Мы можем любить кого-нибудь

В любом случае, нет надежды и нет духовных достижений в потакании постоянно меняющимся чувствам. Мы должны помнить, что мы можем учиться любить кого-нибудь. Каждый имеет некоторые качества, за которые он может быть уважаем и любим. Прежде фокусирования на неприятных аспектах чьей-либо личности мы должны учиться делать ударение на его достоинствах. В саду, например, мы находим красоту в разных формах. Некоторые цветы имеют очаровательный вид, но без аромата. Другие имеют простой внешний вид, но опьяняют нас своим запахом. Одни цветут на солнце, другие нуждаются в теневой защите. Однако мы оцениваем каждый из них за то, что они есть, и не просим их быть другими. Хотя у нас есть свои предпочтения, и если мы присмотримся достаточно близко к цветку, мы найдем некоторые его черты очаровательными.

Йога поощряет нас распространять такое же приятие и уважение в наши отношения, и дает нам также практические средства, чтобы сделать это живой реальностью. Трудно научиться любить кого-нибудь, к кому у нас уже укоренилось неприятие, это требует постоянной бдительности и постоянного отбора из всего потока общения маловажного и предвзятого. Но мы должны принять такой подход, как духовную необходимость, или же продолжать страдать неудовлетворенностью и одиночеством всю нашу жизнь. Когда наша садхана устанавливает живую связь с Божественным в нас самих, мы способны к действительному уважению, к неподдельной радости от уникального чуда каждой личности в нашей жизни.

Супружество – это садхана

Депрессия и неудовлетворенность появляются у многих замужних женщин потому, что они ошибаются в распознавании и принятии супружества как садханы. Внешнее преобразование личности и очистка внутренней природы - нелегкий процесс, и мы не должны ожидать, что супружество всегда легко. Но когда мы понимаем, как использовать опыт супружества и семейной жизни для духовного роста, тогда наша жизнь имеет новую цель и смысл, и мы находим в ней новую силу и радость.

Мать из ашрама Шри Ауробиндо сказала: «Объединить ваши физические существования и ваши материальные интересы, связать вас так, чтобы вы вместе, плечом к плечу, встречали трудности и успехи, поражения и победы жизни – это главная основа супружества, но вы уже знаете, что этого недостаточно. Быть единым в стремлении и в восхождении, продвигаться одинаковыми шагами на духовной тропе – таков секрет успешного союза».

В Индии женщина традиционно любит и почитает своего мужа как учителя, а он любит и почитает ее как святую, как богиню. Это значит, что один превосходит другого духовно, но что действие любви является средством трансформации, и что цели супружества заключаются в том, чтобы один другому помог стать выше, чем они были бы поодиночке.

Мы должны, во-первых, признать, что трудные ситуации и элементы неприятия чего-то в другом человеке могут стать нашими великими учителями, ибо они выявляют наши сопротивления, предубеждения и эмоциональные блоки. То, чего мы не любим в других, часто является качеством, которое, нераспознанное, скрыто в нас самих, или же в данном случае кто-то прикоснулся к одной из наших слабостей. Дискомфортная или разрушительная для нас ситуация является сигналом о наличии наших собственных сопротивлений или привязанностей, и когда мы сталкиваемся с такой ситуацией повторно, мы должны спросить себя: «Чему я должен научиться на этом?» Если вы искренни и внимательны к своему внутреннему голосу, эта ситуация поднимает ваш дар прозрения и вы будете свободны еще от одного ограничения.

Муж может научиться многим вещам от своей жены, от способа ее бытия и действия, и жена подобным же образом может перенять у своего мужа решительность и искусность, которых ей, возможно, не хватает. Со вдохновением принимая предложенные браком любовные отношения, все более привлекательные для нас, мы способны предавать себя силам трансформации. Намного легче быть открытым кому-либо близкому, кого мы уважаем и любим, чем предаваться идеалу, который далек и абстрактен. Халил Джебран писал:

Подобно снопу пшеницы, он собирает вас к себе.

Он молотит вас, чтобы сделать вас голыми,

Он просеивает вас, чтобы освободить от вашей шелухи,

Он размалывает вас, чтобы сделать белыми,

Он замешивает тесто из вас, пока вы сетуете,

Затем он предаст вас жертвенному огню,

Чтобы вы могли стать священным хлебом для святого

праздника Бога. Все эти вещи будет делать в вас Любовь,

чтобы вы могли знать секреты своего сердца,

и с этим знанием становится фрагментом в сердце жизни.

Карма саньяса

(Свами Сатьянанда Сарасвати)

На протяжении грихастха ашрама вы вовлечены в карму, и эти кармы творят новые кармы. Они создают самскары, к которым вы привязаны по причине анасакти, или вовлеченности. Это, возможно, привязанность к нашей семье, к нашим детям, к нашим ответственностям и обязательствам, либо с полной привязанностью, либо с отчуждением. Однако, нас только учили закладывать основание ассоциаций на привязанность. Никто не показал нам, как любить наших собственных родственников, снимать ношу наших обязанностей, разрешать наши проблемы, как взаимодействовать с членами нашей семьи и друзьями, богатством, деньгами и собственностью, с отчуждением. Искусство проживать с отделенной жизнью называют карма саньясой.

Отделение не является чем-то, что может быть развито должным размышлением или каким-нибудь другим интеллектуальным процессом. Если у вас нет некоторого переживания, которое изменяет качество вашего ума, вы не сможете понять, что значит отделение. Чтобы понять, что такое анасакти, вайрагья, саньяса или отделение, вам надо иметь больше, чем соответствующий интеллектуальный процесс. Вы должны иметь другое качество ума. И с этой целью ум должен быть натренирован и образован.

Умом вы понимаете, что ничто не принадлежит вам, что все является временным. Вы можете говорить это каждый день, но так как на деле вы имеете много привязанностей, «мое», «мамата», все происходящее еще слишком действует на вас.

Вы можете прочесть всю «Йога Вашишта», но если в вашей семье произойдет несчастный случай, вы определенно почувствуете это, потому что «Йога Вашишта» не произвела фундаментальных изменений в структуре вашего осознавания. Она только расширила кругозор вашего интеллекта. Самое большее, что вы можете сказать: «О, жизнь – явление временное»,- но только до тех пор, пока вас не стукнет большое несчастье. Если что и требуется, так это преобразование в сфере осознавания, анубхути или переживания, которые могут быть получены при практике дхьяна йога, самосозерцании, мантре и других подобных техниках.

Большинство людей живут жизнью домовладельца, но не из уважения к этому образу жизни, или потому, что они считают эту жизнь в некотором роде благородной, но потому, что они находятся под психологическим, эмоциональным или социальным принуждением. Если бы принуждения не было, я не думаю, что нам бы нравилось жить этой жизнью. Это значит, что мы не понимаем должного места грихастха ашрама в эволюции. Имеет ли жизнь домовладельца целью только истощать ум на чувственные объекты? Является ли она переходной ступенью для реализации? Зачем был создан этот порядок в Ведах? Что было целью этого? Потомство? Удовольствие? Или самореализация?

Грихастха ашрам является переходной ступенью. Он не замыкается на себе. От грихастха ашрама вы должны вступить в ванапрастха ашрам или в то, что я назвал карма саньясой. Когда вы должны вступить в ванапрастха ашрам? В возрасте 56 лет, когда у вас случается первый сердечный приступ? Или в 76, когда из вас все выжали? Нет, в тот момент, когда вы ясно понимаете, что грихастха ашрам является средством, а не концом, и что из запутанности жизни вы должны развивать более глубокое и высокое, более непрерывное, терпеливое и постоянное осознавание, немедленно выходите! Просите у своего Гуру геру-дхоти, духовное имя, философию, разрешение жить в стороне и цель. Карма саньяса – цель, грихастха не цель, он просто проживание. Сбереженный капитал, собственность, богатство, богатство, образованные дети – они не могут быть целью или уделом. Карма саньяса имеет одну цель, а не две, и предназначение человека - одно. Не может быть двух предназначений постольку, поскольку нам интересно полное косметическое существование. Каждое существо, мыслящее или нет, подвижное или нет, включая растения, минералы, млекопитающих, рептилий, человека, ракшаса или дэва,- все движутся к своему предназначению, и это называется совершенствованием. Это называется полной или Параматма Таттвой. Вы можете называть это Богом, Нирваной, Вайкунтхой или Кайвальей, это означает то же самое. Предназначение только одно, и когда цель дана вашим учителем, вы карма саньясин.

Раз в год идите один в какой-нибудь ашрам, брейте голову, надевайте геру, спите на полу, ешьте один раз в день, практикуйте полную брахмачарью (в мыслях словах и делах) и живите подобно истинному саньясину, не курите, не слушайте радио, не читайте газет, не интересуйтесь политикой, бизнесом, рынком. Единственное дело – ваша садхана. Ваш учитель скажет вам, что делать – джапу, ликхит джапу, читать «Йога Вашишта» или «Бхагават Гита», или практиковать асаны. Если он не говорит вам ничего, работайте на его кухне или в саду.

Даже, если вы живете жизнью саньясина 15 дней, это обогатит вас очень глубоким и постоянным опытом и создаст новый тип ума, личности и человека. Затем, когда вы вернетесь в грихастха ашрам, вы будете видеть вещи другими глазами. Могут быть рождения и смерти, женитьбы, конфликты и ссоры, но вы будете способны внимать им, как сторонний наблюдатель.

Когда я говорил о карма саньясе несколько лет тому назад, люди не понимали этого. Но теперь все больше и больше людей начинают принимать эту философию. Вы не должны надевать геру в офисе, в этом нет необходимости. Если вы карма саньясин, вы должны играть роль совершенного домовладельца с внутренним отношением саньясина. Карма саньяса должна стать порядком дня и это должно возродить Ванапрастху. Не ждите, когда вы уйдете в отставку. Даже если вы женаты, в Грихастха ашраме вы можете быть саньясином.

Другие возможные выборы

Идеал женственности подготовлен в соответствии с разделением труда в обществе. На мужчин обычно падает связь с внешним миром (будь то охота или бизнес), обеспечение материальных потребностей семьи, а на женщин – воспитание детей и поддержание дома, в котором они растут. Вероятно, потому возникла проблема, что женщина нуждается, по крайней мере, в некоторой помощи в течение последней стадии беременности и ранней жизни младенца. Это имеет тенденцию поставить женщину в зависимое положение от мужчины, по крайней мере, на несколько лет в течение жизни. На протяжении этих лет горизонт женской жизни очерчен почти исключительно домом. Женщина в такой ситуации вынуждена стать высоко чувствительной к эмоциональному тонусу внутри семьи и в окружении. Вследствие ее подготовки для семьи, женщина проявляет себя пассивной, жалующейся и покладистой, поощряется также развитие интуиции, которая информирует ее личный мир, мир чувств и эмоций.

Что женщины должны рожать детей – это биологический факт. Что они должны нести главную ношу заботы о них, не является необходимостью. Это удобно, однако удобство не является необходимостью. Для женщин существует даже меньше причин поддерживать домашнее хозяйство просто потому, что они женщины. В южной Индии мужчины почитают своей священной обязанностью выполнять домашнюю работу.

Чтобы оправдать половое разделение работы в мире, долго поддерживалось мнение, что женщины определены к роли домохозяек, потому что они не способны делать что-либо еще. До сих пор широко распространено мнение, что мужчины имеют более высокие умственные способности, чем женщины, и лучше используют их. Признается, что женщины имеют лучшую интуицию, но в эту техническую эру интуиция девальвировала и кажется какой-то сомнительной компенсацией для твердолобой рациональности. Мальчиков не учат следовать своей интуиции, но учат использовать свою голову, в то же время за ту же самую умственную работу девушкам не предоставляется равное вознаграждение. Сегодняшний мир также требует логической рациональности от каждого действия и не примет интуицию, как достаточную основу для решений, так что женское мышление отодвигается, как случайное и ненадежное.

Широко распространено мнение, что женщины от природы лишены способности хорошо думать, действовать и творить. Однако нет биологических или психологических доказательств такого утверждения. Исследование половых различий в особенностях развития детей не дает каких-либо оснований для этого заблуждения. Девочки и мальчики тестировались по чтению, счету, математическим рассуждениям, пространственному представлению, абстрактному мышлению, способностям к перестройке мышления, по скорости восприятия, по ручному труду и способностям к научной работе. Значительных различий не обнаружено. Из тестов, выявляющих уровень всех умственных способностей, одиннадцать не показали различий между полами, три нашли различия с превосходством женщин, а три с превосходством мужчин. Итак, нет достоверных различий между полами в ментальных способностях, чтобы оправдать ограничение женщин, оставляя за ними лишь домашние обязанности.

Если женщина должна быть хранительницей дома потому, что она физически слабее, чем мужчина, тогда не надо забывать, что совсем немногие из человеческих дел требуют для исполнения большую физическую силу.

Наши рекомендации