и культура. Взаимовлияние языка и мышления. Национально-культурная специфика слова. Лакуны. Культурно-специфичное речевое поведение. Овладение иностранным языком как психолингвистическая проблема. Речь иностранца. Ошибки при изучении иностранного языка. Кросс-культурные контакты. Аккультурация. Культурный шок. Лингвистический шок. | |
Тема 8 Прикладные аспекты психолингвистики. | Язык и гендер. Психолингвистические аспекты изучения филогенеза языка. Психолингвистика и искусственный интеллект. Автоматический анализ текста. Язык и речевое воздействие. Нейролингвистические программирование. Судебная психолингвистика. Идентификация языковой личности. | |
КСР |
Практические (семинарские) занятия
Номер занятия | Наименование темы и содержание занятия | литература (электронные документы в папке user:\2_курс\Психо-лингвистика) | Формы контроля выполнения работы | |
Тема 1. Методы социолингвистического и психолингвистического анализа. доклады на семинаре (примеры тем): 1. Психолингвистика в СССР (основные направления, представители, цели, задачи, достижения) 2. Психолингвистика в США (основные направления, представители, цели, задачи, достижения) 3. Психолингвистика в Европе (основные направления, представители, цели, задачи, достижения) | Белянин, с.8-33, 125-150 (методы) Глухов, с. 9-30 Красных, с.8-30 | опрос, проверка конспекта | ||
Тема 2. Языковые единицы в сознании человека. Ассоциативные связи в языке. доклады на семинаре (примеры тем): 1. Паралингвистика. Невербальные компоненты коммуникации. 2. Словотворчество детей и взрослых. | Глухов, с.60-101 Горелов, с.11-67 Красных, с.31-72 | опрос, проверка конспекта | ||
Тема 3. Теория речевой деятельности. Этапы порождения и понимания речи. доклады на семинаре (примеры тем): 1. Понятие языковой компетенции 2. Прогнозирование речевой деятельности. Как этому научиться? | Белянин, с.69-107 Глухов, с.31-59, 102-126 Горелов, с. 68-104 Красных, с.73-142, 225-248 | опрос, проверка конспекта | ||
Тема 4. Речевые центры в головном мозге и связи между ними. доклады на семинаре (примеры тем): 1. Языковое сознание и языковое мышление. 2. Методы изучения речевых зон в головном мозге. | Белянин, с.169-187 Горелов, с.105-128 | опрос, проверка конспекта | ||
Тема 5. Онтопсихолингвистика. Этапы усвоения речи ребенком. доклады на семинаре (примеры тем): 1. Формирование механизма внутренней речи. 2. Детская речь в сопоставлении с речью взрослых. | Белянин, с.34-68 Глухов, с.170-198 Горелов, с.200-271 Красных, с.143-161 | опрос, проверка конспекта | ||
Тема 6. Билингвизм и языковая интерференция. доклады на семинаре (примеры тем): 1. Психолингвистическая конфликтология. 2. Речевая субкультура. 3. Языковая политика. | Горелов, с.148-200 | опрос, проверка конспекта | ||
Тема 7. Язык и культура. Кросс-культурное взаимодействие. доклады на семинаре (примеры тем): 1. Психо- и социолингвистические проблемы при Кросс-культурных контактах. 2. Психолингвистические аспекты Аккультурации. 3. Культурно-(этно-)специфическое речевое поведение. | Белянин, с.151-168 Горелов, с.128-147 | опрос, проверка конспекта | ||
Тема 8. Прикладные аспекты психолингвистики. доклады на семинаре (примеры тем): 1. Идентификация языковой личности (как «разанонимить анонима») 2. Судебная психолингвистика. Задачи и достижения. | Белянин, с.188-217 Горелов, с.272-300 | опрос, проверка конспекта |
данная литература представлена в библиотеке УлГТУ (lib.ulstu.ru)
Основная литература:
1. Белянин, Валерий Павлович. Психолингвистика: учебник / Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. - 3-е изд., испр. - М.: Флинта, 2005. - 227 с.
2. Фрумкина Р. М. Психолингвистика: учеб. пособие. - М.: Академия, 2003. - (Серия "Высшее образование"). - 320с.
3. Беликов, Владимир Иванович. Социолингвистика: учебник. - М.: РГГУ, 2001. - 439с.
4. Карасик, Владимир Ильич. Язык социального статуса: Монография. - М.: Гнозис, 2002. - 333с.
Дополнительная литература:
1. Леонтьев, Алексей Алексеевич. Психолингвистика / Акад. наук СССР, Науч. совет по теории советского языкознания при отд-нии литературы и языка. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1967. - (Вопросы теории языкознания). - 118 с.
2. Ковшиков, Валерий Анатольевич. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - (Высшая школа). - 319 с.
3. Психолингвистика в очерках и извлечениях: хрестоматия для вузов / Радзиховская В. К.; под ред. В. К. Радзиховской. - М.: Академия, 2003. - (Высшее образование). - 461 с.
4. Белянин, Валерий Павлович. Психолингвистика: учебник / Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. - 5-е изд. - М.: Флинта, 2008. - 227 с.: табл.
5. Фрумкина, Ревекка Марковна. Психолингвистика: учеб. пособие. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2007. - (Высшее профессиональное образование. Языкознание). - 316 с.: табл. - В прил., с. 219-267, тексты Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна, Л. Я. Гинзбург, Р. М. Фрумкиной.
6. Слобин, Дэн И. Психолингвистика / Психолингвистика. Хомский и психология / Дж. Грин ; к сб. в целом: пер. с англ. Е. И. Негневицкой, под общ. ред. и с предисл. А. А. Леонтьева. - 5-е изд. - М.: URSS, 2009. - 350 с.
7. Spolsky, Bernard. Sociolinguistics: Oxford Introductions to Language Study. - Oxford: Oxford university, 1998. - 128 c.
8. Thibault, Paul J. Agency and Consciousness in Discourse: Self-other dynamics as a complex system. - London: Continuum, 2006. - 354 p.: ill.
9. Зарубежная лингвистика: Избранное: Пер. с англ. / Звегинцев В. А.; Общ. ред. В. А. Звегинцева, Н. С. Чемоданова; Ред. - сост. В. Д. Мазо. - М.: Прогресс, 1999. - (Новое в лингвистике). - Ч. 1. - 304с.
10. Алефиренко, Николай Федорович. Современные проблемы науки о языке: учеб. пособие. - М.: Флинта, 2005. - 412 с.
11. Швейцер, Александр Давидович. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы. - 2-e изд. - М.: URSS, [2009]. - (Из лингвистического наследия А. Д. Швейцера). - 174, [2] с.: ил.
12. Шор, Розалия Осиповна. Язык и общество / предисл. В. М. Алпатова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: URSS, 2009. - 152 с.
13. Язык и общество на пороге нового тысячелетия: итоги и перспективы: тезисы докладов междунар. конф. (Москва, 23-25 окт. 2001 г.) / Михальченко В. Ю.; Ин-т языкознания РАН ; редкол.: В. Ю. Михальченко [и др. ]. - М.: УРСС, 2001. - 360 с.
14. Наумов, Владимир Викторович. Государство и язык. Формулы власти и безвластия. - М.: URSS, 2010. - 182 с.:
15. Звегинцев, Владимир Андреевич. Мысли о лингвистике / предисловие В. М. Алпатова. - 2-е изд. - М.: URSS, 2008. - (Из лингвистического наследия В. А. Звегинцева). - 333, [2] с.
16. Виноградов, Виктор Алексеевич. Социолингвистическая типология. - 3-е изд. - М.: URSS, 2009. - 128 с.: ил.