А теперь — хорошие новости

Надлежащая музыка тоже может быть средством поднятия настроя и поддержания порыва. В статье, которая напечатана в номере журнала "Psychology Today" за июль/август1993 года, говорится:

Играйте или воспроизводите малышам, начинающим ходить, некоторые балетные мелодии — и это может напрямую воздействовать на их мозг. Если исследователи из Калифорнийского университета правы, то обучение малышей основам музыки распахивает их умы перед наукой и математикой.

Когда нейробиолог д-р Франсис Раушер тестировала способность трехлетних детей к рассуждениям, она нашла ее весьма недостаточной. Но после трех месяцев уроков музыки малыши очень умело складывали составные головоломки и кубики с рисунками. Д-р Раушер полагает, что музыка "тренирует" у маленьких детей те из врожденных базовых нервных связей, которые имеют отношение к абстрактным рассуждениям.

В ее исследованиях все дети, обучавшиеся в трех различных школах с разным контингентом учащихся, после музыкальных занятий лучше проявляли себя при тестировании независимо от их социально-экономического статуса. Они подняли свои умственные способности выше среднего уровня с помощью ритмичных мелодий, разучиваемых на клавиатуре, — музыка развила их умы. "Следует рассматривать музыку как своего рода праязык, который в раннем возрасте возбуждает врожденные структуры мозга и способствует их более широкому использованию в других высших когнитивных (познавательных) функциях".

Раушер недавно играла некоторые произведения Моцарта учащимся колледжа Ирвина, причем, как и предсказывалось, после этого старшеклассники мастерски, что называется, "со свистом", справились с домашними заданиями по математике. Именно сочетание линейного и структурированного формата в таких пьесах великого австрийца, как "Eine Kleine Nachtmusik" ("Маленькая ночная серенада"), настраивает умы людей на математический лад. У Моцарта музыкальные пассажи повторяются весьма логичным и ритмичным образом.

Согласно мнению известного венгерского специалиста в вопросах музыки .д-ра Клары Кокаш, формальное обучение музыке улучшает успеваемость по всем другим школьным предметам. Она установила, что дети, которые получили формальное музыкальное образование, лучше успевают по всем другим школьным предметам, причем рост показателей достигает 30 процентов. Полученные ею результаты показали, что усилия, требуемые для изучения музыки как теоретической дисциплины, позволяют детям легче овладеть такими предметами, как математика и языки. Можно сказать, что хорошая музыка вдохновляет нас добиваться большего успеха и продвигает нас на более высокий уровень мышления и функционирования. Однако — и это верно без всяких исключений — музыка, которая эффективно воздействует столь полезным образом, имеет тот же ритм, что и наши тела; это касается приятных мелодий, маршей, патриотической и религиозной музыки, равно как и классических произведений Шопена, Шуберта, Бетховена, а также многих других мастеров.

Есть и многое другое

В статье, которая помещена в номере журнала "Sky Magazine" за февраль 1993 года, указывается, что врачи называют музыку натуральным транквилизатором, и именно поэтому многие люди обращаются к любимой музыкальной пьесе, чтобы в конце дня отдохнуть и расслабиться.

Возможно, один из самых старых примеров воздействия музыки — это библейский рассказ о царе Давиде, который обратился к своей арфе, дабы избавить царя Саула от злого духа. Часто основателем практики музыкальной терапии называют великого древнегреческого философа и математика Пифагора, жившего в шестом веке до нашей эры, хотя он, скорее всего, действовал, опираясь на еще более древнюю традицию.

Говард Мартин, вице-президент Института математики сердца, мозгового центра менеджмента в условиях стресса, который расположен в Боулдер-Крик, Калифорния, указывает, что для тех, кто ежедневно проезжает за рулем большое расстояние от места работы до места жительства и обратно, музыка успокаивающего типа, как говорится, то, что доктор прописал. "Когда человеку постоянно приходится иметь дело с дорожными пробками, он рискует потерять впустую массу энергии, если из-за этого непрерывно ворчит и жалуется. Через какое-то время эта утечка энергии накапливается, и люди реально платят некую пошлину умственного и эмоционального свойства, что воздействует на них и чисто физиологически" .

Вывод отсюда кажется очевидным. Один из способов всегда держаться на плаву, иными словами, в большем объеме располагать контролем над своими чувствами и эмоциями, ощущать в себе больше энтузиазма, а также больше физической, умственной и эмоциональной вовлеченности — это проявлять внимательность и осторожность при подборе прослушиваемой музыки. Мягкие, успокаивающие мелодии, когда нам нужно отдохнуть и расслабиться, и живая, веселая, приподнятая, позитивная направленность песни, звучащей в тот момент, когда утром мы должны встать и начать свой рабочий день, — все это может существенно изменить дело.

Наши рекомендации