Опрос жителей города Барнаула.

Помимо прочих исследований я провела социологический опрос среди жителей города Барнаула, результат которого можно увидеть в диаграмме по итогам опроса.

Опрос жителей города Барнаула. - student2.ru

Задавался вопрос: Что вы знаете о рисунках на страницах рукописей Пушкина?

В опросе приняло участие 55 человек в возрастных категориях 10-17 лет, 25-30 лет, 35-40 лет.

По результату больше половины (именно 58%) опрошенных вообще не знают, что Пушкин рисовал. 25% говорили, что знают как факт, что поэт рисовал, но более подробной информацией не располагают. 19% опрошенных действительно располагали некоторой информацией по этой теме и были заинтересованы в опросе и отвечали преимущественно развернуто.

Стоит привести некоторые развернутые ответы:

- Да знаю, что Пушкин рисовал. Его собственные миниатюры к стихам есть в некоторых книгах в барнаульской Шишковке. Когда я взял сборник прочитать, заметил, заинтересовался, и прочитал несколько статей по этой теме. Довольно интересно изучать, было приятно!

- Я довольно хорошо изучила эту тему. В школе предлагали сделать доклад про Пушкинские рисунки, никто не захотел его делать, а мне стало интересно, и я просмотрела несколько источников, сходила в библиотеку и показала одноклассникам портреты Пушкина к Евгению Онегину. Класс неплохо отнесся.

- На самом деле, это очень большая тема, потому что рисовал не только Пушкин. Еще Маяковский, Гоголь, Достоевский, они, как все знают, не совсем адекватные люди были… Я столкнулась с этой темой в художественной школе. Изучать миниатюры Пушкина показалось не только занимательно, но и очень полезно!

Викторина

(ответы приблизительные,

возможна формулировка своими словами)

1. Кто оказывал влияние на маленького Пушкина с детства?

Родители - отец Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, бабушка по материнской линии Мария Алексеевна Ганнибал, няня – Арина Родионовна

2. За что любил бабушку юный Пушкин?

За безграничную заботу, но и за невероятный опыт и любовь к творчеству, творчеству разному: к русскому языку, литературе, истории и даже рисованию

3. Каким в детстве был Александр Сергеевич?

Здоровым тучным мальчиком, малоразговорчивым и ленивым, подвижным играм предпочитал сидеть в бабушкиной корзине с клубками и слушать её рассказы о прошлом.

4. Какое главное качество отличало поэта с детства?

Поразительная память

5. Чему это поспособствовало?

Благодаря удивительной зрительной памяти, поэт мог в точности воспроизвести человеческие черты даже спустя годы. Поразительно, что при минимуме изобразительных средств Пушкин передает характер человека (часто даже с помощью набросков - небольшое по размеру произведение живописи, графики или скульптуры, которое создано художником для мгновенного отображения на холсте увиденного или созданного собственным замыслом во время творческой работы)

6. Всем известно, что Гоголь сжег 2 часть Мертых душ. Случалось ли нечто подобное с Пушкиным?

В плане автобиографических заметок поэта значится «нестерпимое состояние», относящиеся, скорее всего, к конфликту с гувернёром, который издевался над его детской поэмой «Толиада», из-за чего мальчик бросил в огонь своё сочинение.

7. Каким было художественное творчество поэта? Как он рисовал?

На самом деле, рисунков у него множество. Он любил и умел рисовать, это умение не было призванием, но не было и дилетантством. Поэт делал маленькие изображения на клочках бумаги, в альбомах знакомых барышень.

8. Как он относился к критике своего малоизвестного сегодня творчества?

К критике относился спокойно.

9. Какие периоды творчества были у поэта? (подсказка: следует рассмотреть направления в литературе: романтизм, реализм, классицизм, сентиментализм)

Романтизм – реализм

10. Как Пушкин относился к оформлению своих изданий?

Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений. Находясь в ссылке, он не раз писал брату и друзьям о том, каким бы хотел видеть оформление будущих книг. В его рукописях часто встречаются виньетки, концовки, проекты обложек (иногда тщательно продуманные), наброски иллюстраций.

11. Что вы можете сказать о «музах творчества» поэта?

Как известно, «муза творчества» у А. С. Пушкина была не одна. Свои отношения он отражает во многих произведениях и даже рисунках. О чем свидетельствует портрет возлюбленной поэтом графини. Свою возлюбленную, графиню Воронцову, поэт изображает живее, чем П. Ф. Соколов на профессиональном портрете

12. В каком году погиб великий поэт?

13. Какую известную чуть ли не во всем мире фразу говорит о смерти Пушкина газета того времени?

Солнце русской поэзии закатилось

14. Какие еще поэты помимо Пушкина рисовали на страницах своих рукописей и вообще увлекались рисованием?

Н. В. Гоголь, К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, И. С. Тургенев, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, Л. Андреев, Н. Гумилев, В. Маяковский

15. Какие виды рисунков Пушкина вы знаете?

портреты, автопортреты зарисовки событий пейзажи и интерьерные зарисовки наброски к произведениям титульные листы произведений перерисовки отдельные детали, предметы, животные

16. Какой критик больше других отметил портретное творчество поэта?

Гончаров

17. Как развивается исследование изобразительного искусства творчества Пушкина сегодня? По каким направлениям?

Литературоведами XX века проблема изобразительного искусства в творчестве Пушкина раскрывается в двух направлениях: создаются работы о портретах и скульптурах с изображением поэта и исследуются графические работы самого Пушкина, представленные в черновых рукописях и альбомах.

18. Каких известных исследователей изобразительно творчества Пушкина вы знаете?

Сидоров, Павлова, Павел Васильевич Анненко, Абрам Маркович Эфроc, Григорий Петрович Георгиевский

19. Как в разговорной речи называют «науку», изучающую творчество Александра Сергеевича?

Пушикистика

20. Почему изучение литературного портрета является важным вопросом в современной пушкинистике?

так как в центре каждого художественного произведения стоит образ – персонаж. Средство создания этого образа – портрет. Через индивидуальные черты героя писатель показывает особенности, характеризующие определенную среду. Портрет можно прочитывать разнообразными способами: в нем можно увидеть черты людей определенной эпохи, психологические отличия поведения, социальные трагедии, различные варианты воплощения самого понятия «человек». Анализ литературного портрета приводит к глубокому пониманию художественного произведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

При работе над реферативной частью своего проекта я открыла для себя новую грань творчества великого русского поэта, которого называли «солнцем русской поэзии» и выяснила, что Пушкин – личность очень разносторонняя и удивительная, а именно, поэт полностью погружался в события, происходящие в мире, чтобы с помощью рисунков (миниатюр), т. е. художественного образа описывать действительность или создавать новую (сказки). Несомненно, стоит обращать на это внимание.

Кроме того, проводя лекторий для телестудии «Панорама+» (ДХТд Индустриального района), я установила определенные методы преподнесения материала: вопросно-ответная форма (то есть, поддержание обратной связи с аудиторией), использование наводящих вопросов, выделение по ходу лектория главной информации и самых интересных моментов. Также было установлено, что необходима дальнейшая проработка лектория. В перспективе планируется проведение еще двух лекториев у коллективов Дома Художественного Творчества детей Индустриального района: изостудия «Акварель», театр-студия «Тим».

Результаты интервью подтвердили реферативную часть исследования. Комментарии специалиста по данной теме оказались полезными и действительно нужными для общего исследования.

В ходе опроса было установлено, что большинство подростков не обращают внимания на биографию русских поэтов и многообразие их увлечений, а категория людей 35-40 лет гораздо более заинтересована в исследовании чего-либо нового и малознакомого.

В перспективе планируется реализовать практическую значимость проекта (проведение лекториев на базе школ и ДХТд, по договоренности – включения и дополнения к урокам и общеобразовательным программам, расширение объемов исследования, проведение презентации в ДХТд Индустриального района и участие в конкурсе проектов «Новые имена», а также других конкурсах)

В итоге можно заключить: данное исследование еще раз подтверждает, что Александр Сергеевич Пушкин был как великим поэтом, так и творческим человеком, который использовал современные методы подачи и реализации информации еще в 19 веке.

Используемые материалы:

1. Поташова К. А. Проблема «А.С. Пушкин и изобразительное искусство» в отечественном и зарубежном литературоведении [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 33-36.

2. http://pushkin-art.ru/arts/

3. http://festival.1september.ru/articles/616372/

4. http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1997/7/rec04-pr.html

5. http://www.nkj.ru/archive/articles/8149/

6. http://pushkin-art.ru/article2/

7. http://www.metodkabinet.eu/PO/Litera/Pushkin_portrety_rukopisi.htm

Наши рекомендации