Этот радостный танец и пение всегда являются час­тью четырех ежегодных праздников в Ашраме

Не принимайте религию всерьез. В ней вы можете петь и плясать — вытянутые лица не нужны. Вы слишком долго жили с вытянутыми лицами. Если вы видите старое лицо Бога, это грустно. Это создает печаль. Теперь мы нуждаемся в пляшущем и смеющемся Боге.

Вы должны танцевать в экстатическом настроении. Вся ваша жизненная энергия должна изливаться, смеяться, петь. Празднуйте жизнь.

Как медитационная техника, Киртанимеет три стадии, каждая по 20 минут.

Первая стадия.

С закрытыми глазами танцуйте, пойте и хлопайте в ла­доши. Будьте полностью включены в танец.

Вторая стадия.

Ложитесь, будьте молчаливы и неподвижны.

Третья стадия.

Снова танцуйте и пойте в полном отключении. Поте­ряйте себя.

* * *

Медитация — это не нечто, чем вы, занима­етесь по утрам и с этим покончено. Медита­ция — это нечто, в чем вы должны жить каж­дый миг вашей жизни. Ходите, спите, ешьте, говорите, слушайте — это должно стать не­ким климатом. Расслабленный человек — ос­тается в нем. Человек, который постоянно от­брасывает прошлое, остается медитативным. Никогда не действуйте, исходя из выводов, эти выводы являются вашей обусловленностью, предубеждениями, желаниями, страхами и всем остальным. Короче вы в этом!

ВЫ — означает ваше прошлое. ВЫ — озна­чает весь ваш прошлый опыт. Не позволяйте мертвому управлять живым, не позволяйте прошлому влиять на настоящее, не позволяй­те смерти властвовать над жизнью — вот что такое медитация. Коротко говоря, в меди­тации вы не там. Мертвое не контролирует живое.

ЖИВИТЕ В ЭТОТ МИГ

Когда вы углубляетесь в медитацию, время исчезает. Когда медитация действительно расцветет, никакого вре­мени не найдешь. Это происходит одновременно — когда ис­чезает ум, исчезает и время. Потому-то на протяжении ве­ков мистики говорили, что время и ум — ни что иное, как две стороны одной медали. Ум не может жить без времени, а время не может жить без ума. Время — это способ существо­вания ума.

Потому-то все Будды настаивали: “Живите этим мгнове­нием”. Жить в это мгновение — это медитация, быть просто здесь и сейчас — это медитация. Те, кто просто здесь и сей­час в каждый миг со мной — в медитации. Это медитация — вдалеке кукует кукушка, пролетает самолет и вороны, и птички — и все в молчании, и в уме нет никакого движения. Вы не думаете о прошлом и не думаете о будущем. Время остановилось. Мир остановился.

Остановка мира— в этом все искусство медитации. А жить в данный миг— это жить в вечности. Вкушать миг — без идей, без ума, значит вкушать бессмертие.

ТЕХНИКИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Если вы не используете обычную жизнь как метод медитации, ваша медитация станет видом бегства от действительности.

СТОП!

Начните практиковать один очень простой метод, по крайней мере 6 раз в день. Каждый раз для этого нужно всего полминуты, так что это составит три минуты в день. Это самая короткая медитация в мире! Но вы должны де­лать ее внезапно — в этом её суть.

Идя по улице — вы вдруг вспоминаете. Остановитесь, ос­тановитесь полностью, никаких движений. Будьте присутствующим в течение полуминуты. Какова бы ни была ситу­ация, остановитесь полностью и просто будьте свидетелем тому, что происходит. Потом снова начинайте двигаться. 6 раз в день. Можно делать больше, но не меньше — вы больше откроетесь. Это нужно делать внезапно.

Если вы внезапно становитесь присутствующим, вся энергия изменяется. Последовательность происходящая в уме, останавливается. И это происходит настолько внезап­но, что ум не может немедленно создать новую мысль. На это нужно время, разум глуп.

Где угодно, как только вы вспомните— встряхнитесь всем существом и остановитесь. Не только вы осознаете это. Вскоре вы почувствуете, что другие осознали вашу энер­гию — что произошло нечто; в вас входит что-то неведомое.

РАБОТА КАК МЕДИТАЦИЯ

Когда бы вы не чувствовали, что вы в неважном настрое­нии и не расположены работать, перед тем, как приступить к работе, в течение 5 минут делайте глубокий выдох. Чувст­вуйте, как с каждым выдохом вы изгоняете плохое настроение — и вы будете удивлены тем, что за 5 минут вы вдруг вернетесь к нормальному настроению, а плохое исчезнет, тьмы больше не будет.

Если вы можете превратить свою работу в медитацию, это — наилучшее. Тогда медитация никогда не будет в конфликте с вашей жизнью. Все, что бы вы не делали, может стать медитативным. Медитация— не что-то отдельное она — часть жизни. Она совсем как дыхание, как если вы] вдыхаете и выдыхаете, вы также и медитируете.

И это — всего лишь перенос ударения, ничего более не нужно делать. То, что вы делали неаккуратно, начинайте делать внимательно. То, что вы делали ради неких резуль­татов, например денег- это — все о'кей, но вы можете сделать их добавочным феноменом. Деньги — это неплохо, и ес­ли ваша работа дает вам деньги — хорошо, деньги нужны, но они еще не все. И если между делом вы можете получить гораздо больше удовольствии, зачем их упускать? Они бес­платны.

Вы будете делать свою работу независимо от того, люби­те вы ее или нет, так что внеся в ней любовь, вы получите многое другое, то, что вы иначе утрачиваете.

Те, кто занимается творческой работой, могут сде­лать свою жизнь медитацией, так, как Ото описывает это в ответ на вопрос художника.

Искусство — это медитация; любой вид активности ста­новится медитацией, если вы в нем полностью утрачиваете себя, так что не оставайтесь простым техником. Если вы просто техник, тогда живопись никогда не станет медитацией; вы должны совершенно в ней обезуметь, сойти с ума, полностью утратить себя, не зная, куда вы идете, не зная, что вы делаете, не зная, кто вы есть.

Это состояние не-знания будет медитацией — дайте ей произойти. Картину нужно не рисовать, а только позволить ей случиться — и я не имею ввиду, что вы просто ленитесь, нет, тогда она никогда не случится. Вы должны стать одер­жимы ею, вы должны стать очень, очень активны — и все же ее не делать- В этом то вся и загвоздка, в этом весь фо­кус; вы должны быть активным — и все же не быть делате­лем.

Подойдите к холсту. В течение нескольких минут — про­сто медитируйте, просто молчаливо сидите перед холстом. Это должно походить на автоматическое письмо. Вы берете в руку перо и молчаливо сидите — и вдруг вы чувствуете, что рука вздрагивает — и не то, чтобы это сделали вы, вы знаете, что вы этого не делали. Вы просто этого ждали. Рука вздрагивает и начинает двигаться, что-то начинает проис­ходить.

Таким же образом вы должны начинать и свою картину. Несколько минут медитации, просто будьте доступны. Всему, что случается, вы позволили случиться. Вы внесете весь свой опыт и позволите этому случиться.

Берите кисть и начинайте. Сначала медленно, так что вы не вносите себя. Просто начинайте медленно. Пусть предмет начинает протекать через вас в соответствии с самим собой — и тогда потеряйтесь в нем. И не думайте ни о чем ином. Искусство должно быть ради искусства, тогда оно ~ медитация. Никаким иным мотивам не позволяйте в это входить. И я не говорю, что вы не должны продавать свои картины или их выставлять; это совершенно правильно, но это — побочный продукт. Это — не мотив. Нужно есть — вот и нужно продавать картины, но это больно, что их продают это — почти как продавать своего ребенка. Но это нужно так что все 0'кей. Вы чувствуете печаль, но это — не мотив вы не рисовали ей ради продажи. Она должна быть прода­на—это другое дело, но мотив — не в этом; иначе вы остане­тесь техником.

Вы должны потеряться. Вам не нужно оставаться, вы должны полностью исчезнуть в вашей картине, в вашем танце, в дыхании, в пении. Чтобы вы ни делали, вы должны полностью потеряться в неконтролировании.

МЕДИТАЦИЯ ДЛЯ САМОЛЕТА

Вы не сможете найти лучшей ситуации для медитации, чем во время полетов на больших высотах. Чем больше высо­та, тем легче медитировать. Потому-то в течение столетий медитирующие отправлялись в Гималаи в поисках больших высот.

Когда гравитация уменьшается, а земля далеко внизу, отпадают многие земные путы. Вы далеко от коррумпированного общества, которое построил человек. Вы окружены облаками, и звездами, и луной, и солнцем, и огромным про­странством. Итак сделайте одно: начните чувствовать себя единым с бесконечностью, и делайте это в три стадии.

Первая стадия такова: в течение нескольких минут про­сто думайте, что вы становитесь больше- вы заполняете весь самолет.

Потом — вторая стадия: начинайте чувствовать, что вы становитесь даже еще больше, чем самолет, в действитель­ности теперь самолет внутри вас.

И третья стадия: чувствовать, что вы распространились на все небо. Теперь эти облака, движущиеся вокруг, и луна, и звезды — движутся в вас: вы огромны, беспредельны.

Это чувство станет вашей медитацией, и вы почувствуе­те себя полностью расслабленным и ненапряженным.

* * *

Теперь пауке нужны великие меди­тирующие, иначе эта земля обречена,

Медитация не является ни путешествием в пространстве, ни путешествием во времени, но она — постоянное пробуждение.

Вот в чем секрет.

ДЕАВТОМАТИЗИРУЙТЕСЬ

Если мы сможем деавтоматизировать свою деятель­ность, тогда жизнь становится медитацией. Тогда любая мелочь — принятие душа, еда, разговор с другом — стано­вится медитацией. Медитация — это качество, которое можно привнести во что угодно. Это — не специфическое действие. Люди же думают именно так, они думают, что медитация — это специфическое действие — когда вы сидите, обратясь лицом к востоку, повторяете определен­ные мантры, жжете благовония, делаете то, делаете это в особое время особым образом и особыми жестами. У медитации со всем этим нет ничего общего. Все это способно авто­матизировать, а медитация против автоматизма.

Так что, если можете оставаться бдительным, любая де­ятельность есть медитация, любое движение вам очень поможет.

КУРИТЕЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ

Ко мне пришел один человек. Он страдал оттого, что по­стоянно курил в течение 30 лет; он был болен, и врачи сказали: “Вы никогда не выздоровеете, если не бросите курить”. Но он был хроническим курильщиком и не мог себе помочь. Он пытался — не то, чтобы он не пытался, — он очень ста­рался и очень от этого страдал — но лишь день или два, а потом снова, снова возникало столь большое влечение, кото­рое его просто сметало. Он вновь подпадал под действие привычек.

Из-за этого курения он утратил все самоуважение: он знал, что он не смог бы сделать и малой вещи: он не смог бы бросить курение. Он потерял в своих глазах всю свою цен­ность, он думал о себе, как о самом малоценном человеке в мире. Он себя не уважал. Он пришел ко мне.

Он сказал: “Что мне делать? Как мне бросить курить?” Я сказал: “Никто не может бросить курить. Вы должны понять. Курение теперь уже не является вопросом вашего ре­шения. Оно вошло в мир ваших привычек, оно укоренилось. 30 лет — большой срок. Оно пустило в вашем теле корни, в вашей химии; оно распространилось повсюду. Теперь это уже не вопрос, решаемый вашей головой, ваша голова ниче­го не может поделать. Голова импотентна, она может что-то начать, но не сможет это с легкостью кончить. Раз вы нача­ли и раз уж вы так долго практиковались, вы великий йог — 30 лет практикуя курение! Оно стало автономным, вы должны его деавтоматизировать.” Он сказал: “Что вы понимаете под „деавтоматизацией"”?

И вот в чем вся медитация — в деавтоматизации.

Я сказал: “Делайте одно: забудьте о бросании курить. В. этом нет нужды. В течение 30 лет вы жили и курили; конечно, это было страданием, но вы к этому привыкли. И какая разница в том, что вы умрете на несколько часов раньше, чем вы бы умерли, если бы не курили? Чем вы здесь занима­етесь? Что вы сделали? Так в чем же дело — умрете вы в по­недельник, во вторник или в воскресенье, в этом году, в том году — какая разница?”

Он сказал: “Да, это правда, никакой разницы”. Тогда я сказал: “Забудьте об этом: мы этого вообще не будем прекращать. Наоборот, мы будем это понимать. Так что в следую­щий раз вы сделаете это медитацией”.

Он сказал: “Медитацию из курения?” Я сказал: “Да. Если люди Дзен могут сделать медитацию из питья чая, и сделали это церемонией, почему бы и нет?”

“Курение может быть прекрасным как медитация”. Он выглядел растерявшимся. Он сказал:“0 чем вы гово­рите?” Он ожил! Он сказал: “Медитация? Скажите же мне — я сгораю от нетерпения!”

Я дал ему медитацию. Я сказал: “Сделайте одно. Когда вы достаете пачку сигарет из кармана, делайте это медленно. Наслаждайтесь этим, безо всякой спешки. Будьте созна­тельны, бдительны и доставайте ее медленно, с полным осознаванием. Потом достаньте из пачки сигарету — с пол­ным осознаванием, медленно— без прошлой спешки, без прошлой бессознательности и механичности. Потом посту­чите сигаретой по пачке — но очень бдительно. Слушайте звук, совсем, как люди Дзен, когда начинает петь самовар и кипеть вода для чая- и ощущайте аромат. Потом понюхай­те сигарету и ощутите красоту запаха-”

Он сказал: “О чем вы говорите? Красоту?” — “Да. Он пре­красен. Табак так же божественен, как любое другое. Вдыхайте его, это аромат Бога”.

Он посмотрел на меня с удивлением. Он сказал: “Что? Вы шутите?” — “Нет, я не шучу”.

Даже когда я шучу, я не шучу, я очень серьезен.

“Потом вы положите ее в рот, с полным осознанием, за­жгите её с полным осознанием. Наслаждайтесь каждым действием, каждым малым действием и разделяйте это на столько маленьких действий, на сколько возможно, чтобы вы могли стать все более и более сознающим”.

“Тогда сделайте первую затяжку. Бог в форме дыма. Ин­дусы говорят: „Аннам Брахм" — „Пища — это Бог". Почему не дым? Все есть Бог. Глубоко заполните легкие — это пранаяма. Я даю вам Новую Йогу для нового века! Потом выпустите дым, расслабьтесь, следующая затяжка — и делайте все очень медленно.

Если вы сможете делать это, вы будете удивлены; вскоре вы увидите всю глупость этого. Не из-за того, что другие сказали, что это глупо, не потому, что другие сказали, что это плохо. Вы это увидите. И это видение не будет всего лишь интеллектуальным. Оно будет исходить от всей вашей сущности, оно будет видением вашей тотальности. И тогда, однажды, если это отбрасывается, — это отбрасывается, ес­ли продолжается— то продолжается. Вам не нужно об этом беспокоиться”.

Через три месяца он пришел и сказал: “Но это отбро­шено”.

“Теперь, — сказал я, — попробуйте с другими вещами”.

Вот в чем секрет: деавтоматизироваться. Гуляйте, гуляй­те медленно, внимательно. Смотрите, смотрите внимательно — и вы увидите деревья — более зеленые, чем они были когда бы то ни было, а розы — более розовые, чем были ког­да-либо. Слушайте! Кто-то говорит, сплетничает — слушай­те, слушайте внимательно. Когда говорите вы — говорите внимательно. Пусть вся ваша пробудившаяся активность деавтоматизируется.

* * *

Медитация — это не опыт, это — осознавание свидетеля. Просто смотрите, просто на­блюдайте и оставайтесь центрированным в наблюдении и тогда все — всеобще. Иначе ни­что не является тотальным. И тогда все удов­летворено: Иначе — ничто не удовлетворено. Медитируйте на лицо вашей возлюбленной. Если вы любите цветы, медитируйте на розу, медитируйте на луну — или на то, что вы лю­бите. Если вы любите пищу, медитируйте на неё.

ПРОСТО ОБЫЧНЫЙ ЧАЙ -НАСЛАЖДАЙТЕСЬ ИМ

Живите от мгновения к мгновению. В течениетрех не­дель попытайтесь чтобы вы ни делали, делать это настоль­ко тотально, насколько возможно; любите это и наслаж­дайтесь этим. Возможно это покажется глупым. Если вы пьете чай, глупо наслаждаться им слишком сильно — это лишь обычный чай.

Но обычный чай может стать необычайно прекрасным — огромный опыт, если вы сможете наслаждаться им. Наслаждайтесь им с глубоким почтением. Сделайте это цере­монией: готовить чай, слушать как закипает вода в чайнике, потом наливать чай- ощущать его аромат, пробовать его и чувствовать себя счастливым. Мертвые не могут пить чай, лишь живые. В это мгновение вы живы! В это мгновение вы пьете чай, чувствуйте благодарность! И не думайте о буду­щем; следующее мгновение позаботится о себе. Не думайте о завтра: три недели живите в моменте.

Наши рекомендации