Препятствия к использованию метода 2 страница

Переименование реальности

– Эта практика помогает успешно выйти из любой ситуации, в которую обстоятельства могут втянуть тебя. Кроме того, она сбивает с толку эго, давая невероятную свободу и потрясающие возможности воплощать в жизнь все что угодно. Ты становишься волшебником в буквальном смысле этого слова.

Впервые я услышал о ней в начале восьмидесятых. Потом сам прошел занятия в Пуне. Там находится школа одного из самых выдающихся мудрецов современности Ошо. Суть практики такова. Имея определенную проблему или желание, ты становишься зависим от них. Чтобы быть свободным, нужно избавиться от зависимости. Однако просто закрывать глаза на свои проблемы и потребности бессмысленно. Избавляться от сложностей лучше всего, работая с ними.

В этом случае мы снова будем создавать энергетический след, но действовать станем иначе, чем в предыдущих случаях. В основе данной практики лежит динамическая медитация. Слово «медитация» сейчас очень модно, но не многие понимают его суть. Тем более когда речь заходит о динамике. Чуть позже мы вернемся к вопросу о медитации в ее классическом понимании, а сейчас разберем метод Ошо. Кое‑что в нем пришлось изменить, адаптируя к нашей основной задаче – достижению истинной реализации. Однако главные принципы остались прежними.

Подумай о проблеме, которая тебя беспокоит. Кратко сформулируй ее решение в настоящем времени. Лучше это делать вслух (хотя бы на первых порах), тогда будет понятнее смысл. Заканчивая фразу о желаемом решении задачи, ты безостановочно продолжаешь ее, начиная нести всякую тарабарщину, которая только придет тебе в голову, совмещая все это с хаотическими движениями. В этот момент ум просто вырубается, и ты беспрепятственно создаешь энергетический след, заканчивая свой «танец» и речитатив в тот момент, когда почувствуешь наполненность. Не понятно? – улыбаясь, спросил Дрейк, видя мою реакцию.

– Что‑то не очень, – ответил я.

– Сейчас разберемся, – успокоил он. – Осознав суть этого метода, я был просто поражен его гениальностью и простотой. Дело в том, что, когда мы в предыдущих практиках переносили свое намерение во Вселенную, мы полностью отдавали отчет в происходящем. Наш ум все понимал. В этом же случае сознание отказывается воспринимать реальность и просто отключается. Конечно, мы остаемся в сознании, но процесс уже неконтролируем. Он идет сам собой. Эго стирается – это ключевой момент. Когда исчезает зацепка за «реальность», исчезает внутренняя проверка на «верю», «не верю», и нам не надо уже придумывать для сознания какие‑то уловки и изобретать веские аргументы. Как мы уже говорили, намерение претворяется в жизнь, когда есть вера в его исполнение. Фокус в том, что здесь она не нужна. Все работает само по себе. След создается автоматически. Давай сейчас проведем один эксперимент, с помощью которого можно наиболее полно понять суть практики. Я загадаю число. Все равно какое. Например, от одного до десяти. Попробуй отгадать его.

– Сейчас? – спросил я.

– А чего ждать? Сейчас, конечно, – ответил Винс. – Все, загадал.

– Семь, – ответил я наугад.

– Смысл не в том, чтобы ткнуть пальцем в небо, – улыбнулся Дрейк. – Говоря «угадывай», я просил тебя настроиться и назвать ту цифру, которую тебе подскажет интуиция. Попробуй еще.

– Шесть, – сказал я, пытаясь «увидеть» загаданную Винсом цифру, закрыв глаза.

– Теперь ты все сделал, как я просил. Однако это неверный ответ, – сказал он. – Идем дальше. Сейчас встань, и, когда я попрошу тебя снова назвать мне загаданное число, ты начнешь прыгать, крутиться, изгибаться и нести тарабарщину. Делай все, что захочет твое тело, не мешай ему. Не сковывай движения и не подбирай слова. Можешь закрыть при этом глаза, и описывать картины, которые родятся в твоем сознании. Только говори быстро, не останавливайся. Чувства могут быть альтернативой воображению – описывай их, если хочешь. То есть, двигаясь, одновременно прислушивайся, принюхивайся, присматривайся и воспринимай ощущения тела. Все одновременно. Когда наступит внутреннее понимание того, что упражнение можно заканчивать, ни о чем не думая и ничего не оценивая, назови цифру, которая первый придет в голову. Загадал. Поехали!

Я сделал все, как он велел. Попробовал оба предложенных варианта, и у меня получилось дважды назвать правильные цифры.

– Что ты чувствовал, когда на ум приходил ответ? – спросил Винс.

– Да ничего особенного, – ответил я. – Это было просто знание, и больше ничего. Я просто отвечал – и все, никаких чувств.

– Смысл в том, что нелепые движения, совмещенные со словесным бредом или телесными ощущениями, полностью выбили тебя из привычной колеи. Сначала я попросил тебя просто сосредоточиться и назвать предполагаемую цифру. У тебя не получилось. Почему? Твое закоснелое сознание внутренне не верило в то, что это возможно. Оно не принимало такую функцию всерьез. Когда ты занялся всякой ерундой, сконцентрировавшись на движении, нелепых фразах и ощущениях, твой разум отказался участвовать в этом «безобразии» и, перестав мешать, отключил оценку действительности. После этого на первый план выступила функция, которая называется «все возможно». И два раза подряд ты дал правильный ответ. В этот короткий миг у тебя исчезла привычная вера в то, что угадать мысли другого человека невозможно. Как мы уже выяснили раньше, если не обращаешь внимания на что‑то, то его не существует. Так произошло и с тобой. В какой‑то миг ты попросту не знал, что есть возможность не угадать, – разум, утверждающий это, в этот момент не существовал.

Есть прекрасный фильм на эту тему – «Форест Гамп». Главный герой – парень со «странностями». Он как будто глупее остальных, потому что не понимает «важности» элементарных вещей, происходящих вокруг. Однако эта его особенность открывает перед ним любые двери, ведь для него нет ничего невозможного. В силу своей умственной «неполноценности» он не знает о существовании этого понятия. А раз так, то в его мире все реально. В этом фильме показано эталонное состояние ума, при котором каждый может достичь невиданных высот, каких только пожелает.

Вернувшись к обсуждению практики, скажу, что ее основное назначение, конечно, не в угадывании цифр, а в передаче своего намерения Вселенной в чистом виде путем отказа (на короткое время) от вмешательства ума. Ты, как и в других практиках, создаешь след, который уравновесится в виде удачных событий или неожиданных возможностей. Разница в том, что здесь ты учишься воспринимать явления совсем по‑другому. Чем больше разнообразия, тем сильнее гибкость ума – это главный залог развития.

Я рассказываю о нескольких упражнениях, выполнение которых приводит к одной и той же цели, не для того, чтобы запутать тебя, – улыбнулся Винс. – Так мне хочется дать тебе возможность выбора. Будь гибким. Занимайся одной практикой, потом меняй ее на другую, на третью. Не втягивайся в однажды установленный распорядок. Когда что‑либо обрастает жесткими правилами, заключается в рамки, развитие прекращается. Ты попадаешь в очередную ловушку. Она называется система. Любая система есть неравновесие, которое всегда ведет к распаду. Создавая систему, ты формируешь все тот же след и с ее помощью наполняешь его энергией, но рано или поздно такая подпитка перестает работать. Ее надо видоизменять. Вставая каждый день в пять утра и совершая пробежку, через какое‑то время ты поймешь, что уже не получаешь такого мощного заряда бодрости, как раньше. Стоит либо увеличить нагрузку, либо выбрать иную зарядку. Вселенная приспосабливается к любой системе– и перестает поддерживать след. Например, любая фирма работает по тем же законам. Если компания долгое время не внедряет в производство новшеств, она распадается. Это касается не только крупных корпораций, которые могут поглотить конкуренты. Речь идет и о маленьких магазинчиках, практически не имеющих серьезных соперников. Жизнь не любит стагнации. Развитие в переменах. Поэтому, когда создаешь комплекс или систему из практик, внимательно следи за последствиями, к которым они приводят. Только результативность стала ослабевать – меняй программу!..

Однако мы не закончили обсуждать практику переименования реальности. Почему это упражнение так названо и что оно дает? Как видно из примера с угадыванием цифр, которые я загадывал, если нам не мешает критический настрой и разум – все получается. Когда ты проговариваешь установку на желаемый результат и, заканчивая, без остановки переходишь на спонтанные движения и бессмысленную речь, разум перестает мешать тебе. Он не тормозит продвижение энергии, и след формируется в полном объеме. При этом важно уловить момент, когда необходимо остановиться. Последнее, что ты при этом произнесешь, а также твое финальное движение станут новым выражением твоего намерения. Ты перевел свое намерение из конкретного выражения, которое может оценить ум, в никому не понятный набор слов, звуков и движений. Пространству же все равно, как называется твое желание: «Я подписываю контракт» или «Трами крынта фрист». Главное, что ты под ним подразумеваешь. Так ты можешь наполнять энергией след, который формируется для развития и процветания твоего дела. Каждый день танцуй свой «странный» танец, сопровождай его бессмысленным набором слов и звуков, только претворяй упражнение произнесением конкретной, понятной твоему разуму фразой. Поверь, ты будешь приятно удивлен. Не стоит запоминать финальное движение и звуки. Просто сделал все и отправился по своим делам. Вселенная обязательно обратит внимание на твои действия и поможет разрешить ситуацию. Регулярно обращаясь к этой практике, ты каждый раз по‑иному будешь называть одну и ту же ситуацию. Таким образом, не произойдет привыкания к системе, потому что ее нет, и твое намерение реализуется.

А вот еще одна интересная техника, о которой я услышал в Индии. Она тоже помогает сохранять энергию и достичь состояния осознанности. Для ее выполнения не нужно никаких приготовлений. Можно также забыть о системности. Она выполняется на ходу, тогда, когда ты только вспомнишь о ней. Во время ходьбы просто перенеси внимание на свои стопы и осознавай каждый шаг. Мы всегда ходим автоматически, не замечая этого процесса, и нам при этом трудно сохранить осознание настоящего момента. Мысли все время уносят сознание в какие‑то неведомые дали. Так теряется куча энергии. Если же ты осознаешь настоящий момент, ни на что не отвлекаясь, то экономишь массу сил. Следя за каждым шагом, ты удерживаешь внимание здесь и сейчас, не позволяя энергии уходить из твоего тела. Когда ты осознан, тебя не застанут врасплох случайные обстоятельства и не втянут в круговорот псевдоважных проблем. Когда я говорю об этом, не думай, что тебе необходимо сконцентрироваться на стопах и идти, замечая только ощущения в них. Нет. Ты, как и раньше, будешь спокойно ходить, понимая, что происходит вокруг, только при этом начнешь осознавать каждое касание ногами земли. Поначалу упражнение покажется трудным. Внимание все время будет ускользать, оно ведь не привыкло быть всегда с тобой. Не беспокойся, это нормально. Как правило, люди бегут по своим делам, совершенно не отслеживая ситуацию вокруг. Тело идет по улице, а голова находится в офисе, думая о работе. Однако потом для тебя пребывание в одном месте и телесно, и мысленно станет нормой. Тогда‑то и изменится отношение к ситуациям, которые раньше отнимали столько энергии.

Можешь чередовать осознание ходьбы с переносом внимания на все тело. Так практика станет еще более разнообразной и эффективной. Когда каждое движение осознанно, мы становимся цельными. Если человек цельный, он наполнен силой, помогающей ему во всем. Иначе ее хватает только на физиологические потребности. Не больше.

– Ты часто произносишь слово «осознанность». В принципе мне понятен его смысл, но иногда кажется, что ты вкладываешь в него большее значение, чем я. Объясни, пожалуйста, как его понимаешь ты, – попросил я.

– Под осознанностью я подразумеваю ощущение каждого действия. Это значит отсутствие автоматизма в поступках, который возможен только в том случае, если в момент какого‑либо события мыслями ты находишься далеко от него. Задумайся, как часто такое происходит. Реальность вокруг подобна телевизору. Мы смотрим кино или передачу, и нас уже нет. Почему? Потому что мы полностью слились с тем, что нам показывают на экране. Тело наше на диване, сознание же находится среди выдуманных сюжетов.

– Что в этом плохого? – спросил я.

– Когда ты не осознаешь каждый конкретный момент своего существования, твоя энергия не принадлежит тебе. Она поддерживает эмоционально и чувственно внешнюю иллюзию, превращая ее в событие, которое потом переживается тобой же. Замкнутый круг. Понимаешь, насколько абсурдно это выглядит? Мазохизм какой‑то. Вместо отделения от ситуации и возвращения к себе мы, наоборот, вникаем в нее, забываем о реальности и порождаем новые проблемы, с которыми потом опять боремся.

В этом случае мы подобны машине, которая вместо того, чтобы ехать, газует на месте, слушая шум мотора на холостых оборотах, оценивая его характеристики и переживая из‑за отсутствия движения. Проблема в том, что большинство таких «машин» даже не подозревают о том, что вообще способны двигаться, полагая, будто их предназначение только в работе мотора и выбросе газов. Осознанность возвращает нам энергию и обеспечивает ресурсами для дальнейшего движения.

Когда ты осознаешь происходящее, ничто не втянет тебя в игру с растратой сил. Ты неуязвим, потому что понимаешь: есть ты, а есть совершаемые вокруг тебя действия. Никакой конфликт, напряженная ситуация или неприятность не нарушат внутреннего покоя, если они всегда остаются снаружи. Только благодаря осознанности мы можем абстрагироваться от любого негатива. Она подобна антивирусу, не пускающему внутрь компьютера вредоносные программы. Заметь, что стоит только поддаться негативной эмоции, и ты мгновенно втягиваешься в круговорот бредовых событий. Тем самым ты отключил свой антивирус, запустил в память компьютера троянскую программу, а она позволила множеству вирусов проникнуть вглубь и расстроить слаженную работу всей системы.

Пусть для тебя впредь осознанность станет чем‑то вроде самого сильного… Да что там говорить, пожалуй, уникального по своей мощи антивируса. Это хороший образ, с его помощью тебе легче будет постигнуть это явление, ты же программист, – сказал Дрейк, засмеявшись. – Дальше поговорим о том, что помогает нашей осознанности (антивирусу) существовать, наполняет ее энергией и тренирует. В каждом из нас она заложена изначально, но, набросав сверху ворох всевозможной мысленной шелухи, большинство даже не подозревает о ней. Самым эффективным средством для отслеживания осознанности является медитация. Только что мы поговорили об ее динамической форме, теперь разберемся в медитации покоя. Ее основной целью является обретение навыков, позволяющих постоянно пребывать в состоянии спокойного наблюдателя. Перед тем как любому явлению проявиться на внешнем плане, ему всегда предшествует определенная цепь предпосылок. Она имеет такую последовательность: мысль – внимание – эмоция – действие.

Если вернуться к компьютерной терминологии, то цепь эту можно описать следующим образом. Работая в Интернете (живя повседневной жизнью), мы видим рекламный баннер (мысль), появившийся на экране монитора (пришла в голову). Там сообщается нечто, что нас заинтересовало (на мысль обращено внимание, она кажется важной). Мы нажимаем на стартовое окно сообщения (наделяем эмоцией появившуюся мысль) и попадаем на сайт, где находится желаемая услуга (развиваем мысль, окружая ее все большим количеством эмоций). Услуга на сайте не соответствует нашим ожиданиям (наделив ненужную мысль эмоцией, мы создали энергетический след для неблагоприятных событий), и мы хотим покинуть его, но в компьютер с этого сайта уже проникли вирусные программы и произошел сбой (негативные предпосылки проявляются в жизни). Что ни делай, покинуть сайт не получается (мы втянуты в проблему, не понимая, как это случилось): машина полностью поражена вирусом. Мы обращаемся в сервисную службу (решаем проблему, активно участвуя в ней), платим деньги (растрачиваем энергию на ее решение, создавая тем самым след для возникновения новой). Компьютер восстановлен (проблема решена).

В жизни все куда проще. Антивирус продается в магазине. Его легко купить и установить на любой компьютер. Никакие трояны не помеха, главное – вовремя делай обновления. Однако человек не машина. Просто установить в себя что‑либо полезное он не может, разве что какую‑то гадость, – засмеялся Винс. – Антивирус для себя придется разработать самостоятельно. Написанию и установке индивидуальной защитной программы (осознанности) как раз и учит медитация. В этом деле она – самый проверенный и надежный учебник. Медитация покоя бывает трех видов: «с опорой», «без опоры» и «ясное видение».

Медитация с опорой

– Как видно из названия, занимаясь ей, нам придется на что‑то опираться. О чем идет речь? В качестве опоры будем выбирать различные предметы или явления. Начнем с позы. Согласно классическим канонам медитацию следует проводить в сидячем положении, с ровной спиной, скрещенными ногами и руками, опущенными вниз, и сложенными одна в другую ладонями. При этом ладони должны смотреть вверх, образуя своего рода чашу. У женщин правая ладонь сверху, у мужчин – левая. Такая поза необходима для беспрепятственного прохождения энергии по каналам внутри тела. Чтобы спина не уставала, можно сесть на диван или в кресло (у вас появится возможность откинуться на спинку).

Опора. Для чего она нужна и что ей может стать? Медитация с опорой считается самым простым видом, потому что во время занятий выбирается какой‑то объект для созерцания. Тогда проще удержать внимание, не теряя его. Это самый первый этап в тренировке осознанности.

Проведем опыт. Разуйся и сядь сейчас на диван в позу медитации, – сказал мне Дрейк, указав на стоящую в стороне софу.

Я сделал, как он велел.

– Глаза можешь держать открытыми или закрытыми – все равно. Главное – удобство. Теперь выбери объект для созерцания. Что‑то перед собой, если не закроешь глаза, или нечто внутри себя, если захочешь их закрыть.

Я решил попробовать для начала с открытыми глазами и выбрал в качестве опоры картину на стене.

– Перед тем как приступать к медитации, всегда следует привести в порядок свое душевное состояние. Если ты беспокоишься о чем‑то во время практики, то она не принесет плодов. Мысли так активно будут атаковать тебя, что никакой осознанности не получится. Ты постоянно будешь о чем‑то думать. Поэтому, усевшись, переведи внимание на все тело (представь, что оно зеленого цвета) и глубоко вдохни (как будто всем своим существом). Почувствуй, как воздух входит в тебя через поры кожи, наполняя покоем и чувством расслабленности. Затем выдохни через рот, как будто задуваешь свечу. Представляй, что на выдохе воздух окрашен в синий цвет и уносит с собой все беспокойство. Сделай три вдоха‑выдоха и переводи внимание на выбранную опору.

Смысл заключается в том, чтобы просто созерцать объект, не испытывая при этом никаких эмоций и мыслей. Как только они будут появляться, снова возвращай внимание на объект. Мысли могут возникать, когда ослабевает внимание. Никаких усилий прилагать не надо. Только спокойное, расслабленное созерцание, без оценок и характеристик. Во время созерцания, особенно если глаза закрыты, объект может меняться. В этом случае ничего предпринимать не надо, просто наблюдай за происходящим. Поймай состояние покоя, в котором тебе удается сохранять внимание в равновесии, и будь в нем, следя за его изменением. Как только почувствуешь, как что‑то меняется, снова возвращай все на место. Поначалу трудно удержать внимание на опоре хотя бы минуту – мысли постоянно уводят в сторону. Заметив, что внимание вместо объекта устремлено на них, не надо себя ругать или винить, плавно верни его обратно и наблюдай дальше.

Я попробовал медитировать с открытыми и закрытыми глазами, меняя точки опоры. Как ни странно, опыт прошел легче при закрытых глазах. Объект действительно изменялся, двигался, кружился, но мне удавалось какое‑то время просто наблюдать за ним, не выражая эмоций и не давая оценок. Однако спустя какое‑то время я замечал, что начинаю думать о чем‑то постороннем. С открытыми глазами мне почему‑то вообще не удавалось достичь состояния расслабления. Возникало напряжение и появилась усталость в глазах. Закончив опыт, я рассказал о своих впечатлениях Винсу.

– Будем считать, что с первым заданием ты справился, – выслушав меня, сказал Дрейк. – Теперь в качестве опоры выберем музыку, которую я сейчас включу. Задача та же – полностью перевести внимание на объект и созерцать его без оценок и комментариев.

Зазвучала мелодия. Я закрыл глаза и плавно перевел внимание на нее. Удержаться в состоянии пассивного наблюдателя на этот раз было легче, чем в первый. Единственной помехой стали возникающие в голове картинки. Я обращал на них внимание, и у меня появлялись ненужные мысли. Постоянно приходилось ловить себя на этом. Прошло минут десять, Дрейк выключил музыку и спросил о моем опыте. Я охотно поделился впечатлениями.

– С каждым, кто впервые начал практиковать упражнения, происходит нечто подобное, – сказал Винс. – Ничего, со временем научишься не обращать внимания на эти картинки. Я специально предлагаю тебе разные варианты опор, чтобы ты заметил их сходства и различия. В следующем упражнении мы снова станем практиковать медитацию с опорой, но теперь в качестве нее будет выступать наше собственное тело. Ты уже знаешь, как переносить внимание на все тело. Так вот, сейчас необходимо сделать то же самое, только на более продолжительное время. Смысл опыта остается прежним – расслабленно удерживать внимание на опоре, не замечая появляющиеся мысли или образы.

Помню, как в Непале, когда я участвовал в семинаре по медитативным практикам, учитель, что вел его, давал такое же наставление, как я сейчас даю тебе. И вот, один из учеников спросил: «А если у меня что‑то болит?» Тогда наставник улыбнулся и ответил: «Ну это вообще подарок». Участники засмеялись. Тогда учитель добавил, обращаясь ко всем: «Если у вас что‑то болит, наблюдайте боль». Полагаю, это очень ценный опыт – наблюдать боль как нечто находящееся вовне, что не является тобой. У тебя случайно ничего не болит? – вроде бы в шутку спросил Дрейк.

– До вчерашнего дня у меня периодически побаливал зуб, – ответил я. (Я как‑то забыл о нем, но сейчас, когда была затронута тема боли, он снова разнылся.)

Винсент засмеялся, как ребенок:

– Ты очень впечатлительный, Ник. Только мы заговорили про боль, как твой зуб заныл. Вероятно, мысль об этом получила порядочную энергетическую подпитку. Скажи, ты сильно боишься зубных врачей? Такое бывает с теми, кто испытывает ужас от одной мысли о бормашине.

– Я не слишком боюсь зубных врачей, но приятного в лечении зубов нахожу мало, – ответил я, пытаясь не выдавать смущения.

– Ладно, не буду больше доставать тебя. Вернемся к нашей теме, – уже спокойно продолжил Винс. – Повторю слова своего учителя: наблюдай боль. Поэкспериментируй, перенеся на нее внимание. Попробуй усилить его, потом, наоборот, отпустить. Посмотрим, что будет.

Я принялся за опыт. Проделывая все, как сказал Винс, следил за развитием и угасанием ощущений, пытался не обращать внимания на появляющиеся мысли и образы, воспринимать любое проявление как объект для наблюдения. Прошло десять минут, и Дрейк дал сигнал к прекращению практики.

– Как успехи? – спросил он.

– Ощущения очень необычные. Когда я обращал внимание на боль в зубе, она словно получала команду усиливаться. Не знаю почему, но это ощущение становилось все ярче и ярче. Тогда я отстранялся от нее. Практически реально чувствовал дистанцию между собой и болью. Я буквально осознавал, что это происходит не со мной, а просто где‑то что‑то болит. Осознавал это как факт. Эффект был потрясающий – боль исчезла вовсе. Я перестал ассоциировать ее с собой, и боль как будто сказала: «О'кей. Раз ты не принимаешь меня всерьез, то и проявляться мне незачем». Сейчас я ее по‑прежнему не чувствую, – сказал я с восторгом.

– Ну, ну, поспокойней! – поднял руку Дрейк. – А то она снова вернется… Нет и нет. Не надо из этого делать событие. Представь теперь во что превратится любая проблема, если ты станешь созерцать ее таким же образом. Она попросту лопнет, как мыльный пузырь. Ведь ты больше не думаешь о ней, как о чем‑то важном. Теперь это только виртуальный образ где‑то вне тебя. На него можно спокойно взглянуть без эмоций, страхов и содроганий. Повертеть во все стороны и отшвырнуть прочь, как старую ненужную вещь. Медитация учит воспринимать действительность такой, какая она есть на самом деле, а не нафантазированная нами.

Сейчас мы переходим к самому интересному этапу медитации с опорой, потому что в ее качестве теперь выступают возникающие в голове мысли и образы. Раньше мы пытались игнорировать их появление. Теперь, наоборот, будем переносить все внимание на них, но с одним условием – не вникать в их суть. Я хочу, чтобы ты увидел природу появления и исчезновения мысли. Если такая практика станет для тебя успешной, то и в повседневной жизни любую мысль и эмоцию можно будет распознавать еще до их возникновения. Давай начинай, – предложил он.

Я начал медитацию, пытаясь «опереться» на возникающие в голове мысли и образы. Особо интересным оказался один факт: когда я устремлял свое внимание в пустоту, собираясь отследить появление и развитие этих образов, они как будто прятались от меня. Ни одна мысль или картинка не появилась, когда я этого ждал. Если внимание хоть немного ослабевало, они тут же наваливались со всех сторон и тянули в круговорот оценок и характеристик. Так и прошла вся практика: то пустота, то рой навязчивых мыслей. Услышав сигнал Дрейка, я прекратил опыт и рассказал ему про свои наблюдения.

– То, что ситуация развивалась с переменным успехом, даже хорошо, – ответил он, выслушав мои комментарии. – По крайней мере, тебе удалось понять весьма полезную вещь. Когда ты осознан, к тебе не липнет никакая зараза. Если же внимание притупляется – ты снова оказываешься в ловушке. И вот, уже сам не понимая, как это произошло, ты сидишь и обдумываешь какую‑то мысль, возникшую в твоей голове и поглотившую внимание. Однако самое интересное в этом опыте заключается в изучении природы процесса появления мыслей. Удалось ли тебе заметить, как они появляются и на что похожи при этом твои ощущения?

– Я увидел, что между мыслями есть некое пространство, пустота. Они появляются порциями, потом снова следует перерыв. И так постоянно. Похоже на азбуку Морзе: точка – тире. А еще они напомнили мне волны на океанском побережье, которые то накатывают, то отходят обратно, – ответил я.

– Суть ты уловил точно, – довольно отметил Винс. – Условно мысли можно сравнить с волнами, которые то накатывают на берег, то отступают. Если переводишь на них внимание, они оживают и начинают расти. Так кажется, но это не совсем верно. Дело не во внимании, которое устремлено на них. Суть в эмоции, которой ты наделяешь мысль. Она растет, подобно океанской волне, только если получает энергию. В противном случае она затихает, не развившись в мыслительный процесс и не потянув тебя за собой.

Что же касается пустоты, тех промежутков, в которых нет ничего, пока мысли сменяют одна другую, так это и будет твоя опора для следующего опыта. Тебе нужно перенести внимание на такой промежуток и удерживать его там. Не забывай, что никаких усилий здесь не требуется. Ты просто должен спокойно пребывать в пустоте. Как только внимание станет ослабевать, возвращай его на промежуток. И еще: старайся не допускать появления мыслей вслед за этими пустотами. Ты уже знаешь, какое ощущение возникает, когда мысль вот‑вот родится. Почувствовав его, сразу лови пустоту – тогда мысли не появятся.

Смысл этой практики в том, чтобы научиться распознавать появление мыслей до того, как ты начнешь размышлять над чем‑то. Зная природу их возникновения и ощущение, которое охватывает тебя при зарождении очередной «волны», ты сумеешь избежать энергетических ловушек. Твой ум получит навыки работы с этой функцией и будет применять их автоматически. Конечно, необходимо постоянно держать себя в тонусе, медитируя регулярно.

Дрейк дал знак к началу медитации. Я расслабился, перевел внимание на пространство, откуда обычно появлялись мысли, и стал наблюдать за происходящим. История повторилась, как в опыте с отслеживанием.

Если находишься в пустоте – ничего не происходит. Когда внимание ослабевает – мысли начинают свою работу. Мне только два раза удалось заметить их на подходе и предотвратить появление. Во всех остальных случаях я сталкивался уже со вполне сформированной мыслью, которая стояла передо мной во всей красе.

Время истекло, и я прекратил медитацию, сделав доклад о своих наблюдениях.

– Разум, как и все тело, постоянно нуждается в тренировке, – начал Винс, выслушав меня. – Для достижения лучших спортивных результатов человек должен получать регулярную физическую нагрузку. Тогда тело крепнет, становится сильнее и выносливее. Никто сразу не пробежит марафон. Для этого нужны упорные занятия. Сознание не меньше тела нуждается в постоянных тренировках. Регулярно давая сознанию «нагрузку», ты закаляешь его для марафона длиною в жизнь. Этот процесс можно сравнить с весами. На одной чаше лежит прежняя, привычная модель мышления и поведения, на другой – новые наработки. Какая перевешивает, так ты и реагируешь на события. Мы столько лет собираем в одной из чаш разный хлам, что выровнять весы сразу невозможно. Практикуя методы, развивающие осознанность, нам удается развить в себе такие качества, которые не только помогают перевесить груз накопленного за долгие годы мысленного хлама, но и ослабить его сопротивление.

Наши рекомендации