Таким образом, печать может быть контактной и безконтактной.

Печатная форма – это скомплектованный типографский набор, пластина или цилиндр, поверхность которых содержит печатающие и пробельные элементы. Перенос изображения с печатной формы на запечатываемую поверхность осуществляется либо путем давления, либо электрическим, магнитным и др. способами. Как мы уже отметили, краска передается либо непосредственно на запечатываемый материал, либо через промежуточное звено (резиновое полотно). Прямая плоская печать называется литографией, а косвенный способ, применяемый при производстве печатных изданий, – офсетным. Промежуточная форма частично применяется в высокой (типоофсет) и совсем редко – в глубокой и трафаретной печати. В офсетных печатных машинах есть увлажняющий аппарат, служащий для смачивания печатной формы, в результате чего краска не воспринимается пробельными элементами, имеющий резервуар для смачивающей жидкости, валики, обтянутые специальной тканью или фланелью.

Разделяются формные, печатные и отделочные процессы. Формные – наиболее трудоемкие процессы изготовления формы. Отделочные – складывание и фальцовка – выполняются одновременно печатными машинами.

Воспроизведение иллюстраций. При высоком способе печати имел значение характер исполнения и вид иллюстрационного оригинала. Все оригиналы подразделялись на штриховые (рисунки тушью, фотографика), тоновые (фотографии или же рисунки с размывкой) и смешанные.

В штриховых оригиналах линии, точки, штрихи, сплошные заливки имеют одну цветовую насыщенность; в тоновых (полутоновых) – различные участки изображения имеют различную яркость; комбинированные содержат как штриховые, так и тоновые элементы.

Печатная форма высокой печати с рельефными печатающими элементами, предназначенная для полиграфического воспроизведения иллюстрационных оригиналов, называется клише, которые также подразделяются на штриховые, растровые и комбинированные.

Отпечаток со штриховой формы представляет собой факсимильно точно воспроизведенный оригинал, равномерный по цвету рисунок или чертеж.

Для воспроизведения тонового оригинала применяется не штриховая, а точечная передача (растровые или автотипные клише). В темных местах фотографии располагаются точки по величине большие, чем точки в светлых участках снимка. Эффект восприятия таков, что глаз человека не различает точки, если расстояние между ними не превышает 0,13-0,16 мм, т.е. когда изображение содержит в 1 кв. см своей площади более 1600 точек. При нормальном зрении газетная или журнальная иллюстрация, отпечатанная с полутонового клише, воспринимается с расстояния в 20-25 см как тоновая, т.е. с тенями, бликами, светлыми и темными местами.

При производстве таких клише применялся специальный оптический прибор – растр, устанавливаемый между оригиналом (фотографией) и металлической пластиной. Проекционный растр – стекло, на которое наносились под прямым углом сплошные линии, – устанавливался в репродукционном фотоаппарате. Свет, проходя через растр, разбивался на элементы, одинаковые по размерам, но различные по интенсивности, зависящей от яркости воспроизводимых участков оригинала. На негативной пленке образовывались непрозрачные участки в виде точек или линий различных размеров. Негатив копировался на пластину, которая затем подвергалась травлению, и получалось растровое клише. В процессе травления происходило растворение незащищенных участков металла травящими растворами – азотной, соляной, серной и др. кислотами, хлоридом железа.

В случае необходимости получения оттисков, содержащих светлое изображение на темном фоне, с оригинала, имеющего темное изображение на белом фоне, изготовливали выворотное клише («выворотку»). Копирование в этом случае осуществлялось не с негатива, а с диапозитива.

Для цветных оригиналов производилось несколько печатных форм, каждая из которых воспроизводила элементы изображения одного основного цвета – в процессе печати цветными красками получали совмещенные многокрасочные оттиски.

Клише чаще всего изготавливались из цинковых сплавов, и поэтому соответствующее подразделение типографии называлось цинкографией.

Стереотипирование. Тиражирование способом высокой печати предполагало изготовление вторичной формы – стереотипа, представлявшего собой монолитную рельефную копию в масштабе один к одному оригинальной (первичной) формы высокой печати. Использование стереотипов давало возможность применять в высокой печати ротационные печатные машины, размножать оригинальные формы для печатания больших тиражей сразу на нескольких машинах.

После того, как метранпаж сверстал и закрепил полосы (расстановка полос, заключка формы), а в редакции произвели окончательную корректуру, наступала стадия матрицирования. Матрица изготавливалась с оригинальной формы методом прессования на пластичном материале – увлажненном матричном картоне. Матрицы прессовались с эластичными прокладками из поропласта, кирзы, фланели, расположенными над матричным картоном. Для газет применялось т.н. «холодное матрицирование», когда плиты пресса оставались холодными, а книжно-журнальные матрицы изготавливались на прессах с нагретыми плитами («горячее матрицирование»).

Отливка стереотипов из свинцово-сурьмяно-оловянистого сплава («литые стереотипы») производилась на автоматических, полуавтоматических и ручных стереотипных отливных станках. Для печатания на ротационных машинах изготавливались ротационные (полукруглые) стереотипы, для печатания на плоских машинах – плоские стереотипы. Литые стереотипы проходили механическую доработку на фрезерных, расточных, строгальных и др. станках (убирались заусеницы, углублялись отдельные пробельные участки). Стереотипы покрывали тонким строем никеля или хрома для повышения тиражеустойчивости.

При офсетной печати, наиболее распространенной в России сегодня, используются плоские формы – металлические пластины, на которых пробельные элементы смачиваются водными растворами, печатающие – неполярной краской, содержащей жирные кислоты. Влажные валики прокатываются по всей поверхности формы – и пробельные элементы воспринимают влагу; затем прокатываются красочные валики – и краска остается только на печатающих элементах. Но предварительно в процессе изготовления печатных форм будущие печатающие элементы обрабатываются гидрофобизирующими веществами, а пробельные – гидрофилизирующими растворами для создания адсорбционных пленок на поверхности формного материала.

Перед печатью (в некоторых случаях – перед матрицированием) осуществлялся спуск полос, т.е. расстановка сверстанных полос издания в таком порядке, чтобы при печати и дальнейшей обработке (фальцовке, подборке) обеспечить правильный порядок страниц журнала или газеты, подготовленных на бумаге или пленке

Печатание тиража. В рулонной ротационной печатной машине имеется четырехцилиндровый печатный аппарат для переноса краски с формы на бумагу; красочный аппарат, наносящий краску на форму; бумагопроводящая система, подающая бумагу к печатному аппарту и выводящая оттиски из машины; устройства для приемки и обработки отпечатанной продукции (фальцовка, обрезка).

Для печатания газет используется газетная бумага – низкозольная, непроклеенная, машинной гладкости или суперглазированная, с преобладанием древесной массы (плотность – 30-52 г/кв.м).

Характеристики офсетной бумаги – чистоцеллюлозная, белая, клееная, с хорошей стойкостью поверхности, низкой деформацией при увлажнении, глазированная (плотность – 60-240 г/кв.м). В офсетной печати бумажное полотно проходит между двумя эластичными офсетными цилиндрами, которые наносят изображение с двух сторон.

Для глубокой печати (чаще всего таким способом тиражируются журналы) применяется чистоцеллюлозная, белая, слабоклееная, высокозольная, мелкопористая, глазированная бумага (плотность – 60-220 г/кв.м).

Фальцевальный аппарат – это машина, предназначенная для фальцовки (складывания) отпечатанных листов в тетради (4, 8, 13, 16, 24, 32 стр.). Образование и проглаживание сгиба (фальцовка) выполняется вращающими валиками

Необходимо учитывать особые технологические условия газетно-журнального производства. Например, то, что на малоклееной газетной бумаге, состоящей из пористых древесных волокон, изображение знака становится расплывчатым, что сравнительно жидкая газетная краска сушится путем впитывания, а не окисления (как в случае с более тяжелыми красками). Все это, а также скоростное тиражирование способствует искажению рисунка знака, к тому же в местах соединения штрихов в рисунке собирается грязь.

Ключевые понятия:

Бумага – материал, состоящий преимущественно из растительных волокон (газетная, офсетная, ватман, калька, копировальная и т.д.); характеризуется массой 1 кв.м (4 –250 г), толщиной (4 – 400 мм), механическими свойствами, цветом, белизной, гладкостью, впитывающей способностью.

Верстатка – инструмент, применяемый при ручном наборе текста для установки литер и пробельного материала, извлекаемых из наборных кассы.

Гарт – сплав свинца, сурьмы и олова (с добавлением меди) для отливки типографского шрифта, набора и стереотипов.

Клише – металлическая или деревянная печатная форма с рельефным рисунком, вытравленным, награвированным или изготовленным гальванопластическим способом; служит для воспроизведения иллюстраций.

Литера – брусок из металла (из типографского сплава – гарта), дерева или пластмассы, имеющий на одном из торцов печатающий элемент – рельефное изображение буквы или знака (выпуклое очко).

Матрица – углубленная форма для отливки наборных литер, для изготовления набора в наборных машинах, получения стереотипов.

Офсет – способ печатания, при котором краска с печатной формы (цинковой, алюминиевой и т.д.) перетискивается под давлением на обтянутый резиной цилиндр, а с него на бумагу.

Печатная форма – скомплектованный типографский набор, стереотип, пластина, цилиндр и т.п., поверхность которых разделена на печатающие (дающие оттиск на бумаге) и пробельные (непечатающие) элементы. Различают печатные формы при высокой печати – набор, клише, стереотип; при плоской – форма на монометалле (алюминий, цинк), биметалле и триметалле (например, сталь, медь, хром), на стекле; при глубокой – медные или хромированные цилиндры.

Печать – совокупность способов и приемов получения изображения на бумаге и других материалах путем перенесения красочных слоев с печатной формы на запечатываемый материал (различают высокий, глубокий, трафаретный, плоский, офсетный и типоофсетный, флексографский, струйный и др. способы печати); процесс получения печатных оттисков; периодические издания (газеты, журналы).

Пуансон – вырезанное из стали выпуклое изображение, которым выдавливают на меди матрицу для отливки шрифта.

Ракель – тонкая заточенная полированная стальная пластинка, снимающая краску с непечатающей поверхности печатной формы в машинах глубокой – ракельной – печати (краска остается лишь в углублениях последней, откуда и отпечатывается на бумагу).

Растр – оптический прибор из двух склеенных зеркальных стекол с вытравленными и зачерненными параллельными линиями, образующими очень мелкую сетку.

Стереотип – металлическая, резиновая или пластмассовая монолитная печатная форма, представляющая копию с типографского набора или клише.

Тираж – количественный показатель издательской продукции, исчисляемый в экземплярах издания; в газете – более сложное понятие, включающее такие аспекты, как структура тиража, подписной и розничный тираж и др.

Сноски и примечания:

1. «Би Шен для каждого знака изготовлял отдельную литеру из прямоугольного брусочка вязкой глины, на котором вырезал рельефное изображение знака. Для каждого знака он хранил по несколько литер (до 20). Перед печатанием Би Шен накладывал железную рамку на железную дощечку, покрытую смесью смолы, воска и бумажной золы. Затем вплотную друг к другу он укладывал литеры в рамку, немного подогревал доску с рамкой для размягчения клейкого состава и нажимал на набор в рамке гладкой деревянной дощечкой, добиваясь ровной поверхности наборного «поля». По окончании печатания, подогрев дощечку с набором, Би Шен «разбирал» набор, ударяя рукой по дощечке (литеры выпадали из размягченной клейкой массы)» – Васильев В.И Техника научного книгопечатания. История, состояние, перспективы. М., 1981, с. 34.

2. «…Многие страны Европы претендовали на пальму первенства в изобретении книгопечатания. Памятники с надписью «Изобретатель книгопечатания» установлены в голландском городе Гарлеме – Лаврентию Костеру, в итальянском городке Фельтре – Памфилио Кастальди. Французы доказывали, что их соотечественник, золотых дел мастер Прокопий Вальдфогель из древнего города Авиньона печатал еще до Гутенберга, а бельгийцы в качестве первопечатника называли Иоанна Брито» – Васильев В.И. Указ. соч., с.35.

3. Расстояние между верхними и нижними стенками литеры называется кеглем, расстояние между боковыми стенками определяет толщину литеры. Свободные места сверху и снизу от очка литеры называются заплечиками, сбоку – межбуквенными интервалами (апрошами). Выпуклое очко литеры называется головкой, а остальная часть – ножкой. Расстояние между основанием ножки и печатающей поверхностью очка определяет рост, одинаковый для всех литер. На нижней стенке литеры размещена сигнатура – поперечное скругленное углубление, помогавшее наборщику точно устанавливать литеру в верстатку

4. См. Кацпржак Е.И. История письменности и книги. М., 1955, с. 50.

5. Один из основателей гамбургской фирмы URW Software & Type Gmbh и разработчик первого в мире профессионального программного пакета для автоматизированного проектирования шрифтов с помощью компьютера IKARUS Петер Каров пишет: «Развитие электроники в 60-х и 70-х годах ХХ века принесло, возможно, самые значительные изменения. Проектирование шрифта от первого наброска до законченного продукта всегда было, есть и будет непростой задачей. Технические процессы, составляющие производство шрифта, всегда адаптировались к изменениям в технологии набора. Однако кое-что осталось без изменений: главным залогом успеха новой гарнитуры является художественно и технически совершенный рисунок шрифта. Глубокие рассуждения об оптических и технических проблемах каждого отдельного знака плюс технические ноу-хау в различных областях шрифтового производства, технологии набора и методах печати все еще являются предпосылками для создания шрифтов, предназначенных для длительного использования.

Даже сегодня, 50 лет спустя после ее создания, гарнитура Futura все еще является эталоном для любого уважающего себя печатника. Спроектировав шрифт Futura в 20-х годах ХХ-го века, Пауль Реннер утвердил новые принципы создания шрифтов. Свободная от украшательств и излишеств, столь характерных для стиля модерн, Futura с ее спокойными очертаниями проложила дорогу качественно новому дизайну…» – Каров П. Шрифтовые технологии. Описание и инструментарий. М., 2001, с. 67).

Трафаретная печать не применяется при производстве газет и журналов, хотя находит широкое применение в полиграфии, а также в текстильной и радиопромышленности, приборостроении, электронике и др. Это способ печати, при котором оттиск получают путем продавливания краски с помощью эластичного ракеля через печатную форму (шелк, синтетическая ткань, металл) на бумагу или другой материал. Печатающие элементы формы представляют собой открытые участки сетки, пробельные же элементы перекрываются особым копировальным слоем.

Ракель – устройство, применяемое в печатных машинах глубокой и трафаретной печати. В глубокой печати при помощи ракеля краска снимается с непечатающих участков поверхности печатной формы, в трафаретной – ракель одновременно перемещает краску вдоль формы и продавливает ее через ячейки сетки на запечатываемую поверхность.

Наши рекомендации