Преждевременное прекращение прицеливания

Психология внимания

В тех случаях, когда предмет насильно захватывает внимание человека, не считаясь при этом с его планами и намерениями, психологи говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание — это как бы антивнимание, внимание невнимательного и постоянно отвлекающегося человека. Обычно непроизвольным вниманием овладевают сильные или неожиданные раздражители: громкий звук, яркие краски, резкие запахи. Однако каждый из нас в большей или меньшей степени способен противостоять вторжению этих крикливых гостей в свой внутренний мир и удерживать внимание на чем-то одном, если этого требует поставленная задача. Внимание, ставшее послушным слугой своего хозяина, — это произвольное внимание.

Невнимательный человек лишен не внимания, а контроля над вниманием. Приведенные в этой главе психотехнические упражнения направлены в основном на развитие произвольности, способности управлять вниманием. Однако, приступая к их использованию, тренер должен помнить, что иногда невнимательность — это не результат слабого развития соответствующей психической способности, а признак переутомления, высокой тревожности или низкой мотивации. В этом случае игры не будут лучшим способом исправления недостатка.

Упражнение 1. “Пальцы”

Участникам группы следует удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг. Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде “Начали!” медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде “Стоп!” прекратить упражнение. Длительность —5—15 минут.

Упражнение позволяет проследить работу внимания “в чистом виде” благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Если участник быстро засыпает во время упражнения (ни в коем случае не мешайте ему и не позволяйте мешать другим!), то в будущем этот прием можно будет использовать для успокоения. Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически она всегда находится за пределами занятий. Если участнику становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько угодно: смех защищает от тревоги. При выполнении упражнения требуется одно, а происходит обычно другое. Нужно сосредоточиться на выполняемом движении, но в какой-то момент участник вдруг обнаруживает, что думает о чем-то постороннем. Или оказывается, что он забыл об инструкции; перестал следить за пальцами, взгляд прилип к яркой майке соседа или колыханию листвы за окном.

Упражнение 3. Фокусировка"

Участвующие в этом упражнении удобно располагаются в креслах. Глаза открыты или закрыты. По команде ведущего “Тело!” участники сосредоточивают внимание на своем теле, по команде “Рука!” — на правой руке. Затем идет последовательное сосредоточение на кисти правой руки — по команде “Кисть!”, на указательном пальце правой руки — по команде “Палец!” и, наконец, на кончике пальца — по команде “Кончик пальца!”. Команды подаются с интервалом 10—120 секунд.

Если после окончания игры само собой не завязывается обсуждение, ведущему следует расспросить участников о том, справился ли каждый из них с заданием,как им это удалось и с какими трудностями они столкнулись. Игра будет полезной участникам в их работе над укрощением внимания, над развитием способности оперативно регулировать его объем. Кроме того, “фокусировка” позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, являющиеся базовыми при овладении техниками саморегуляции (см. главу 4).

Читая эту строку, вы не замечаете слов, лежащих строкой ниже, хотя они и находятся в поле вашего зрения. Но вот вы дошли до следующей строки, и она сразу же попала в фокус вашего внимания. А вот строку, лежащую выше той, на которой вы сейчас находитесь, вы уже не видите. В данном случае мы имеем дело с переключением внимания, необходимым нам для того, чтобы продолжать чтение. Легкость переключения у разных людей различна. Переключаемость определяется в психологии как гибкость в управлении вниманием, способность быстро менять объект концентрации.

Сон наяву

Чем бы мы ни занимались, мы постоянно отвлекаемся. Читая книгу, мы задумываемся о чем-то своем и пропускаем абзац; беседуя с человеком, мы теряем нить его мысли; выходя из комнаты, забываем выключить свет. Обычно наши отвлечения не приводят ни к каким серьезным неприятностям: абзац можно перечитать, приятеля переспросить, а лампочку выключить через час.

Мы привыкли относиться к своей рассеянности и невнимательности снисходительно. Но для человека, пришедшего в спорт, эта привычка превращается в серьезное препятствие: стоит лишь на миг расслабиться, выпустить из рук нить контроля — и вот!.. Пистолет выстреливает сам по себе и в самое неподходящее для этого время. Волейболист провожает глазами упущенный мяч. А получивший укол фехтовальщик не сразу и понимает, что же все-таки произошло. Прежде чем приступить к отработке навыков борьбы с отвлечениями внимания, необходимо развить способность к их наблюдению. Сначала нужно замечать отвлечения, а потом избавляться от них. Упражнения этого раздела, специально посвященные “психологии невнимательности”, позволят спортсмену проникнуть во внутреннюю механику отклонений внимания.

Упражнение 5. “Хромая обезьяна”

Участники располагаются удобно в достаточно тихой комнате. Ведущий, овладевая их вниманием, говорит приблизительно следующее: “Сейчас я попрошу вас выполнить одно психотехническое упражнение. Задание, которое я вам дам, необходимо будет выполнять от моей команды “Начали!” до команды “Стоп!”. Если вы по какой-либо причине нарушите мою инструкцию, подайте сигнал — хлопните в ладоши. (Ведущий хлопает в ладоши.) Итак, если вы отвлеклись, обязательно хлопните и продолжайте работать. Все понятно? Закройте глаза... Внимание, даю задание: не думать о хромой обезьяне. Начали! (Проходит 30—120 секунд под “жидкие аплодисменты”.) Стоп!”

Это упражнение наибольший интерес вызывает при первом исполнении. Многим кажется удивительным то, что невозможно по заказу не думать о том, о чем не вспоминал несколько лет. До сих пор нам не встретился ни один человек, который бы ни разу не отвлекся с первой попытки. По преданию, Ходжа Насреддин пообещал вылечить кривого, хромого и горбатого богача, если тому удастся выполнить это упражнение. Излечение, естественно, не удалось из-за того, что пациент оказался неспособным контролировать свои мысли. Часто люди считают, что обладают полной или достаточной властью над своими мыслями, и эта идея мешает им серьезно заниматься практикой психотехнических упражнений. Этот небольшой опыт помогает рассеять иллюзию.

Упражнение обычно проходит весело и вызывает смех и эмоциональную разрядку. Поэтому его можно использовать для снятия напряжения. Первый хлопок обычно вызывает серию ответных отвлечений, и это простейшее взаимодействие иногда дает чувство общности и помогает легче перенести удар по самолюбию, который может нанести первый промах. Если ведущий желает перевести упражнение в русло индивидуальной работы и фиксацию отвлечений сделать делом совести каждого, то он может предложить участникам вместо хлопка беззвучно поднимать руку.

Опыт показывает, что могут быть найдены разные эффективные способы выполнения этого задания. Наиболее часто участники приходят к тому, что не думать о чем-то невозможно, а лучше сосредоточиться на чем-то другом. Кто-то представляет, что он ведет автомобиль по улице с интенсивным движением; другой прокручивает в уме популярную песню; третий следит за своим дыханием; четвертый напряженно считает, вычитая из тысячи по семи. Но существуют и другие способы. Для кого-то легче всего окажется ни о чем не думать или, предельно сосредоточившись на пресловутой обезьяне, перестать понимать, что это такое. Каждый участник отыщет свой собственный прием, во время обсуждения произойдет обмен техниками, а ведущий должен постараться понять каждого и проявить уважение ко всем находкам и открытиям, не стремясь выявить лучшего или привести все к общему знаменателю.

Если упражнение проводится систематически, то следует время от времени заменять хромую обезьяну другим объектом недумания: комнатой, в которой проходит сеанс; предстоящими соревнованиями; чемпионом в вашем виде или самим участником игры. Тренер может использовать это упражнение для привлечения внимания к какому-то элементу техники, для которого обычные повторения “обрати внимание на...” стали бесполезны. В качестве усложненного варианта этого упражнения можно предложить не думать обо всем (приблизительно то же, что ни о чем не думать). Тот, кто им овладеет, может использовать его как быстродействующее снотворное: одной минуты достаточно, чтобы послышалось мирное сопение.

Спортсмен знает, как важна на соревнованиях бдительность, и все же превратности спорта то и дело застают его врасплох. Беда не только в том, что кто-то или что-то отвлекает внимание спортсмена: мощный источник помех находится... внутри него самого. Это постоянные наплывы мыслей, образов, воспоминаний. Это знакомые каждому непрошеные гости, являющиеся в самый неподходящий момент.

“Ну и грязища же на стадионе! Благо мяч на чужой половине. А до конца тайма... Сколько времени-то? Ах да, вчера в раздевалке часы забыл. Надо спросить у дяди Васи... Вечно-то я все теряю. Вот и на той неделе где-то перчатки оставил... Надо бы новые купить. В четверг как раз можно в “Спорттовары” зайти. По пути к Галине... Так что же ей подарить-то?.. Любит фантастику... Да! Сергею книжку вернуть надо — уж третий месяц ее держу. Хотя он же сейчас в командировке. В Ташкент махнул... А как хорошо летом на сборах было! По мне бы пусть хоть круглый год лето... И как это может людям осень нравиться? “Унылая пора, очей очаро...” Ой! Что это?!” — Фигура нападающего выросла словно из-под земли — нога занесена для удара. И никак не вытянуть этот проклятый мяч. Пропущен гол. Отравлено настроение. Шансов на победу команды осталось немного.

Отдаваясь течению беспорядочно возникающих мыслей и желаний, теряясь в хаосе образов и идей, человек отвлекается от поставленных задач и как бы спит наяву. В самом деле, бесконтрольная игра ума и воображения, затягивающая нас помимо нашей воли, имеет много общего со сновидениями. И чем глубже погружаемся мы в этот “сон”, тем более рассеянными становимся, тем больше промахов допускаем в том деле, которым заняты в данный момент.

Для того чтобы “проснуться”, необходимо взять под контроль случайные колебания умственной деятельности. Ничего невозможного в этом нет. Даже во сне человек в большей или меньшей степени способен к самоконтролю. Ухитряются же некоторые просыпаться без будильника в точно намеченное время! Тем, кто хочет развить в себе навыки самоконтроля, полезно знать, что “случайные” блуждания нашего ума не так уж случайны. Беспорядочные, казалось бы, мысли и образы, мелькающие на сцене рассеянного сознания, следуют друг за другом в строгом соответствии со своей особой логикой. Психологи называют ее логикой ассоциативных связей.

Проделаем такой эксперимент. Приготовьте заранее несколько слов. Например, “стол”, “ложка”, “газета”, “билет”. Затем предложите кому-нибудь из своих знакомых ответить первым пришедшим в голову словом на то слово, которое произнесете вы. Только пусть отвечает быстро, не раздумывая. Проведя такой опыт с одним, двумя, четырьмя людьми, вы обнаружите интересную закономерность: почти все они на слово “стол” ответят словом “стул”, на слово “ложка” — словом “вилка”, за “газетой” последует “журнал”, а за“билетом” — “кинотеатр” или “автобус”.Причины совпадения в том, что эти пары слов сцеплены между собой ассоциативными связями: почти всегда мы видим стул подле стола, вилку — рядом с ложкой, журналы вместе с газетами вынимаем каждое утро из почтового ящика, а билет готовим при входе в кинотеатр. Другой принцип образования ассоциативных связей — это ассоциации по сходству: пролетевший перед глазами баскетбольный мяч может отозваться в сознании эхом прыгающих апельсинов, а невнятный звук или запах извлечет из памяти кусочек далекого детства. Реже встречаются контрастные ассоциации: черное—белое, горькое—сладкое.

Однажды поймав себя на праздной игре воображения, попытайтесь вспомнить, о чем вы думали в последние несколько минут, и вы вытащите целую гирлянду ассоциативно связанных образов и размышлений. Закону ассоциаций подчиняются не только стихийные умственные процессы. Как протекает застольная беседа? О чем говорят не видевшие друг друга много лет однокашники? Что уводит собеседников от первоначально обсуждаемой темы и каким образом одна случайная реплика дает новое направление разговору? Присмотревшись, мы видим все тот же поток ассоциаций, только вывернутый вовне.

Упражнение 11. “Сверхвнимание”

Участники разбиваются на две группы: “мешающих” и “внимательных”. “Внимательные” расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, косынки или шапочки). Им дается инструкция: “Ваша задача — изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внутренней работе и не замечающего окружающего. (Ведущий показывает выражение лица человека с пустым, отсутствующим взглядом.) Вы должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами и не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие. Чтобы вам было легче справиться с заданием, попытайтесь ярко представить себе, будто вы смотрите увлекательный кинофильм или участвуете в опасном путешествии. Будьте последовательны в своей роли: когда закончится упражнение (то есть после моей команды “Стоп!”) и вас будут расспрашивать, утверждайте и убеждайте других в том, что вы действительно были полностью поглощены своими мыслями и ничего не видели и не слышали. Ясно? “Мешающие” получат задание во время упражнения. Готовы? Начали!” Упражнение длится 5—15 минут. За это время ведущий вместе с “мешающими” организуют серию провокационных действий. Они скандируют: “Петя — гений внимания!”, разыгрывают в лицах анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у “внимательных” милостыню и прочее. При этом ведущий следит за тем, чтобы действия “мешающих” не оказались слишком эффективными. Он запрещает касаться “внимательных” и в критические моменты помогает им удержаться в своей роли. Затем следует команда “Стоп!”, начинается обсуждение.

Парадоксальность этого упражнения состоит в том, что действие инструкции продолжается после команды “Стоп!”. Вероятно, “внимательный” иногда отвлекался от выполнения задания, но правила игры запрещают ему в этом сознаться. Он вынужден убеждать своих партнеров в том, что был абсолютно внимателен и ни разу не отвлекся. Недоверие и сомнения других участников занятия вынуждают “внимательного” прибегать ко все более веским аргументам и незаметно для самого себя все тверже убеждаться в несокрушимости своей концентрации. Игра предоставляет замечательную возможность поверить в свои силы, убедить себя, убеждая других.

В этом упражнении многое зависит от искусства ведущего занятия. Он должен бдительно следить за тем, чтобы очарование игры не было разрушено ни слишком активными действиями “мешающих”, ни осознанием игрового обмана “внимательных”. Ведущий искусно пользуется своей властью во время упражнения, останавливая тех, кто своим неуместным скепсисом (“Смотрите! Да ведь он вздрагивает от хлопка!”) причиняет вред развитию игры. Он должен мгновенно реагировать на подобные уклонения, поскольку критическое отношение может распространиться со скоростью цепной реакции и разрушить игровую атмосферу. Более того, во многих случаях ведущему желательно своими репликами и поведением поощрять проявления актерских способностей участников.

Упражнение не следует использовать в группах, внутри которых еще не созрели отношения взаимного доверия и дух творческой увлеченности. Удача упражнения “Сверхвнимание” намного продвигает группу вперед, в то времякак неуспех может поставить под сомнение занятия в целом.

Классификация тренингов (какие бывают тренинги?)

Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений - навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов являются навыковыми, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.

Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесноориентированной, танце-двигательной терапии и др.

Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, - корпоративный тренинг) - развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий. К бизнес-тренингам относятся тренинги продаж и обслуживания клиентов, тренинги управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента. Бизнес тренинг позволяет развивать одновременно знания умения и навыки, необходимые в профессии. Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОХРАНЕНИЕ

Быстрое обновление содержания труда в современных условиях ставит работника перед необходимостью включаться время от времени в профессиональные тренинги, проводимые специалистами, или в самотренинги, для того, чтобы усовершенствовать свои профессиональные качества. Профессиональный тренинг – это система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств. К функциям тренинга относят (26): преобразующую, корректирующую, профилактическую.

Профессиональный тренинг, с нашей точки зрения, может иметь разные задачи:

– формирование целостной личности субъекта труда, где человеку помогают увидеть его труд целостно с учетом новых запросов общества (тренинг субъекта труда);

– формирование отдельных видов профессиональной деятельности или профессионального общения (например, у преподавателей вуза тренинг обучающей и преподавательской деятельности, тренинг исследовательской деятельности и т.д.):

– развитие мотивационной сферы как поиск новых мотивов, смыслов, построение новой системы целей профессиональной деятельности (мотивационный профессиональный тренинг);

– формирование эмоциональной сферы, приемов владения эмоциональными состояниями в профессиональной деятельности (эмоциональный профессиональный тренинг);

– упрочение операциональной сферы как помощь во владении новыми профессиональными техниками, технологиями, например, тренинг педагогической наблюдательности (34). При формировании отдельных профессиональных технологий, операций важно всегда прояснять их место в общей картине, показать единство всех звеньев труда («технологический» тренинг);

– стимулирование умений взаимодействовать с другими людьми в ходе труда (тренинг профессионального сотрудничества);

– повышение профессионального и социального статуса (тренинг статуса);

– усиление готовности работников к инновация! {тренинг профессионального творчества);

– стимулирование осознания профессиональных задач предстоящего возраста, когда перед вступлением человека в новый возрастной этап ему помогают уточнить профессиональные, социальные и жизненные задачи, которые ему предстоит решать в будущем возрасте, а также уяснять, какие психические качества личности и деятельности ему для этого понадобятся (возрастной профессиональный тренинг);

– усиление потребности и способности в построении позитивной Я-концепции, самопринятия в профессии (психотерапевтический и психогигиенический профессиональный тренинг);

– стимулирование потребности и способности индивидуального самовыражения в труде (тренинг индивидуальности в профессиональной деятельности);

– побуждение к процессу постоянного профессионального самосовершенствования, опробации разных стратегий профессионального роста (тренинг профессионального самосовершенствования) и т.д.

С профессиональным тренингом не следует смешивать широко распространенные сейчас общеличностные тренинги – на умение общаться, выразить себя. В этих тренингах развиваются отдельные общечеловеческие способности и качества, необходимые для профессионала, но прямо на профессионализм они не работают. Профессиональные тренинги – это развитие профессиональных способностей, пополнение профессиональных умений и т.д. Эти тренинги подготовить труднее, ибо они требуют знания специфики профессии, психологии профессионализма.

Задачи профессионального тренинга варьируются в зависимости от ряда факторов:

– той общей модели профессионализма, которая выбирается в качестве эталонной и соответственно от той профессиограммы специалиста, которая кладется в основу тренинга; вместе с тем в рамках профессиограммы человеку важно предоставить возможность экспериментировать, варьировать свои цели, выбирать уровень трудности;

– от того исходного уровня, этапа, ступени профессионализма, на которой находятся участники тренинга;

– от тех профессиональных знаний, умений, способностей, которых недостает конкретным участникам тренинга для эффективного выполнения профессиональной деятельности в современных условиях.

Исходными положениями для профессионального тренинга могут явиться следующие:

– профессиональные способности, ПВК, профессиональные позиции и другие качества упражняемы, то есть могут быть предметом формирования, а также в большинстве профессий компенсируемы, то есть могут быть уравновешены в случае их отсутствия и заменены другими сохранными психическими качествами;

– в профессиональном тренинге новые или обновляемые профессиональные качества с начала возникают в форме новых психических состояний, потом закрепляются первоначально в условных (модельных) ситуациях, а затем переносятся в реальные профессиональные ситуации. Замечено, что осознание участниками тренинга образа будущих профессиональных качеств, которые могут у них сложиться к концу тренинга, повышает тонус специалистов в тренинге, снижает их тревожность вследствие неопределенности, которую несет любое изменение;

– в формировании и совершенствовании профессионала в ходе тренинга приоритетная роль принадлежит совершенствованию личности специалиста, его профессиональных мотивов и ценностей, профессионального самосознания. Поэтому профессиональный тренинг – это не только отработка внешних приемов, «техник», умений труда, но и тренинг психики профессионала, его профессионально важных качеств, названных выше – мотивов, сознания, мышления и др.;

– при отработке личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности, важно учитывать социо-культур-ный контекст, то есть те духовные и нравственные ценности которые присущи данному обществу и на данном историческом отрезке. Различия культур обсуждаются в литературе. Процитируем точку зрения одного из авторов (1). Для европейской культурной традиции характерно стремление к аналитическому осмыслению мира, для азиатской – к интуитивной; для европейской традиции – быстрое принятие нового, для азиатской

– следование традициям прошлого, даже в рамках новых подходов и инноваций; для европейской традиции характерен приоритет материальных ценностей, для азиатской – приоритет духовных ценностей; для европейской традиции – стремление как можно раньше уйти от опеки родителей, обрести самостоятельность и независимость, для азиатской – почитание родителей, родственных связей, укрепление кланово-се-мейных уз; для европейской традиции – быстрая смена профессиональных интересов и увлечений, а для азиатской – устойчивость профессиональных интересов часто на основе профессионально-родовых устоев; для европейской традиции

– стирание грани между городским и сельским образом жизни, для азиатской – устойчивость и существенное отличие сельского образа жизни от городского (1, с. 55).

Непродуктивно, повидимому, использовать тренинги и их технологии, механически перенесенные из других культур, внося тем самым путаницу в профессиональное сознание человека. Важно в тренингах помочь человеку четко различить европейские, американские, азиатские традиции в труде. Интересно описаны традиции японской культуры организации труда в ряде работ (см. 6, 29, 38, в 2. 6).

Средствами профессионального тренинга являются, как отмечается в литературе (26), словесные и несловесные средства передачи информации, создание целесообразно насыщенной информационной среды, регуляция уровня удовлетворенности участников, вовлечение в определенным образом организованную деятельность, механизмы психического заражения, внушения, подражания. Поэтому важным средством работы, по мысли того же автора, является специфическая тренинговая среда, учитывающая требования профессиональной реальности и создающая информационную нагрузку на подлежащие изменению психические качества работника.

При проведении профессионального тренинга могут применяться широко описанные в литературе приемы изменения состояний человека, характерные для любого процесса формирования:

– «разогрев», «размораживание» специалиста, обеспечение его открытости, снижение ненужной напряженности, преодоления личностного сопротивления изменениям;

– лабилизация – осознание человеком неадекватности своего поведения в определенных профессиональных ситуациях, неудовлетворенность прежними формами поведения, создание положительной мотивации к обучению (приходящей на смену кратковременной отрицательной мотивации досады, даже обиды), готовности к усвоению нового;

– подача приемов, «техник» нового профессионального поведения, возможные его альтернативы;

– «замораживание» – закрепление новых способов деятельности, интеграция их в личность.

Необходимо дать участникам профессионального тренинга критерии, шкалы оценки имевшихся у них профессиональных качеств, психотехнологии воздействия на них, а также приемы и процедуры оценки изменившихся после нескольких этапов тренинга качеств.

Проведение профессионального тренинга, как и личностного, требует от руководителя соблюдения ряда этических правил (см. 6 в 4.4), а от участников бдительного и осторожного отношения к тренингу с четким осознанием того, какого рода воздействия на них будут оказаны, к каким последствиям это может привести. С этой точки зрения важно, чтобы при проведении профессионального тренинга были точно оговорены его цели и задачи – на совершенствование каких именно профессиональных качеств специалиста он направлен. Желательно, чтобы в профессиональном тренинге специалист сам определял, что ему надо у себя (в рамках общей программы) скорректировать, что сделать более совершенным, гибким, что компенсировать, это означало бы приближение к индивидуализированным программам профессионального тренинга, Важно подключать самого человека к определению его индивидуальных задач в тренинге, чтобы избежать манипулирования человеком в ходе тренинга.

Установлено, что наиболее эффективной формой тренинга являются активные формы группового обучения. В литературе описаны их разновидности. Так, анализ практических профессиональных ситуаций предполагает вначале отбор (из жизни, из литературы) «сырых ситуаций» (25), затем их психологизацию на предмет выявления профессиональных качеств. Анализ ситуаций побуждает участников сделать определенный выбор, включиться, в профессиональный консилиум при сопоставлении других точек зрения. Другая разновидность – ролевой про– фессиональный тренинг – может представлять собой проигрывание разных профессиональных ролей, позиций, обмен ролями, разбор конфликтов во взаимоотношениях ролей. Деловые (имитационные) игры могут воспроизводить последовательность звеньев профессиональной деятельности от профессиональных задач до мысленного получения результата. Участники деловой игры не только примеряют на себя разные роли, но и имеют общую цель, совместно решают реальную (условную) производственную задачу, получают общий результат, участники учатся получать коллективный продукт групповых профессиональных творческих решений. Деловые игры бывают учебными, производственными, исследовательскими. Деловые игры проводятся и в форме мозгового штурма с целью выработки нестандартных профессиональных решений. Названные формы тренингов могут включать отдельные игровые эпизоды, например, угадай профессию по перечисленным действиям (15); определи по словесному деловому портрету человека, к которому он относится и т.д. Особая разновидность профессиональных тренингов состоит в тренировке психических функциональных состояний, необходимых для профессиональной деятельности, преодоления перегрузок человека в труде и профилактики неблагоприятных функциональных состояний (23, с. 159), для чего осуществляется разработка оптимальных режимов труда и отдыха, аутогенная тренировка, комплексы разнообразных психогигиенических мероприятий. Особой разновидностью профессионального тренинга является тренажерная подготовка, способствующая отработке практических умений, профилактике ошибочных действий.

Результатами профессионального тренинга и критериями его эффективности является возрастание профессионализма, переход работников на новый уровень, этап, ступень профессионализма, повышение эффективности профессиональной деятельности и перенос знаний и умений, полученных в тренинге, в реальную профессиональную деятельность, а также позитивные сдвиги в ПВК, возрастание уровня притязаний, удовлетворенности человека.

Обратимся к вопросам профессионального самосохранения. В предыдущих параграфах мы говорили о профессиональном развитии и саморазвитии человека – в процессе профессионального обучения, в ходе повышения профессиональной квалификации, в тренингах. Но развитие невозможно без самосохранения целостной личности и нормального функционирования организма, здоровья человека. Людей, которые сумели сохранить свою личность, здоровье при эффективной трудовой деятельности, иногда называют профессионалами в области стиля жизни. Человеку в этих случаях удается сохранить себя, несмотря на напряженную профессиональную деятельность (а может быть отчасти благодаря ей) и вместе с тем для дальнейшего продолжения успешной профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное сохранение – это проблема не отдельного человека, а всего общества, заинтересованного в сбережении трудового и профессионального потенциала, психического здоровья нации, страны. Программа самосохранения – это не любые хаотичные эпизодические где-то случайно прочитанные упражнения, а целостная система работы над собой, которая требует соответствующих знаний, умений, квалификации, способностей и даже таланта. Работа по самосохранению исходит из той модели профессионала и того образа личности в профессии, которые человек осознанно или неосознанно принимает для себя. Любому человеку – профессионалу желательно вырабатывать у себя ряд общих качеств и приемов, помогающих ему сохранить профессиональную и личностную целостность.

Программа профессионального психологического самосохранения требует, прежде всего, определения целей и задач. Ими могут быть:

– самореализация своих профессиональных возможностей,

– самосохранение своей профессиональной целостности, выполнение и реализация намеченного профессионального плана, сценария своей профессиональной жизни, преодоление у себя разорванного текучкой дел дезинтегрированного сознания, когда мотивы ложной самоактуализации порождают бесконечный бег за новыми, порой несбыточными целями в ущерб стабильной целостности;

– активная позиция в профессиональной жизни (перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств), а именно реализация себя как активной личности в активной профессиональной среде, которая может не всегда способствовать, но иногда и препятствовать профессиональному развитию данной личности;

– готовность к ггбетбянному самоизменению, лабильность установок, которую наблюдакл у многих долгожителей;

– укрепление в своей целостной личности именно тех ее качеств, которые особенно необходимы и востребованы в современном обновляющемся обществе (готовность к смене профессиональных занятий, готовность ко включению в новые проекты, укрепление у себя «ресурса успеха» и уверенности в своих силах, причастности к решению социально-значимых дел, отсутствие сопротивления инновациям, способность к самостоятельному выбору в профессиональной деятельности, индивидуальная социальная и экономическая ответственность, конкурентноспособность и др.), что придает человеку ощущение современности, созвучия эпохе, поддерживает осознание своей нужности.

Для осуществления программы профессионального самосохранения человеку важно владеть и соответствующими приемами, средствами, стратегиями:

– создание оптимистической профессиональной перспективы, образа профессионального будущего, усиление авторства своей профессиональной жизни даже в сложных обстоятельствах, следование своему плану несмотря на отвлекающие обстоятельства; поддержание у себя позитивной Я-концепции себя как профессионала, позитивное истолкование своей профессиональной ситуации, акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств, сглаживание негативных;

– смыслотворчество как вычерпывание новых смыслов своей трудовой и профессиональной деятельности;

– внутренняя личностная ответственность (внутренний ло-кус контроля, интернальность) за свое психическое и физическое здоровье;

– внутренняя диалогичность личности и профессионала, способность вести внутренний диалог с собой, когда любая профессиональная и социальная ситуация рассматривается с разных точек зрения, которые могут и не совпадать;

– способность жить в ладу, в согласии с самим собой, внутренняя гармония, сбалансированность противоречивых (амбивалентных) установок и влечений; принятие реальных факторов своей профессиональной жизни, которые нельзя изменить; распознавание тех жизненных и профессиональных проблем, которые в данный момент трудно разрешить и которыми сейчас заниматься несвоевременно;

– умение понять себя как индивидуальность, самобытность и, при внесении изменений в свою жизнь действование не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;

– установка на творчество даже в малоподходящих для этого условиях («выживание через творчество»);

– умелое сочетание чужого опыта самосохранения и опыта других профессиональных ситуаций, которые повышают профессиональную самооценку, с учетом этого выработка своего индивидуального подхода, стиля;

– владение приемами самовосстановления (физического и психического) после перегрузок.

Цели и средства самосохранения в реальной жизни нередко меняются местами.

К способам самосохранения относятся также приемы противостояния неблагоприятным факторам профессиональной среды:

– выработка у себя индивидуальной системы адекватных средств преодоления нежелательных состояний, защиты от враждебных обстоятельств;

– владение приемами саморегуляции и нормализации уровня работоспособности, устранения последствий профессионального утомления, для чего использование соотношения приемов активации и релаксации, мобилизации и расслабления, труда и отдыха;

– профилактика профессиональных кризисов, срывов, сбоев (разрывов в профессиональной биографии), подход к каждому изменению обстоятельств как новому шансу оттачивания своего профессионализма (психологи отмечают ответственность человека не только за содеянное, но и за упущенные возможности);

– предвидение психологических потерь в случае вынужденной смены работы, для чего в ходе самотренинга восстановление сил и мысленные поиски для себя новой профессиональной «ниши»;

– предупреждение возможных деформаций личности в своей профессии;

– противодействие профессиональному старению и поддержание своего мозга, «орудий» умственного труда в хорошем состоянии;

– предупреждение потери смысла труда и жизни после сбоев, кризисов за счет постоянного смыслотворчества;

– изучение своего профессионального опыта и его ошибок, своевременное распознавание у себя тревожных симптомов будущих ошибок, связанного с этим накопления стрессов;

– исключение из своей жизни саморазрушающих и самопоражающих стратегий поведения (продлить жизнь – это значит хотя бы не укорачивать ее);

– сознательное погашение в себе патогенного мышления (обида, зависть, страх, ревность и др.) и укрепление саногенного мышления (Ю.М. Орлов, 29) с позитивным подходом к своим возможностям;

– умение предотвратить внутренний конфликт в себе между социальной и индивидуальной профессиональной нормой, то есть требований общества и своего отношения к ним; одним из путей этого преодоления является нахождение точек соприкосновения социальных и индивидуальных норм (из выступления по радио: «мы приняли эти стандарты и сделали так, чтобы они нам понравились»);

– умение использовать конструктивные стратегии «совла-дания» с трудными обстоятельствами жизни, которые глубоко проанализированы с учетом зарубежной литературы Л,И. Анцыферовой (3). Одной из них является преобразующая стратегия, когда человек трудную ситуацию формулирует как проблему, намечает конечную и промежуточные цели ее решения; здесь могут использоваться разные «техники» жизни – не только «идущее вниз сравнение», то есть сопоставление с людьми, находящимися в худшем положении, а главным образом «идущее вверх сравнение» на основе воспоминания о своих успехах в других областях; эти приемы обесценивают неудачу и помогают сохранить позитивное отношение к себе (3, с. 8); способность сохранить область деятельности, где человек удерживает контроль над обстоятельствами; использование приемов «совладания», позволяющих справиться с трудностями; в отдельных крайних случаях «психологическое отключение», помогающее воспринимать негативную информацию малыми дозами и т.д. (3). Использование этих стратегий и «техник» самосохранения может способствовать названной выше профессиональной помехоустойчивости личности. По мысли того же автора, люди с конструктивно-преобразующими стратегиями обладают оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, готовностью идти навстречу вызову судьбы, реалистическим подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения. Эти люди верят в свои силы и способность контролировать обстоятельства и свой жизненный мир, влиять на происходящие события, справляться с трудными ситуациями, то есть проявляют интерналь-ность (там же, с. 12). Люди *е, избегающие трудностей и не пытающиеся преобразовать опасную ситуацию, уходящие от нее или покорно принимающие ее, переносящие отрицательные эмоции, проявляют, по мысли того же автора, беспомощный тип личности, драматизируют свои промахи, в целом менее самосохраняемы.

Все сказанное, возможно, близко к тому, о чем Л. Толстой, Ф. Достоевский, Д. Андреев писали в разном контексте как о «внутреннем труде»: это недеяние, внешне как бы ничегонеделание, но по сути – размышление, созерцание, сосредоточение, общение с природой (вспомним у японцев созерцание Фудзиямы как один из приемов воспитания), глубинная работа над собой, самосовершенствование. По выражению одного из авторов – это внутренний духовный труд, который всегда есть «страдание, перерастающее в блаженство, иго, перерастающее в благо, высшая точка труда физического, внешнего, видимого» (43).

В современной разнообразной литературе по практической психологии и по духовному развитию человека дается много конкретных приемов, способствующих самосохранению:

– использовать положительный настрой (40); создать образ себя как неуязвимого, чаще повторять себе это, думать только о позитивном развитии предстоящих событий;

– стараться добиваться ежедневно хотя бы небольшого успеха, продвижения, проводить «чистку» своих взглядов (как в квартире), пересматривать устаревшие убеждения, работать над своими мыслями, понять, что мы несем стопроцентную ответственность за все события своей жизни, выражать свои желания только в позитивной форме (я умею, я могу), причем в настоящем времени (44);

– вести дневник, осмыслять пережитый опыт, чтобы не упустить свои находки; написать свою профессиональную биографию, выразить отношение к ее событиям, записать тревожащий Вас эпизод, переписать эту историю так, как бы Вы хотели, чтобы она произошла (35);

– развивать у себя не только способность думать, но и способность не думать, успокаивать разум (4), достигать время от времени тишины ума, состояния совершенного покоя; контролировать течение мысли и отгонять нежелательные мысли, рисующие негативное развитие событий;

– усиливать свой жизненный потенциал, жизнестойкость, добиваться высокой профессиональной квалификации, рассматривая ее как источник независимости; готовить себя к резким поворотам судьбы и к построению новых моделей поведения; больше доверять внутреннему голосу, не осуществляя самотиранию и самодиверсию, подчеркивая «я должен, я обязан» (К. Сиссон), не внушать себе неизбежности трудности, не откладывать приятные дела до тех пор, пока не будут сделаны все неприятные, экономить положительную энергию и др.

Каждому человеку совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального развития и самосохранения, стремясь постоянно приближаться к решению поставленных задач в разной степени в зависимости от зрелости своей личности. Результатом и показателем эффективности программы самосохранения являются физическое, а также профессиональное творческое долголетие человека.

Оригинальный подход к проблеме самосохранения принадлежит Л.Н. Гумилеву (6). По мысли этого автора, некоторым людям бывают присущи следующие свойства: «пассионарный импульс – поведенческий импульс, направленный против инстинкта личного и видового самосохранения»; «пассионарность как энергия – избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению»; «пассионарность как характеристика поведения – эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающей жертвенность часто ради иллюзорной цели». Пассионарность может быть связана с любыми способностями человека (высокими, средними, малыми), она мало зависит от внешних условий. «Пассионарии – люди, «пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения». Субпассионарии – люди, «пассионарный импульс которых меньше инстинкта самосохранения», (с. 607, 608). Для пассионариев характерны неуемная жажда деятельности, посвящение себя цели (например, Наполеон, Македонский). Пассионарии – это не обязательно герои, вожди, пассионариями автор считает Скупого рыцаря, Дон Жуана, Сальери. Субпассионарии, по мысли этого автора, не хуже пассионариев, они просто другие, для них характерно стремление к безопасности, к накоплению, а для пассионариев – иллюзорное вожделение, честолюбие, тщеславие, гордость, фанатизм, стремление к риску, но и творчество.

У подавляющего большинства людей, отмечает Л.Н. Гумилев, импульс пассионарности и самосохранения уравновешиваются, в этом случае имеет место гармоничная, работоспособная личность. Повидимому, для повседневной трудовой жизни обычно характерна умеренная трата энергии, предусматривающая оставление запаса жизненных сил. Вместе с тем нечто значительное, творческое в профессиональной деятельности человек осуществляет с максимальным выкладыванием своих возможностей, часто со сверхнапряжением. Важно после этих периодов предусматривать периоды профессионального самовосстановления. Чередование периодов напряжения и восстановления в профессиональной деятельности может, видимо, поддерживать самосохранение человека в труде. Про граммы самосохранения безусловно сугубо индивидуальны, каждому человеку надо изучать себя, нащупывать оптимальное для себя соотношение периодов и форм максимального приложения сил, их нового накопления, разумной траты

Боязнь выстрела

Широко распространенный порок начинающих стрелков — ожидание и боязнь выстрела. Это отвлекает стрелка от четкого выполнения прицеливания, спуска курка и держит его нервную систему в напряженном состоянии. Стрелку кажется, что время идет очень медленно, и он невольно ускоряет нажим на спусковой крючок, нарушая плавность его спуска.

О том, что стрелок ожидает выстрела, можно судить по его напряженному взгляду и сокращению мышц лица, а также по тому, как мгновенно исчезают эти явления после выстрела. Иногда при этом стрелок прищуривает глаз, которым целится, или начинает закрывать другой глаз. При спуске курка вхолостую при этой ошибке оружие не остается в спокойном состоянии, а сейчас же уходит в сторону.

Для предупреждения и исправления этой ошибки нужно заставлять курсанта при каждом выстреле делать отметку — куда «смотрела» мушка при выстреле. Следить за тем, чтобы стрелок после выстрела на некоторое время (до одной секунды) оставался неподвижным, не переводил дыхание и продолжал целиться.

Новички, ожидающие выстрела, часто непроизвольно моргают в момент выстрела или даже до него. Стрельба при этом получается с непредсказуемыми отрывами. Опытный тренер в таких случаях магазины пистолетов или барабаны револьверов заполняет холостыми патронами вперемешку с боевыми из расчета — один боевой на три-четыре холостых. На фоне холостых боевой патрон срабатывает неожиданно для стрелка — это действует убедительнее, чем призывы инструктора «не ожидать выстрела и не бояться его». Не бойтесь выстрела — ваша задача правильно провести процесс выстрела, стрелять именно так, как вас учили. Все остальное сделает пистолет. В тот момент, когда он «грохнет» и подскочит в руке, пуля будет уже «там», в мишени.

Преждевременное прекращение прицеливания

Очень часто новички, переключив внимание на спуск, прекращают прицеливание фактически до того, как произойдет выстрел. В зрительной памяти стрелка фиксируется положение мушки, которое было до выстрела, когда он уже фактически прекратил прицеливание. Поэтому реальное положение мушки в момент выстрела он уже не контролирует. Наиболее верным признаком этой ошибки являются не отмеченные стрелком отрывы при общей кучной стрельбе. Наблюдая за дульной частью ствола, можно заметить, что обычные колебания ствола перед самым выстрелом сменяются плавным передвижением ствола в какую-нибудь сторону.

Причина — недостаточно наработанный автоматизм спуска курка. Золотое правило стрельбы — стрелок думает глазами и стреляет тоже глазами. Спуск курка должен быть натренирован до автоматизма и проходить практически на подсознательном уровне. Прицеливание и спуск курка должны быть взаимосвязанными рефлекторно и производиться как единый процесс. Все внимание стрелка должно быть сосредоточено на прицеливании, а спуск курка происходит на внутреннем подсознательном автоматизме. Стрелок, переключающий внимание всецело на спуск курка, разделяет тем самым единый процесс прицеливания и спуска и упускает контроль за положением мушки. Фактически такой стрелок при нажатии на спуск уже перестает целиться. Тренеру нужно следить, чтобы стрелок правильно отмечал выстрел и, не опуская оружие после него, целился еще хотя бы секунду. Тогда ошибка станет наглядной для стреляющего.

Наши рекомендации