Формирование личности в дошкольном детстве

В качестве специфического феномена эмоциональной регуляции в дошкольном периоде можно отметить "чувство вины", связанное с новым типом самосознания ("это Я сделал") и способностью эмоционально возвращаться в прошлое.

Следует отметить, что появление полимотивации еще не вызывает у ребенка нравственных конфликтов. Собственно волевой поступок еще недоступен ему, ибо конфликт "хочу" и "надо" в сознании ребенка еще не представлен. Актуально несовместимые мотивы осознаются ребенком не одновременно, а последовательно. Это можно видеть и в феномене "горькой конфеты" и в других экспериментальных данных (А. Н. Леонтьев, 1975; Е. В. Субботский, 1977). Дошкольник, таким образом, еще лишен эмоционально мучительного выбора и принятия решения, хотя реально выбор им, конечно же, совершается.

В соответствии с вышеизложенным можно предположить, что именно эмоциональная децентрация является важнейшим показателем нормального хода формирования личности в дошкольном возрасте.

Л. А. Абрамян указывает на два типа источника происхождения эмоционально неблагополучных детей: 1) межличностные конфликты; 2) вну-триличностные конфликты. В свою очередь, первый тип конфликтов порождает два типа детей: а) неуравновешенные, легко возбудимые, быстро "взрывающиеся" и быстро остывающие; б) легкотормозимые, избегающие общения, с часто выраженной тревожностью. Нарушения ролевой игры отмечаются в основном лишь у представителей второго типа, у которых негативные эмоции в общении явно преобладают над позитивными (Развитие социальных эмоций..., 1986).

Таким образом, можно говорить о том, что нормальный ход формирования личности предполагает положительную эмоциональную окраску не только протекающей игры (и других приятных для ребенка видов деятельности), но и деятельностей, прошедших или предстоящих в диапазоне около суток (для детей пятилетнего и шестилетнего возраста - не менее суток). Еще более важным представляется наличие у дошкольников эмоциональной децентрации, что уже на пятом году жизни становится реальным механизмом развития соучастия в деятельности других детей на уровне высших социальных чувств (Г. М. Бреслав, 1986а).

В заключение еще раз отметим, что реализация специфической для дошкольника позиции самостоятельного освоения норм социальных взаимоотношений и правил общежития происходит прежде всего в ролевой игре, где наиболее эффективно удовлетворяется потребность в общении и социальной компетентности, а также создаются наиболее адекватные условия для становления эмоциональной децентрации, произвольной регуляции (подчинение непосредственного желания правилу) и новых свойств эмоциональной регуляции. Возникая в ролевой игре, этот "ансамбль" новообразований включается во все другие виды деятельности, более жестко социально регламентированные и образующие "переход" к последующим этапам онтогенеза.

Глава 7

Психологические основы диагностики и коррекции

отклонений в формировании личности ребенка

§ 1. Диагностика отклонений в формировании личности

Отсутствие в I полугодии жизни "комплекса оживления" у младенца (улыбка, гуление, двигательное оживление) на ласково обращающегося к нему взрослого может рассматриваться как показатель ОФЛ. Затем эта радость ребенка может уже переключаться на предметы, включенные взрослым в процесс общения. Другим необходимым признаком нормального хода развития является общий положительный фон общения со взрослым (при наличии эмоционального комфорта) у младенца и возникающая в начале II полугодия привязанность к конкретному взрослому (возникновение положительного эмоционального тонуса при появлении этого человека и его смена на отрицательную окраску при его уходе, несмотря на присутствие других людей). Отсутствие избирательного эмоционального отношения к взрослым до конца первого года жизни может рассматриваться как показатель ОФЛ. Во II полугодии возникающая потребность в общении презентируется эмоциональным предвосхищением предстоящего общения (инициативные акты, направленные на взрослого, сопровождаются радостью еще до контакта), а сам контакт сопровождается синтонией (т. е. у ребенка появляется соответствующий эмоциональный отклик на эмоциональное состояние близкого человека).

В раннем детстве положительно эмоционально окрашиваются манипуляции с предметами (особенно с новыми или обнаруживающими новые свойства), двигательная и речевая активность - ребенок начинает получать удовольствие от самой возможности активности, от решения сенсомоторной или речевой задачи. Ребенок радуется, когда ему удается самостоятельно или с помощью другого взобраться на высокую площадку, снять крышку с коробки или сказать что-то и быть понятым. Соответственно эти действия уже протекают на положительном фоне даже без непосредственного соучастия других людей, хотя их присутствие усиливает эмоциональную окраску. Привязанности ребенка на данном этапе носят уже разнообразный и избирательный характер, опосредствованный совместной деятельностью с предметом привязанности. Чем лучше обеспечивается комфорт в совместной деятельности, тем более сильную привязанность мы вправе ожидать. Синтония на данном этапе стабилизируется и приобретает дистантный характер. Ребенок может откликнуться на плач или смех из соседнего помещения и даже проявить элементарное сопереживание. Самой простой .пробой адекватности эмоциональной регуляции может служить спокойно, но уверенно выраженный запрет на желаемые предметы. В норме недовольство носит кратковременный характер, и ребенок в считанные минуты переключается на другой объект. Показателем отклонения здесь будет фиксированность на недоступном предмете, приводящая к безудержным крикам и плачу. Еще более существенным показателем отклонения является пассивность и равнодушие в освоении окружающего мира, а также предпочтение статических положений на руках или на коленях взрослого (если, конечно, ребенок не болеет и не ослаблен физически). Итак, норму в раннем детстве можно фиксировать по следующим показателям: 1) радость освоения окружающего мира, сенсомоторных и речевых "достижений"; 2) эмоциональное дифференцирование "своих" (как предметов привязанностей) и "чужих", 3) высокая эмоциональная лабильность, т. е. кратковременность эмоционального процесса.

В дошкольном возрасте ребенок начинает получать удовольствие от освоения игровых действий, от своего активного участия в групповой игре в соответствии с принятой ролью. Подвижные (а на пятом году жизни преимущественно ролевые) игры вытесняют на периферию интересов ребенка все остальные виды деятельности, хотя он может с удовольствием включаться и в них. У дошкольника уже появляется сопереживание, которое с четырех лет начинает активно участвовать в регуляции просоциального поведения, переходя в сочувствие и соучастие (Развитие социальных эмоций..., 1986). Основой всех этих явлений выступает эмоциональная децентрация, которая обнаруживается как путем наблюдения, так и с помощью проективного интервью. Для дошкольников интервью может ограничиваться двумя вариантами ситуации появления волшебника (или волшебного предмета), с чьей помощью можно исполнить три самых сильных желания: 1) "для себя" и 2) "для другого". Наличие эмоциональной децентрации проявляется в способности адекватно представить желания другого человека. Достоверными результаты интервью можно считать только в том случае, если такое же понимание желаний других людей дошкольник проявляет и в реальной жизни. У дошкольника сопереживание и сочувствие могут уже проявляться не только по отношению к близким людям, но и к незнакомым, маленьким детям, животным и даже растениям.

Таким образом, в качестве основных показателей нормального хода формирования личности дошкольника можно выделить следующие: 1) явно положительная окраска участия ребенка в ролевых играх, где возникает необходимость подчинять свои непосредственные желания требованиям роли; 2) появление эмоциональной децентрации; 3) наличие выраженного эмоционального смещения (не менее суток); 4) радость от правильного (т. е. положительно оцененного взрослым) воспроизведения социального эталона поведения.

Как уже отмечалось, дошкольник, освоивший высшую форму игры - игру по правилам, личностно готов к школе. Нормальный ход формирования личности в младшем школьном возрасте можно констатировать по следующим показателям: 1) желание идти в школу и быть школьником; 2) безусловно уважительное отношение к учителю; 3) яркая эмоциональная окраска школьных оценок (сильные переживания по этому поводу); 4) удовольствие от овладения социальными способами деятельности ("это я умею"); 5) наличие эмоционального смещения (не менее недели). Необходимо подчеркнуть, что эта последняя способность ярко переживать события, непосредственно не представленные, должна сочетаться с дальнейшим развитием эмоциональной децентрации, обеспечивающей проявления сочувствия и соучастия. При этом у школьника мы уже вправе ожидать появления соучастия по отношению не только к неудачам и горю одноклассников, но и к действиям членов семьи и даже незнакомых взрослых и детей.

Наши рекомендации