При неврозах и других пограничных состояниях
Наиболее распространенное представление о неврозах как психогенных расстройствах, в механизмах развития, компенсации и декомпенсации которых определяющая роль принадлежит психическому фактору, объясняет адекватность и широкое распространение различных форм групповой психотерапии прежде всего при этой группе заболеваний. Само же содержание групповой психотерапии при неврозах, ее цели и задачи различны и определяются той концепцией, которой придерживается психотерапевт.
В советской литературе наибольшее число работ посвящено личностно-ориентированнои (реконструктивной) групповой психотерапии неврозов, опирающейся на принципы патогенетической концепции, основанной на психологии отношений [Мясищев В. Н., 1960; Карвасарский Б. Д., 1980, 1985]. Согласно последней внутренняя конфликтность больного неврозом и его неразрешимая эмоциональная проблематика находят свое выражение в нарушении отношений с ближайшим социальным окружением: вследствие искажений в области социального восприятия (возникших в результате конфликтности самооценки) больной неверно истолковывает мотивацию партнеров по общению, недостаточно адекватно реагирует на возникающие межличностные ситуации, все его внимание сосредотачивается не на разрешении реальных проблем, а на сохранении представления о значимости своего «Я» как в собственных глазах, так и глазах окружающих. Понимание этого аспекта невротических нарушений позволяет широко использовать патогенетический метод не только в индивидуальной психотерапии (с ее вниманием главным образом к внутри-личностному конфликту и истории жизни пациента), но и в групповой форме. Не касаясь всех работ, в которых рассматривались проблемы групповой психотерапии при неврозах, укажем лишь те из них, в которых в большей или меньшей степени, как в теоретическом, так и в практическом аспектах, советские авторы стремились к достижению целей личностно-ориентированнои (реконструктивной) психотерапии [Иванов И. В., 1959; Гройсман А. Л., 1970; Ли-бих С. С., 1974; Карвасарский Б. Д., 1975, 1980; Мур-
зенко В. А., 1975; Лппгарт Н. К. и др., 1979; Баки-рова Г. X., 1983; Исурина Г. Л., 1984; Ташлыков В. А., 1986; Кайдановская Е. В., 1987, и др.].
Основной целью личностно-ориентированнои (реконструктивной) групповой психотерапии при неврозах являются в первую очередь изменение нарушенной системы отношений больного, коррекция неадекватных эмоциональных реакций и форм поведения, необходимой предпосылкой которых является достижение больным понимания причинно-следственных связей между особенностями его системы отношений и заболеванием. Это в свою очередь требует от психотерапевта глубокого и всестороннего изучения личности больного, знания индивидуального своеобразия его мотивации, особенностей эмоционального реагирования, изучения особенностей формирования его личности, структуры и функционирования системы отношений и, следовательно, важнейшего звена этиопа-тогенетических механизмов возникновения и сохранения патологического состояния.
Широко применяется групповая психотерапия при неврозах и в других социалистических странах [Hi-das G., Budda В., 1973; Hock К., Konig W., 1979; Aleksandrowicz J., 1983; Kratochvil S., 1983; Leder S., 1983; Geyer M., 1987; Geyer M. et al., 1987].
Следует подчеркнуть большой вклад в развитие теории и практики групповой психотерапии S. Leder и его сотрудников. Целью групповой психотерапии при этом является творческое развитие и корригирование отношений путем систематического процесса социального научения, в котором активные его формы оказываются более эффективными, чем пассивные, и в ходе которого важное значение имеет знание и использование закономерностей динамики малых групп [Leder S., 1972, 1975, 1983 и др.].
Значительное количество работ посвящено использованию групповой психотерапии при неврозах представителями психодинамической, экзистенциально-гуманистической и других школ [Dusen W., Van, 1957; Нога Т., 1959; Slavson S., 1964; Foulkes S., Anthony E., 1965; Berne E., 1966; Heigl-Evers A., 1970; Wolf A., Schartz E., 1971; Yalom I., 1975, и др.].
При неврозах применяется наиболее широкий спектр форм и техник групповой психотерапии: групповая дискуссия, психодрама, пантомима, психогим-
настика, проективный рисунок, музыкотерапия, двигательная терапия и др.
Психотерапия проводится как в открытых, так и в закрытых группах в составе 25—30 человек (большие группы) и 8—12 (малые группы). Чаще всего организуются группы гомогенные в этиопатогенетическом отношении (определяющая роль психогенного фактора в развитии заболевания) и гетерогенные в прочих (форма невроза, пол, возраст, синдром). Реже используются гомогенные по симптому группы больных неврозами (чаще с фобиями), в которых тренирующие, применяемые в реальных проблемных ситуациях терапевтические методы направлены на симптом [Hand S., 1975].
Практически вряд ли можно говорить о противопоказаниях для групповой психотерапии больных неврозами (исключая очень низкий интеллект), хотя в ряде случаев вопрос о включении в группу требует тщательного рассмотрения (например, наличие физического уродства или дефекта, необычность симптоматики и т. д.). С другой стороны, обычно существует ряд требований к подбору и комплектованию группы (например, не рекомендуется включение в одну группу более 2—3 больных с истерической или ананкасти-ческой акцентуациями характера; из больных моложе 18 и старше 50 лет более целесообразно создавать гомогенные в отношении возраста группы и т. д.). Частота групповых занятий может быть различной — от одного раза в неделю до ежедневных и определяется возможностями и направленностью учреждения. Оптимальная длительность занятия — 1 — 1'Л ч.
Групповая психотерапия может являться или единственной формой лечения больных неврозами, или включается в комплексную их терапию, в которой представлены различные виды других — биологических, психологических и социальных воздействий. В нашей работе в схематическом виде значимость и соотношение их определяются следующим образом: от устранения или смягчения клинических проявлений невроза в начальной фазе лечения с помощью оптимального сочетания биологических и психосоциальных воздействий, через осознание психологических механизмов болезни в процессе индивидуальной и групповой психотерапии, к восстановлению социального функционирования личности в заключительной
фазе при доминирующей роли собственно социальных воздействий.
Степень адекватности применения групповой психотерапии при неврозах, выбор форм и техник, частота проведения занятий зависят также от структурно-организационных форм здравоохранения, в рамках которых она проводится: поликлиническое звено, дневной стационар, специализированное отделение, клубные формы работы. В качестве оптимальной для лечения больных неврозами можно рассматривать систему указанных организационных форм, реализованную, в частности, в Клинике неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве.
Имеется позитивный опыт применения групповой психотерапии при столь частом функциональном расстройстве речи как заикание. Задачей групповой психотерапии здесь является восстановление социального функционирования пациента и выработка или восстановление навыков общения, утерянных или искаженных, рассматриваемых как важные патогенетические звенья данной речевой патологии [Шкловский В. М., 1979; Лубенская А. И. и др., 1981].
Групповая психотерапия, проводимая в Московском центре патологии речи [Шкловский В. М. и др., 1985; Кроль Л. М., 1987; Михайлова Е. Л., 1988, и др.], включает групповую дискуссию с привлечением внимания к поведению каждого члена группы в акте общения и активное обсуждение этого поведения. У членов группы при этом формируется «коммуникативный портрет» других пациентов и собственный «коммуникативный портрет», отраженный во многих «зеркалах» — членах группы; этот портрет позволяет пациенту составить более адекватное и полное представление о своем личностном коммуникативном потенциале. Используется также невербальный тренинг (игровые методики, пантомима, хореотерапия, проективный рисунок), ставящий больного в условия вынужденного активного общения при исключенном вербальном канале; осознание богатства возможностей коммуникации вызывает ощущение собственных потенциальных коммуникативных возможностей.
В работе с лицами, страдающими заиканием, групповая психотерапия обычно включена в комплексную систему лечения, наряду с логокоррекционными (логопедическими) занятиями, аутогенной тренировкой, гипнозом, функциональными тренировками речи и др.
Вопросам психотерапии сексуальных расстройств, в том числе и групповой психотерапии, посвящена большая литература. Из советских авторов укажем Э. М. Дворкина (1979), подготовившего главу по лечению сексуальных расстройств в «Руководстве по психотерапии». В последние годы проблема групповой психотерапии сексуальных расстройств широко разрабатывается S. Kratochvil (1979, 1985).
Э. М. Дворкин (1979) подчеркивает два положения, лежащие в основе подхода к психотерапии сексуальных расстройств и выбора методик и техник: 1) применение в большинстве случаев «закрытых» психотерапевтических методик («анонимное обсуждение», «психотерапевтическое зеркало», «намечающая психотерапия» и т. д.); 2) сочетание в самой психотерапии сексологического материала с более широким психологическим и этическим содержанием.
При работе с пациентами с сексуальными расстройствами используются известные вербальные и невербальные методики, групповая гипнотерапия, групповая аутогенная тренировка. Б. И. Ароновым (Городской сексологический центр Ленинграда) в терапии импотенции применяется в групповом варианте методика систематической десенсибилизации. В психотерапевтическую группу включают 3—5 больных, чаще одного пола, однако многими авторами психотерапия проводится и в смешанных группах (супружеские пары, женихи и невесты и т. д.).
Особенностью работ последнего периода являются внимание к проблемам сексуальной дисгармонии супружеской пары, разработка с позиций системного подхода дифференцированных психокоррекционных и психотерапевтических воздействий при различных вариантах сексуальной дисгармонии [Кришталь В. В., 1982; Буртянский Д. Л., Кришталь В. В., 1982, и др.], семейной психотерапии невротических реакций в супружеских парах с сексуальными дисгармониями [Трегубов И. Б., 1983, 1987].
Значение психотерапии при психопатиях и акцентуациях характера определяется ролью в их динамике психогенных моментов. Чем больше удельный вес последних в декомпенсации пациента, по сравнению с биологической недостаточностью, тем большего успеха можно ожидать от психотерапии [Гурьева В. А., Гиндикин В. Я., 1980; Личко А. Е., 1985].
Говоря о задачах групповой психотерапии при
психопатиях, многие авторы подчеркивают, что она позволяет пациентам лучше оценить свои реакции на жизненные трудности, выявить индивидуально-непереносимые ситуации, способствующие срывам, продемонстрирует им реакции группы на их поведение; конфронтация этих больных с лицами, имеющими аналогичные проблемы, позволит сделать первых более восприимчивыми к лечению и добиться большей их социализации, нивелировки характерологических девиаций.
J. Lion и соавт. (1977) отмечает, что главное, чего позволяет добиться групповая психотерапия,— это научить способности предусматривать последствия своего поведения и корректировать его в конкретных условиях.
Рекомендуется проводить лечение пациентов с психопатиями в малых группах (лучше всего, включая их в группы больных неврозами и другими пограничными состояниями). Используются дискуссионные формы и иные техники [Orwid M. et al., 1975; Bi-zon E., 1978, и др.].
Психотерапия в настоящее время используется
также в работе с делинквентными подростками. В фор
мировании делинквентного поведения подростков су
щественное значение имеют психопатии и акцентуации
характера [Личко А. Е., 1985]. Э. Г. Эйдемиллером
и В. В. Юстицким (1982) представлен опыт работы
с делинквентными подростками с гипертимными, эпи-
лептоидными, истероидными и неустойчивыми типа
ми акцентуаций характера и психопатий, находивших
ся в лечебных и воспитательных учреждениях Ленин
града и Вильнюса. В качестве основных психотерапев
тических принципов авторы указывают: 1) необходи
мость реализации и активизации позитивных свойств
личности делинквентного подростка; и 2) противо
действие негативным качествам с переключением
активности, привычек, свойств подростка на иные со
циально приемлемые цели. На основе своего опыта
авторы дают рекомендации к использованию различ
ных форм и техник, более адекватных для различных
акцентуаций («психотерапия увлечениями» —
при гипертимном типе отклонения характера, недирективная психотерапия — у эпилептоидных, рациональная психотерапия, библиотерапия, методика разыгрывания ролевых ситуаций — у неустойчивых и т. п.).
Большой интерес представляет опыт использования при психопатиях «клинической психотерапии творчеством» [Бурно М. Е., 1981] в качестве одного из вариантов стрессовой психотерапии по В. Е. Рож-нову (1982). Терапия творчеством, глубоко индивидуализированная, основанная на тонком знании особенностей психопатической личности, ее структуры, клинического состояния, включает в себя занятия живописью, скульптурой, художественной фотографией и др.
М. Е. Бурно указывает на три лечебных момента при психопатии указанным методом: 1) возвращение собственной индивидуальности; 2) катарсис; и 3) возникновение контактов, общения с другими людьми благодаря предметам своего творчества. Психотерапия осуществляется в индивидуальной, чаще в групповой формах. По данным автора, эта форма особенно показана пациентам с психастенической, истерической и некоторыми другими видами психопатий и акцентуаций характера.
Психотерапия получает широкое распространение при работе с лицами, оказавшимися в кризисных ситуациях. Целью терапевтической (кризисной) «интервенции» по Н. Hafner (1974) является активное преодоление измененной жизненной ситуации; для проведения терапевтической интервенции необходимы немедленная клиническая и психологическая диагностика, освобождение от эмоциональной нагрузки, переработка лишь актуальной проблематики, доверие и понимание пациента. Наряду с краткосрочной интенсивной индивидуальной психотерапией, адекватной задачам, вытекающим из кризисной ситуации, в частности, сопровождающейся суицидальной попыткой, описаны различные методы групповой психотерапии [Мягер В. К., Самохина Т. В., 1979; Мягер В. К. и др., 1981; Конончук Н. В. и др., 1982; Indin В., 1966; Farberow N. 1970, 1976].
Показаниями для групповой психотерапии суици-дентов, проводимой в Институте им В. М. Бехтерева, служит реально возникшая изоляция или субъективное чувство одиночества, трудности в установлении межличностных контактов или неудовлетворенность ими, трудность аффективного самоконтроля, чувство собственной неполноценности, заниженная или неадекватная самооценка. Указанные проявления сопровождаются неадекватными,' неприемлемыми формами 128
поведения в обществе. Суициденты обычно включаются в состав уже работающей группы больных неврозами, преневротическими состояниями и лиц с трудностями общения, составляя до 30% от общего числа участников группы (10—12 человек). Занятия проводятся 1 раз в неделю, используются вербальные и невербальные методики. Суициденты принимают также участие в работе клуба бывших пациентов.
N. Farberow (1970, 1976) описывает различные методы групповой психотерапии, применяемые в Профилактическом центре суицидов в Лос-Анджелесе. В работе с суицидентами используется несколько типов групп: drop in Group («забежать в группу»); краткосрочная послекризисная группа (2 занятия в неделю в течение 2 мес); долгосрочная групповая психотерапия. Лишь последняя форма групповой психотерапии имеет своей задачей достижение инсайта и позитивных личностных изменений.
Групповая психотерапия лиц «с проблемами», проводимая, в частности, в группах интерперсонального тренинга, социально-психологического тренинга, преследует, помимо других задач, психопрофилактические цели [Немчин Т. А., Цыцарев С. В., 1979; Ковалев Г. А., 1980; Grochmal-Bach В. et. al., 1974; Speierer G. 1976]. Так, групповая работа, проводимая со студентами-психологами Ленинградского университета, направлена на коррекцию отношения ее участников к себе, на повышение способности к самоанализу и самоконтролю, на разрушение неадекватных стереотипов межличностных отношений и чрезмерных защитных реакций, стабилизацию эмоциональной сферы и лучшую интеграцию личности в целом. Использовались различные методики групповой психотерапии, проигрывание значимых ситуаций с элементами поведенческой терапии (курс состоит из 12 занятий).