Отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа; 36 страница

3) снижается уровень опосредованности мотивов, в норме обусловливающий поведение отсроченное;

4) нарушается соотношение побудительной и смыслообразующей функций мотивов.

НАРУШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ — нарушения в выполнении операций интеллектуальных, обусловленные различными заболеваниями психическими, локальными поражениями мозга головного и аномалиями развития психического. Могут локализоваться на различных уровнях:

1) на уровне регуляции — к коему относятся процессы мотивации, проектирования и контроля;

2) на уровне исполнительских операций;

3) на уровне динамического обеспечения интеллектуальной деятельности.

В зависимости от набора исполнительских операций могут страдать мышление вербально-логическое, мышление наглядно-образное или мышление наглядно-действенное. В случае заболеваний психических характерно выпадение прежде всего регуляторных механизмов мыслительной деятельности; более всего страдают при этом мотивационная составляющая, — хотя, например, при шизофрении возникают и операциональные нарушения, связанные с актуализацией смысловых связей.

При локальных поражениях мозга головного характер нарушений мышления определяется локализацией очага поражения. При поражении левой лобной доли мозга обычно происходит выпадение регуляторных компонент мышления при сохранности исполнительских операций интеллектуальных. При поражении третичных корковых полей задних отделов полушарий левого и правого происходят расстройства наглядно-образных и наглядно-действенных форм мышления — из-за трудностей анализа и синтеза информации, связанной с пространством. При поражении речевых зон полушария левого возникают затруднения в организации речевых высказываний. При поражении различных отделов неспецифичёской системы нижних отделов ствола или диэнцефальных структур мозга обычно возникают динамические нарушения мышления.

НАРУШЕНИЕ СЕНСОРНОЕ — сюда относятся глухота, тугоухость, слепота, слабовидение.

НАРУШЕНИЕ ФАНТОМНОЕ — ложные ощущения — боль, зуд, анемия, судороги и прочее — со стороны несуществующей части тела — например, после ампутации конечности. Могут принимать навязчивый, тягостный характер. Отсутствующая конечность или часть ее могут ощущаться вполне реально. Бывают случаи воспроизведения характера боли, наблюдавшейся до ампутации.

Причиной нарушений фантомных могут быть образовавшиеся в месте перерезки нервных волокон разрастания (невромы), залегающие в рубцующейся ткани, очаги воспаления, нарушения кровообращения, а также механическая травматизация измененных нервных волокон. Значительная роль в их формировании принадлежит представлению индивида о собственном теле, зафиксированному в процессе развития.

НАРЦИССИЗМ (нарцизм) — согласно З. Фрейду — состояние и направленность либидо на Я. Нормальная стадия полового развития. Одна из отличительных черт невротиков — задержка на этой стадии психосексуального развития. Представление о нарциссизме восходит к древнегреческому мифу о прекрасном юноше Наркиссе (Нарциссе), влюбившемся в свое отражение в воде. Обычно это понятие используется как синоним самовлюбленности, но довольно часто — и как символ человеческого самопознания («познай самого себя»), и цветок нарцисс — эмблематическое изображение философии как формы самопознания. В психоанализе этот термин применяется в нескольких сопрягающихся значениях.

1. Общее первоначальное состояние либидо, направленное на собственное Я (-> автоэротизм).

2. Вторичное обращение части либидо на Я — стадия сексуального развития, на коей половое влечение ищет удовлетворения не на другом объекте, а на самом себе. Но при этом объект сексуальности — не отдельные части тела, как при автоэротизме, а тело как целое.

3. Либидинозное дополнение эгоизма.

4. Извращение, перверсия половая, характерная эротическим влечением к своему собственному телу, при коем взрослый индивид дарит собственному телу все нежности, обычно даваемые постороннему сексуальному объекту. Основой достижение сексуального удовлетворения выступает любование своим обнаженным телом, его поглаживание.

5. Нарциссическое удовлетворение (культурой, культурным идеалом) — бессознательное самолюбование, самодовольство и самовлюбленность членов некоего культурного сообщества.

НАРЦИССИЗМ: УДАР (три удара по человеческому нарциссизму) — согласно З. Фрейду, в процессе развития науки человеческому самолюбию были нанесены три сокрушительных удара:

1) «космологический удар» Коперника;

2) «биологический удар» Дарвина;

3) «психологический удар» — самый чувствительный; нанесен психоаналитической теорией, доказавшей безусловный примат бессознательного над сознанием и ведущую роль бессознательных душевных процессов в организации жизнедеятельности и поведения.

НАРЦИССИЗМ ВТОРИЧНЫЙ — термин З. Фрейда, означающий явление повторного нарциссизма, возникающее вследствие направления либидо из Оно на Я. Трактовалось как вожделение, направленное на Я вследствие «отождествления».

НАСИЛИЕ КОМПЕНСАТОРНОЕ — согласно Э. Фромму — насилие, служащее импотентному, обездоленному жизнью человеку в заменой продуктивной деятельности и способом отомстить жизни.

НАСИЛИЕ РЕАКТИВНОЕ — согласно Э. Фромму — насилие, проявляемое при защите жизни, свободы, достоинства и имущества. Итак, эта форма насилия «стоит на службе жизни» и имеет целью сохранение.

НАСЛАЖДЕНИЕ — одно из позитивных душевных чувств, некоим образом связанное с уменьшением, понижением или угасанием имеющегося в душе количества раздражений.

НАСЛАЖДЕНИЕ: ПРЕДДВЕРИЕ (преддверие наслаждения) -> премия заманивающая.

НАСЛАЖДЕНИЕ КОНЕЧНОЕ — конечное удовлетворение от «сексуальной деятельности», сопровождаемое выделением половых секретов.

НАСЛАЖДЕНИЕ КОПРОФИЛЬНОЕ — наслаждения детства, связанные с дефекацией.

НАСЛАЖДЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ — наслаждение от возбуждения зон эрогенных, предшествующее половому акту.

НАСТОЙЧИВОСТЬ — личностное волевое качество, характерное способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия, — направленное на неуклонное, вопреки трудностям и препятствиям, достижение осуществления цели. Развивается у ребенка на основе воспитания, начиная с возраста дошкольного, умения доводить до конца выполнение посильных заданий, готовности приложить усилия, чтобы подчинить свое поведение будущему результату, иногда — вопреки текущим побуждениям. Большую роль в воспитании настойчивости играют значащие цели и осознание долга и ответственности за порученное дело.

Для воспитания настойчивости не подходят дела кратковременные, но требуются дела, выполняемые в длительные сроки.

НАСТРОЕНИЕ — сравнительно продолжительные, устойчивые состояния психические умеренной или слабой интенсивности, проявляемые как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида. Характерны диффузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, позволяющей считать настроение отдельным показателем темперамента. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Сформированные настроения, в свою очередь, способны влиять на эмоциональные реакции в связи с происходящими событиями, соответственно меняя направление мыслей, восприятие (-> перцепция социальная) и поведение.

В зависимости от степени осознанности причин, вызвавших конкретное настроение, оно переживается либо как нерасчлененный общий эмоциональный фон (приподнятое, подавленное настроение и пр.), либо как четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, или же увлеченность, радость, восторг и пр.).

Умение контролировать настроение, находить и усваивать способы его сознательной коррекции (-> саморегуляция) — важная задача воспитания и самовоспитания. Беспричинные колебания настроения могут иметь патологическое происхождение, обусловливаясь такими психическими свойствами, как повышенная тревожность, неустойчивость, эмоциональность и пр. (-> характер: акцентуация; чувство).

НАСТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ (настроение массовое) — преобладающее состояние чувств и умов тех или иных групп социальных в определенный период времени. Не только самое массовидное явление психологии социальной, но и одна из самых значительных сил, побуждающих людей к деятельности, отпечатывающихся на поведения различных групп и слоев общества, а также классов, наций и даже народов. Проявляется во всех сферах социальной жизнедеятельности. Изучение настроения общественного необходимо для проникновения в психологические истоки многообразных идеологических форм, для понимания социально-психологических механизмов массовых социальных движений.

Одна из форм настроения общественного — настроение массовое, способное захватить и объединить в единое движение (социальное или политическое) самые различные социальные слои, группы и классы общества.

Настроение общественное характеризуется:

1) определенной предметной направленностью: политическое, эстетическое, религиозное настроение, и пр.;

2) характером и уровнем эмоционального накала: апатия, депрессия — подъем, энтузиазм.

Наряду с глобальными проявлениями (настроения массовые, настроения слоев, классов и народов), оно может носить локальный характер, проявляясь в климате социально-психологическом. Настроение общественное проявляется и в жизнедеятельности личности — в той мере, в какой настроение личности ^отражает социальные обстоятельства этой жизнедеятельности и выражает отношение личности к явлениям и процессам, происходящим в обществе (упадочнические настроения в период социальной реакции, и пр.).

НАСТРОЙКА ОПЕРАТИВНАЯ — подготовка к выполнению действия при заданных условиях, соответственно коим предустанавливается точность, темп, напряженность, стабильность, продолжительность, способ и стиль предстоящей деятельности. В ходе настройки оперативной происходит подготовка нейродинамических систем организма. При относительно изменчивых условиях выполнения деятельности она становится неэффективной.

НАУКА — Сфера деятельности, основная функция коей — выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможны построение образа мира — научная картина мира, и способов взаимодействия с миром — научно обоснованная практика. Конечно, знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать абсолютными. Тело науки составляют законы, формулируемые в рамках определенных теорий. Теория является самой развитой формой научного знания. Собственно развитие науки в основном и есть развитие и смена теорий. Новые теории охватывают все большее количество явлений и все надежнее служат практике, что позволяет говорить о возрастающей достоверности знания; это и определяет прогресс в науке. При этом нередки ситуации возвращения старых, как будто отвергнутых теорий, переосмысленных на ином уровне и обнаруживших новые возможности. Наука не ограничивается чистым теоретизированием. Ее развитие означает выход на новые области явлений, на новые взаимодействия с миром. Основной механизм развития научного знания — исследование научное, выполняемое на базе специальных методов исследования. Особое внимание уделяется совершенствованию этих методов. Хотя наука нередко претендует на свою исключительность в ряду способов познания мира и наибольшую достоверность и эффективность познания, все же она — не единственная форма познания и во многих отношениях связана с другими формами; что же касается достоверности получаемых знаний, то в ряде случаев науке приходится признать приоритет этих иных форм познания (=> познание: форма).

НАУКА: КЛАССИФИКАЦИЯ — словом «наука» обозначаются также отдельные отрасли научного знания, взаимно отличающиеся рядом существенных характеристик. Прежде всего науки различаются своим объектом (от объекта науки следует отличать ее предмет: -> наука: объект; наука: предмет). Основными научными объектами выступают: природа (органическая и неорганическая), и человек (общество и мышление). Согласно этому выделяются науки естественные и науки гуманитарные; последние еще подразделяются на науки социальные и науки философские. Так выделяются три главных раздела научного знания — три комплекса наук. Кроме этих трех главных разделов выделяются еще крупные разделы — на стыке главных. Возможны и другие способы различения наук. Так, принято разделение их на науки фундаментальные и науки прикладные. Во всех этих схемах психология занимает свое место. Связь психологии с науками естественными вполне очевидна — особенно с биологическими. Для психологии научной характерно заимствование некоих общебиологических теоретических положений для обоснования закономерностей развития психики. Ряд принципов почерпнут из эмбриологии. Этология, одно из авторитетных направлений современной биологии, распространяет свои принципы и на человека; исследования этологов непосредственно интересны и для зоопсихологии (иногда этология даже рассматривается как вариант зоопсихологии). Проблема соотношения врожденного и приобретенного — одна из центральных в психологии, потому важны и данные генетики. Пограничная с генетикой психогенетика выявляет роль генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей человека. «Биологическая аналогия» иногда заходит слишком глубоко, претендуя на объяснение сложнейших социальных явлений, и в таких случаях обычно вызывает критику. Особенно нужно выделить связь психологии с физиологией, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Непосредственно с ней соотносится психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом — мозгом. Среди прикладных биологических дисциплин выделяется медицина, прежде всего — невропатология и психиатрия. На стыке медицины и психологии возникла психология медицинская. Особо выделяется нейропсихология. Тесно связана с медициной и психология специальная.

Сложнее усматривается связь психологии с физикой. Психология, развиваясь во многом вместе с естествознанием, в определенных отношениях и направлениях отражает мировоззрение, определяемое основными открытиями или господствующими принципами в области физической картины мира. Связь психологии и химии во многом аналогична, но в ряде случаев более определенна. Существуют области, относительно коих выдвигаются и химические, и биологические, и психологические теории (например, механизмы памяти); химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений; существует, наконец, психофармакология. Так что представление о том, что психология относится к наукам естественным, во многих отношениях обосновано, и ряд психологических направлений, как, например, бихевиоризм, ориентирован именно на такое понимание.

Нужно заметить: если у наук фундаментальных психология заимствует в основном некие объяснительные принципы, то в отношении наук гуманитарных она не только берет, но и предлагает им свои способы понимания явлений; более того, существуют «психологические школы» в рамках истории, социологии и языкознания.

Чрезвычайно важна связь психологии и философии. Психология долго развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии. Проблемы душевной жизни не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многие другие; правда, психологи не всегда явно формулируют свои позиции по этим проблемам. Во многих случаях психологи непосредственно основываются на тех или иных философских системах, иногда даже предлагают собственные. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа. А в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (хотя бы претендовали на это) или оказывали влияние на появление и развитие философских теорий.

Итак, психология связана, исторически и актуально, со всеми основными областями знания. В ней представлены как естественнонаучная, так и гуманитарная ориентации, однако гуманитарный подход становится преобладающим, ибо в центр психологии помещается личность, а это означает невозможность строго объективного подхода — подхода к человеку как к «явлению природы».

Выраженная ориентация психологии не только на познание, но и на практику позволяет утверждать, что в психологии существуют свои фундаментальные и прикладные разделы.

НАУКА: ОБЪЕКТ — та сторона действительности, на изучение коей направлена данная наука. Часто объект фиксируется в самом названии науки. Но поскольку никакая наука не в состоянии описать свой объект исчерпывающе и всесторонне, она вынуждена ограничить сферу своих интересов, отказываясь от изучения некоих аспектов своего объекта. Кроме того, наука ограничена в подходе к объекту — традицией, в коей она формировалась, сложившимися в ней понятийным аппаратом и языком, преобладающими в ней средствами анализа и исследования, и пр. Вместе с тем подобная специализация наук создает серьезные проблемы для построения единой научной картины мира. От объекта науки следует отличать ее предмет (-> наука: предмет).

НАУКА: ПОДХОД РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ — восходит по крайней мере к Платону; более поздние яркие представители — Декарт, Кант и Гегель. Полагает, что любые достоверные знания могут исходить лишь от разума, и лишь разум должен играть главную роль в объяснении фактов — и в онтологическом плане, и в планах познания или действия. Наилучший способ сформулировать некую проблему и попытаться найти ответ состоит в поисках логических доводов. В результате на протяжении многих веков обсуждалось, что должно быть, вместо того чтобы наблюдать существующее в действительности.

НАУКА: ПОДХОД ЭМПИРИЧЕСКИЙ — лег в основу экспериментирования. Делает главный упор на опыт и тем самым радикально отличается от подхода рационалистического. Это, конечно, не означает пренебрежение логикой, рассудительностью и просто здравым смыслом. Однако предположения, появившиеся подобным путем, рассматриваются как гипотезы, подлежащие проверке путем экспериментов или контролируемых наблюдений, в результате коих получают новые данные. Если они согласуются с уже известными, то постепенно создается все более четкая теория, позволяющая из объяснить. Если же эти данные противоречат выдвинутой гипотезе, то она подлежит изменению или даже отбрасыванию.

Именно в сочетании теоретических построений и проверки их соответствия действительности заключается метод научный.

НАУКА: ПРЕДМЕТ — та сторона или стороны, какими объект науки (-> наука: объект) в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует, В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета.

НАУКА ГУМАНИТАРНАЯ — ее объектом выступает человек — человеческое общество и мышление. Науки гуманитарные подразделяются на науки социальные и науки философские.

НАУКА ЕСТЕСТВЕННАЯ — ее объектом выступает природа, органическая и неорганическая.

НАУКА ПРИКЛАДНАЯ — прикладными считаются науки, ориентированные на практическое применение знаний, полученных в науках фундаментальных; они служат непосредственно нуждам общества.

НАУКА ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ (наука чистая) — фундаментальными считаются науки, познающие мир безотносительно возможности практического использования получаемых знаний.

НАУЧЕНИЕ — процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Это понятие возникло в зоопсихологии. Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт — знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у животных).

Как всякое приобретение опыта, научение включает в себя протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное). У животных научение (-> животное: научение) — основная форма приобретения опыта. Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание).

Способностью к научению обладают в основном виды, далеко продвинувшиеся в эволюционном развитии. Если поведение инстинктивное эффективно в обычной для животного среде и обычных обстоятельствах, то справляться с новыми ситуациями и непривычной обстановкой, формировать новые поведенческие акты могут, в сущности, лишь особи тех видов, у коих преобладает способность к научению и выработке навыков.

Начатки возможности научения обнаруживаются уже у дождевых червей. В средней степени оно проявляется у рыб, амфибий, рептилий. Эта способность развивается по мере продвижения по эволюционной лестнице, и у самых продвинутых форм (шимпанзе и человека) почти нет таких форм поведения, что позволяли бы с момента рождения без тренировки адекватно приспосабливаться к среде. У человека формы поведения, коим он не должен обучаться, — это врожденные рефлексы, дающие возможность выжить после появления на свет: рефлекс сосательный, глотательный, чихательный, мигательный и пр.

У человека роль и значение научения меняются в ходе онтогенеза. В возрасте дошкольном научение — основной способ приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению — учебной деятельности, хотя и не теряет значения полностью. Важнейший фактор научения — место усваиваемого материала в соответственной деятельности. Человек лучше научается материалу, который занимает место цели деятельности.

Согласно одним теориям, существует единый механизм обучения (у человека и животных, у научения и учения); другие теории рассматривают эти механизмы как различные. В зарубежной психологии к первой группе относятся теории бихевиоризма, где научение трактуется как не связанный с психикой и познанием процесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций на основе готовности, упражнения, подкрепления или смежности во времени. Подобные теории противоречат позднее установленным фактам, говорящим о возможности научения без подкрепления, без упражнений и пр. К этой же группе нужно отнести теории, где научение рассматривается как процесс изменения отражения психического условий деятельности и поведения по принципу пассивного установления новых связей (ассоцианизм), реструктурирования исходно целостного опыта в виде образцов (гештальт-психология) или планов (необихевиоризм). Сюда же в большой мере относятся теория Ж. Пиаже (-> школа Женевская) и теории некоих представителей подхода информационного и психологии когнитивной.

Ко второй группе относятся теории отечественных психологов и ряда зарубежных авторов. У человека научение и учение рассматриваются ими как процесс познавательный усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. У животных научение трактуется как процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям.

НАУЧЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ — научение через словесные воздействия: инструкции, разъяснения, описания и прочее, — без обращения к конкретным действиям предметным, к обусловливанию оперантному или условно-рефлекторному.

НАУЧЕНИЕ ВИКАРНОЕ — научение через прямое наблюдение за чувственно представленными образами и через подражание им.

НАУЧЕНИЕ ОПЕРАНТНОЕ — вид научения, происходящего за счет спонтанного порождения субъектом множества разнообразных реакций на одну и ту же ситуацию или стимул — с последующим закреплением лишь тех, что оказываются самыми удачными с позиции получаемого эффекта.

НАУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — термин введен бихевиористами; означает обретение организмом новых форм реакций путем наблюдения за поведением других живых существ и подражания ему. Научение социальное объяснялось, исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление), и экспериментально изучалось на животных.

Позднее этот подход был дополнен введением познавательных факторов. За людьми была признана способность представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически, в виде «внутренней модели внешнего мира». Поэтому даже в случаях, когда индивид не проявляет открытых реакций и не получает подкрепления, он, следя за подкрепляемыми действиями других, научается им подражать. В таких условиях приобретение новых реакций — не столь длительный процесс, как при выработке обычных навыков.

В опытах по научению социальному детям показывали фильмы с образцами поведения, имевшего различные последствия — положительные или отрицательные. В зависимости от характера наблюдаемых последствий испытуемые в большей или меньшей степени подражали образцу. Хотя в этом варианте концепция научения социального допускает возможность выбора субъектом ответного действия, в целом она механистична и разделяет общие методологические особенности бихевиоризма.

НАУЧЕНИЕ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНОЕ — вид научения, происходящего за счет выработки реакций на новые раздражители по механизму рефлекса условного.

НЕВРАСТЕНИЯ — один из видов неврозов, могущий возникать в результате перенапряжения или перенесенных инфекций (у детей). Основные симптомы таковы:

1) состояние раздражительной слабости, характерное сочетанием повышенной возбудимости, быстрой истощаемости и утомляемости, плохой переносимости сильных раздражителей; из-за повышенной утомляемости и ухудшения концентрации внимания нарушается работоспособность;

2) лабильность эмоций, неустойчивое настроение — часто пониженное, подавленное;

3) повышенная раздражительность, утомляемость, слезливость (-> депрессия);

4) иногда появляются тревога, или страх, нетерпеливость, расстройства сна, головные боли, сексуальные нарушения, разнообразные нарушения системы нервной вегетативной.

Неврастения возникает преимущественно при длительно действующих психотравмирующих факторах. Сопровождается физическим истощением.

Неврастеникам присущи общие астенические свойства — повышенная чувствительность и быстрая истощаемость. Они возбудимы и истощаемы в нервно-психическом смысле. К этому добавляются некие соматические расстройства: периодически возникающие неприятные ощущения, боли, покалывания, плохая работа кишечника, плохой сон, усиленное сердцебиение и пр. Все эти неполадки — психогенной природы; заметной органической основы, как правило, нет. Они возникают от излишне повышенного внимания к отправлениям своего организма.

НЕВРОЗ — группа самых распространенных пограничных нервно-психических расстройств, психогенных по природе, но не обусловленных психотическими состояниями. Возникают на основе непродуктивно и нерационально разрешаемого конфликта невротического, закладываемого преимущественно в детстве, в условиях нарушенных отношений с окружением микросоциальным, в первую очередь-с родителями. Могут возникать и под влиянием неудовлетворенности, тяжелых переживаний, перенапряжений, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потерь и прочих психотравмирующих факторов.

В появлении неврозов значительную роль играют:

1) факторы биологические — такие как наследственность, заболевания соматические;

2) факторы социально-психологические — прежде всего неблагоприятные семейные обстоятельства;

3) личностные особенности и эмоциональные переживания.

Клиническая картина неврозов содержит как соматовегетативные расстройства, так и отрицательные субъективные переживания (тревога, ощущение собственной неполноценности).

При неврозах на первый план выступают расстройства сферы эмоциональной. Затруднения поиска выхода из переживаний влечет психическую и физиологическую дезорганизацию личности, формирование симптомов невротических.

Психогенный характер неврозов означает, что они обусловлены действием преимущественно психологических факторов (переживанием конфликта невротического) и связаны с активизацией симптомов расстройства в психотравмирующих ситуациях.

К основным формам неврозов относятся: неврастения, невроз страха, невроз истерический, невроз навязчивости и психастения.

Неврозы относятся к обратимым расстройствам. В их лечении особое значение принадлежит методам коррекции психологической, психотерапии, но применяется и медикаментозная терапия.

В психологии при изучении конфликта невротического особое внимание уделяется психоаналитическим концепциям личности (-> фрейдизм; неофрейдизм; психология аналитическая). Поскольку в происхождении и характере течения неврозов одно из первых мест занимают особенности воспитания и отношений развивающейся личности, проблема неврозов весьма интересна для психологии.

Согласно З. Фрейду, невроз возникает там, где не вполне удался переход от прямых к заторможенным в смысле цели сексуальным первичным позывам; это соответствует конфликту между первичными позывами, поглощенными Я, кои прошли через такое развитие, и частицами тех же позывов, что из вытесненной бессознательной сферы стремятся к прямому удовлетворению. Невроз необычайно богат содержанием, ибо охватывает всевозможные отношения между Я и объектом, а также конфликтные отношения между Я и Сверх-Я. Неврозы не имеют некоего специфического содержания, коего нельзя было бы найти и у здорового: невротики страдают теми же комплексами, с коими борются и здоровые. Приведет ли борьба к неврозу или к компенсирующему высшему творчеству — все зависит от количественных соотношений, от взаимоотношений борющихся сил.

Наши рекомендации