Проблема и метод исследования

Г.Дубна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................3

План лекции на тему : Развитие мышления в детском возрасте.............................3

Лекция на тему: Развитие мышления в детском возрасте.......................................4

Проблема и метод исследования..................................................................................4

Развитие понятия............................................................................................................6

Открытие эгоцентризма детского мышления..........................................................8

4. Теория развития мышления ребенка.......................................................................16

5. Заключение....................................................................................................................19

6.Библиография.................................................................................................................21

Приложение 1 Супервизорский отчет.........................................................................22

Приложение 2 Самоанализ.............................................................................................24

Приложение 3 Отчет супервизора................................................................................26

Введение: актуальность темы, цели, задачи

Ребёнок появляется на свет, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью.
На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего складывается у ребёнка мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи.
Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка.

Поэтому, цели лекции следующие:

– максимально полно дать необходимые знания о развитии мышления.

- формирование представления о системе психологических знаний

- овладение знаниями и методами построения общения со студентами.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

-выявить особенности развития мышления детей

- рассмотреть подходы различных теорий об особенностях развития мышления детей.

- подбор необходимого материала

- проведение супервизии

- выделение основных фактов, явлений, понятий, составляющих знания, которые должны быть усвоены студентами

Аудитория: студенты 1 курса кафедры «Психология»

План лекции на тему: Развитие мышления в детском возрасте.

I. Проблема и метод исследования

1) Проблема мышления и речи

2) Анализ психологических образований

II. Развитие понятия

1) Методы исследования понятий

А) метод определения

Б) метод обследования абстракции

В) синтетически-генетический метод

III. Открытие эгоцентризма детского мышления

1) Позиция ребенка

2) Направления развития мысли ребенка

3) Особенности детского мышления

4) Противоречия

5) Коэффициент эгоцентрической речи

IV. Теория развития мышления ребенка

1) Стадии операционального интеллекта у детей

2) Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития

3) Принципы групповой деятельности

V. Заключение

VI. Список литературы.

Проблема и метод исследования

Проблема мышления и речи - столь же древняя, как и сама наука психология. Исторически отдельные психические функции рассматривались в изолированном виде, метод психологического познания разрабатывался и совершенствовался применительно к изучению этих отдельных, изолированных, обособленных процессов, в то время как проблема связи функций между собой, проблема их организации в целостной структуре сознания оставалась все время вне поля внимания исследователей.

Это не могло не отозваться самым тяжким образом на проблеме мышления и речи. Если просмотреть историю изучения этой проблемы, можно легко убедиться в том, что от внимания исследователя все время ускользал центральный пункт об отношении мысли к слову, и центр тяжести всей проблемы все время смещался и сдвигался в какой-либо другой пункт, переключался на какой-либо другой вопрос.

Если попытаться в кратких словах сформулировать результаты исторических работ над проблемой мышления и речи в научной психологии, можно сказать, что все решение этой проблемы, колебалось всегда и постоянно

Иными словами различные учения о мышлении и речи вращались в одном и том же заколдованном кругу, выход из которого не найден до сих пор.

Начиная с древности, отождествление мышления и речи через психологическое языкознание, объявившее, что мысль - это «речь минус звук», и вплоть до современных американских психологов и рефлексологов, рассматривающих мысль как «заторможенный рефлекс, не выявленный в своей двигательной части», проходит единую линию развития одной и той же идеи, отождествляющей мышление и речь. Все учения, примыкающие к этой линии, оказывались перед невозможностью не только решить, но даже поставить вопрос об отношении мысли к слову. Если мысль и слово совпадают, если это одно и то же, никакое отношение между ними не может возникнуть и не может служить предметом исследования. Кто сливает мысль и речь, тот закрывает сам себе дорогу к постановке вопроса об отношении между мыслью и словом и делает наперед эту проблему неразрешимой.

С первого взгляда может показаться, что учение, развивающее идею о независимости мышления и речи, находится в более благоприятном положении. Те, кто смотрят на речь как на внешнее выражение мысли, как на ее одеяние, стремится освободить мысль от всего чувственного, в том числе и от слова, и представить себе связь между мыслью и словом как чисто внешнюю связь, действительно не только ставят, но по-своему пытаются решить проблему отношения мысли к слову. Только подобное решение оказывается не в состоянии не только решить, но и поставить эту проблему, подобно исследованию первой группы.

Таким образом, вопрос упирается в метод исследования, и если с самого начала поставить пред собой проблему отношений мышления и речи, необходимо также наперед выяснить себе, какие методы должны быть применимы при исследовании этой проблемы, которые могли бы обеспечить ее успешное разрешение.

Исследование всяких психологических образований необходимо предполагает анализ. Однако этот анализ может иметь две принципиально различные формы

Второй способ - полное слиянием мысли и слова Первый способ психологического анализа можно назвать разложением сложных психологических целых на элементы.

В слове мы всегда знали лишь одну его внешнюю, обращенную к нам сторону. Другая, его внутренняя сторона - его значение, как другая сторона Луны, оставалась всегда и остается до сих пор неизученной и неизвестной. Между тем, в этой, другой стороне и скрыта как раз возможность разрешения интересующих нас проблем об отношении мышления и речи, ибо именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением.

Методы, которые применяются к изучению отношений между мышлением и речью, обладают тем преимуществом, что они позволяют соединить все достоинства, присущие анализу, с возможностью синтетического изучения свойств, присущих какому-либо сложному единству как таковому. Мы можем легко убедиться в этом на примере еще одной стороны интересующей нас проблемы, которая также всегда оставалась в тени. Первоначальная функция речи является коммуникативной функцией. Речь есть прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания. Эта функция речи обычно также в анализе, разлагающем на элементы, отрывалась от интеллектуальной функции, и обе функции приписывались речи как бы параллельно и независимо друг от друга. Речь как бы совмещала в себе и функции общения, и функции мышления, но в каком отношении стоят эти обе функции друг к другу, что обусловило наличие обеих функций в речи, как происходит их развитие и как обе структурно объединены между собой - все это оставалось и остается до сих пор неисследованным.

Изучение проблемы общения, процессов понимания и развития их в детском возрасте привело исследователей к выводу, что как невозможно общение без знаков, оно невозможно и без значения. Таким образом, оказывается, что общение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения. Т.е. высшие, присущие человеку формы психологического общения возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность.

Поэтому есть все основания рассматривать значение слова не только как единство мышления и речи, но и как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления.

Наши рекомендации