Место темы в структуре модуля
Приложение 2
План-конспект урока
В современной педагогической психологии обучение трактуется как «процесс стимуляции и управления внутренней и внешней активностью ученика, в результате которой у него формируются определённые знания, умения и навыки» (А.В. Петровский, 1979). Следовательно, с психологической точки зрения цель обучения – произвести определённые изменения в психике обучаемого (прежде всего – в её когнитивной сфере), развивая тем самым его познавательные способности, формируя необходимые обществу качества личности.
Процесс обучения – двусторонний, предусматривающий в равной степени как активность преподавателя (стимуляция и управление познавательной деятельностью учащегося), так и активность обучаемого, проявляющуюся в форме этой деятельности.
Эти две стороны (деятельность преподавателя и деятельность обучаемого) должны найти отражение в плане-конспекте урока. Кроме того, на них оказывает влияние содержание и характер информации, которую должны усвоить учащиеся. Описание различных психологических фактов, их объяснение, раскрытие причинно-следственных отношений между ними, раскрытие понятий разной степени сложности, обобщённости и абстрактности, большинство из которых совпадает с житейскими – всё это определяет специфику проведения занятия по психологии.
При этом информация о ходе познавательной деятельности учащегося, особенно такого характера, как возникающие в ходе этой деятельности ошибки, недоумения, затруднения и т.п., выполняет роль своего рода обратной связи и используется педагогом для управления учебной деятельностью.
Примерная структура плана-конспекта занятия выглядит следующим образом:
Тема занятия:
Учебная группа: класс (студенческая группа), количество человек
Цель и задачи:
Тип занятия: лекция, повторение и закрепление пройденного материала, практическое занятие, семинар, тренинговое занятие, комбинированное и т.д.
Планируемое время:
Кто проводит занятие:
Технические средства обучения:
Ход занятия:
Часть занятия | Время | Частные задачи | Содержание материала | Методические приёмы |
Все компоненты плана взаимосвязаны. Так, цели и задачи занятия определяют а) его тип; б) отбор учебной информации; в) методические приёмы. На отбор учебной информации влияют такие факторы, как возраст учащихся, уровень их развития, отводимое время проведения занятия и т.п.
В роли частных задачмогут выступать такие, как ознакомление учащихся с данным психологическим феноменом, раскрытие психологических понятий, связанных с ним, описание выявленных закономерностей и т.д.
В зависимости от этого содержанием материала являются психологические факты (наблюдаемые объективно или интроспективно психологический феномены), психологические теории (пытающиеся объяснить выявленные закономерности), психологические понятия, связанные с данным психологическим феноменом и т.д.
В ходе управления познавательной деятельностью преподаватель использует различные методические приёмы. Так, организации внимания способствуют такие приёмы, как непосредственные обращения внимания к учащемуся, повышение или понижение голоса, подчёркивание значимости информации. На восприятие информации влияет ясность и образность речи преподавателя, её эмоциональная окраска, богатый иллюстративный материал.
Активизации памяти учащихся способствует частота повторения материала, разнообразие форм повторений, включение его в различные виды учебной деятельности, опора на различные по модальности виды памяти (наглядно-образная словесно-логическая), уровень самостоятельности мнемической деятельности, а также использование различных мнемических приёмов.
Мышление – важнейший познавательный процесс, развиваемый преподавателем во время занятия. К методическим приёмам, используемым преподавателем можно отнести
- способы формирования понятий (индуктивный – от конкретных представлений об отдельных психических явлениях к обобщённому и абстрактному психологическому понятию, либо дедуктивный – от сформулированного психологического понятия к его конкретным проявлениям в психологических фактах);
- варьирование второстепенными признаками психических явлений в ходе индукции, выделение главных, существенных признаков, остающихся постоянными при использовании различных примеров;
- включение данного психологического понятия в систему понятий, установление связей между ними;
- мотивирование учащихся на усвоение понятий путём апелляции к их собственному интроспективному опыту, либо путём подчёркивания необходимости в тех или иных психологических знаниях, либо стимулированием интереса к этим знаниям за счёт сопровождения их фактами иллюстративного характера, почерпнутыми из литературы, общественной или личной жизни;
- создание проблемных ситуаций – таких познавательных задач, в ходе которых обнаруживается недостаточность психологических знаний, их противоречивость и т.п.
Самостоятельные попытки решения такого рода познавательных задач способствуют, свою очередь, активизации воображения.
К методическим приёмам, используемым преподавателем следует отнести и такие, как учёт индивидуальных и групповых психологических особенностей аудитории, темп изложения материала, особенности педагогического такта (тон, слова, поведение в ходе педагогического общения), проявление эрудированности и даже манеры, внешний вид, культуру одежды, причёску и т.д.
План-конспект урока сдаётся вместе с рефлексией отдельных фрагментов урока с указанием того, достигнута ли цель, какова степень реализации задач:
Частные задачи | Степень реализации | Причины неудач |
Пример план-конспекта занятия по психологии
Тема занятия: Мотивы педагогической деятельности
Аудитория: учебная группа, количество и возраст учащихся
Задачи: 1. Усвоение студентами основной психологической терминологии по теме «мотивация труда»
2. ознакомление студентов с основными видами мотивов преподавательской деятельности
Тип (форма) занятия: лекция (другие варианты - повторение и закрепление пройденного материала, практическое занятие, семинар, тренинговое занятие и т.д.).
Планируемое время: 90 мин
Кто проводит занятие:
Технические средства обучения:
Ход занятия:
Часть занятия | Время | Частные задачи | Содержание материала | Методические приемы |
Место темы в структуре модуля
№ п/п | Тема, краткое содержание | Форма занятия и время | |
лекции | Практика | ||
Мотивация трудовой деятельности: мотивы трудовой деятельности; мотивы выбора профессии; мотивы выбора места работы (оценка внешней ситуации, оценка своих возможностей, оценка выбираемого места работы с учётом интересов и т.д.); закрепление мотивов, связанных с трудовой деятельностью; мотивы ухода с работы; уровни общения; мотивация поиска работы. | |||
Мотивы педагогической деятельности: мотивы долженствования; мотивы заинтересованности и увлечённости преподаваемым предметом; мотивы увлечённости общением с детьми («любовь к детям»). | |||
Особенности мотивации предпринимательской деятельности и мотивации потребителя: утилитарные потребности, эстетические потребности, престижные потребности; мотив традиции; реклама-информация, реклама-убеждение, реклама-напоминание, реклама внушение. | |||
Всего: |