Шкала ситуационной тревожности
№ | Суждения шкалы | Выбираемые ответы | ||||
нет, это не так | пожалуй, так | верно | совершенно не верно | |||
1. | Я спокоен | |||||
2. | Мне ничто не угрожает | |||||
3. | Я нахожусь в состоянии напряжения | |||||
4. | Я внутренне скован | |||||
5. | Я чувствую себя свободно | |||||
6. | Я расстроен | |||||
7. | Меня волнуют возможные неудачи | |||||
8. | Я ощущаю душевный покой | |||||
9. | Я встревожен | |||||
10. | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | |||||
11, | Я уверен в себе | |||||
12. | Я нервничаю | |||||
13. | Я не нахожу себе места | |||||
14. | Я взвинчен | |||||
15. | Я не чувствую скованности и напряжения | |||||
16. | Я доволен | |||||
17. | Я озабочен | |||||
18. | Я слишком возбужден и мне не по себе | |||||
19. | Мне радостно | |||||
20. | Мне приятно | |||||
Шкала личностной тревожности | ||||||
№ | Суждения шкалы | Выбираемые ответы | ||||
никогда | почти никогда | часто | почти всегда | |||
21. | У меня бывает приподнятое настроение | |||||
22. | Я бываю раздражительным | |||||
23. | Я легко могу расстроиться | |||||
24. | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | |||||
25. | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | |||||
26. | Я чувствую прилив сил, желание работать | |||||
27. | Я спокоен, хладнокровен и собран | |||||
28. | Меня тревожат возможные трудности | |||||
29. | Я слишком переживаю из-за пустяков | |||||
30. | Я бываю вполне счастлив | |||||
31. | Я все принимаю близко к сердцу | |||||
32. | Мне не хватает уверенности в себе | |||||
33. | Я чувствую себя беззащитным | |||||
34. | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | |||||
35. | У меня бывает хандра | |||||
36. | Я бываю доволен | |||||
37. | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | |||||
38. | Бывает, что я чувствую себя неудачником | |||||
39. | Я — уравновешенный человек | |||||
40. | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | |||||
Примечание:Справа в таблице в соответствующих тем или иным ответам столбцах указано количество баллов, которое получает испытуемый за избранный им ответ.
Оценка результатов
При помощи ключа к данной методике, представленного в таблице 28, определяется количество баллов, полученных испытуемым за избранные им ответы на суждения приведенных выше шкал. Общее количество баллов, набранных по всем вопросам шкалы, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс уровня развития соответствующего вида тревожности у данного испытуемого.
Таблица 28
Ключ к методике оценки ситуационной и личностной тревожности
Номер суждения | Ситуационная тревожность (ответы) | Номер суждения | Личностная тревожность (ответы) |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | 4 3 2 1 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 4 3 2 1 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 4 3 2 1 | 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. | 4 3 2 1 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 4 3 2 1 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 4 3 2 1 |
Выводы об уровне развития
3,5—4,0 балла— очень высокая тревожность.
3,0—3,4 балла— высокая тревожность.
2,0—2,9 балла— средняя тревожность.
1,5—1,9 балла— низкая тревожность.
0,0—1,4 балла— очень низкая тревожность.
Методика 21. Агрессивность (Модификация теста Розенцвейга)
Описываемый далее тест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность — это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и неспровоцированным агрессивным действиям.
В данном тесте, основой которого явился известный тест Розенцвейга, испытуемые получают 24 разных рисунка (рис. 69. 1—24).
Рис. 69 (продолжение).
Рис. 69 (продолжение).
Рис. 69 (продолжение).
Рис. 69 (продолжение).
Рис. 69 (продолжение).
Рис. 69 (продолжение).
Рис. 69 (продолжение).
Рис. 69 (продолжение).
Рис. 69 (продолжение).
Рис. 69 (продолжение).
Рис. 69 (продолжение).
На этих рисунках представлены люди в различных эмоциогенных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуациях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, является то что, один человек в них проявляет в отношении другого такие действия, которые этим вторым человеком могут быть поняты по-разному: пассивные, преднамеренно вызывающие или цельные, или случайные, совершенные неумышленно, по незнанию бессознательного желания навредить или унизить другого человека.
Предполагается, что индивид с достаточно развитой чертой характера «агрессивность» на большинство действий подобного рода стороны окружающих людей будет реагировать агрессией, причем где тогда когда действие другого человека не было вызвано стремлением причинить ему неприятности. Индивид, у которого личностная черта агрессивности выражена слабо, на подобные ситуации реагировать по-другому: дружелюбно, стараясь разрядить возникшую напряженность, успокоить, не придать значения случившемуся и т.п.
Перед началом исследования все испытуемые получают инструкцию следующего содержания:
«На каждой из 24 предлагаемых вам картинок изображены два или несколько человек. Один из них совершил какое-то действие в отношении другого, и в связи с этим произнес какие-то слова. Вы должны поставить себя на место этого, другого человека и ответить за него. Свой ответ необходимо дать как можно скорее и тут же его записать на листе бумаги под порядковым номером, соответствующим номеру просмотренного рисунка».