Глава . Когда молодые берут слово
Рассмотрим вкратце результаты опросов, проведенных среди молодежи по поводу их интересов и жизненных ценностей. Они всегда говорят более или менее одно и то же. Молодые обеспокоены в первую очередь здоровьем, затем идут любовь, верность, реализация себя в работе. Деньги — потом. Интересно проследить эволюцию ответов на протяжении ряда лет.
Выделяется основная линия. Молодежь страдает от слишком легкой жизни и от отсутствия стимулов. Подростки бьются впустую. Их действительно задевает отсутствие контакта с учителями, презрение, которое те питают к их возрасту и к их мнению. Эти молодые люди, которые осознают себя представителями своего поколения в обществе, бывают неприятно поражены, когда на собраниях учителей и учеников никто даже не слушает, что они говорят. Я знаю очень немногих преподавателей, которые могут назвать те редкие случаи, когда директор делал так, как говорили учащиеся. Совет класса просто пародия. В противоположность этому существует опыт канадских школ, где всех учеников выслушивают, все их требования учитываются на еженедельном собрании, где каждый имеет слово. На голосование выносится каждое предложение или критическое замечание. Ничто не бывает упущено из того, что говорят дети: нельзя опровергать девиз «Взрослые служат детям». Но никакой демагогии. Они служат их образованию, их благу. Главное — чтобы в школе было доверие. Во Франции школьные здания безобразны, у выхода из школы детей ждут рэкетиры, дети жмутся к стенам, Не чувствуя себя в безопасности. У них нет ни прав, ни средств защиты, они и стараются сбежать — послушать джаз или даже классическую музыку. Я была удивлена, какое большое место занимает в их жизни классическая музыка. Это возврат к прошлому. Еще несколько лет назад, когда молодых спрашивали о классике, они говорили, что это не музыка. По их мнению, музыка родилась вместе с ними. Все, что было до, просто шум, шум для взрослых.
У меня сложилось впечатление, что из их поведения почти исчез вызов, не то, что было у «зазу», рокеров, «бабá»... Дети из «хороших семей» даже довольны, Что существуют панки, те их не раздражают: «Я такой, какой я есть, но есть такие, кто живет по-другому. Хорошо, что есть панки». И для таких «благополучных» подростков это тоже выход, они думают: «Есть люди с куда большими крайностями, чем мы, с большими странностями, чем мы, но главное, что мы хотим показать, так это нашу солидарность с ними несмотря на внутренние отличия».
Интернационализм юности...
Молодежь внутри своей возрастной группы нашла согласие, пришла к демонстрации повсеместной солидарности, своей тотальной аполитичности. Зыбкая, дрейфующая основа — что родится на ней, прогнозировать трудно.
В среде «благополучных» подростков было проведено достаточно репрезентативное тестирование на тему: «Что я думаю о своих родителях». Кажется, образ своих родителей они создали прекрасный и выразили о них «наилучшее мнение».
ОПРОС 1 [Pélerin Magazine. № 5445. 1987. 10 avril]
Ваши родители — какие они:
Благородные 49,1%
Авторитарные 29,3%
Нежные 22,0%
Несправедливые 11,8%
Надоедливые 11,2%
Вы склонны воспринимать своих родителей как:
Вышестоящих 40,2%
Заслуживающих доверия 22,6%
Взрослых детей 12,4%
Приятелей 11,2%
Старшего брата или сестру 9,8%
Как они реагируют на вас? Ваше мнение:
Они хорошо знают, что делают 42,0%
Они часто распускают руки 18,6%
Они волнуются за меня 14,4%
Они никогда не были молодыми 13,2%
Они быстро теряют самообладание 10,0%
Им наплевать 0,6%
В какой области вы чувствуете себя наиболее непохожими на них:
У них другие взгляды на жизнь 55,4%
В их отношении к работе 10,8%
Другое отношение к вере и религии 8,4%
Иначе воспитаны 6,6%
В том, что они добровольно берут на себя 5,6%
У них другие политические убеждения 5,4%
Вам кажется, что они находят вас:
Ленивыми 44,1%
Честолюбивыми 21,8%
Смелыми 19,1%
Благородными 10,0%
Маргиналами 7,7%
Пресыщенными 6,0%
Вы чувствуете, что...
Они вас понимают 67,6%
Они не слишком углубляются в ваши проблемы 29,8%
У вас есть чувство, что они вам доверяют:
Да 79,2%
Нет 19,8%
Доверяете ли вы им?
Да 87,6%
Нет 11,2%