Типы распространенных ошибок

Мая 2012

В расписании стоит «практическое занятие».

Тане дала вопросы к экзамену. Там же литература.

Сегодня одна пара, потом добавят лекцию.

На экзамене помимо вопроса – конспект урока.

Класс, тема, тип урока, указание лучше всего на учебник. В идеале – отксерить учебник, по которому готовишься. Включить и проделать упражнение самим, на полях прибавить 1-2 минуты. Оценка за конспект будет основной.

Июня 2012

Бла

Экзамены

7 Дунев 15.50 3 пары

13 июня консультация литра 11 утра, можно сдать экзамен

14 июня экзамен психология

16 июня Сидоренко

18 июня экзамен Дунев

20 июня экзамен литература

22 июня методики русского 14.30

Итак,

Методики преподавания синтаксиса и пунктуации.

На экзамене главное, за что будет отметка – это конспект урока. По любому учебнику, по любой теме с 5 по 11 класс. В конспекте урока все упражнения проделаны лично, посчитано время, указаны все ваши слова и предполагаемые ответы детей.

Синтаксис – особая часть грамматики. Верхний ярус. Синтаксис очень тесно связан с пунктуацией и в истории отечественной лингвистики сформировался поздно – в конце 19 – начале 20 века. Существует 3 разных научных школы, по которым считается, что… знаки препинания зависятся от логики изложения или Абакмов считал, что природа русской пунктуации имеет грамматическое значение, привязывал к понятиям предикативности и полупредикативности. Пешковский вообще считал (1912), что русский синтаксис переживает период становления, и в основе русской пунктуации лежит интонирование фразы или предложения. Школьное понятие пунктуации идет от Буслаева.

Некоторые ошибки наших учеников вызываются тем, что живая речь вступает в противоречие формальным постановлениям Буслаева.

Этапы: 5-7 класс, предварительный (пропедептический). Входят такие правила, и связанные с ними знаки препинания. Знакомят с понятием предложения. Знаки препинания в предложениях с однороными членами. Обобщающее слово при однородных членах. К этому одбавляется понятие причастного и деепричастного оборотов. Различение сложного и простого предложения и, если говорить об учебнике Бабайцевой, то понятие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения.

Систематический этап изучения синтаксиса. 8-9 класс. Это будет на экзамене.

8 класс. Словосочетание. Строение грамматическое значение словосочетания. Типы связей слов в словосочетании. Есть разница между подчинительным и сочинительным словосочетанием, но изучаются в основном подчинительные. Вскользь порядок слов в предложении. Синтаксис простого предложения. Главные и второстепенные члены. Осложнения простого предложения. Изучается разница между двусоставным и односоставным предложением. Виды односоставных предложений. Заканчивается прямой речью. Оформление чужой речи, различие между прямой и косвенной речью. Диалог и оформление цитирования.

Иногда нет логики. Что сложно. Причастный и деепричастный оборот. Вообще нужно предвидеть, что будет изучаться дальше… потому что бывает очень сложно разграничить термины по гнездам. Нет понимания, что одно явление можно назвать по-разному с разных точек зрения грамматики.

Сложно для усвоения односоставное предложение.

Путают, что такое полное и неполное предложение (неполное непонятно без контекста).

Есть обязательные и факультативные знаки. Это путаница.

Путаются уточняющие члены предложения.

Страшно – знаки препинания в прямой речи, разорванной словами автора.

9 класс.

Синтаксис сложного предложения и текста. Сложносоч., сложноподч., бессоюзное…

Опыт показывает: с ребенком надо начинать с «зоны успеха», чтобы развить у ребенка уверенность в своей грамотности. Начните с того правила, которое он точно знает, наставьте ему пятерок. Ободренный, он лучше будет учить то, что знает на «4» и, далее, новый материал. Полезно сравнивать со старыми работами и показывать ребенку результат обучения. Если совсем плохо дело, то считать не количество ошибок, а количество правильно написанных слов.

В основе правописания – автоматический навык грамотного письма. Но в основе пунктуации – психологическое наполнение письменной речи; лежит слух.

Типы распространенных ошибок

  1. Пропуск знака. Не хочется интонировать речь.
  2. Лишний знак. Хочется передать «магию живой речи» - эмоциональные люди.
  3. Не тот знак препинания
    1. В конце предложения. Глухота к интонации. Многоточие вообще уходит.
    2. Бессоюзные предложения или обобщающие слова – ребенок просто не усвоил правила, регулирующие знаки.
  4. Не там. Чувствует, что где-то тут зарыта собака, и ставит наугад. Учить через графическое изображение.

Методика.

Если в орфографии от правила к навыку, то тут – от интонации, слуха, к правилу.

  1. Почувствовать, что в этом предложении нужен знак (или знаки)
  2. Определить грамматическую природу, почему нужен знак
  3. Почему такой знак, а не другой
  4. Определить точное местонахождение знака
  5. На основании какого правила поставлен знак

Методы и приемы; виды упражнений на тему синтаксиса и пунктуации

Пунктуационный разбор.

  1. Посвященный одной теме. Допустим знаки препинания при однородных членах
  2. Посвященный ряду тем. Обобщающий диктант.
  3. Всех знаков препинания в данном тексте. Полный пунктуационный разбор.
  4. Всех вариантов одного и того же знака препинания.
  5. Перестановка частей предложения с изменением знаков препинания.
  6. Заучивание стихов со всеми знаками препинания.
  7. Составление схем; свободный или творческий диктант, где ребенок должен дополнить\распространить предложения определенными конструкциями.

Наши рекомендации