Отрочество в психоаналитической литературе. Как

хорошо известно, начало психоаналитического изучения

Отрочество в психоаналитической теории

отрочества было заложено публикацией в 1905 году ра­боты «Три очерка по теории сексуальности», содержа­щей соответствующий раздел. Здесь пубертат был опи­сан как время, когда происходят изменения, придающие инфантильной сексуальной жизни окончательную фор­му. Главными событиями этого периода являются: под­чинение эрогенных зон главенству генитальной зоны;

формирование новых сексуальных целей, различных для мальчиков и девочек, и нахождение новых сексуальных объектов вне семьи. Тогда как такое представление объяс­няло многие черты непонятного прежде подросткового поведения, новое положение о существовании детской сексуальной жизни не могло не принизить значение юности в глазах исследователей. До выхода «Трех очер­ков» главное значение подросткового периода вытекало из его роли в начале сексуальной жизни индивида; пос­ле открытия детской сексуальности статус отрочества изменился, его роль была сведена к периоду окончатель­ной трансформации, перехода и моста между диффуз­ной детской и генитальной взрослой сексуальностью.

Семнадцать лет спустя, в 1922 году Эрнст Джонс опубликовал статью «Некоторые проблемы подростко­вого возраста», которая подробно рассматривает «корре­ляцию между отрочеством и ранним детством» как наи­более значительный момент. Следуя за высказанной в «Трех очерках» мыслью, что фаза развития, соответству­ющая периоду с двух до пяти лет, должна рассматри­ваться как необходимый предшественник последующей окончательной организации, Джонс детально описыва­ет то, как «индивид во втором десятилетии жизни соби­рает воедино и развивает тот опыт, который приобрел за первые пять лет...» (с.398). Он приписал различия «...об­стоятельствам, в которых проходит развитие», но пред­ложил к обсуждению «общее правило, гласящее... что отрочество рекапитулирует детство и что точный путь, по которому данная личность будет проходить заданные стадии развития отрочества, в значительной степени зависит от форм его раннего развития» (с.399). Короче, «эти пройденные стадии протекают по-разному в раз­ные периоды — в детстве и в отрочестве, но очень сход­ным образом у одного и того же индивида» (с. 399).

Подростковый возраст

Важный, но стоящий особняком вклад Джонса со­впадает с пиком публикаций Зигфрида Бернфельда из Вены, настоящего исследователя подросткового возрас­та, который объединил работу клинического аналитика и преподавателя психоанализа с непрекращающимся исследованием отрочества во всех аспектах индивиду­ального и группового поведения, реакций на социаль­ное влияние, сублимации и т. д. Его наиболее значи­тельный вклад в аналитическую теорию — определение специфического вида подросткового развития у мужчин (1923), так называемого «затяжного» типа. Этот тип раз­вития охватывает гораздо больше времени, чем отведе­но на подростковый период в норме, он «чреват тенден­циями развития артистических, литературных или исследовательских качеств и сильным уклоном в идеа­лизм и духовные ценности...». В качестве подтвержде­ния своих предположений Бернфельд в соавторстве с В. Хоффером опубликовал огромный материал, включаю­щий самонаблюдения подростков, их дневники, поэти­ческие творения и т. д.

В то время как Бернфельд разрабатывал проблему подросткового развития в норме с учетом влияния внут­ренней фрустрации и внешних воздействий. Август Ай-хорн подошел к этой проблеме с точки зрения асоциаль­ного и криминального развития. Его работа связана с теми молодыми людьми, которые не смогли адаптироваться к этому внешнему давлению, не смогли развить суперэго и восстали против общества. Его книга «Своенравная мо­лодость» (1925) является выдающейся новаторской по­пыткой применить психоаналитические знания к суро­вой реальности проблем молодых правонарушителей.

Будучи знакома с позицией Бернфельда и тесно связана с исследованиями Айхорна, в 1936 году я опуб­ликовала две статьи под заголовками «Эго и ид в пубер-татный период» и «Инстинктивная тревога в период по­лового созревания». В моих работах интерес к проблемам подросткового возраста проистекал из моего изучения борьбы эго, пытающегося преодолеть напряжение и дав­ление, идущее от инстинктивных влечений. Эта борьба обычно ведет к формированию невротических симпто­мов. Я описала отношения между эго и ид как переми-

Отрочество в психоаналитической теории

рие в сражении, наступающее в начале латентного пе­риода, и позже как обострение при первых признаках наступления половой зрелости, когда равновесие сил внутри индивида нарушено количественными и каче­ственными изменениями в сфере влечений. Сформиро­ванному в детстве эго угрожает тревога, идущая от раз­вития влечений. Эго вступает в борьбу за существование, на которую брошены все доступные средства защиты. Результаты, то есть достигнутые личностные измене­ния, могут быть различны. В норме эго и суперэго пре­терпевают значительные изменения и приобретают новые зрелые формы сексуальности. При менее благоприятных обстоятельствах ригидное, незрелое эго добивается задер­жки или искажения сексуальной зрелости; в некоторых случаях импульсы, идущие от ид во время латентного периода, вызывают беспорядок и хаос в ранее нормаль­но социально-ориентированном эго. Обращаю ваше вни­мание на этот момент: подростковый возраст с его ти­пичными конфликтами в большей степени, чем вся остальная жизнь индивида, обеспечивает аналитика по­учительными примерами взаимодействия и последствий внутренней угрозы, тревоги, защитной деятельности, постоянного или преходящего формирования симптомов и психических нарушений.

Возникший в послевоенное время интерес повлек за собой появление множества работ, особенно в США. К счастью для тех, кто изучает данный вопрос, Лео А. Шпигель в 1951 году опубликовал большой «Обзор ра­бот по психоаналитической теории подросткового возра­ста». Хотя его попытка создать целостную картину из разрозненных и далеких друг от друга частей едва ли могла быть успешной, статья послужила как резюме, обзор и классификация материала. Он сгруппировал публикации по следующим рубрикам:

«Классификация феноменов» (Бернфельд, Харт-манн, Крис и Лоуэштейн, Уиттлз)

«Объектные отношения» (Бернфельд, Буксбаум, X. Дойч, Фенихель, Эриксон, А. Фрейд, В. Хоффер, Джонс, А. Катан, Ландауэр)

«Защитные механизмы» (Бернфельд, X. Дойч, Фе­нихель, А. Фрейд, Гринэр, А. Крис)

Подростковый возраст

«Креативность» (Бернфельд, А. Фрейд)

«Сексуальная активность» (Балин, Бернфельд, Бук-сбаум, X. Дойч, Федерн, Ференци, 3. Фрейд, Лемпл-де-Грут)

«Особенности эго-функционирования» (Фенихель, А. Фрейд, Гарник, Хоффер, Ландауэр)

«Лечение» (Айхорн, К. Р. Эйсслер, А. Фрейд, Гай-тльсон, А. Катан, М. Кляйн, Ландауэр, А. Райх).

Подробная библиография, сопровождающая обзор, включает 41 статью 34 авторов, освещающих теорети­ческие, клинические и технические аспекты пробле­мы.

Но, несмотря на этот внушительный список авто­ров и работ, неудовлетворенность нашими знаниями в этой области остается прежней как у специалистов, так и у родителей. Уверенность в наших аналитических приемах по отношению к пациентам-подросткам не воз­растает. Было опубликовано много свидетельств обрат­ного, однако подростковый возраст, как и прежде, оста­ется пасынком психоаналитической теории.

Некоторые трудности поиска фактов, касающих­ся подросткового возраста. Я считаю, что существует две различные причины, которые могут привести нас к полнейшему изумлению при встрече со всеми противо­речиями подросткового возраста.

Когда мы изучаем некое психическое состояние, мы в основном полагаемся на два метода: либо на ана­лиз конкретного индивида, у которого в данный момент наблюдается искомое психическое состояние, либо на реконструкцию этого состояния в процессе психоанали­тического лечения, проводимого в более позднее время. Результаты этих двух процедур, применяемых изолиро­ванно или в комбинации друг с другом, послужили ис­точником всего того, что мы как аналитики знаем о ста­диях развития человеческого мышления1.

' В этой связи стоит напомнить читателям — все что мы знаем о психических процессах в младенчестве, было получено путем реконструкции в ходе анализа взрослых и позже подтверж­дено в детском анализе или наблюдениях за детьми.

Отрочество в психоаналитической теории

Так сложилось, что эти две процедуры, которые были весьма продуктивны для работы с самыми разны­ми периодами жизни, оказались менее удовлетворитель­ны и менее продуктивны при использовании их в работе с подростками.

Наши рекомендации