Личностный рост н сложность "я". 4 страница
61 Данный обзор, сконцентрирован на важных "опорных пунктах" мышления Бейтсона. Полный список его работ приводится в книге Bateson, G. (1985). Eine Theorie des Spiels und der Phantasie. IN: G. Bateson. Die Okologie des Geistes (стр.649-658) [оригинал А Theory of Play and Phantasy; A Report on Theoretical Aspects of the Project for Study of the Role of Paradoxes of Abstracion in Communication. In: (1955). Approaches to the Study of Human Personality. American Psychiatric Association. Psychiatric Research Reports,1972]. Дополнительные интересные данные о жизни Бейтсона можно найти в книге Bateson, М. С. (1986). Mit den Augen einer Tochter. Meine Erinnerungen an Margaret Mead und Gregory Bateson. Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag [оригинал With a Daughter's Eye. A Memoir of Margaret Mead and Gregory Bateson].
РАБОТА ГРЕГОРИ БЕИТСОНА - ОБЗОР
Грегори Бейтсон родился в Англии в 1940 году в богатой мещанской семье, которая уже в трех поколениях была подвержена влиянию традиции элитарного Университета Кембридж. Его отец, Вильям Бейтсон, был известным биологом, славу которому принесла борьба с теорией эволюции Дарвина. Он и был вдохновителем идей Бейтсона62.
В начале двадцатых годов Бейтсон изучал зоологию в Сейнт Джонс Колледж в Кембридже. В 1924 после окончания этого заведения он отправился в путешествие, по следам Дарвина добравшись до островов Галапагос. Вернувшись в 1925 году, он стал изучать антропологию у Хаддона, Радклиффе-Брауна и Малиновского. Два года спустя он отправился на Новую Гвинею, чтобы изучить жизнь охотников за головами. Собранный материал был использован в дипломной работе, завершенной в 1930 году63.
В 1932 году Бейтсон вернулся на Новую Гвинею. Теперь он хотел провести обширную полевую работу в племени Ятмулов. Во время пребывания на реке Сепик, он познакомился со своей будущей женой, известным антропологом Маргарет Мид. Она прибыла на Новую Гвинею, со своим мужем, новозеландским антропологом Рео Фортун, также для проведения полевых исследований. Бейтсон и Мид полюбили друг друга. Однако в то время сильная связь между ними еще не возникла.
После возвращения в Англию в 1933, Бейтсон пытается систематизировать свои наблюдения. Занятия основами антропологии привели его, в конце концов, к созданию модели нового типа. Эта модель отличалась от стандартных паттернов культурных интеракций существенными моментами формирования личности человека. Результат его работ был опубликован в 1936 году в книге Naven64. Марк и Пикард так характеризируют эту книгу:
"Несмотря на отсутствие успеха в продаже первого издания, "Нейвен" была событием, поскольку стала переломом в общественных науках. Как хороший этнолог, Бейтсон анализирует ежедневную жизнь племени, но на этом заканчивается схожесть его книги с рациональными трудами англосакских антропологов. Кроме исследуемой культуры, автора занимает надкультурная теория, понятия которой можно перенести также на другие культуры. "Нейвен", таким образом, аналзи-рует отношения между отдельными личностями и общест-
Сравните М. Берман, стр. 213-219. Сравните Е. Марк, Д. Пикард, стр. 11-12.
Bateson. Die Okologie des Geistes, стр. 653). Название этой книги ссылается на ритуал Латмулов, с тем же названием, важнейшей чертой которого была, носящая черты трансвестизма, замена ролей между женщинами и мужчинами.
Сравните Е. Марк, Д. Пикард, стр. 12.
В это время Маргарет Мид разводится с Фортуном, а в 1935 году выходит замуж за Бейтсона. В марте 1936 года они отправляются в путешествие на Бали. Около двух лет длилось изучение окрестностей острова. Впервые наряду с полевыми записями и интервью, они снимали фильмы и делали фотографии. В 1939 году они вместе выехали в Нью Йорк. Там они занялись упорядочиванием материала. Часть его вышла из печати в декабре 1942 года в книге Balinese Character. A Photographic Analysis (Балинезийский характер. Фотографический анализ) Марк и Пикард пишут о значении этой работы:
"Эта книга войдет в историю антропологии, поскольку она освежила методы этой области. Она анализирует балийскую культуру, детально представляя отношения между людьми, и благодаря оригинальным взглядам его авторов, помогает пониманию процесса социализации. "Балинезийский характер" знаменует однако конец этнологической фазы работы Бейтсона, который теперь все более концентрируется на эпистемологии коммуникации"67.
В начале сороковых годов Бейтсон занялся проблемой общественных процессов обучения. Балийская культура оказалась необычной. В сравнении с культурой племени Ятмулов, контраст был огромен. Бейтсон задал вопрос о причинах, формирования человеческими культурами различных типов характеров, создания разнообразных систем верований. Чтобы ответить на него, он стал изучать теории обучения, представляемые науками анализирующее поведение .
После второй мировой войны Бейтсон по всей видимости участвовал в конгрессах, финансируемых Фондом Джосиа Мэйси из Нью Йорка. В процессе интердисциплинарного сотрудничества, там родились основные концепции кибернетики. В это время Бейтсон заново начал работать над результатами своих антропологических исследований, теперь уже сточки зрения кибернетики.
В 1946 появились первые признаки семейного кризиса. Под влиянием Маргарет Мид, Бейтсон прошел психоанализ. Интересно, что в тот же период он увеличил усилия в применении кибернетиче-
Bateson, G., Mead, M. (1942). Balinese Character. A Photographic Analysis. Special Publications of the New York Academy of Sciences (том 2). New York: New York Academy of Sciences.
67 Сравните Е. Марк, Д. Пикард, стр. 13.
68 Bateson, G. (1985). Sozialplanung und der Begriffdes DeuteroLernens. In: G. Bateson. Die Okologie des Geistes (стр. 219-240) [оригинал. Comment On „The Comparative Study of Culture and the Purposive Cultivation of Democratic Values" by Margaret Mead. In: L. Bryson, L. Finkelstein (ред.). (1942). Conference on Science, Philosophy and Religion, Second Symposium (стр. 81-97). New York: Conference on Science, Philosophy and Religion in Their Relation to the Democratic Way of Life, Inc].). В этом реферате Бейтсон впервые публично представил свои ранние идеи о теории обучения.
ских концепций в решении психиатрических проблем. Тогда он понял, что главную роль в них играют процессы коммуникации.
В 1949 году брак Бейтсонов распался. Он покинул Нью Йорк и переехал в Сан Франциско. Должность этнолога в Ветеране Адми-нистрейшен Хоспитал в Пало Альто позволяла ему изучать все что его интересовало. В Ленгли Портер Клиник, Юргеном Руешем он был введен в мир психиатрии. В 1951 году вышла книга Communication: The Social Matrix of Psychiatry (Коммуникация: социальная матрица психиатрии)63. Бейтсон и Руеш описали в ней основы общей теории человеческой коммуникации. В этом контексте впервые был представлен тезис, о том что психопатологические явления могут восприниматься как интерперсональные или интрапер-сональные нарушения коммуникации.
Далее Бейтсон стал использовать ранние исследования Альфреда Норта Уайтхеда и Бенжамина Ли Уорфа, как теоретически-познавательную основу для собственной теории психиатрии. Он занялся проблемой алкоголизма и шизофрении и по отношению к ним применил концепции кибернетики. Ему удалось при этом выработать полностью новую теорию для этих обоих заболеваний70.
Особенно большое впечатление производят его работы о шизофрении. Совместно с Доном Д. Джексоном, Джеем Хейли и Джоном X. Уиклендом ему удалось сформулировать относительно шизофрении гипотезу, так называемой, двойной связки71. Это, вероятно, наиболее известное научное достижение Бейтсона. Оно привело к кристаллизации терапий, основанных на системной теории. Новаторство концепции двойной связки состояло, прежде всего, в поиске причин шизофрении в патологических структурах коммуникации семьи человека, страдающего этим недугом.
В конце 1962 года Бейтсон закончил работу в Ветеране Ад-министрейшен Хоспитал. С 1949 года он проводил там исследования и обучал. В этот период многое произошло: сначала в 1950 имел место развод с Маргарет Мид, затем трагический брак с Бетти Сам-мер и наконец регистрация брака с Луис Кеммек в 1960 году.
В 1963 году Бейтсон переехал в Ст. Томас, на один из маленьких Девственных Островов, к западу от Пуэрто Рико. Известный исследователь дельфинов Джон С. Лилли назначил его директором местного дельфинария72. Бейтсон, однако долго не выдержал на от-
Ruesch, J., Bateson, G. (1951). Communication: The Social Matrix of Psychiatry (издание 3. 1987). New York: W. W. Norton & Co.
Понимание динамики алкоголизма, привело Бейтсона к кибернетической теории "я". Bateson, G. (1985). Die Kybernetik des „Selbst": Eine Theorie des Alkoholismus. In: G. Bateson. Die Okologie des Geistes (s. 400-435) [оригинал (1971). The Cybernetics of "Self: A Theory of Alcoholism. In: Psychiatry 34, nr 1, стр. 118]. стр. 400-435.
Bateson, G., Jackson, D. D., Haley, J., Weakland, J. H. (1985). Vorstudien zu einer Theorie der Schizophrenic. In: G. Bateson. Die Okologie des Geistes (стр. 270-301) [оригинал (1956) Toward a Theory of Schozophrenia. In: Behavioral Science, vol. 1/4, стр. 251-264], стр. 270-301. Это классическая статья, где была сформулирована гипотеза двойной связи.
Джон К. Лилли - наиболее интересная личность американского научного мира. Наряду с дельфинами, он получил известность, благодаря экспериментам с ЛСД, проведен-
даленном от мира острове. В 1964 году он переехал на Гавайи в Оушеаник Институт. Там он продолжил работу с дельфинами73. Кроме этого он занимался общими проблемами коммуникации и теории познания. В этот период возникла последняя версия его теории обучения74.
В 1967 году Бейтсон спланировал конгресс, на котором хотел проанализировать, каким образом человеческие привычки в мышлении могут привести к глобальной катастрофе. Уже в 1946 году он описал на примере атомной гонки вооружений, как системы с обратной связью могут выйти из под контроля, если не запланировать в них аутоконтроль. Тогда однако его идея не нашла сторонников75.
Ситуация изменилась с появлением, в конце шестидесятых, культуры протеста. Усиливающаяся дискуссия об опасности, связанной с загрязнением окружающей среды, дала осознать людям также риск, вызванный всемирной гонкой вооружений. Индустриализация и гонка вооружений характеризовались определенными формальными схожими чертами. Бейтсон уже давно понял, что общества промышленно развитых стран не замечают обратной связи в процессах. Разве их рационализм не опирается на принципиальном отрицании вредного воздействия промышленности на природу и людей?76
На то есть причины. Ведь образцовая фигура мышления западной культуры основана на принципе линейной причинности. Процессы обратных связей не были в ней предусмотрены77.
Первая интердисциплинарная конференция на тему Effects of Conscious Purpose on Human Adaptation (Последствия сознатель-
ным в 60 годах, при полном отключении чувств, в так называемом Samadhi-Tanks. Сравните Lilly, J. С. (1976). Das Zentrum des Zyklons. EineReise in die inneren Raume. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag [оригинал The Centre of the Cyclone. An Autobiography of Inner Space].
Сравните Bateson, G. (1985). Probleme in der Kommunikation von Delphinen und an-deren Sdugetieren. In: G. Bateson. Die Okologie des Geistes (стр.468-485) [оригинал (1966). Problems in Cetacean and Other Mammalian Communication. In: K. S. Norris (red.). Whales, Dolphins and Porpoises. International Symposium on Cetacean Research (стр. 569-579). Berkeley and Los Angeles: University of California Press], стр. 468-485.
74 Bateson, G. (1985). Die logischen Kategorien von Lernen und Kommunikation. In: G. Bateson. Die Okologie des Geistes (стр. 362-369) [оригинал (1968). The Logical Categories of Learning and Communication, and the Acquisition of World Views. Paper Given at the Wenner-Gren Symposium on „World Views: Their Nature and Their Role in Culture", 2-11. 09. 1968, at Burg Wartenstein, Austria], стр. 262-369. Эта статья 1964 года содержит несколько восхитительных взглядов Беитсона на эту тему. Бейтсон предложил её в виде рабочего текста, во время Веннер-Грен Симпозиум он Ворлд Вьювз, какой прошёл 2-11 августа 1968 года в Бург Вартенштайн в Австрии.
Сравните библиографические данные 1946с и 1946d, в: G. Bateson. Die Okologie des Geistes (стр. 651).
76 Сравните Gore, A. (1992). Wege zum Gleichgewicht. Ein Marshallplan fur die Erde. Frankfurt: S. Fischer Verlag. [oryg. (1992). Earth in the Balance - Ecology and Human Spirit. Boston New York London: Houghton Mifflin Company].
77 Ср. М. Бейтсон, стр. 210-211.
ной адаптации человека) прошла в Австрии. Бейтсон представил свою позицию в статье (с тем же названием), которая задала направление дельнейшей дискуссии в рамках экологического движения. Автор в ней критикует эффекты линейного мышления, простая причинно-следственная логика которого, в эру современных способов производства, является угрозой для существования человечества78.
В 1972 году Бейтсон вернулся в Калифорнию. Теперь он читал лекции в Кресж Колледж при Калифорнийском Университете в Санта Круз. Там он встретился с Джоном Гриндером, который, как я уже упоминал, был там ассистентом. В том же году вышла книга Бейтсона Steps to an Ecology of Mind. Collected Essays in Anthropology, Psychiatry, Evolution and Epistemology (На пути к экологии сознания. Выбранные эссе на тему антропологии, психиатрии, эволюции и эпистемологии)79, получившая огромное признание. Она содержала все важнейшие доклады и статьи Бейтсона, до этого времени не публиковавшиеся, или печатавшиеся в различных специальных изданиях. Теперь впервые публика могла познакомиться с развитием его мыслей и их имманентной логикой. Благодаря этой книге, Бейтсон стал культовой личностью Нью Эйдж и экологического движения Калифорнии.
Весной 1978 года врачи нашли у Бейтсона неизлечимую форму рака легких. Последние годы своей жизни он пытался объединить свои прежние взгляды с новой теорией эволюции. Цель, которую он перед собой поставил, это ревизия дарвиновской теории эволюции, с который решительно боролся еще его отец. Вышедшая в 1979 году книга Mind and Nature. A Necessery Unity (Сознание и природа - необходимый союз) окончила борьбу, начатую Вильямом Бейтсоном80.
После публикации этой книги Бейтсон переехал на территорию известного Института Эсален в Биг Сур. Он умер весной 1980 года в доме для гостей общества дзен, в Сан Франциско.
Ср. Bateson, G. (1985). Auswirkungen bewufiter Zwecksetzung aufdie menschliche An-passung. In: G. Bateson. Die Okologie des Geistes (стр. 566-575) [оригинал (1968). Effects of Conscious Purpose on Human Adaptation. Paper given at the Wenner-Gren Foundation Conference on „Effects of Conscious Purpose on Human Adaptation", 1985], стр. 566-575.
G. Bateson. Die Okologie des Geistes.
80 Bateson, G. (1996). [оригинал (1979). Mind and Nature: A Necessary Unity. New York: E. P. Button; niem. (1972). Geist und Natur. Eine notwendige Einheit. Frankfurt am Main: Suhrkamp].
НА ПУТИ К ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ
Ранние антропологические исследования на Новой Гвинее
В 1932 году Бейтсон во второй раз посетил Новую Гвинею. В начале он находился в ситуации довольно необычной для образованного антрополога. В предисловии к "Нейвен", он признается, что имел лишь смутное представление о том, что желает изучать. Относительно традиционных антропологических теорий, он был настроен скептически и даже отрицал их. Он не был особо заинтересован в проведении исторической реконструкции культуры Ятмулов. Его также не восхищала перспектива анализа экономики, религии и общественной структуры племени. Не видел он и смысла изолировать один из аспектов жизни этой общины, выделяя его из остальных81.
Единственным поводом его интересов, было убеждение, что как трезвый анализ традиционных антропологов, так и описания путешествующих писателей, не являются удовлетворительными с научной точки зрения. Казалось, первые пропустили внутреннюю сущность чужой культуры. Последним же удалось почти передать впечатление о ней, но они не были в состоянии проанализировать свои наблюдения и уложить их в четкую систему82.
Бейтсон, таким образом, попал в не слишком удобное положение. С одной стороны он чувствовал необходимость разработать образ общества Ятмулов. С другой однако, не знал, как провести это на практике. Для такого проекта еще не существовала методология. Таким образом, в начале у него не было никакой точки опоры. Поэтому большая часть его полевых работ состояла в бессистемном, но тщательном сборе разного рода информации. В реферате 1940 года он пишет:
"Особенно меня интересовали исследования того, что я называю традиционным изучением формальных деталей. Я поехал в Новую Гвинею [...] и в одном из первых писем домой, жалуясь на то, каким бесцельным является мое желание проанализировать такое неуловимое понятие, как впечатление от культуры. Я наблюдал за группой местных жителей, которые жевали бетел, плевали, смеялись, шутили и т.д., сильно ощущая, мучительную невозможность сделать то, что я запланировал"8 .
Ср. Г. Бейтсон, "Нейвен", стр. 257-258.
Ср. там же, стр. 12.
Bateson. Die Okologie des Geistes. Anthropologische, psychologische, biologische und epistemologische Perspektiven (стр. 114-132). Frankfurt am Main: Suhrkamp [оригинал. (1941). Experiments in Thinking About Observed Ethnological Material. Philosophy of Science 8, стр. 53-68], стр. 114-132 (цитата со стр. 125).
Лишь беседы с Маргарет Мид и Рио Фортуном внесли в его воззрения основы порядка. Маргарет Мид была представительницей нью-йоркской школы Культурной Антропологии. Ее учитель Франц Боас, создал эту ветвь антропологии, отсоединяясь, от довольно расистской "антропологии" конца девятнадцатого века. В исследовании чужих культур, вокруг Боаса возникла группа, к который также принадлежала подруга Мид, Рус Бенедикт. Группа специализировалась в теоретическом анализе среды. Вместо того чтобы подчеркивать биологические наследственные черты, прежде всего интересовались, выученными способностями84.
В ранних исследованиях, Мид занималась типичными признаками черт личности у различных полов. Широкое признание получила ее работа на тему свободного сексуального этоса жителей Самоа. Эта работа была сенсацией не только потому, что боролась с предубеждениями относительно наследственных, типичных для пола черт характера85. Мери Бейтсон так описывает тогдашние взгляды матери:
"Маргарет выдвинула гипотезу о том, что в одной группе на устоявшиеся, генетически различные типы характера, культура может влиять двояко: или формировать один тип характера для всех, или селективно формировать рожденных, как представителей мужского пола или женского, так чтобы они старались отвечать двум культурно- различным, определенным идеальным типам. Биологический пол является носителем фактора темперамента, но культурное влияние достаточно сильно, чтобы данный темперамент переформировать таким образом, что большая часть индивидуальности будет подстроена к культурным требованиям и принадлежащим им представлениям о женственности и мужественности"86.
Маргарет Мид заинтересовала этой проблемой Бейтсона. И действительно, изучение явно противоположного поведения ятмуль-ских женщин и мужчин дало плоды. Вся публичная жизнь этого общества была весьма показательной. Более всего бросалась в глаза черта мужского поведения - театрально демонстрируемая гордость, возникающая из соперничества. Поведение ятмулских женщин было совершенно противоположным. Их активность сводилась к скром-
Сравните Stag!, E., Stagl, J. (1988). Einleitung des Herausgebers. In: F. R. Vivelo. Hand-buch der Kulturanthropolgie. Eine Grundlegende Einfiihrung. Miichen: Deutscher Taschen-buch Verlag, стр. 15-16. Несколько исключительно практичных замечаний о группе Боаса можно найти также в: Pirsing, R. М. (1992). Lila Oder der Versuch iiber Moral. Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag [oryg. (1991). Lila; An Inquiry into Morals. New York: Bantam Books], стр. 61-67.
Ср. Mead, M. (1970). Jugend und Sexualitat in primitiven Gesellschaften (t. 1). Kindheit und Jugend in Samoa. Munchen: Deutscher Taschenbuch Verlag [оригинал (1928). Coming of Age in Samoa. New York: Wiliam Morrow & Co., Inc.]
M. Бейтсон, стр. 158-159.
ному исполнению домашних работ и воспитанию детей. В целом они казались полными спокойствия радости и соучастия.
На первом уровне своего анализа, Бейтсон старался сформулировать типологию пола. На основе наблюдений он определил типичные виды поведения женщин и мужчин. Теоретической основой ему послужило учение о типах Эрнста Кречмера87. Однако он быстро понял, что от простого описаниятипов еще далеко до ответа на вопрос, как они возникают.Чем было это загадочное культурное влияние? Ясно было, что обществу ятмулов были известны определенные стереотипы полов. То, что ему казалось театральным и преувеличенным, для ятмулов было нормальным. Для женщин такое поведение мужчин было естественным делом и символизировало силу. Мужчины, в свою очередь, видели в поведении женщин проявление слабости, сентиментальности и отсутствия гордости. Но как конкретнообразовались эти стереотипы? И как они прогрессировали? Бейтсон допускал, что различия в поведении представителей обоих полов были результатом общественных интеракций.Более сорока лет спустя, он так описал свой мыслительный процесс:
"В «Нейвен» я посвятил целую главу попытке классифицировать личности по характерам [...]. Я воспринимал эту типологию, как абстрактную карту, служащую мне для анализа моих описаний мужчин и женщин племени Ятмул. Этот анализ, а в особенности типологическое различие полов [...] уводили меня от типологии, ведя к проблеме процесса. Чем-то естественным стало смотреть на данные о народности Ятмул как на примеры взаимных воздействий между мужчинами и женщинами, создающими в мужчинах и женщинах различие этоса, которое стало основой моей типологии личностей. Я смотрел, стараясь увидеть, как поведение мужчин может поддерживать и определять поведение женщин - и наоборот. Другими словами, от классификации или типологии, я перешел к изучению процессов, обобщающих различия в типологии"88.
В этом контексте Бейтсон создал понятие шизмогенеза89. Он определил это понятие обобщенно, как "процесс разделения норм поведения, происходящий из накопления интеракций между людь-
Ср. Г. Бейтсон, "Нейвен", стр. 160-170. 88 Г. Бейтсон, "Сознание и природа", стр. 257.
Понятие шизмогенеза имеет огромное значение, поскольку может практиковаться как основа теории коммуникации. В конце шестидесятых, эта категория была применена Вацлавиком, Бивином и Джексоном в упрощенной форме, для описания природы определённых игр, отношений, какие можно наблюдать между людьми, народами и другими системами. Ср. Watzlawick, P., Beavin, J. H., Jackson, D. D. (1969/1990). Menschliche Kommunikation. Formen, Storungen, Paradoxien. Bern Stuttgart Toronto: Veriag Hans Huber [oryg. (1967). Pragmatics of Human Communication. A Study of International Patterns, Pathologies and Paradoxes. New York: W. W. Norton & Company, Inc.], стр. 68-69.
ми" . Другими словами: взаимно соотносящиесядействия людей он считал непрерывным процессом, который влияет на поведение людей и селективно формирует их характер91. Поскольку гипотеза оказалась верной, стало ясно, что Бейтсон должен перейти к классификации процессов интеракции.
Согласно его наблюдениям, интеракции между ятмулскими мужчинами усиливались до точки кульминации. На шутку отвечали шуткой, на иронию - иронией и т.д. Было ясно, что такой паттерн отношений ведет к эскалации. Такого типа симметричные интеракции часто заканчивались дракой. Поэтому Бейтсон говорил в случае мужчин о симметричном шизмогенезе. Всегда на подобное отвеча-лось подобным - принцип, который также является основой ветхозаветного принципа "око за око, зуб за зуб".
Отношения между мужчинами и женщинами соответствовали другому паттерну. Чем более театрально вели себя мужчины, тем более уступчивыми становились женщины. Этот паттерн также дестабилизирует интеракцию. Бейтсон говорит здесь о комплементарном шизмогенезе92. Берман так иллюстрирует эти явления:
"Классическим примером [шизмогенеза] может быть традиционный брак, где паттерн доминирующего мужа и послушной жены, вначале устраивает обе стороны. Однако впоследствии роли гротескно искривляются. Уступчивость жены поддерживает авторитет мужа, который в свою очередь укрепляет ее уступчивость и т.д.. Никто от рождения не бывает абсолютно в себе уверен или уступчив, но динамика союза все более подавляет одну из этих сторон личности у каждого из партнеров, пока они не распознают исчезающей части личности, своей или партнера развитой сверх меры в личности этого второго человека. Наконец они перестанут понимать точку зрения друг друга, потеряют интерес к функцио-
иМ. Берман, стр.230-231.
Для того, чтобы уточнитьэтот вывод, необходимо добавить, что данный перевод не верен. Бейтсон думал о целостных процессах. Конечно он отрицал бы формулировку, которая таким абстрактным понятиям, как процесс, приписывает причинное воздействие на что-то, что можно конкретно наблюдать. Для него подобные высказывания были бессмысленными, так как основывались на смешении логических уровней. Его формулировки зачастую трудно понимаемы, поскольку он старался избежать подобных логических ошибок. Но чтобы передать то, что он имел в виду, невозможно полностью избежать подобных логических ошибок.
В поздней фазе, когда концепция шизмогенеза нашла применение в характеристиках других явлений, как например гонка вооружений, Бейтсон определил эти образцы как взаимно поддерживающие действия А и Б. В случае симметричного шизмогенеза, то есть в случае конкуренции, соперничества и - в позитивном смысле - также во время полового акта, какой по иному стремится к пиковому пункту, эти действия необходимо воспринимать как однородные. В свою очередь, по отношению к комплиментарному шизмогенезу, Бейтсон определяет эти действия, в основном неоднородными, но в определённом смысле подходящими друг к другу. Это касается таких образцов, как, управление - подчинение, поддержка - зависимость, эксгибиционизм - вуяеризм и тому подобное (сравните G. Bateson. Die Okologie des Geistes, стр. 158).
нированию своего союза и одновременно будет расти напряжение между ними. Ну и наконец, во время попытки спровоцировать реакцию, мужчина может быть доведен до поведения абсолютно деспотичного, а его жена может принять решение стрельнуть себе или же мужу в голову".93
Бейтсон, таким образом, открыл, что специфические формы мужественности и женственности ни в коем случае не были независимыми. Наоборот, казалось, что ятмульские мужчины лишь потому ведут себя столь театрально, поскольку женщины восхищаются их выступлением. Также и женщины пассивны, потому что мужчины занимали соответствующую позицию. Индивидуальное поведение, таким образом, расценивалось как часть общей игры взаимоотношений.
Такое положение вещей Бейтсон считал правильным для всехслучаев, где отношения партнеров опираются на полярность. Люди не могут быть просто агрессивными или уступчивыми, зависимыми или помогающими, ненормальными или нормальными. Они скорее подвержены, широко понимаемым схемам отношений,которые вызывают в них эти черты. Поэтому всегда, когда встречаются люди, открыто представляющие лишь один полюс таких паттернов, можно допустить, что в них присутствует также зачаток другой половины.94
Принципиально новым в такой точке зрения стала возможность дискутировать о человеческом поведении и чертах индивидуальной структуры характера, в рамках систем отношений.Бейтсон принял, отрицая господствующие в то время убеждения, что поведение и личность человека не могут быть объяснены только как результат наследственных черт и особенностей95".
Идеи Бейтсона совершенно с другой точки зрения показали проблему, так называемых психических нарушений. Уже в «Нейвен» он обратил внимание на то, что анализ паттернов отношенийлюдей, с невротическими или психотическими чертами, может стать весьма многообещающим. Поведение и переживания, отступающие
М. Берман, стр. 231.
94 Сравните там же, стр 233. Это допущение было подтверждено также исследованиями Януса, Бесса и Салтуса. Они опросили более 700 лучших call-girls американского восточного побережья, о том, что особенно нравится их клиентам, к которым относились известные представители мира политики, бизнеса и права. Согласно этим отчётам, большинство клиентов было заинтересовано в странных садомазохистских практиках, в которых они могли открыто играть подчинённую роль, и всё это только для того, чтобы в конце достичь полностью инфантильного уровня, на котором проститутка держала бы их на руках и кормила грудью. Такое поведение, было крайней противоположностью их общественному образу. (Janus, S., Bess, В., Saltus, С. (1979). Die Machti-gen und der Sex. Frankfurt am Main Berlin: Wien Verlag Ullstein).