Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература:

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные Краткая аннотация
Елизаров, А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие.   М.: «Ось-89», 2003. - 336 с. ISBN 5-86894-714-2 Данное учебное пособие написано применительно к курсам «Консультативная психология», «Психология семьи и семейное консультирование» для студентов факультетов психологии. Подробно рассматриваются различные подходы к психологическому консультированию, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии, разобраны этапы и структура консультативного процесса, разобраны конкретные приемы и методы работы. Приведено подробное описание и разбор случая из консультативной практики. Пособие предназначено для студентов, изучающих психологию, аспирантов, практических психологов, преподавателей дисциплин пси­хологического цикла.
Пахальян, В.Э. Психологическое консультирование СПб.: Лидер, 2006. - 256 с. В учебном пособии представлены разнообразные материалы, которые могут помочь начинающему практическому психологу понять сущность психологического консультирования как одного из важнейших видов работы и специфику его использования в разных условиях. В книге показана не только основная проблематика консультирования как вида психологической практики, но и особенности ее реализации в практической психологии образования, специфика личностно-ориентированного психологического консультирования субъектов образовательной среды. Также предложены возможные способы организации и проведения учебных занятий, направленных на понимания сущности -ориентированного психологического консультирования. В приложении - фрагменты работ, которые стали классикой зарубежной и отечественной теории и практики психологического консультирования.
Сапогова, Е.Е. Консультативная психология: учебное пособие. М.: ИЦ «Академия», 2008. – 352 с. ISBN: 978-5-7695-4868-0 Учебное пособие содержит систематизированную информацию об истории, типах и видах психологического консультирования, особенностях личности консультанта и характере его взаимодействия с клиентами, об основных техниках и приемах современной консультативной работы, а также об актуальных направлениях консультативной психологии и специфике консультативной деятельности в отношении наиболее частых проблем, с которыми обращаются к психологу клиенты. Для студентов высших учебных заведений.

8.2. Дополнительная литература:

№п/п Автор и название литературного источника Выходные данные Краткая аннотация
1. Бурменская, Г.В., Карабанова, О.А., Лидерс, А.Г. Возрастно-психологическое консультирование М.: изд. Центр консультативной и практической психологии, 1998. – 120 с.   В монографии рассматриваются актуальные проблемы и задачи-консультирования по вопросам психического развития, обучения и воспитания детей. Дается разбор типичных психологических трудностей детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Анализируются вопросы диагностической и коррекционной работы.
2. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. В 2-х частях. М.: Генезис, 2004. Ч. 1. — 160 с. Ч. 2 — 128 с.   Настоящее пособие рассчитано на психологов, работающих с детьми и подростками. Оно содержит конкретные рекомендации по проведению диагностического обследования ребенка, интерпретации результатов и консультированию родителей и педагогов. Первая часть в основном посвящена проблемам диагностики. Во второй части пособия описываются наиболее распространенные виды жалоб и типичные причины, приводящие к поведенческим трудностям, школьной неуспеваемости и эмоциональным нарушениям. Предлагается общее направление консультирования в соответствии с жалобами клиента и психологическими особенностями ребенка.
3. Красило, А.И. Психологическое консультирование посттравматических состояний: учеб.-метод. пособие. РАО, МПСИ. - М.: Изд-во МПСИ, 2004. - 88 с.   В книге рассматривается новый подход к пониманию психологической травмы и задачам психолога в работе с пострадавшим. Подчеркивается ответственность психолога, работающего с травмой, не только за развитие личности ребенка или подростка, но и за состояние социальной среды, в которой формируется личность несовершеннолетнего. Обсуждается различие психологического консультирования и психотерапии. Анализируются основные свойства психологической травмы: неисчерпаемость, целостность, связанность переживания прошлого травматического события с личными достижениями и самооценкой в настоящем и другие. Обосновывается введение понятий: «социальный невротик», «инферал» и других.
4. Психологическое консультирование: практическое руководство./ Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: ИД «Бахрах-М», 2011. – 824с. Предлагаемая книга последовательно вводит психолога в круг наиболее распространенных проблем, с которыми клиент приходит к консультанту. Одновременно она подробно знакомит с различными методиками проведения консультаций, начиная с простейших и заканчивая самыми сложными случаями. Книга предназначена практикующим психологам, студентам-психологам и всем тем читателям, кто ищет ответы на важные для себя психологические вопросы.
5. Райх, В. Характероанализ. Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. М.: Когито-Центр, 2006. - 368 c.   В книге наиболее полно выражено то новое, что Райх привнес в психоанализ и что позволило ему назвать свою концепцию характероанализом. В основу книги положено первое, венское, издание 1933 г. В переводе с английского даны все те материалы, которые были включены Райхом в два последующих нью-йоркских издания труда 1945 и 1948 гг. Они представляют стремительную эволюцию автора «от психоанализа к оргонной биофизике». Во вступительной статье дан развернутый анализ жизни, личности Райха и его работы над данной книгой. В Приложении рассмотрены некоторые темы его писем и дневников.
6. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: Издательство Института психотерапии, 2006, - 512 с. Впервые издающаяся на русском языке монография крупнейшего авторитета мировой психологии и одного из основателей гуманистического направления представляет собой уникальное пособие по психотерапии. Анализируя проблемы психотерапии, автор в доступной форме излагает свое видение успешного процесса консультирования и знакомит читателя со своим подходом к терапии, получившим название "клиент-центрированный". Книга адресована профессиональным психологам, студентам психологических, медицинских и педагогических вузов, широкому кругу читателей.
7. Фрейд, З. О клиническом психоанализе: Избр. соч. М.: Медицина, 1991. - 286 с. Книга включает лекции всемирно известного психиатра З. Фрейда: «О психоанализе», главы из монографий «Исследования истерии» (первая публикация на русском языке) и «Толкование сновидений». В них изложены новые представления о происхождении, методах исследования (свободные ассоциации, толкование сновидений, трансфер) и лечение (катарсис, психоанализ) неврозов. Вступительная статья раскрывает связь теории Фрейда с современной физиологией мозга.
8. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. СПб.; М.: Изд-во Сова; ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 c.   Книга знакомит читателя с одним из наиболее популярных в наше время направлений психотерапии — рационально-эмоциональной терапией (РЭТ). Ее основатель, А. Эллис, считает, что все люди склонны к построению нелогичных, иррациональных мыслительных комбинаций, которые в рамках РЭТ называются «мистическим мышлением». Эллис утверждает, что фактически все проблемы человека — это результат мистического мышления, подчинения многочисленным «следует», «нужно» и «должен». Безусловно, человеку приходится сталкиваться с реальными проблемами, но ужас и непомерная тяжесть сопровождающих их переживаний — это вымышленные, иллюзорные демоны. РЭТ утверждает, что человек может контролировать и влиять на свои эмоциональные реакции, чувства и поведение. Поскольку он сам невольно заставляет себя страдать, он также может заставить себя прекратить испытывать страдания.
9. Юнг, К.Г. и др. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М.: Мартис, 1995. - 320с. Книга состоит из двух разделов, в первом представлены статьи К. Г. Юнга разных лет, во втором - статьи современных американских психоаналитиков, последователей Юнга. Для специалистов и широкого круга читателей.
10. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 2006, - 607с.   В предлагаемом вниманию читателей издании сделана очередная – не первая и не последняя – попытка обобщить, а точнее, осмыслить по-новому, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности, разработанных в психологии за минувшие сто лет – собственно, за всю историю ее научного периода. В этом плане перед вами – энциклопедия, прежде всего по актуальным направлениям современной психологической науки. Книга охватывает наиболее значимые теории личности в современной психологии.

Наши рекомендации