Применение: процедуры и техники.
Оценка переживаний
Личная история клиента выясняется по определенным схемам. Материал структурируется в свете глубинных личных представлений клиента. Личная история важна, но не в смысле прошлых событий и даже не с точки зрения теперешних мыслей клиента, а скорее как информация к размышлению о взглядах и представлениях клиента. Хроника событий также имеет определенное значение, давая фактический материал, с учетом которого можно понять имеющиеся у клиента конструкты.
Культура и опыт.Клиницист должен быть осведомлен о культурных различиях, поскольку из культуры клиент черпает информацию об «истине», а также большую часть сведений, используемых в системе личных конструктов. Таким образом, культура контролирует и ограничивает сведения, поступающие к клиенту, однако имеется большое разнообразие способов обращения клиентов с этими сведениями при построении систем конструктов.
Культура, к которой принадлежит клиент, должна оцениваться им критически. Принадлежность к той или иной культурной группе проливает свет на конструкты клиентов. Это касается принадлежности к социально-экономическому классу, расовой и национальной принадлежности, истории миграции семьи, планов ухода на пенсию, жалоб, приверженности той или иной конфессии. Хотя клиенты не могут описать собственную культуру как таковую, клиницист способен оценить культурно-социальные детерминанты в процессе направленного расспроса.
Личный опыт.Оценка культурного влияния может осуществляться косвенным путем, через исследование группы населения, к которой принадлежит клиент. Первоначальная информация собирается на общедоступном уровне абстракции, и лишь затем затрагиваются психологический и социологический уровни. Расспрос о членах местного сообщества, соседях касается описания популяции, экономики данного сообщества, затронувших его перемен, действующих на его территории религиозных организаций и бытующих нравов, школ и подходов к обучению, возможностей для отдыха.
Оценка школы поможет в работе с учащимися в ней детьми. Такая оценка включает осмотр здания, игровых площадок, классных помещений, наблюдение за поведением детей на занятиях, а также беседы с учителями и завучем. Во время этих бесед выявляются конструкты преподавателей, указывающие на возможное направление движения детей. Установки учителей в отношении оценок и ведения записей помогают в выявлении этих конструктов.
Взаимоотношения человека с сообществом следует изучать с позиции индивида. В его жизни имеют значение группы, организации и отдельные люди. Анализируются переживания, связанные с обучением. В случае клиента-ребенка обязательно проводится собеседование с учителями с целью узнать их мнение о возможных проблемах, а также представления о сложившейся ситуации. Взаимоотношения в семье отражают социальные ожидания и обязательно подлежат исследованию. Хотя люди не являются рабами своих биографий, семейная история имеет большое значение, и оценивать ее следует с позиции клиента.
Оценка деятельности
Спонтанная активность.Всякая деятельность является спонтанной и одновременно контролируемой, если она законна и предсказуема. В основе деятельности лежат конкретные интересы индивида. Области спонтанной деятельности соответствуют зонам проницаемых конструктов, то есть зонам с наилучшими условиями для развития. Пассивность, или «леность», является результатом непроницаемого мышления. Анализ спонтанной деятельности клиента, таким образом, представляет собой основную задачу клинициста. Выявление проницаемых конструктов свидетельствует о наличии у клиента способности к психотерапевтическому изменению.
Спонтанную деятельность можно изучать с помощью вербального расспроса или путем наблюдения, отнимающего много времени. Способ интерпретации индивидом своих переживаний также имеет значение. Деятельность включает не только физические движения, но и разговор, чтение. Наблюдение за поведением ребенка в группе — задача трудная, но получаемые сведения весьма информативны. Целесообразно также наблюдать за поведением ребенка в семье.
Профессиональная принадлежность оказывает большое влияние на приобретение человеком жизненного опыта. Как правило, профессиональная сфера соответствует проницаемым конструктам, показывая, таким образом, те виды изменений, к которым готов данный индивид. Профессиональная деятельность или учеба часто отражают поиск компромисса между интересами и безопасностью. Повседневные ожидания человека подвергаются в ходе профессиональной деятельности экспериментальной проверке. Кроме того, это одно из основных средств, благодаря которому жизненная роль индивида обретает ясность и смысл.
Структурная интерпретация опыта.Биография клиента исследуется пятью способами. Клиент должен осмыслить свою биографию. Знание личной истории позволяет выявить особенности прошлой системы представлений человека, вскрываются ресурсы для потенциальных изменений клиента в случае опровержения существующих конструктов. Биографические сведения указывают некие мерила для проверки конструктной системы клиента. Они проливают свет на существующую систему конструктов. Наконец, клиенту предстоит осмыслить терапевтическую модификацию роли. В связи с этим проводится оценка обстоятельств рождения, созревания и физического ухода, а также поведенческих проблем, межличностных отношений, обучения и профессиональной деятельности.
Соматическое здоровье клиента также представляет для психотерапевта интерес, поскольку влияет на его психологическое состояние. Физическое благополучие индивида помогает оценить правильность имеющихся конструктов, а также выбрать инструментарий для исследования мира клиента. Заболевание и инвалидность ограничивают активность человека и требуют психологической адаптации. Реактивируются старые, связанные с зависимостью стереотипы; не исключена регрессия к ранее существовавшим представлениям.
Клиницист должен провести структуризацию переживаний клиента. С этой целью он принимает существующую систему представлений клиента и налаживает с ним ролевые взаимоотношения. Таким образом, клиницист получает возможность антиципировать восприятие и действия клиента. Представления клинициста о проблемах клиента формируются путем последовательных приближений. Следовательно, структуризация происходит на этапе предварительных формулировок, в то время как конструирование представляет собой заключительную организацию фактов в хорошо продуманную систему. Первый подход является описательным и ограничен прошлым и настоящим; последний является динамическим и имеет отношение к будущему.
При структуризации случая, использовании фактов из биографии клиента широко употребляются перечисленные ниже термины. Это не конструкты, а собирательные термины.Они могут служить заголовками разделов при ведении записей и описании случаев. Поскольку все они указывают на разного рода события, которые клиент должен был предвидеть, их можно считать валидаторами.
1. Матрица фигур(Figure matrix).Сюда относится информация о тех людях, с которыми клиент был близко знаком. Люди — это конструкты фигур,объединенные в матрицу фигур.
2. Взаимоотношения сотрудничества.Этот раздел состоит из сведений относительно участия клиента в социально конструктивных процессах.
3. Характеристики клиента.Под этим заголовком объединены варианты описания клиента теми людьми, с которыми он должен сосуществовать.
4. Внешние групповые идентификации(Externally imposed group identifications).Этот раздел включает сведения о том, каким видится клиент окружающим в плане принадлежности его к группе.
5. Сферы включения и отчуждения. Включениеозначает желание видеть других похожими на себя; отчуждение— нежелание это делать. В этом разделе перечисляются группы, в которых клиент считается похожим на остальных членов, а также признаки, свидетельствующие об этом сходстве.
6. Внешние стереотипы конфликта и разрешения.Здесь указываются социальные проблемы и конфликты в окружении клиента, которые он переживает и осмысливает.
7. Тематический репертуар.Темы и стереотипы социального мира вокруг клиента, в которых клиент принимает участие.
8. Символьная система.Символьная система включает языковые особенности клиента, связанные с религией, национальностью, использованием пословиц и поговорок и т. п.
9. Обстановка, в которой формируются жалобы.Какие жалобы бытуют в социальном окружении клиента?
10. Подвижность.Сюда относится диапазон или спектр деятельности клиента, в том числе мыслительной, отражающий готовность экспериментировать.
11. Биографические поворотные точки.Имеются ли в фактическом материале из личной истории клиента переломные моменты? Наличие и природа таких перемен говорит о способности клиента к изменению и позволяет прогнозировать способы проявления таких изменений в будущем.
12. Физические ресурсы.Сюда относятся не только личные материальные ресурсы клиента, но и ресурсы сообщества, к которому он принадлежит.
13. Зависимость.Имеются ли ресурсы, от которых клиент зависит настолько, что их утрата нарушила бы весь его жизненный стереотип?
14. Поддерживающий статус.Этот раздел включает сведения о том, в какой мере окружающие нуждаются в клиенте.
Клинические конструкты, используемые для объединения или структуризации опыта клиента, имеют важное, но не решающее значение с точки зрения психологии личных конструктов.
Шаги диагностики
Диагностика происходит на стадии планирования работы с клиентом. Работа с клиентом — гораздо более широкое понятие, чем собственно терапия или лечение: она включает все действия с целью повышения благополучия клиента.
Существует множество способов интерпретации одних и тех же фактов. Поскольку психотерапевт заинтересован в помощи клиентам, в клиническом диагнозе интерпретируются факты, имеющие отношение к решению проблем клиента, или к перестройке клиента. Формулировка переходный диагнозиспользуется для обозначения переходов в жизни клиента, или мостов между его настоящим и будущим. «Кроме того, мы собираемся активно помогать клиенту в выборе или построении мостов, а также в благополучном их преодолении... Если психолог собирается помочь клиенту, он должен подняться со своего кресла и выйти в путь вместе с клиентом» (там же, р. 775).
Перечисленные выше диагностические конструкты, или параметры, отражают направления движения с точки зрения психотерапевта, они же служат основой для формулировки переходного диагноза. Психология личных конструктов противодействует тенденции применять упреждающие конструкты к человеческому поведению, тенденции, при которой «диагноз зачастую является лишь попыткой втиснуть живого борющегося человека в нозологическую категорию» (там же, р. 775). Вопрос при постановке переходного диагноза заключается не в том, «к какой категории следует отнести данного клиента?», а «Что должно получиться из этого клиента?». Необходим временный упреждающий конструкт для принятия решения о сегодняшнем состоянии клиента, в том числе о целесообразности проведения лечения.
При постановке переходного диагноза следует учитывать шесть практических вопросов. В конспективной форме можно представить их следующим образом.
I. Нормативная формулировка проблемы клиента.
1) Описание выраженных отклоняющихся поведенческих стереотипов (симптомов).
2) Описание коррелятов этих выраженных отклоняющихся поведенческих стереотипов.
3) Описание приобретений и утрат клиента в связи с симптомами (описание валидизирующего опыта).
II. Психологическое описание личных конструктов клиента.
1) Представления клиента о проблемной сфере.
2) Представления клиента о жизненных ролях.
III. Психологическая оценка системы личных конструктов клиента.
1) Локализация сфер тревоги, агрессивности (или спонтанного развития) и суженного восприятия.
2) Выборка типов конструктов, которые использует клиент в различных сферах.
3) Выборка типов подхода.
4) Определение восприимчивости клиента и его уровней коммуникации.
IV. Анализ среды, к которой предстоит приспособиться.
1) Анализ системы ожиданий, в рамках которой клиенту приходится функционировать в жизненной роли.
2) Оценка социально-экономических особенностей случая.
3) Подготовка информации, которая будет использована в качестве контекстуального материала для помощи клиенту в переосмыслении жизни.
V. Определение конкретных пошаговых процедур.
1) Физиологическая интерпретация имеющихся сведений.
2) Другие профессиональные интерпретации имеющихся сведений.
3) Оценка неотложности случая.
VI. Планирование исследований и лечения.
1) Выбор центрального психотерапевтического подхода.
2) Назначение клинициста, ответственного за ведение данного случая.
3) Выбор дополнительных ресурсов, которые целесообразно использовать.
4) Назначение консультантов в помощь ответственному клиницисту.
5) Оценка текущего статуса клиента.
6) Установление дат или условий для оценки прогресса консультантами.
Вопросы, перечисленные вначале, имеют преимущественно описательный характер; содержащиеся в средней части списка требуют опыта проведения научных исследований; те же, что перечислены в конце, предполагают наличие психотерапевтической подготовки. «Эффективный диагноз — это разумный, обоснованный прогноз, касающийся самочувствия и поведения клиента в различных обстоятельствах, с последующим созданием таких обстоятельств, в которых клиент будет вести себя так, как должен, по нашему мнению, себя вести в данных условиях» (там же, р. 829).