Первые научные школы в социальной работе США

Первые научные школы в социальной работе США

2. Развитие научных исследований в 1945 – 1970 гг.

Современные теоретические модели социальной работы

Література:

· Р. В. Корнюшина ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Издательство Дальневосточного университета ВЛАДИВОСТОК 2004

· Социальная работа за рубежом. Уч.пос., Общ.ред. Е.С. Новак.Волгоград, Изд.ВолгГУ, 2001, - 172с.

Первые научные школы в социальной работе США

Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах западного мира – Алисой Соломон в Германии, Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адамс в США.

Но наибольших успехов в области теоретических исследований добивается М. Ричмонд. Она разработала метод индивидуальной работы с нуждающимися людьми. Первой работой М. Ричмонд в области теории социальной работы является фундаментальный труд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях». Помощь и поддержка осмыслялись ею как дружеская акция одного субъекта по отношению к другому. При этом, воздействие, по мнению автора, должно быть направлено не только на нуждающегося человека, но и на изменение отношения социального окружения, как правило, негативного к людям, испытывающим бедность и нищету. Эта книга вышла в 1899 году и стала, как было отмечено выше, первым учебником для социальных работников. В 1917 году выходит вторая книга под названием «Социальные диагнозы», в которой М. Ричмонд описывает теоретические и методологические основы индивидуальной социальной работы.

Практика социальной работы с клиентами составляет и сейчас значительную часть профессиональной социальной работы, наряду с другими методами, о которых разговор пойдет чуть

позже. Но в начале века, когда возникла социальная работа, метод индивидуальной работы с клиентами (case-work), заключенный в рамки медицинской модели, долгие годы был основным.

Адаптируя к практике индивидуальной работы медицинские подходы диагноза и лечения, М. Ричмонд разрабатывает метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая как «диагноз», «лечение», «клиент», но с новым семантическим значением. Мэри Ричмонд пишет, что в социальной работе важным моментом в каждом конкретном случае является оценка, постановка диагноза и выбор метода помощи на основе этого диагноза.

Оценки должны быть научно обоснованы в отличие от тех моральных критериев, которыми пользовались благотворительные организации.

«Изучение, диагноз, лечение» – таков образец, методика работы с клиентом.

Социальный диагноз, по мнению М. Ричмонд, предполагает оценку личности клиента и его социального положения. Социальная помощь – это комплекс мер, в результате которых должен измениться клиент и его социальное окружение.

Согласно концепции автора, вмешательство («интервенции» в ее терминологии) со стороны социального работника может осуществляться директивным и недирективным лечебным методом. В литературе их часто называют непосредственным и косвенным методами.

«Директивное лечение» заключается в непосредственном взаимодействии – «ум на ум».

Под этим термином исследователь понимала сложную процедуру взаимодействий, которые включают в себя: доверительные отношения, определенные позитивные чувства, которые должны возникать между социальным работником и клиентом, активизацию клиента для решения его собственных проблем. Доминирующими техниками здесь должны быть внушение, убеждение, дискуссия, а также личностные характеристики социального работника, такие как искренность, честность, участливость.

«Недирективное воздействие» как косвенный метод лечения сводился к тому, что процесс оказания помощи сосредотачивался на окружении клиента, на изменении среды его обитания.

Цель взаимодействия клиента с социальным работником состояла в том, чтобы клиент получил объективную картину собственной ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих его социальное функционирование.

В индивидуальной работе с клиентом, описанной в «Социальных диагнозах», прослеживается отход М. Ричмонд от метода морального убеждения и этических альтернатив и намечается переход к методам социально-психологического воздействия и взаимодействия. Впервые здесь представлен процесс взаимодействия социального работника и клиента. Процесс происходит как определенная последовательность действий, как процедура, подчиненная определенной логике. Впоследствии эта процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в технологиях социальной работы.

Принципы индивидуального подхода, разработанные М. Ричмонд, были рекомендованы к использованию для работы с различными категориями населения, а также начали применяться в работе с группами и общностями.

Теоретические разработки М Ричмонд имели большое значение не только для практики, они также нашли отражение в развитии теоретических школ и концепций социальной работы. В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся диагностическая и функциональная.

Диагностическая школа (направление) была связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, в котором готовили социальных работников для работы в психиатрических службах. Потребность в таких специалистах была очень велика, поскольку было много клиентов – ветеранов войны, испытывающих различного рода психологические проблемы.

В качестве теоретической основы обучения была взята модель Мэри Ричмонд. Но она была истолкована не так, как ее трактовала Ричмонд, потому что речь шла не о клиентах, обеспокоенных проблемами бедности, а о клиентах, имеющих психологические проблемы. Социальная ситуация клиента отодвигалась на второй план. Акцент был сделан на диагнозе болезни клиента.

В практическом взаимодействии социального работника и клиента, как отмечали теоретики этого направления, следует уделять особое внимание прошлому опыту клиента, его детским переживаниям, наклонностям, оценке личности. Это было время, когда появилась теория психоанализа З.Фрейда, и представители диагностической школы, по сравнению с другими направлениями, испытали на себе ее самое сильное влияние. Отношения между клиентом и социальным работником строились как авторитарные. Задача социального работника – лечение клиента, понимаемое как изменение его личности помощь в адаптации к окружающей среде.

Функциональная школа. Это направление начинает развиваться с 30-х гг. в Пенсильвании.

Клиент по-прежнему в центре внимания социальных работников, но методику индивидуальной психотерапии представители этой школы строят на процессе помощи, на том, как этот процесс должен быть организован. В это время в США возрастает интерес к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а, скорее, как к услуге, оказываемой в рамках социальной службы.

На взгляды функциональной школы также повлиял психоанализ, но более поздний. В частности, были восприняты идеи О.Ранка, австрийского психоаналитика, который писал о том, что клиент сам желает изменить свою ситуацию, и он способен воспринимать помощь. Из теории Дж. Дьюи было заимствовано понятие «самоопределение», то есть право клиента решать за себя.

Поэтому функциональная школа меньше внимания уделяла ранним детским впечатлениям и постановке диагноза. Для них стало более важным начало процесса изменений клиента. В рамках этой школы была предложена методика по организации помощи: ее предоставления и приема.

Акцент делался на построении правильных взаимоотношений клиента и социального работника. Функциональная школа базировалась на принципе «здесь и теперь», когда в процессе взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. Для этого между социальным работником и клиентом устанавливаются партнерские взаимоотношения. Они оба несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное, как писала теоретик функциональной школы Дж. Тафт, создание и развитие техник и методик помощи клиенту.

Таким образом, происходит как бы переход к современному пониманию сущности социальной работы и отказ от формальных и авторитарных отношений между социальным работником и клиентом.

Функциональная школа считала также, что на развитие человека оказывает влияние и социальное окружение, которое препятствует или способствует этому процессу. Помимо социального окружения играют роль и экономические, культурные факторы. Вместе с тем, индивид несет личную ответственность за самореализацию. Он должен находить баланс между своим индивидуальным развитием и тем, что он одновременно является членом определенного общества или группы. При взаимодействии с окружением индивид создает определенные модели поведения, имеющие тенденцию сохраняться всю жизнь. Изучение этих моделей необходимо для понимания того, как может расти и развиваться индивид. Социальный работник, выбирая те или иные формы работы, должен обеспечить движение в том направлении, в котором клиент хочет измениться.

В 30-40-е годы теоретики диагностической и функциональной школ продолжают развивать метод индивидуальной работы, проходят дискуссии о приоритетах и методах поддержки нуждающихся, формируются подходы к групповой работе и работе в общине (коммьюните).

2. Развитие научных исследований в 1945 – 1970 гг.

Развитие теории социальной работы в послевоенные годы проходило в контексте дальнейшей полемики между диагностическим и функциональным подходами. Х. Перлман попыталась синтезировать эти подхода, предложив в качестве новой модели индивидуальной работы «метод решения проблем». Подход Х. Перлман основывается на том, что помощь клиенту складывается из двух главных компонентов: процесса помощи и личностных ресурсов индивида. Рассматривая решение проблем клиента в узком смысле, на уровне его запроса, исследователь предлагает развивать мотивацию клиента, его способности к деятельности, расширять его личностные ресурсы. Таким образом, существенными понятиями ее теоретического подхода являются такие как проблема, процесс, ресурсы.

Под проблемой понимается ситуация, при которой индивид не в состоянии реализовать свои потребности и это осложняет его социальное функционирование. Под процессом – повторяющаяся последовательность деятельности, которая приводит к изменению в нужном направлении проблемы клиента. Процесс осуществляется в субъект-субъектном взаимодействии социального работника и клиента. На уровне техники этот процесс взаимодействия сводится к таким основным процедурам:

1) идентификация проблемы клиента и тех событий, которые ее вызвали;

2) взаимное убеждение клиента и социального работника в правильности предварительного понимания проблемы;

3) сбор и анализ информации;

4) составление плана взаимодействия, его реализация и эволюция.

В 60-е годы развернулась дискуссия о реальном вкладе социальной работы в общественную ситуацию. Критика касалась как индивидуализированных подходов к помощи в отдельных случаях, так и направлений в работе с обществом. Речь шла о так называемой «новой предметности», целях, институциональных и политических рамках социальной работы и ее вкладе в гармонизацию общества.

Классические теории были отчасти отодвинуты в сторону психологическими теориями и приемами. Набор технологий был дополнен диагностическими и лечебными методами и расширен включением терапевтической работы. Наряду с методами краткосрочного лечения кризисного вмешательства при оказании единовременной помощи дискутировался и метод поддерживающего долговременного контакта, основанного на концепции системной работы с семьей. Таким образом, социальная работа приобретала все более структурированный характер.

Например, развитие теории социальной работы в США развивалось по трем направлениям:

1. теоретическое развитие традиционных методов;

2. развитие комплексного подхода, объединяющего теорию и практику в единую систему;

3. разработка специальных подходов к специфическим группам клиентов.

Дж. Конопка, Х. Нортон, Р. Перлман начинают искать общее основание, которое бы позволило осмысливать практические установки всех видов социальной работы. Дискуссии, которые проходили в это время, ввели в понятийный ряд теории процесса помощи наряду с такими понятиями, как «лечение», «диагноз», понятия «оценка» и «интервенция».

Тогда же активизируется разработка теории социальной работы, которая непосредственно выходит на практику; получают освещение различные аспекты подготовки специалистов, формулируются базовые подходы к необходимым умениям и навыкам, рассматривается связь теории с практикой. Получают дальнейшее развитие такие проблемы социальной работы, как социальное функционирование, профессиональная оценка, акции интервенции процессы индивидуализации и другие.

Именно в это время начинают складываться интегрированные подходы к теории и практике социальной работы, в том числе адаптируются подходы, разработанные в трансактном анализе, рациональной терапии, в подходах модификации поведения. Тогда же подводятся итоги развития теории и практики социальной работы, достигнутые к этому времени, подробно анализируются основные концепции и методы. С 70-х гг. в мировой литературе по социальной работе общепризнанными считаются следующие методы:

1. метод индивидуальной работы;

2. метод групповой работы;

3. общественная работа (с сообществом);

4. социальное администрирование и планирование.

В последующие десятилетия исследователями разных стран, как было уже указано, предпринимались многочисленные попытки интегрировать эти различные методы работы, подвести под них единую теоретическую базу. Сложная действительность, встающая перед социальным работником, требовала такой научно-обоснованной методики, которая бы позволяла комбинировать различные методы работы. Не узкая специализация в одном методе, а универсализм, умение сочетать различные методы и области работы – вот, что требовалось от социального работника, особенно в кризисные периоды, например, в периоды спада экономики, когда социальные проблемы затрагивали огромные массы людей. Именно комплексный подход к практике позволял социальным работникам справляться со многими проблемами членов общества. Напротив, в периоды стабилизации, как отмечается в литературе, потребность в социальных службах сокращалась, социальные работники ограничивались частной практикой и узкой специализацией.

Нам необходима теория, писали шведские ученые Г. Бернлер и Л. Юнссон, способная интегрировать как анализ, так и изменение внешних и внутренних факторов в жизненной ситуации клиента и которая была бы в состоянии соединить индивидуальную точку зрения с семейной и общественной.

Наши рекомендации