Лишь освободив себя от логических условностей, можно ощутить правду.
Главное отличие метафорических карт от Таро состоит в том, что они не имеют значений. Именно участник терапевтической игры наделяет их смыслом. И здесь как нельзя лучше раскрывается внутренний мир человека. Именно на его внутреннем мире мы и делаем акцент, уточняя и проясняя своими вопросами содержание представленной перед ним картины (и это действительно картины – карты нарисованы профессиональными художниками и их называют еще «искусством на ладони»). Мы помогаем человеку лучше понять, что с ним происходит, что можно изменить в создавшейся ситуации, какие могут быть ресурсы в этих обстоятельствах и многое другое.
Идеальный же символизм Таро создает прочную основу для ориентации на определенную, сложившуюся уже на протяжении столетий систему устройства нашего мира. Мы позволили себе соединить эти два направления и, пока в простой форме, предложить испытуемым (или, как мы будем здесь их называть, попутчикам) вместе с нами поучаствовать в этом эксперименте.
Никто не знает наверняка, как устроена система предсказаний. Почему она работает, когда нет никаких физических предпосылок для этого? Почему с помощью метафорических карт тоже гадают? Почему череда невероятных совпадений приводит нас к очередной странной знаковой случайности? Остановимся немного на этих вопросах, т. к. в исследовании мы обращались к вопросам, касающимся и этого момента.
«Разумный реализм вселяет оптимизм», поэтому мы расскажем про совпадения с земной, рационалистической точки зрения.
Согласно Юнгу, в мире есть два мышления – каузальное (причинно-следственное) и синхронистическое (пространственно-временное). Если с первым типом все понятно, то второе описывается так: в определенных точках пространства и времени вещи в любом случае будут связаны, – и через одну вещь можно определить вероятное событие для другой. Практически любое гадание основывается на принципе синхронистичности.
Про этот принцип написана замечательная книга Марии Луизы фон Франц (доктор философии, коллега Юнга). Впрочем, у Юнга тоже есть очень интересная работа, которая так и называется – «Синхронистичность». Мария фон Франц поясняет, что синхронистичный тип мышления характерен для китайцев. Именно Китай дал рождение «Книге перемен», которая является одной из наиболее Древних гадательных систем, построенных по принципу синхронности. Она была принята конфуцианской традицией еще во II в. до н. э.
Когда Мао Цзэдун предоставил людям выбор: дать им больше риса или оставить книгу прорицаний И-Цзин разрешенной, то китайцы предпочли голод.
У каждого человека в жизни случались совпадения, которые просто не могут быть случайными. Вот некоторые исторические факты.
В 1930 году мужчина по имени Джозеф Фиглок сыграл судьбоносную роль в жизни молодой (и невероятно беспечной) матери. Когда Фиглок гулял, то из окна ближайшего дома выпал младенец. Конечно, мужчина поймал ребенка, причем оба остались невредимы. Через год тот же ребенок опять выпал из окна прямо на мистера Фиглока, в то время как он проходил мимо. И в очередной раз никто не пострадал.
Братья-близнецы Джим Льюис и Джим Спрингер были разделены при рождении и попали в разные семьи. Незнакомые друг с другом, обе семьи назвали мальчиков – Джеймс. Оба Джеймса росли, не зная ничего друг о друге, занимались единоборствами, закончили университет по специальности инженермеханик и женились на женщинах по имени Линда. У обоих были сыновья, одного из которых назвали Джеймсом Аланом, а другого Джеймсом Алланом. Братья-близнецы развелись со своими женами и женились на других женщинах – обеих звали Бетти. Ко всему прочему у обоих братьев были собаки по имени Той. Вообще очень часто бывает, что судьбы однояйцевых близнецов удивительно схожи.
Или более психологичная история, рассказанная Карлом Юнгом.
Молодая женщина у меня на приеме находилась в сильном эмоциональном потрясении. Она рассказала мне сон, где ей подарили золотого скарабея. В это время я сидел спиной к окну. Вдруг услышал, как что-то стучится в окно. Я обернулся и увидел насекомое, которое билось в стекло. Я открыл окно и поймал существо, когда оно влетело. Оказалось, что это был самый близкий к золотому скарабею вид жука, который вопреки своей природе решил залететь в темную комнату, именно в этот момент. Я должен признаться, что со мной никогда ничего подобного не происходило, и эта история навсегда останется в моей памяти.
Такие удивительные совпадения носят название синхрония или синхронистичность. Все эти примеры мы приводили для того, чтобы объяснить механизм действия оракула, который, безусловно, присутствует и в картах, хоть и не в такой открытой форме, как в историях.
Карточные модели мира открывают предчувствия духа, позволяя проникнуть в глубину подсознания. Можно сделать предсказание или просто открыть человеку уже произошедшее либо настоящее, позволив посмотреть на это с другой точки зрения. Если карты Таро в основном нацелены на прорицание, то метафорические карты – на осознавание. И эти два понятия неразделимы. Поэтому мы объединяем метафорические карты и карты Таро, следуя по пути символизма, синхронистичности, чувствования и самосознания.
Таро, как и метафорические карты, имеют потрясающую психологическую функцию, ведь:
Человек, даже очень хороший, всегда слаб, если он один. Он нуждается в опоре, в чем-то таком, что сделает его существование осмысленным. Ему нужно увидеть отблеск высшей гармонии во всем, что он делает. В том, что он изо дня в день видит вокруг.
Виктор Пелевин
А уж мало что блестит смыслом так же сильно, как Таро.
В нашем исследовании мы использовали следующие инструменты: квантовое Таро и колоду метафорических карт «Мастер сказок».
Пояснения.
1. Испытуемых мы называем попутчиками, а не клиентами. Это слово создает поле доверительного отношения.
2. Количество попутчиков составило 30 человек. Они находились в разных социальных группах и ситуациях (соционические встречи, психологические мероприятия, индивидуальные консультации).
3. Метод исследования состоит в следующем (автор И. Чигряй):
а)человек задает вопрос, на который нельзя ответить конкретным словом; ответ должен его волновать;
б)ведущий водит рукой над разложенной колодой карт квантового Таро, и в определенный момент человек говорит «стоп», тогда ведущий берет карту;
в)попутчик описывает карту Таро – что он на ней видит; после он рассказывает, каким образом то, что он видит, может быть связано с ответом на вопрос;
г)ведущий рассказывает традиционный символический смысл карты; беседует о карте с попутчиком;
д)вся процедура опроса повторяется с картами «Мастер сказок» Т. Зинкевич-Евстигнеевой.