Раздел I СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОмГУ
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ Учебно-методическое пособие
Изд-во ОмГУ
Омск 2004
УДК 159.9
ББК 88я73
В240
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ
Рецензенты:
канд. психол. наук, доц. Л.И. Дементий,
канд. психол. наук, доц. В.В. Лемиш
В240 Введение в профессиюв схемах и таблицах: Учебно-методическое пособие /
Сост. А.Ю. Маленова. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 44 с.
ISBN 5-7779-0530-7
В пособии, состоящем из трех разделов, отражающих логику построения курса «Введение в профессию», обобщена и систематизирована информация в виде схем, таблиц и комментариев к ним.
Для студентов факультета психологии очной, заочной и ускоренной форм обучения.
УДК 159.9 ББК 88я73
Издание осуществлено при финансовой поддержке факультета психологии
ISBN 5-7779-0530-7
© Омский госуниверситет, 2004
Оглавление
Введение
Раздел 1. Структура и организация деятельности в ОмГУ
1.1. Понятие и структура университета ............................................................................................. 6
1.1.1. Понятие и основные задачи ОмГУ ................................................................................. 6
1.1.2. Управление университетом ............................................................................................ 7
1.1.3. Факультет: понятие, структура, управление .................................................................. 9
1.2. Права и обязанности студентов ................................................................................................. 10
1.3. Организация обучения в ОмГУ ................................................................................................. 12
1.3.1. Основные формы обучения и структура учебного года в ОмГУ .............................. 12
1.3.2. Виды занятий и работ, установленные в ОмГУ .......................................................... 13
1.3.3. Текущая и итоговая аттестация в ОмГУ ....................................................................... 15
Раздел 2. Учебно-профессиональная подготовка психологов
2.1. Подготовка профессиональных психологов за рубежом ....................................................... 17
2.2. Подготовка профессиональных психологов в России ........................................................... 19
2.3. Содержание высшего профессионального образования ........................................................ 22
2.4. Факультет психологии ОмГУ: исторический очерк ............................................................... 24
Раздел 3. Специфика психологии как науки и профессии
3.1. Особенности психологии как науки ......................................................................................... 26
3.1.1. Виды и особенности психологических знаний ........................................................... 26
3.1.2. Наука: понятие и критерии. Психология как наука .................................................... 28
3.1.3. Научное социально-психологическое исследование: понятие, структура, этапы .... 29
3.2. Психология как профессия ........................................................................................................ 31
3.2.1. Понятие о профессии. Социальный заказ на психологические знания .................... 31
3.2.2. Особенности профессиональной деятельности психолога ........................................ 32
3.3. Особенности деятельности практического психолога ........................................................... 34
3.3.1. Особенности взаимоотношений психолога-практика с лицами, обратившимися за психологической помощью ......................................................................................... 34
3.3.2. Основные этапы и виды деятельности практического психолога ............................ 36
3.3.3. Основные сферы деятельности практического психолога ......................................... 38
3.4. Этические принципы профессиональной деятельности психолога ..................................... 39
Заключение ......................................................................................................................................... 40
Литература к курсу «Введение в профессию» ................................................................................ 41
Введение
Переход от стадии выбора профессии к собственно профессиональному обучению связан с определенными трудностями, среди которых основной является недостаток информации о студенте как субъекте учебно-профессиональной деятельности, а также о будущей профессии в целом.
Учебно-профессиональная деятельность в вузе организована таким образом, что на протяжении всего обучения постепенно происходит «превращение» студента в профессионала, эти образы как бы накладываются один на другой, в последующем растворяясь друг в друге. Несмотря на то, что конечной целью является профессиональное становление и развитие учащихся, все же освоение роли «студента» и роли «специалиста» требует решения разных задач, предъявляет различные требования к знаниям, умениям, навыкам, особенностям личности. Следовательно, успешность адаптации в условиях высшей школы включает первоначально достижение «студенческой» идентичности, а затем и профессиональной.
В связи с отсутствием опыта не только профессиональной деятельности, но и собственно учебной деятельности в высшем учебном заведении первокурсники нуждаются в информационной и психологической помощи в осознании совершенного выбора и профессии, и места обучения.
Таким образом, на наш взгляд, в качестве основных задач курса «Введение в профессию», выступают:
1. Формирование представления и введение в сферу учебно-профессиональной деятельности как актуальную для студентов вуза;
2. Повышение уровня профессиональной ориентированности первокурсников;
3. Формирование представления о психологии как науке и профессии, о роли и значении данной области знаний в жизни человека и общества;
4. Расширение кругозора о профессиях психологического профиля.
Поставленные задачи требуют построения определенной логики изложения курса «Введение в профессию», из которой следует выделить три основных раздела, составляющих программу изучаемой дисциплины. Первый из них посвящен анализу структуры и организации работы в ОмГУ и включает следующие темы: понятие об университете; структура и организация работы в ОмГУ; организация обучения в ОмГУ. Второй раздел охватывает вопросы, раскрывающие специфику учебно-профессиональной подготовки психологов в России и за рубежом. Третий раздел посвящен анализу психологии как науки и профессии.
В них систематизирован материал с помощью схем и таблиц. На наш взгляд, использование наглядной учебной информации является наиболее приемлемой формой для организации восприятия, осмысления, усвоения и запоминания материала. Обобщенная, систематизированная информация, представленная схематично, сопровождается комментариями, которые направлены на уточнение, конкретизацию и разъяснение используемых понятий и терминов.
Выделение и раскрытие содержания основных понятий способствует их осмыслению, верной интерпретации, корректности использования и в целом овладению научной терминологией как одним из элементов профессиональной культуры.
Все схемы и таблицы составлены автором на основе анализа накопленного материала в области учебной, научной и профессиональной психологической деятельности. В силу особенностей предмета изучения дисциплина «Введение в профессию» тесно связана с такими курсами, как «Общая психология», «Педагогическая психология», «Прикладная психология», «Социальная психология», «Юридическая психология», «Медицинская и клиническая психология», «Методика преподавания психологии», «Психодиагностика», «Консультативная психология», «Психокоррекция», «Психология труда», «Экономическая психология», «Психология управления», «Психология социальной работы», «Психологические основы профориентации и профотбора», «Актуальные проблемы СПС», «Адаптация на рынке труда» и пр., что находит отражение в учебном материале в целом и в данном пособии в частности.
Раздел I СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОмГУ