Список сокращений и список символических обозначений. 35 страница
КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ(англ. cluster analysis)— математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей (как объективных, так и субъективных), характеризующих ряд объектов (напр., испытуемые, стимулы), сгруппировать их в классы (кластеры) т. о., чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с объектами, входящими в др. классы. На основе численно выраженных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, которые могут выражаться как в Евклидовой метрике (наиболее употребимой), так и в др. метриках. Метод К. а. нашел широкое применение в психолингвистике, характерологии,антропологии, археологии и др. (В. Ф. Петренко.)
КЛАУСТРОФОБИЯ(от лат. claustra — клетка; преграда) — навязчивый страх перед пребыванием в замкнутом пространстве, закрытом помещении. См. Изоляция, Космическая психология, Навязчивые состояния, Неврозы, Фобии.
КЛЕПТОМАНИЯ(от греч. klepto — ворую, краду) — навязчивое (патологическое, непреодолимое) стремление к воровству (без корыстной цели). См. Навязчивые состояния.
КЛИКА(от фр. clique — банда, шайка).
1. Группа людей, стремящихся любыми средствами достичь корыстных, неблаговидных целей. См. Корысть.
2. Группа сверстников численностью примерно 3-9 человек, изолированная или в составе компании.
КЛИМАКС(от греч. klimax — лестница, klima — наклон) — период в жизни человека, характеризующийся угасанием (инволюцией) функции половой системы, происходящим на фоне общих возрастных изменений организма (син. климактерий). Ср.: Акме, Возраст, Старение.
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ(англ. clinical psychology;от греч. kline — постель, больничная койка) — термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих значений близкий термину «мед. психология»;обозначает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и девиантных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психопатическими, психосоматическими и пограничными расстройствами (см. Социореадаптация).
Исторически представления о предмете и методах К. п. претерпели существенные изменения. Свои истоки она берет в работах психиатров конца XIX — нач. XX вв. (Э. Крепелина, Э. Кречмера, Брейера, З. Фрейда,Ж. Шарко, П. Жане и др.), стремившихся с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать ее феноменологию и специфическое отличие от нормы.
Клинический метод складывался, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии (внимательное, сочувственное наблюдение; интуитивное понимание больного как человека) с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.
Др. источником К. п. можно считать изучение индивидуально-психологических различий Ф. Гальтоном и Дж. Кеттеллом в Англии, А. Бине и Ф. Симоном во Франции, положившее нач. применению тестов при исследовании психически больных. После Второй мировой войны в западной К. п. происходит смещение интереса с тестирования интеллекта на изучение индивидуальных личностных особенностей. Проективные методызавоевывают все большую популярность, представляя компромисс между, с одной стороны, стремлением сциентистски настроенных психиатров ограничить субъективность, произвольность трактовок психоанализа и, с др. стороны, растущей потребностью клинической практики в более тонком, глубоком понимании бессознательных тенденций личности, их психологического смысла, влияния на течение и прогноз болезни. (См. Тесты проективные.)
Проективные методы позволяют также перекинуть мостик между 2 видами клинической практики — диагностикой и психотерапией. С 1960-х гг. благодаря «антипсихиатрическому течению»в К. п. проникают гуманистические идеи, и психотерапия (подобно др. видам психологической помощи) становится главной формой профессиональной деятельности психолога в клинике. Изменяется и само понятие «клиника», становясь синонимом «клиники жизни»,включая в себя многообразие межличностных проблем, конфликтов,экзистенциальных кризисов. К. п. все реже понимается как узко прикладная к мед. практике область; границы ее профессиональной компетентности расширяются от постели больного к его жизни внутри больничного коллектива и вне его. Возникновение социальной психиатрии способствует еще большему распространению внебольничных форм ведения больного, в т. ч. групповой и семейной психотерапии,психологического консультирования. Т. о., доминирующим становится целостный экологический подход к больному человеку, ориентированный на активацию потенциальных резервов и механизмов выживания, способствующих более гармоничному взаимодействию его с социумом.
На наш взгляд, термином «К. п.» обозначается особый подход, метод в широком смысле слова, позволяющий изучать не болезнь, а больного человека, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. Он объединяет номотетические и идиографические знания о человеке: общепсихологические закономерности — с фактами, выводимыми «методом прецедента»,т. е. путем наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа т. н. случая (case study — детальное описание и изучение 1 индивида), в результате чего складывается целостное представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания человеком наиболее значимых аспектов его жизненной истории (см. Идиографический подход).
Среди современных тенденций развития К. п. следует отметить смену естественнонаучной, нозоцентрической парадигматики на гуманитарно- и личностно-центрированную. В рамках этого подхода психодиагностика и психологическая помощь направлены не столько на выявление дефицитарных, сколько сохранных аспектов личности больного человека, развитие способности к духовному росту, порождению новых творческих способов совладания с болезненными состояниями и критическими жизненными ситуациями. Клинический подход в широком смысле слова позволяет решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым и детям в сфере воспитания и образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей и инвалидов, создавать специальные программы работы с жертвами насилия и посттравматического стресса. (Е. Т. Соколова.)
КОГИПОНИМЫ— метаязыковой термин, относящийся к терминам, обозначающим разные виды одного и того же (логического) рода, напр.: шахматы и шашки; ощущение и восприятие; мышление и воображение; кошка и собака.
КОГНИТИВНАЯ КАРТА(англ. cognitive тар)— субъективное представление о пространственной организации внешнего мира, о пространственных отношениях между объектами, об их положении в среде. К. к. играют важную роль в практической деятельности человека. Они служат основой ориентации в пространстве, позволяя двигаться в нем и достигать цели. К. к. есть не только у взрослых людей, обладающих речью и интроспекцией.Даже очень маленькие дети вполне успешно перемещаются у себя в доме, по крайней мере в тех комнатах, где им приходится часто бывать и где находятся важные для них вещи. Э. Толмен (1948), впервые предложивший этот термин, исследовал формирование К. к. у животных. Он обнаружил, что крысы, научившись проходить путь в лабиринте к кормушке, могли при необходимости тот же путь преодолеть и вплавь, т. е. они действовали согласно карте ситуации. У. Найссер (1981) полагает, что К. к. различных уровней (карта города, карта района и т. д.) скорее вложены друг в друга, чем следуют друг за другом. Отношение между ними аналогично отношению между теми реальными объектами, которые они отражают. (Т. П. Зинченко.)
Добавление ред.:К.к. — метафорический термин, предложенный амер. необихевиористом Э. Ч. Толменом (1886-1959) для обозначения целостного образа (представления) некоторой обстановки, сложившегося в ходе предшествующего опыта животного или человека и определяющего их поведение. Толмен ввел это понятие в статье «К. к. у крыс и человека» (1948) след. образом: «поступающие стимулы перерабатываются в центральной управляющей инстанции в особую структуру, которую можно было бы назвать К. к, окружающей обстановки. И именно эта примерная карта, указывающая пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, окончательно определяет, какие именно ответные реакции... будет в конечном счете осуществлять животное». Чтобы не создавать путаницы, К. к., которые имел в виду Толмен, следовало бы назвать «непосредственными» (или «натуральными»), поскольку люди широко пользуются разнообразными знаковыми картами (и им подобными средствами), нередко функционирующими в виде интериоризованных (субъективных) репрезентаций, что и составляет одно из центральных положений культурно-исторической психологии Л. С. Выготского.(Б. М.)
КОГНИТИВНАЯ НАУКА(англ. cognitive science)— широкая междисциплинарная область исследований и знаний,а также совокупность многих дисциплин, которые изучают преимущественно интеллект (разум), но делаются попытки охватить всю психическую сферу. В этой области сотрудничают философы и логики, лингвисты и семиотики, специалисты по компьютерным наукам и искусственному интеллекту,математики... и, конечно, специалисты по когнитивной психологии, нейропсихологии, детской психологии и когнитивной антропологии. См. Моделирование в психологии.(Б. М.)
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ(англ. cognitive psychology)— одно из направлений преимущественно амер. психологии, возникшее в нач. 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму.К. п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Современная К. п. состоит из многих разделов: восприятие,распознавание образов, внимание, память, воображение, речь,психология развития, мышление и принятие решения,в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект.С момента возникновения К. п. ее основным методом был информационный подход,в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти,протекавшие в основном в миллисекундном диапазоне времени (см. Метод микроструктурного анализа, Парадигма Стернберга).С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С др. стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в т. ч. рос. ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод). (А. И. Назаров.)
КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА(англ. cognitive ergonomics)— раздел эргономики,в котором изучаются и проектируются интерфейсы «человек—др. компоненты рабочей системы»(особенно программное обеспечение) на основе изучения деятельности человека (его мышления, памяти, восприятия и т. д.). (К. В. Самойлов.)
КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС(англ. cognitive dissonance)— переживание дискомфорта, возникающее из-за действий, идущих вразрез с собственными убеждениями (аттитюдами).Внутренняя проблема, внутриличностный конфликт может разрешиться, если изменить убеждения или интерпретацию ситуации. См. Конфликт внутриличностный, Теория когнитивного диссонанса.
КОГНИТИВНЫЙ КОНТУР(англ. subjective contour)— кажущееся очертание целостной фигуры, изображенной специальным способом в виде ее отдельных фрагментов (рис. 5). Син. субъективный, или иллюзорный, контур.
Рис. 5. Примеры когнитивных (субъективных контуров)
КОД (англ. code).
1. В широком смысле набор правил, норм, ставящих в соответствие определенным сигналам или знакам некоторые фиксированные «значения».В др. терминологической традиции, К. — принятый в культуре набор правил соответствия между означающими и означаемыми, позволяющих единообразно интерпретировать (декодировать) знаковые формы (означающие). К. можно также определить как систему (алфавит) условных обозначений, применяемых при кодировании различных сообщений. С этой т. зр., язык есть очень грандиозный К. См. Кодирование, Кодирование оптимальное.
2. Сами сообщения, представленные в виде последовательности сигналов или знаков, несущих информацию о ч.-л. Это понимание, как отмечает Л. Ф. Чертов (1993), восходит к военной криптографии, в рамках которой зарождалась общая теория кодирования К. Шеннона; возможная путаница 2 значений устраняется использованием слова «шифр» для 1-го значения. (Б. М.)
КОДИРОВАНИЕ (англ. coding).
1. Преобразование сигнала из одной энергетической формы в др.
2. Преобразование одной системы сигналов или знаков в др., что часто называется также «перекодированием», «сменой кода» (для речи — «перевод»).
3. К. (мнемическое) — процесс преобразования воспринятой информации в кратковременной памяти для облегчения ее запоминания. См. Запоминание, Теория двойного кодирования.
4. Процесс порождения (эмиссия) речи (активная речь, экспрессивная речь).А «декодирование» — прием и интерпретация, процесс понимания речевых сообщений (пассивная речь, импрессивная речь).См. Психолингвистика.
5. К. поведения — термин психотерапии,обозначающий определенные внушения больному. (Б. М.)
КОДИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЕ (в инженерной психологии)(англ. optimal coding) — создание кодов,обеспечивающих максимальную скорость и надежность приема и переработки информации об объекте управления человеком-оператором (см. Прием информации, Декодирование).
Проблема К. о. — одна из центральных в конструировании средств отображения информации и информационных моделей.Решение этой проблемы включает 3 аспекта: 1) психофизический— выбор физического алфавита сигналов в соответствии с чувствительностью анализаторов,их способностью к адаптации и т. п.; 2) теоретико-информационный— выбор оптимальной длины алфавита сигналов и информационных параметров элементов алфавита; 3) психологический— изучение психологических закономерностей приема и переработки информации (процессов обнаружения, различения,решения задач, механизмов памяти). Последний аспект — основной в решении проблемы К. о. в каждом конкретном случае. К проблеме К. о. относится также динамическое кодирование — разработка кодов, изменяющих свои характеристики в соответствии с логикой приема и переработки информации оператором.
Большое значение для решения проблемы К. о. имеют принципы многомерностии системной организациикода. Реализация 1-го принципа позволяет решать как традиционные вопросы, так и круг задач по созданию полисенсорных информационных моделей. Принцип системной организации кода предполагает конструирование кодов, учитывающих требования (иногда противоречивые) разных операций по приему и переработке информации и поэтому пригодных для решения оператором широкого круга задач (различения, опознания, принятия решений и т. д.). (В. М. Мунипов.)
КОЖНО-ГАЛЬВАНИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ(КГР) (англ. galvanic skin response)— биоэлектрическая реакция, регистрируемая с поверхности кожи; как показатель неспецифической активации широко используется в психофизиологии.Син. психогальванический рефлекс, электрическая активность кожи (ЭАК). КГР рассматривается как вегетативный компонент ориентировочной реакции,оборонительных, эмоциональных и др. реакций организма, связанных с симпатической иннервацией, мобилизацией адаптационно-трофических ресурсов и т. д., и представляет собой непосредственный эффект активности потовых желез. КГР можно регистрировать с любого участка кожи, но лучше всего — с пальцев и кистей рук, подошв ног.
Широкому применению КГР в исследовательских и практических целях положили нач. фр. невропатолог К. Фере, обнаруживший, что при пропускании слабого тока через предплечье происходят изменения в электрическом сопротивлении кожи (1888), и рос. физиолог И. Р. Тарханов (Тархнишвили, Тархан-Моурави), открывший кожный потенциал и его изменение при внутренних переживаниях и в ответ на сенсорное раздражение (1889). Эти открытия легли в основу 2 главных методов регистрации КГР — экзосоматического(измерение сопротивления кожи) и эндосоматического(измерение электрических потенциалов самой кожи). Позже оказалось, что методы Фере и Тарханова дают неодинаковые результаты.
К. Юнг и Ф. Петерсон (1907) были одними из первых, кто показал связь КГР и степени эмоционального переживания. В КГР Юнг видел объективное физиологическое «окно» в бессознательные процессы. КГР относится к числу наиболее распространенных психофизиологических показателей, что объясняется легкостью ее регистрации и квантификации. Она успешно используется для контроля за состоянием человека при выполнении разных видов деятельности (диагностика функционального состояния),в исследованиях эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной деятельности; является одним из показателей в детекции лжи (см. Детектор лжи).Обнаружены довольно интересные и разнообразные факты: более выраженное повышение КГР в ответ на более смешные шутки (Е. Линде); соответствие пиков КГР стрессогенным эпизодам фильма (Р. Лазарус и др.); более значительное повышение электропроводимости кожи при эмоции страха, чем при эмоции гнева (А. Экс); увеличение КГР при восприятии непристойных слов (Э. Мак-Гиннес) и пр. Все эти факты свидетельствуют о высокой чувствительности показателей КГР. Одно время в КГР видели нечто вроде универсального ключика чуть ли не ко всем психологическим проблемам (здесь сыграли роль «магия объективности» и упрощенное представление, что эмоциональные состояния м. б. описаны с помощью только 1 активациониого измерения), однако это оказалось очередной научной утопией. Об ограниченных возможностях КГР как психофизиологического индикатора свидетельствуют, в частности, данные Г. Джонса (1950) о том, что в некоторых пределах существует обратное соотношение между величиной КГР и возбуждением, проявляющимся в поведении. Кроме того, в исследованиях по эффективности рекламы было обнаружено, что показатели КГР при восприятии рекламы далеко не однозначно связаны с поведенческими реакциями.
В последнее время многие психофизиологи выступают против самого термина «КГР» и заменяют его более точным электрическая активность кожи(ЭАК), объединяющим целый ряд показателей, по-разному реагирующих в зависимости от характера раздражителя и внутреннего состояния испытуемого. К показателям ЭАК относятся уровень потенциала кожи(УПК,или SPL),реакция потенциала кожи(РПК, или SPR),спонтанная реакция потенциала кожи(СРПК, или SSPR), уровень сопротивления кожи(УСК, или SRL), реакция сопротивления кожи(РСК, или SRR), уровень проводимости кожи(УПрК, или SCL) и пр. При этом «уровень» означает тоническую активность (относительно длительные состояния), «реакция» — фазическую активность (короткие, в течение нескольких секунд, ответы на раздражители) и «спонтанная» — реакции, трудно связываемые с к.-л. раздражителем. Уровень тонического электрокожного сопротивления используется как показатель функционального состояния ц. н. с: в расслабленном состоянии, напр. во сне, сопротивление кожи повышается, а при высоком уровне активации понижается. Фазические показатели остро реагируют на состояние напряжения, тревоги,усиление мыслительной деятельности. (И. А. Мещерякова.)
КОЖНОЕ ЧУВСТВО(англ. cutaneous sense, dermal sense)— совокупность сенсорных способностей, связанных с рецепторами кожи. К. ч. включает чувство прикосновения, давления, вибрации, термическое чувство (ощущения тепла и холода), чувство боли. См. Болевые ощущения (и Ноцицептивная чувствительность), Вибрационная чувствительность, Гаптика, Осязание, Тактильная чувствительность, Температурная чувствительность, Соместезия.
КОЖНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ(англ. cuteneous sensation)— ощущения,вызываемые воздействием механических и термических стимулов. Кожная чувствительность обеспечивается системой специальных рецепторов,имеющихся в кожных покровах, включая слизистую оболочку рта и носа, а также роговую оболочку глаз. К К. о. относятся тактильные, вибрационные, температурные и болевые ощущения.К. о. тесно связаны с кинестезическими (двигательными), объединяясь функционально в специальном органе труда и познания (у человека) — руке. Комбинация кожных и кинестезических ощущений обеспечивает осязание предмета. (Т. П. Зинченко.)
КОКАИН (гидрохлорид) (англ. cocaine)— алкалоид, получаемый из листьев южноамер. растения кока (испанское coca).Имеет анестетический эффект при местном применении на слизистые оболочки; сильный стимулирующий наркотик, длительное употребление которого ведет к патологической зависимости — кокаинизм. Листья коки используются при производстве широко известного напитка кока-кола, который не следует ассоциировать с К.
КОМАТОЗНОЕ СОСТОЯНИЕ —см. Сознания патология.
КОММУНИКАЦИЯ(от англ. communicate — сообщать, передавать) ВербальнаяК.— целенаправленный процесс передачи при помощи языка (языкового кода)некоторого мысленного содержания. Ряд авторов считают коммуникативную функцию языка и речи основной и первичной их функцией, а иногда даже утверждается и единственность функции К. Существует и невербальнаяК., которая, с одной стороны, может дублировать и поддерживать вербальную К., с др. — обеспечивать нецеленаправленную передачу всякого психического содержания (не только внутренно-вербального, но и образного, эмоционального, мотивационного). См. Массовая коммуникация, Общение.
КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ(от лат. compensatio — возмещение) — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При К. ф. возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. Согласно концепции П. К. Анохина,в создании новой функциональной системы при К. ф. решающим моментом является оценка результатов попыток организма (животного или человека) устранить дефект (наличие «обратной афферентации»).
Существуют 2 типа К. ф.: внутрисистемная и межсистемная. 1-я осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, 2-я — путем перестройки функциональной системы и включения в работу новых нервных элементов из др. нервных структур. У человека имеют место оба типа К. ф. Так, понимание сложных логико-грамматических конструкций, нарушающееся при поражении третичных отделов коры левого полушария, восстанавливается за счет перевода этой функции на др. уровень регуляции, но в пределах той же функциональной системы; однако процесс звукоразличения, нарушающийся, напр., при поражении левой височной коры, можно восстановить лишь за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов. Восстановление высших психических функций составляет специальный раздел нейропсихологии.
К. ф. имеет большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. Так, К. ф. зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит г. о. путем развития осязания (т. е. за счет комплексной деятельности двигательного и кожного анализаторов), что требует специального обучения.
К. ф. происходит наиболее успешно в процессе целенаправленного обучения с применением специальных методов и различных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры и аппаратуры, преобразующей звуковые сигналы в световые, — при дефектах слуха; приборов, преобразующих световые сигналы в звуковые, — при поражениях зрительного анализатора и др.). (В. И. Лубовский.)
КОМПИЛЯЦИЯ(англ. compilation;от лат. compilare — грабить, похищать).
1. Проверка и перевод программы с языка программирования на машинный язык. Программа, осуществляющая К., называется компилятором.
2. Литературная (в т. ч. научная) работа, составленная посредством выписок и переработки др. сочинений, без приложения самостоятельного творчества, своих оригинальных мыслей. Компилятивный— составленный посредством К.
3. Процесс перехода содержания декларативной памяти в процедурную, т. е. процесс формирования навыка (операции),иногда тоже называют К. См. Память процедурная.(И. Б. Мещеряков.)
КОМПЛЕКС(от лат. complexio — связь, соединение; совокупность; рассказ; вывод).
1. В самом широком смысле К. — это совокупность разнообразных и в то же время чем-то (напр., функционально, генетически) сходных «предметов», составляющих одно целое (спортивный К., К. упражнений, культурный К., симптомо-К., К. оживления и т. д.).
2. Один из видов допонятийных обобщений,представленных в мышлении комплексном.
3. Понятие К. широко используется в глубинной психологии.В аналитической психологии,разработанной К. Юнгом психологической концепции, К. — вытесненные в подсознание («личное бессознательное») аффективно окрашенные (эмоционально заряженные) воспоминания и мысли;др. словами, К. — стабильное соединение, сочетание аффекта (чувства)и представления. З. Фрейд воспользовался юнгианским понятием К. и ввел в свою теорию 2 К. — эдипов К. и К. кастрации. Кроме того, в индивидуальной психологии (А. Адлера)разработаны понятия о К. неполноценности и превосходства.В фолк-психологии под «К.» нередко понимается исключительно «К. неполноценности». (Б. М.)
КОМПЛЕКСЫ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ И ПРЕВОСХОДСТВА(англ. inferiority and superiority complexes; inferiority and superiority feelings).Комплекс неполноценности (К.. н.) обозначает не столько локальный феномен душевной жизни, сколько концепцию психического развития и энергетики. Концепция К. н. принадлежит А. Адлеру,первому отказавшемуся от пансексуализма классического психоанализа.Заменить Фрейдово либидо как энергетический двигатель психической активности и поведения призван был К. н. Согласно Адлеру, каждый человек в раннем детстве переживает чувство собственной недостаточности, как бы неполноценности. В отсутствие дополнительно провоцирующих это переживание факторов (болезнь, небрежность родителей, реальные или мнимые неудачи, уродства и т. п.) обоснованием для него служит просто сама по себе слабость ребенка, ограниченность его сил, подверженность страхам, зависимость от кажущихся ему сильными, знающими, ничего не боящимися, «могущественными» взрослых. Будучи дистоническим, неприятным, чувство неполноценности вытесняется в бессознательное и вместе с тем компенсируется деятельностью по достижению разного рода успехов — реальных или мнимых. Так как К. н. продолжает существовать, несмотря ни на какие достижения личности, он требует постоянной и все большей компенсации — сверхкомпенсации (в отечественной литературе чаще употребляется термин: гиперкомпенсация), порождающей т. н. комплекс превосходства(К. п.) над другими — оборотную сторону К. н. Нужно заметить, что сверхкомпенсация всегда сопутствует К. н., что касается К. п., то он может присутствовать и без К. н., так же как и К. н. может не порождать К. п.