Критерии оценивания экзаменационной работы ЕГЭ

Отличие заданий 8 и 15 от заданий 9 и 16

Один вопрос (8 и 15) надо соотнести с произведением, из которого взят фрагмент. Для этого нужно либо объяснить, какую роль этот эпизод играет в контексте всего произведения, либо ответить на какой-то конкретный вопрос, связанный с предложенным произведением, жанром, художественными особен­ностями. Другая группа вопросов (9 и 16) — контекстная, содержащая вопросы, связанные, например, с литературными реминисценциями (перекличками), с тем, в каких ещё произведениях или у каких авто­ров рассматривается похожий проблемный вопрос, образ или похожая тема, проблема. Не забывайте, что вопросы 15 и 16 связаны с анализом стихотворного фрагмента, а вопросы 8 и 9 — с анализом эпи­ческого, лиро-эпического или драматического жанров. Помните также, что данный ответ должен уло­житься в 5—10 предложений. Это не полноформатное сочинение, поэтому здесь предполагается только «основная часть» того идеального сочинения, о котором мы говорили в первом разделе пособия. Ко­нечно, количество предложений — это лишь формальное ограничение, но всё же увлекаться не следует, иначе экзаменаторы просто сделают вывод, что вы не умеете формулировать точно и лаконично свои
ответы на предложенные вопросы, а это тоже в данной ситуации важно! Формулируйте конкретный от­вет на вопрос, избегайте пространных рассуждений.

Отличие задания 17 от итогового сочинения по литературе

В задании 17 можно самим выбрать интересующую вас тему. Вопросы распределены так, что в зави­симости от номера (17.1, 17.2, 17.3) вы сможете найти для себя более приемлемый вариант и порассуж­дать на предложенную тему. В задание 17.1 входят темы, относящиеся к анализу произведений древне­русской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.; в задании 17.2 для анализа предлага­ются произведения второй половины XIX в.; в 17.3— произведения XX—ХХI вв.

В задании 17 от вас требуется написать сочинение литературоведческого характера. Вам предлага­ются конкретные вопросы: об особенностях произведения, о проблемах, о конфликте, об основных мо­тивах произведений, о перекличках с другими произведениями, темами и т. д. Не путайте задание 17 с той работой, которую вы уже писали на итоговом сочинении в декабре. В итоговом сочинении предпо­лагалась немного другая работа. Там требовалось написать сочинение мировоззренческо-философского характера с опорой на литературный материал. Здесь же — литературоведческое исследование, в кото­ром вы должны продемонстрировать свои знания по теории литературы и свой кругозор, а также умение анализировать, аргументировать свою точку зрения и делать выводы. В любом случае учащийся во всех видах сочинения должен показать, что он начитан. Но в итоговом сочинении литературный материал вы выбираете сами, он может быть взят даже не из школьной программы. А задание 17 — это конкретно поставленный вопрос, который предполагает конкретный ответ с учётом ваших знаний по литературе как предмету, конечно же, с оглядкой на личную начитанность и умение рассуждать. В любом случае, готовясь качественно к итоговому сочинению, вы «убиваете двух зайцев»: и к сочинению, обязательному для всех, готовитесь, и для сочинения на ЕГЭ по литературе тоже накапливаете материал для размыш­лений.

Критерии оценивания экзаменационной работы ЕГЭ

1.За каждый верный ответ при выполнении задания с кратким ответом начисляется 1 первичный балл.

Всего 12 заданий, т.е. 12 первичных баллов можно заработать за часть 1.

2.Задания 8 и 15 (из части 1 работы) оцениваются по двум критериям:

1)глубина приводимых суждений и убедительность аргументов (3 балла);

2)следование нормам речи (1 балл).

Максимальный балл: 4.

Задания 9 и 16 (из части 1 работы) оценивается по одному критерию: включение произведения в ли­тературный контекст и убедительность аргументов.

Допустимо указание двух произведений одного автора, за исключением того автора, чьё произведе­ние рассматривается в задании.

Максимальный балл: 4.

Задание 17 (часть 2 работы) оценивается по 5 критериям:

1)глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений (3 балла);

2)уровень владения теоретико-литературными понятиями (2 балла);

3)обоснованность привлечения текста произведения (3 балла);

4)композиционная цельность и логичность изложения (3 балла);

5)следование нормам речи (3 балла).

Максимальный балл: 14.

Итого: 42 первичных балла.

Наши рекомендации