Перед релаксацией вырабатывается кодекс группы.
Может быть предложена следующая модель:
• каждый член группы подчиняется ее законам;
• все неприятное и злое оставить за дверью, но если
принес с собой, то обсудить со всеми;______
• если кому-то больно, не делать еще больнее;_
• помогать друг другу в тяжелых ситуациях, ста-
раться понять того, кто рядом;___________
• не терять чувства юмора;________________
• не выносить за пределы группы происходящее в
ней;___________________________________
• не опаздывать;____________________________
• не бояться ошибок, не ругаться, не драться, не
кусаться._______________________________
9. Мышечная релаксация по Джейкобсонус элементами гетеросуггестии: “Я могу, я готов, я способен”.
1. Рисунок семьи.
2. Самоотчет о состоянии (что было трудно во
время занятий, как себя чувствовал дома).
13
Цель: стимуляция личной активности ребенка в разных жизненных ситуациях. Знакомства с вербальными и невербальными техниками общения.
1. Беседа о том, что группа - это жизнь и реальность в кон-
центрированном состоянии и измерении, прожитая с лечебно-развивающейся целью.
2. Разминка:
1) дети, держась за руки, бесшумно по команде
создают круг, квадрат, треугольник, восьмерку;
2) руки перед собой. В кругу по команде беспоря
дочно сплетаются пальцами, получается “путани
ца”. Группа должна сама себя распутать.
3. Этюд “Ларингит”. Ребенок заболел ларингитом, не может
говорить, необходимо выполнить ряд действий (сходить в аптеку, магазин и т.д.), используя невербальные техники общения. Ведущий распределяет роли.
4. Упражнение “Лабиринт”. Проводят парами. Необходимо,
используя доверие и эмпатию, молча провести “слепого” (завязаны глаза) через лабиринт мебели.
5. Функциональная тренировка поведения:
1) уговорить товарища сделать нелепое действие (постричься налысо, приходить на занятие в ва-ленках, ходить с серьгой в носу и т.д.). Он
аргументировать свой отказ. Тренировка умения сказать “нет” очень важна для застенчивых детей и подростков, т.к. пассивная подчиняемость нередко делает их объектами манипуляции со стороны более стеничных сверстников и далее жертвами насилия со стороны асоциальных элементов.
2) По очереди все участники объясняют причину опоздания, не оправдываясь.
6. Упражнения на снятие напряжения от предыдущего заня-
тия:
1) по кругу, хлопая в ладоши, “сыграть” мелодию
(“В траве сидел кузнечик”, “Подмосковные вече
ра” и др.). Каждый делает только один хлопок.
2) Погонять хлопки по кругу. Каждый участник по
следовательно по кругу делает хлопки в ладоши.
Ведущий задает темп и ритм.
7, По кругу каждый предлагает одно предложение, чтобы
получилась “страшная” история (“веселая”, “фантастическая”). Затем ее разыгрывают в ролях.
8. Гипносуггестия с индивидуальными и общими внушениями, с переходом к медитации, ориентированной на самораскрытие, психосинтез и веру в силу и свободу своей личности.
1. Нарисовать “несуществующее” животное.
2. Написать короткий рассказ на 2-3 минуты к 4-
му занятию.
3. Составить самоотчет.
Цель: дальнейшее обучение навыкам общения. Развитие потребности в самонаблюдении. Стимуляция воображения.
1. Разминка со стульями;
1) Участники ходят по внешнему кругу. Одного сту
ла не хватает. По хлопку надо успеть сесть на
стул. Затем убирается один стул. И так продолжа
ется до тех пор, пока не останется один игрок. По
бедителя хвалят.
2) Половина группы сидит на стульях, а сзади сто
ят партнеры. Один стул пустой. Ведущий стоит за
пустым стулом и глазами, мимикой предлагает си
дящим в кругу пересесть на свободный стул.
Стоящий сзади должен удержать сидящего, не да
вая перебежать ему на свободный стул. Данное
упражнение хорошо тренирует сосредоточение и
концентрацию внимания.
2. “Путаница”. Ведущий выходит за дверь, а дети сами запу-
тываются. Ведущий должен их распутать.
3. Упражнение на невербальное общение:
1) поздороваться, глядя в глаза друг другу.
2) попрощаться, глядя в глаза.
Эти упражнения проводить в начале и в
_____ каждого последующего занятия,__________
4. Разбор и анализ “несуществующих” животных. При
■ группе объясняется символическое значение
го теста, что помогает более полно отрефлексиро-вать свое самосознание.
5. Упражнение на воображение:
1) Дается любой предмет. Каждый по кругу должен
представить себе, что это может быть (например:
палка - ружье, копье и т.д.).
2) Группа делится на две части. Друг другу дарят
воображаемый подарок. Необходимо принять и
невербально поблагодарить.
3) Следует мысленно задумать предмет и панто
мимически показать его. Группа должна отгадать,
что задумано.
6. Вживание в образ. Разбиться по парам и представить се-
бя: причал - корабль; мячик - стенка; червяк -рыбка; белье - веревка и т.д. Провести по парам диалоги между ними.
7. Каждый по кругу называет подлежащее, связанное по
смыслу. Последний составляет рассказ.Затем по кругу пантомимически изображают эти слова, причем, последующий отражает действия всех предыдущих.
8. Упражнение на самоанализ. Закончить предложение по
кругу в группе из 3-х человек:
* “Раньше я был...”______________________________
* “На самом деле я...”____________________________
* “Скоро я...”
9. Релаксация по Джейкобсону, медитация на приятные визуальные образы, в конце гетеросуггестия (“я свободный”, “я сильный”).
Домашнее задание
1. Сделать рисунки на темы: • “Каким я себя вижу”.
■ “Каким меня видят окружающие”.
• “Каким я хочу себя видеть”.______
2. Написать самоотчет.
Цель: приобретение знаний об эмоциональных реакциях и
различных вариантах поведения в разных ситуациях.
1. Разминка:
1) хождение над пропастью. Необходимо предста
вить, что надо пройти по уступам скалы, под кото
рой бесконечная пропасть. Группа наблюдает и
оценивает, кто смог реально вжиться в образ.
2) “Восковая свеча”. Ребенок с закрытыми глаза
ми падает в кругу на ладони участников группы,
которые передают падающего друг другу. При
этом производится проверка доверия, эмпатии и
эмоциональной близости.
2. Беседа об эмоциональных реакциях, о роли их в нашей
жизни, способах отреагирования отрицательных эмоций.
3. Игра “кис-мяу”. Ведущий тот, кто лучше прошел вдоль
пропасти. Ведущий становится спиной к группе, терапевт поочередно указывает на участников, спрашивая: “Кис?”. Ведущий отвечает: “Брысь” или “Мяу”. Тем, на кого выпало “мяу”, раздаются цвета. Каждому цвету дается задание. Например:
* красный - полаять, стоя на коленях;______________
■ оранжевый - передать информацию через стекло;
• желтый - изобразить невербальную эмоцию;_______
99
• зеленый - сделать комплимент, абстрагируясь от
внешности;___________________________
• голубой —установить невербальный контакт с
участником группы;__________________
• фиолетовый — проявить агрессию к члену группы и
т.д.__________________________________
Игра позволяет максимально задействовать несколько психотерапевтических техник и одновременно снять ответственность за принятие решения с других участников группы.
4. Разбор рисунков (домашнего задания) некоторых членов
группы.
5. Зачитать подготовленные рассказы (домашнее задание).
Самые интересные проиграть в ролях.
6. Невербальное упражнение. Подойдя к членам группы (по
очереди или по парам), глядя в глаза друг другу, попросить дать какую-либо вещь, используя оборот: “Ну, пожалуйста...”.
7. Самоанализ в группах по 2-3 человека. Закончить фразу
по кругу:
*“Я никогда не ..”_______________________ __
*“Я хочу, но, наверное, не смогу...”________
*“Если я действительно захочу...”___________
8. Предложить расслабиться самостоятельно,используя
релаксацию по Джейкобсону. В конце - общие внушения, ориентированные на самораскрытие личности.
жителей Земли Он нашел Вас.
2. Принести: 100 г вареной колбасы, молоко, ножи, вилки, хлеб, чашки (для этюда “Сиамские близнецы”).
1. Написать “письмо инопланетянину” (будет конкурс) Письмо должно содержать как можно больше информации о Вашей личности, чтобы из миллионов
Цель: углубление знании о своих и чужих эмоциональных реакциях.
1. Разминка:
1) Погонять хлопки по кругу.
2) “Японская машинка”. Сидя в кругу, рассчитать
ся от нуля до числа участников, “О” - ведущий
хлопает ладонями по коленям, затем, щелкая
пальцами правой руки, называет свой номер,
щелкая левой рукой - включает любого участника
группы (например: 0-3). Третий продолжает вме
сте с ведущим, включает следующего участника
группы. И так до полного вовлечения всех участ
ников группы. Упражнение на активное внимание
и диагностику резидуальной органики.
2. Используя ту или иную эмоцию:
1) Рассказать четверостишие, например: “В лесу
родилась елочка...”.
2) В парах провести диалог: “Чижик-пыжик, где ты
был?”. Примеры эмоциональных пар: радость -
печаль, удивление - страх, осуждение - злорадст
во, восторг - ненависть, любопытство - безразли
чие и т.д.
3. Разыгрывание ранее написанных рассказов.
4. Этюд “Сиамские близнецы”. Два человека срослись бока-
ми (можно привязать их друг к другу бинтами)-
только головы свободны и можно только глазами корректировать действия другого. Например: рука одного держит ложку, другого - хлеб. Разыгрывается этюд “Город сиамских близнецов”. Пригласить друзей в гости, угостить их. Действия должны быть реальными, а не воображаемыми.
5. Конкурс писем к инопланетянину с их анализом и поздрав-
лением победителя.
6. “Снежный ком”. Ведущий говорит: “Если бы я поехал в
Африку...” Следующий повторяет фразу, завершая ее. По кругу составляется рассказ и разыгрывается.
7. Группа делится на две команды. Необходимо передать
сложную информацию через стекло. Победителя награждают.
8. Релаксация по Джейкобсону. Медитация, ориентирован-
ная на появление свободных ассоциаций. '
Написать брачное объявление (или объявление для приема на работу) и самоотчет. Задание ориентировано на рефлексию и формирование “образа достижения”.
/юг
Цель: создание фрустрационной напряженности для более глубокого сплочения членов группы и смещение агрессии на терапевта. Тренировка навыков общения.
1. Разминка:
1) Побросать мяч по кругу, используя определения
и действия существительного.
2) “Зеркало”. Группа разбивается на пары. Один
отражает, второй совершает действие (умывает-
ся, ест, причесывается). Делать медленно.
2. Беседа, направленная на создание эмоционального на-
пряжения. “Если вы хотите чего-то достичь, надо работать активнее. Это не самоотчеты, а отписки для бабушки. У вас нет никакой взаимопомощи, каждый сам за себя. Вы невнимательно слушаете друг друга. Когда говорят о других, вы думаете только о себе. Сегодня мы даем вам шанс. Для того, чтобы случилось чудо, надо работать, в первую очередь, над собой. Иначе ничего не будет, и вы будете прозябать в серости. Итак, сегодня ваш шанс”.
3. Игра:
1) “Вам прислали 100 рублей, что хотите, то бери-те, черный-белый не берите, “да” и “нет” не говорите”. Затем ведущий задает вопросы, пытаясь поймать участников группы. За неправильный от-
вет забираются фанты, которые потом разыгрываются с использованием различных психотерапевтических техник.
2) “Садовник” - то же самое. Игра помогает расширить набор техник и снять ответственность участников за выбор.
4. Упражнение на память, творческую активность:
1) “Фотограф”. Ведущий запоминает расположе
ние группы и выходит за дверь. Группа проводит 3
изменения в своей композиции. Ведущий должен
восстановить композицию.
2) “Скульптура”. Ребенок “лепит” из одного или
более человек скульптуру. После этого скульпту
ра “оживает”.
5. Упражнение на внимание:
1) Применяют таблицу Шульте. Занятие надо про
вести 2 раза в прямом и обратном направлениях
на победителя.
2) Группа становится в полукруг, ведущий - спи
ной к группе. Члены группы, меняясь местами, из
меняя тональность голоса, задают вопросы. Веду
щий должен ответить, обращаясь по имени.
6. Упражнение на общение:
1) В кассе нет билетов, попытаться купить билет у
администратора.
2) “Отговориться” от контролера в автобусе и т.д.
7. Разбор “брачных объявлений” участников группы.
8. Разыгрывание некоторых рассказов из домашнего задания.
9. Мышечная релаксация по Джейкобсону. Затем необходимо представить себя в образе океана, неба, гор. В конце - общая суггестия: “Вы изменились, вы стали свободнее...”.
1. Описать 15 своих личностных качеств, отвечая
на вопрос: “Кто я?”.
2. Составить самоотчет.
Цель: анализ личностных проблем каждого члена группы.
1. Разминка проводится по одной из техник по желанию уча-
стников группы.
2. Пантомима: “Я люблю”, “Я не люблю”. Члены группы по-
казывают, остальные угадывают.
3. Тайным голосованием выбирается один или два лидера
группы. Он становится зеркалом. К нему по очереди подходят участники группы и говорят: “Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи”. Зеркало отвечает: “Ты прекрасен, спору нет, но тебе не хватает...” (или “... я желаю тебе...”, или “... мне хотелось бы, чтобы ты...”). В конце упражнения всем членам группы дается положительная обратная связь.
4. Анализ 15 качеств личности. Проводится самостоятельно.
Предлагается выбрать 5 самых характерных, входящих в ядро личности.
5. Составляется рассказ в группе, который потом проигрыва-
ется.
6. Участник группы как можно серьезнее рассказывает стихотворение. Группа удивляется после каждой строфы: “Вот это да!”, “Ничего себе!”, “Не может быть!” - прекрасная функциональная тренировка для преодоления “школьных фобий”.
7. Упражнение “телеграф”. Группа делится на 2 части. Посы-
лают друг другу зашифрованную телеграмму (например: “Кот”), Надо расписать фразу.
8. Мышечная релаксация по Джейкобсону.
1. Составить самоотчет.
2. Дома самостоятельно один раз в день прово
дить мышечную релаксацию по Джейкобсону с це
левым внушением в конце.
3. Принести фломастеры и бумагу-
Цель: продолжить анализ личностных проблем членов группы. Введение: “У каждого из вас есть проблемы, сложности, трудности. Многие из них вы решили работая в группе, некоторые еще не решены. У нас тоже есть свои проблемы”. Можно рассказать проблему из личной жизни, стимулируя переход группы от состояния “Ребенок” к состоянию “Взрослый”. “Сегодня мы бы хотели услышать трудные случаи из вашей жизни или из жизни ваших друзей. И мы вместе подумаем, как найти выход их этих ситуаций”.
1. Разминка. Двигательная техника по выбору группы.
2. Невербальная коммуникация “испорченный телефон”,
“разговор через стекло”, “передача предмета”, “психоскульптура”.
3. Вербальная дискуссия по любой проблеме, выбранной
группой.
4. Ролевая игра “Позднее возвращение”, “Неприятный раз-
говор с родителями”, “Сборы на дискотеку”.
5. Совместное рисование без слов. Сначала рисуют одним
фломастером парами, затем всей группой по 1-2 штрихам на общем рисунке. Проводятся анализ и интерпретация.
6. Релаксация со свечой (с предложением на фоне глубоко-
го расслабления подумать о своей проблеме, при этом попытаться взглянуть на нее по-иному).
1. Самоотчет (как я изменился за это время, каким
я вижу себя теперь).
2. Сочинить письмо о себе через 5 лет своему
другу (анонимно).
3. В конце написать, можно ли зачитать его на за
нятии в группе.
4. К девятому занятию пригласить родителей.
Цель: показать родителям структуру патологических взаимоотношений с детьми. Достижение более высоких степеней эмоционального контакта и самосознания. Первая часть занятий проводится вместе с детьми.
1. Зачитываются анонимно отдельные самоотчеты детей,
письма. Родителям предлагается обменяться мнениями. Проводится небольшая обучающая дискуссия. В дискуссию включаются терапевты.
2. Вместе с родителями проводится психотехника “переда-
ча предмета - узнавание”. Комментируется вовлеченность взрослых в занятие.
3. Построение “психоскульптур”. Узнавание. Анализ спон-
танного поведения.
4. Ролевые игры (“Приготовление уроков”, “Опять двойка”
и т.д.). Дискуссия о взаимных коммуникациях взрослых и детей.
5. Краткое введение в транзактный анализ. Разбор предыду-
щих этюдов с позиций транзактного анализа. На второй части занятия дети отсутствуют.
6. Разбор результатов анализа семейных взаимоотношений (АСВ) и рисунков семьи. Проводится беседа о типах воспитания и даются рекомендации по взаимоотношению с детьми. Ответы на вопросы родителей.
110 <
Принести чашки, печенье, чай, свечи.
Цель: подведение итогов групповой работы. Ориентация группы на ситуацию “там и тогда”.
1. Последнее занятие проводится в затемненной комнате
при свечах, что стимулирует откровенность и укрепляет безопасность каждого члена группы. Накрывается “сладкий” стол,зачитываются самоотчеты (занятие 8) и письма к друзьям (можно анонимно). Затем проводится свободная беседа о прошедших занятиях, рассказываются интересные истории, фантазии на тему “Летние каникулы”. Получается обратная связь о состоянии здоровья. На высоте доверия и взаимопонимания предлагается подготовиться к медитации.
2. Релаксация.После достижения релаксации проводится
позитивная суггестия: “Вы ждали от наших занятий чего-то необычного, чуда - и оно случилось. Мы помогли раскрыть то, что вы не замечали в себе. Мы, как Волшебник Изумрудного города, помогли открыть то хорошее, что было в вас самих. И сейчас, взглянув на мир другими глазами, вы изменились и будете дальше познавать себя. Вы -смелее среднего человека вашего возраста. Вспомните, как свободно вы вели себя на занятиях со взрослыми. Вы умнее - это видно по вашим самоотчетам. Вы благороднее, потому что, придя кнам, вы страдали, а страдания облагораживают.
Вы добрее, так как работали не только на себя, но и на товарища... У вас сильная воля, это видно по вашей активности. Вы стремитесь достичь цели. А сейчас мысленно проследите все наши встречи с первого дня, затем представьте себя в ближайшем будущем. Какими вы себя представляете, что изменилось? А затем снова медленно возвращайтесь сюда и открывайте глаза”. 3. Прощание.
1. Поздно ложится спать |
2. Лжет, например:
- говорит, что идет в одно место, а сам идет куда-то еще;
• говорит, что сделал уроки, а сам не сделал их;
• говорит, что не крал из моего кошелька.
Шкала родительской озабоченности (ШРО) (опросник для родителей).
3. Не прибирает за собой на кухне, в ванной комнате и т.д.
Ф. И. О.
4. Не заботится о своих домашних животных (не кормит, не выводит гулять, не убирает).
5. Берет без спроса мою одежду.
□
Дата_
6. Носит одежду, которая выглядит неряшливо __
или вызывающе. Злоупотребляет косметикой.
7. Гуляет допоздна или даже всю ночь.
Ниже приводятся особенности поведения, встречающиеся у детей (подростков).
Если поведение ребенка полностью совпадает с представленным утверждением, поставьте крестик в квадрате столбца М2 (“полностью соответствует”).
Если ребенок демонстрирует поведение, представленное утверждением, но в меньшей степени или менее часто, поставьте крестик в квадрате столбца Ml (“соответствует в какой' то мере”).
Если, насколько Вы себе представляете, ребенок не демонстрирует описанного поведения, поставьте крестик в квадрате столбца МО (“не соответствует”).
Заполняйте на основе поведения
__________ за последние 6 месяцев
8. Не заботится о личных вещах, оставляет их без присмотра.
9. Дает мои вещи (одежду, фен для волос, косметику) своим подругам.
10. Не заботится о моих вещах. Теряет их.
_11. Часами занимает телефон.
12. Не хочет переодеваться после школы.
13. Постоянно угрюм и замкнут.
14. Общается с нежелательными приятепями
(старше его, состоящими на учете____________________
.__ в милиции и т.п.).__________________________
15. Валяется на диване целыми днями, просматривая телепрограммы или слушая стереозаписи.
32. Выпивает с друзьями.
16. Не делает уроков. Плохо учится. Прогуливает занятия в школе.
17. Приводит домой друзей, когда меня нет.
18- Позволяет своим друзьям красть у нас.
19. Не моется.
20. Не делает работу по дому.
21. Закатывает истерики и угрожает, когда ему перечат.
22. Не убирает в своей комнате. Содержит ее в беспорядке. Оставляет грязную посуду в комнате.
23. Убегает из дома.
24. Дерется с братьями или сестрами.
D
D
D
D |
D
33. Грозит мне или другим членам семьи
физической расправой.____________
34. Активен и неразборчив в сексе.
35. Сделал беременной свою подругу.
36. Забеременела.
37. Может разбить или сломать что либо, когда злится.