Формирование выборки исследования.

Характеристика генеральной совокупности исследования. Обоснование выборки. Расчет погрешности исследования.

7.Проведение исследований и обработка результатов.Результаты маркетингового исследования лучше представлять в виде таблиц и диаграмм. Естественно, кроме тех случаев, когда ответ звучит подобным образом: «Опрошены были 200 человек, из них 54% - женщин и 46% - мужчин». В таком случае можно обойтись просто перечислением результатов.

В таблицах, для солидности, результаты лучше представлять в процентах.

В виде диаграмм есть смысл представлять только те данные, которые имеют определяющее значение для данного исследования.

Результаты в процентах обычно представляют в виде круговых диаграмм, числовые показатели - в виде гистограмм или графиков.

Например, результаты ответов на вопрос о предпочитаемых местах покупок, представленные в процентах, для наглядности хорошо бы представить в виде диаграммы (например, круговой, поделенной на сектора по предпочтительным местам покупок: 50% покупателей предпочитают приобретать товар в универсальных и промтоварных магазинах по месту жительства, 35% ‑на рынке, 15% ‑ в крупных торговых центрах).

Если вы исследуете влияние на уровень продаж рекламных мероприятий, на диаграмме (гистограмма или график) должна быть изображена динамика реализации товара.

Выводы и рекомендации

По результатам маркетингового исследования, вспоминая его цели, формируются выводы и рекомендации. Не абстрактные, а конкретные!!!! Кто может использовать результаты исследования. Какие действия следует предпринять и др.

Список использованных источников

Приложения.

В приложениях указывается техническое задание на исследование, вариант анкеты, заполненные анкеты и т.п.

Приложение 1

Пример ТЗ (заявки на исследование)

ЗАЯВКА НА ПРОВЕДЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

I. Информация о компании заказчика
1. Наименование компании, проекта  
2. Сфера деятельности компании  
3. Краткая история развития фирмы, проекта. Описание текущей ситуации на рынке и событий на рынке, которые повлияли на текущую ситуацию.  
4. Реализуемые товары, оказываемые услуги (укажите укрупненные товарные группы)  
5. География продаж  
6. Ваша рыночная позиция   ¨ безусловный лидер (по объему продаж и/или по размерам); ¨ претендент на лидерство (фирма №2 на рынке); ¨ средняя по размерам фирма среди многочисленных конкурентов; ¨ специализация в узкой рыночной нише; ¨ новичок на рынке
7. Стадия жизненного цикла товарной категории ¨ выведение на рынок, этап формирования рынка; ¨ активный рост рынка; ¨ замедление роста, зрелость; ¨ спад, сужение рынка
8. Какие специалисты или подразделения вашей фирмы выполняют маркетинговые функции (отметьте все подходящие варианты ответа)? ¨ отдел маркетинга ¨ отдел продаж ¨ секретарь ¨ специалист по маркетингу ¨ руководство фирмы ¨ никто не занимается ¨ кто-то другой……………………………
II. Информация об исследовании
1. Причины, вызвавшие необходимость проведения маркетингового исследования. Подробно описать проблемы.  
1. Цели и задачи маркетингового исследования.  
3. Цели заказчика. Описать задачи, которые будут решены с помощью результатов исследования. Назвать решения, которые будут приняты на основе полученных данных.  
4. География исследования. Перечислить регионы и города, в которых планируется провести исследование.  
5. Объект исследования. Описать единицы наблюдения (потребители, клиенты, товары и т. д.), которые Вы предполагаете обследовать.  
6. Гипотезы. Назвать предположения, которые Вы хотели бы проверить в ходе исследования.  
7. Срок составления предложения. Указать дату, не позднее которой агентство должно предоставить Вам предложение на проведение исследования.  
8. Сроки проведения исследования. Указать дату, не позднее которой должны быть получены результаты исследования.  
9. Дизайн отчета. Указать предпочитаемый формат отчета: табличный отчет для специалиста-маркетолога, устная презентация и краткий отчет для высшего руководства, полный отчет и др.  
10. Бюджет исследования  
11. Результаты предыдущих исследований. Сообщить о наличии результатов ранее проведенных исследований по данной теме. Указать сроки проведения исследования и составить его краткое содержание.  
12. Информация об исполнителе. Перечислить данные, которые необходимо предоставить об агентстве  
III. Анкетные данные
1. ФИО директора  
2. ФИО менеджера по маркетингу или контактного лица  
3. Почтовый адрес  
4. Адрес местонахождения офиса  
5. Телефон, факс  
6. E-mail  
7. Web-страница  
IV. Прочие данные
   

Источник: РБК.Исследования Рынков (http://research.rbc.ru)

Приложение 2

Пример анкеты

АНКЕТА

Хорошее образование — путь к успеху!

Уважаемый потенциальный клиент!

Мы собираемся открыть новую бизнес-школу. Будьте добры, ответьте на следующие вопросы:

1. Какова цель получения дополнительного бизнес-образования (выберите одно)?:

§ получение диплома

§ занятие независимой предпринимательской деятельностью

§ возможность стать хорошим специалистом и получить престижную работу

§ самосовершенствование

2. Хотели бы Вы получить дополнительное бизнес-образование?

§ нет

§ да, но это зависит от (выберите одно):

§ цены курса

§ поможет ли это получить хорошую работу

§ возможности работать и учиться одновременно

§ длительности курса

§ поможет впоследствии открыть свое дело и реализовать себя

3. Какие дисциплины интересуют Вас больше всего:

§ финансы

§ теория менеджмента

§ маркетинг потребительских товаров

§ маркетинг промышленной продукции

§ бухгалтерский учет

§ предпринимательство

§ коммерческое право

§ управление запасами

§ планирование налогообложения

§ банковское дело

§ ценные бумаги

§ управление персоналом

§ международный бизнес

§ реклама

§ другое ________________________________

4. Что для Вас особенно важно при принятии решения об обучении (проставьте баллы от 1 до 7, где 1 — не важно, 7 — очень важно):

§ цена

§ местоположение школы

§ специализация

§ квалифицированные преподаватели

§ длительность курса

§ знания, дающие возможность устроиться на хорошую работу

5. Что бы сделало курс обучения особенно ценным для Вас (проставьте баллы: 1 — не важно, 2 — важно, 3 — очень важно)

§ зарубежные преподаватели, способные дать современное бизнес-образование

§ наличие интересной практической информации

§ получение сертификата в конце каждого курса программы

§ практические знания, которые помогут в бизнесе

§ гибкое расписание

§ возможность преддипломной практики в одной из крупных компаний С.-Петербурга

§ престижность учебного заведения и котируемость диплома

§ погружение в рабочую атмосферу в процессе обучения

§ возможность получения высокооплачиваемой работы после окончания образования

§ возможность продолжения образования за рубежом

§ другое _______________________________

6. Считаете ли Вы, что приобретаемые Вами экономические знания должны быть (выбрать одно):

§ адаптированы к использованию в Вашей основной технической специальности

§ универсальными, которые можно использовать в любом виде деятельности

7. Какое время занятий Вас наиболее устраивает?

§ утреннее (с 7.00 до 13.00)

§ дневное (с 13.00 до 17.00)

§ вечернее (с 17.00 до 21.00)

§ поздний вечер (с 18.30 до 22.30)

8. Сколько времени Вы готовы посвятить получению образования, необходимого для дальнейшей интересной, высокооплачиваемой работы?

§ 2—4 недели (интенсивные занятия)

§ 1—6 месяцев (интенсивные занятия)

§ 6—12 месяцев (интенсивные занятия)

§ 1—2 года (не интенсивное обучение)

9. Сколько денег Вы готовы вложить в это образование?

§ до 100 долл.

§ от 100 до 300 долл.

§ от 300 долл.

10. Почему Вы готовы тратить деньги и время на получение дополнительного бизнес-образования?

§ это будет необходимо для текущей работы и позволит мне стать квалифицированным специалистом

§ это даст мне возможность получения лучшей работы

§ мне интересен процесс обучения

§ это даст мне возможность самостоятельно заняться бизнесом

11. Какое оборудование Вы хотели бы видеть в классах? Оцените необходимость следующего оборудования в баллах от 1 до 4 (1 — желательно, 4 — необходимо):

§ компьютеры, оснащенные новейшим программным обеспечением

§ современное оснащение — проекторы, магнитные доски и т. д.

§ удобные рабочие места

§ современный дизайн классов

12. Наличие у учебного заведения хороших контактов с фирмами — потенциальными работодателями:

§ необходимо для Вас

§ хорошо, но необязательно для Вас

§ совершенно необязательно для Вас

13. Кого из перечисленных ниже специалистов Вы хотели бы видеть своими преподавателями? (Выберите по одному в каждом пункте)

§ преподаватель, дающий практические методики и рекомендации в своей области или преподаватель, формирующий экономическое мышление и логику бизнес-поведения

§ зарубежный преподаватель со знанием мирового экономического опыта или российский преподаватель со знанием особенностей российской экономики

§ специалист-практик с опытом бизнес-деятельности, способный учить или известный ученый, глубоко знающий предмет и умеющий заинтересовать

14. На каком языке Вы хотели бы обучаться?

§ русский

§ английский

§ русский и английский

§ другие ________________________________

15. Желаете ли вы участвовать в процессе обучения в деловых семинарах, психологических тренингах за дополнительную плату?

§ да, охотно

§ да, иногда

§ нет

16. Оставьте, пожалуйста, следующую информацию о себе:

1. возраст _____________________________

2. пол _________________________________

3. стаж работы _________________________

4. на каких языках Вы говорите?

§ русский

§ английский

§ немецкий

§ другие языки _____________________________

5. уровень вашего образования?

§ незаконченное высшее ______________________________

§ высшее (укажите Ваш университет) ___________________

§ другое _________________________

6. область Вашей специализации:

§ бизнес

§ научно-техническая

§ военная

§ гуманитарные науки

§ вычислительная техника

7. Ваша должность на данный момент _________________________________

8. кем Вы планируете стать в будущем? ________________________________

9. считаете ли Вы, что для продвижения по служебной лестнице требуются, кроме специальных, знания в таких областях, как менеджмент, социология, психология, финансы и т. д.?

§ да

§ нет

17. Укажите, пожалуйста, что еще является для Вас важным в вопросах получения дополнительного бизнес-образования?

Благодарим за помощь!

Наши рекомендации