Целостность психических процессов 3 страница
Для оптимального развития компенсаторных психологических механизмов необходимо создавать и укреплять новые установки — своевременно ориентировать себя на новые значимые и посильные цели. Как правило, в семье человек сохраняет возможность не только помогать детям, приносить им пользу и тем утверждаться в жизни, но, используя ее социальные контакты, содержательно общаться с людьми различных поколений, что незаменимо в поддержании творческого и жизненного потенциала. Если в старости человек не находит нового поприща для приложения своих сил, то у него постепенно сужается круг интересов, понижается способность к общению, и он концентрируется только на своем внутреннем мире, у него развивается эгоцентризм.
Тогда обостряются такие возрастные особенности, как консерватизм, стремление поучать, недоверчивость и обидчивость. Особого внимания пожилого человека требует его пониженная приспосабливаемость к новым условиям жизни, поэтому крайне нежелательно резко разрушать его бытовые и производственные стереотипы. Такая перемена может явиться стрессовым фактором и провоцировать нарушение здоровья и психического равновесия. Важным моментом поддержания душевного равновесия в самой глубокой старости является способность к ретроспективе, позволяющая заново переоценить всю свою жизнь, придать новое, большее значение всем ее эпизодам и ситуациям и тем самым утвердиться в представлении о том, что прожита значительная и полная удовлетворения жизнь.
Проявление высших психических процессов имеет личностную специфику. Она определяется и индивидуальными свойствами личности, и влиянием реальных социальных контактов на ее развитие и становление. Именно в этом плане важно представлять себе воздействие на поведение человека его темперамента как физиологической основы его характера, его способностей как меры развития его наследственных задатков в процессе воспитания и обучения — все это определяет самосознание, самоуважение, самооценку и весь стиль его поведения.
Как при организации обучения, так и при профессиональной ориентации и определении круга профессиональных обязанностей весьма важно учитывать уровень и направленность способностей человека. Социалистическое общество заинтересовано в максимальном развитии способностей каждого конкретного человека, поэтому учет одаренности позволяет направить развитие природных задатков в нужное русло с тем, чтобы оптимально использовать все грани дарования каждого человека. Тем более, что, как показали советские психологи, наследственные задатки определяют лишь границы возможного развития способностей, которые весьма широки и, как правило, практически неисчерпаемы. Правильно организованное тестирование интеллекта и направленное развитие способностей позволяют лишь приблизиться к этим границам.
Сплав значимых для человека социальных ролей и его индивидуальных особенностей определяет его самосознание и самооценку. Принимая, примеривая на себя роль собеседника, подставляя себя на его место, человек может представить себе систему его отношений к другим людям и правильно прогнозировать и его поведение и результаты своего взаимодействия с ним. Кроме того, длительное выполнение профессиональной роли позволяет развивать и совершенствовать те грани высших психических функций, которые особо полезны для данной профессии и определяют уровень высокого мастерства. Вместе с тем, профессиональная адаптация без достаточной коррекции может приводить и к профессиональной деформации, т. е. к развитию таких свойств психики, которые имеют неблагоприятное влияние на общение человека вне его профессиональной сферы. Учитывая эту сторону влияния профессиональной роли, человек может осознанно преодолевать ее отрицательные следствия.
Целостность психических процессов реализуется единством сознания и самосознания человека. Опираясь на такие фундаментальные принципы, как активность, непрерывное развитие, погружение и повышение произвольности в осуществлении всех высших психических функций, человек совершенствует свои психические возможности. Становится способным не только усвоить накопленный человечеством культурно-исторический багаж, но и внести свой гражданский и творческий вклад в дальнейшее продвижение человечества по пути прогресса и развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выделяя главную тональность данной работы, определим ее так: насколько важно для каждого человека тратить время и усилия на постижение хоть некоторых аспектов практической психологии и в какой мере этому может помочь подобная книга.
По нашему мнению, проблема психологической грамотности является сейчас одной из наиболее актуальных, и хорошо было бы установить правила сдачи норм по психологии типа ГТО. Действительно, как решать дела политические, производственные и семейные, если нет ясности в понимании того, что такое культура общения и какие препятствия необходимо преодолевать на пути достижения взаимопонимания и доброжелательности, если партнеры изначально стоят на весьма отдаленных позициях? Как способствовать воспитанию благодарности у ребенка, развитию творца из студента, становлению борца из каждого, если неизвестно, когда и как закладываются задатки и основы желаемых качеств. Вообще, можно ли спокойно ждать, пока нас воспитают, нам объяснят, нам растолкуют, нас толкнут и мы двинемся в нужном направлении?
Человек становится личностью не только и не столько под воздействием влияний извне, сколько усилиями самовоспитания, а для этого ему необходимо самопознание. Однако чтобы увидеть в себе нечто существенное, нужно знать, что высматривать, на чем фиксировать свое внимание. Корректировка своего характера, мировосприятия, поведения — дело нелегкое, требующее серьезного труда. И как в каждом деле, здесь важны и нужны не только знания, но и владение приемами и методами. Вот в этом и должна помочь практическая психология.
Как было сказано в предисловии, главная цель книги состояла в попытке ввести элементы общечеловеческого опыта, обобщенного, проанализированного и конденсированного психологической наукой, в сферу личной практики каждого человека. Предполагалось, что использование психологических знаний поможет читателю поднять самосознание на более высокий уровень и приобрести новые возможности объективного анализа своих собственных мотивов и поступков, внутренних свойств и особенностей.
Усилия автора были направлены на развитие способностей каждого не только адекватно понимать свои индивидуальные особенности и психические свойства, но и умений предсказывать поведение других людей, чтобы направлять формирование желательных способов поведения и предупреждать проявление нежелательных.
В жизни каждого человека встречается немало ситуаций, когда он нуждается в помощи. Это моменты принятия важных решений, периоды поиска собственного пути в жизни, трудности в личностном и профессиональном становлении. Чтобы поддержка оказалась своевременной и конструктивной, требуется нечто большее, чем просто добрые намерения,— нужно знать как их осуществить. Автор стремился показать в книге, что наибольшей ценностью обладает такая помощь человеку, испытывающему серьезные трудности, при которой активизируются его внутренние ресурсы, возрастает его способность самостоятельно справляться со своими проблемами.
Удовлетворит ли эта книга эти запросы? Естественно, лишь отчасти. Никакая книга не может дать всеобъемлющего представления об особенностях человеческой психики. Задача этой книги значительно скромнее — опираясь на современные достижения психологии, ответить на некоторые актуальные вопросы. Недостаточная на сегодняшний день стройность психологических теорий и неполнота экспериментальных данных в области прикладных проблем являются причинами того, что целый ряд вопросов остался незатронутым или слабо разработанным, например проблемы мотивов и потребностей воли и характера. Мы надеемся, что в последующие годы многие из изложенных представлений будут уточнены, развиты или пересмотрены. Кроме того, читательская почта направляет наши усилия в сторону доработки и дополнения.
Если после ознакомления с этой книгой читатель поймет что знания по психологии могут быть им усвоены и с успехом применены в житейской и профессиональной практике, то цель книги может считаться достигнутой.
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ПОМЕЩЕННЫХ НА ШМУЦТИТУЛАХ
К стр. 9. X. Бидструп. Познание мира //Бидструп X. Рисунки. М„ 1970, т. 3.
К стр. 25. М. Эшер. День и ночь // The world of М. С. Escher. New York, 1971.
К стр. 51. X. Бидструп. Рассеянность //Бидструп X. Сатира и юмор. Таллин, 1959.
К стр. 75. Иллюстрация из кн.: Пивоваров"А. Мальчик и дерево. М., 1979.
К стр. 139. X. Бидструп. Муки творчества //Херлуф Бидструп. Львов, 1960.
К стр. 189. X. Бидструп. Телефонный разговор // Там же.
К стр. 229. Ж. Ленгрен. Как выступать на совещании (из кн.:
Ле н г р е н Ж. Жизненные советы. М., 1969).
К стр. 255. М. К. Эшер. Рука с отражающей сферой // The world of М. С. Escher. New York, 1971.
К стр. 295. М. К. Эшер. Козел отпущения // Там же.
К стр. 337. X. Бидструп. Четыре темперамента // Бидструп X. Рисунки. М., 1969, т. 2.
К стр. 363. X. Бидструп. Вечная проблема — отцы и дети // Там же.
К стр. 391. М. К. Эшер. Узы единства // The world of М. С. Escher. New York, 1971.
К стр. 449. Иллюстрация из кн.: Г и л ь д е В. И., Ш т а р к е К. Д. Нужны идеи. М., 1973.
К стр. 509. М. К. Эшер. Спирали // The world of M. S. Escher. New York, 1971.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Л е н и н В. И. Полн. собр. соч. Т. 25.
2. Л е н и н В. И. Полн. собр. соч. Т. 29.
3. Л е н и н В. И. Полн. собр. соч. Т. 47.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4.
6. М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч. 2-е изд. Т. 31.
7. Материалы XXVII съезда КПСС. М., 1986.
8. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране: Постановление ЦК КПСС и СМ СССР / /Правда. 1987. 21 марта.
9. А б у л ь-Ф а р а д ж. Книга занимательных историй. М., 1957.
10. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
11. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.
12. А л ь т ш у л л е р Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.
13. А м и н е в Г. А. Вероятностная организация центральных механизмов речи. Казань, 1972.
14. Ананьев Б. Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения / /Вопросы психологии. 1963. № 5.
15. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
16. Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда. М., 1959.
17. Ананьев Б. Г., Д в о р я ш и н а М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968.
18. А н а с т а з и А. А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., 1982.
19. А н о х и н П. К. Эмоции / /Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. М., 1964.
20. А н о х и н П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.
21. Арго А. М: Звучит слово. М., 1968.
22. Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1978.
23. А р т е м ь е в а Е. Ю., Тхостов А. Ш. Патология семантического оценивания при латеральных поражениях мозга / /Нейро-психологический анализ межполушарной асимметрии мозга /Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1986.
24. А с м у с В. Ф. Демокрит. М., 1960.
25.Аствацатуров М. И. Современные неврологические данные о сущности эмоций / /Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. Т. 4. Вып. 9—10.
26. А ш бель С. И., Пенкнович А. А., Х и л ь Р. Г., Воловик Э. М., Голова И. А. Сердечно-сосудистая система хирургов и влияние на нее профессиональной деятельности / /Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1967. № 1.
27. Б а л о н о в Л. Я., Д е г л и н В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. Л., 1976.
28. Б а с с и н Ф. В. Проблема бессознательного. М., 1968.
29. Б а с с и н Ф. В. Предисловие / /Шерток Л. Непознанное в психике человека. М., 1982.
30. Б е л о в В. П. Особенности личности и психосоматические взаимоотношения у больных язвенной болезнью желудка и хроническим язвенным колитом //Невропатология и психиатрия. 1971. Т. 71. № 9.
31. Бехтерев В. М. Внушение и воспитание. Пг., 1923.
32. Блейхер В. М., К рук И. В. Психопатологическая диагностика. Киев, 1986.
33. Б л о н с к и и П. П. Память и мышление / /Избр. пед. и пси-хол. соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1979.
34. Б о г о м о л е ц А. А. Продление жизни. Киев, 1938.
35. Богомолов В. Момент истины. Л., 1981.
36. Б о д а л е в А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.
37. Б о д а л е в А. А. Личность и общение. М., 1978.
38. Б о м Л. Специальная теория относительности. М., 1967.
39. Б о м б а р А. За бортом по своей воле. М., 1959.
40. Б о н г а р д М. М. О понятии «полезная информация» / / Проблемы кибернетики. Вып. 9. М., 1963.
41.Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание, конфликт. Новосибирск, 1983.
42. Б о ч а р о в а С. П. Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе / /Психологический журнал. 1984. № 1. Т. 5.
43. Б р и л л ю э н Л. Наука и теория информации. М., 1960.
44. Б р о д б е н т Д. Е. Установка на стимул и установка на ответ: два вида селективного внимания / /Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея и В. Я. Романова. М., 1976.
45. Б р о м л е и Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.
46. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
47. Б р у ш л и н с к и и А. В. Мышление и прогнозирование. М„ 1979.
48. Б у я н о в М. Н. Беседы о детской психиатрии. М., 1986.
49. Быков К. М. Кора головного мозга и внутренние органы. Киров, 1942.
50. Б ю л е р К. Духовное развитие ребенка. М., 1930.
51. Вайнштейн И. К., Симонов П. В. Эмоциональные структуры мозга и сердце. М., 1979.
52. В а л л о н А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
53. В а л ь д м,,а н А. В., К о з л о в с к а я М. М., Медведев О. С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса. М., 1979.
54. Василев К. Любовь. М., 1982.
55. Васильев И. А., По плужный В. А., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. М., 1980.
56. Вейн А. М. Нарушения сна и бодрствования. М., 1974.
57. Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. М., 1982.
58. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 1. Л., 1974.
59. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 2. Л., 1976.
60. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 3. Л., 1981.
61. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1973.
62. В и д р о у Дж. Естественная философия времени. М., 1964.
63. В и л ю н а с В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
64. В и н е р Н. Творец и робот. М., 1966.
65. В о и т а с и к Л. Психология политической пропаганды. М., 1981.
66. В о л ь п е р т И. Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. Л., 1966.
67. Вундт В. Очерки психологии. М., 1912.
68. В ы г о т с к и и Л. С. Исторический смысл психологического кризиса / /Собр. соч.: В 6 т. Т. I. М„ 1982.
69. В ы г о т с к и и Л. С. Лекции по психологии / /Собр. соч.:
В 6 т. Т. 1. М., 1982.
70. В ы г о т с к и и Л. С. Мышление и речь / /Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
71. Выготский Л. С. История развития высших психических функций / /Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
72. Выготский Л. С.,Геллерштейн С., Фингерт Б., Ширвиндт М. Основные течения современной психологии. М.; Л., 1930.
73. Гагарин Ю. А., Л е б е д е в В. И. Психология и космос. М., 1972.
74. Г а л ь п е р и н П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / /Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959.
75. Гальперин П. Я.,Кобыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
76. Г а н з е н В. А. Восприятие целостных объектов. Л., 1976.
77. Гейзенберг В. Физика в философии. М., 1963.
78.Гельгорн Э.,Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональ- • ные расстройства. М., 1966.
79. Г и д р о в и ч С. Р., С ы р о е ж и н И. М. Игровое модели- , рование экономических процессов (деловые игры). М., 1976.
80. Г и л ф о р д Д ж. Три стороны интеллекта / /Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965.
81. Гиппенрейтер Ю. Б. Глаз как двигательный орган / / Восприятие и деятельность /Под. ред. А. Н. Леонтьева. М., 1976.
82. Г л е э е р В. Д. Механизмы опознания зрительных образов. М.; Л., 1966.
83. Г о р б о в Ф. Д. О помехоустойчивости оператора / /Инженерная психология /В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, Д. Ю. Панов и др.; Под ред. А. Н. Леонтьева. М., 1964.
84. Горбов Ф. Д., Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. М., 1975.
85. Г о р д о н Л. А., Клопов Э. В. Черты социалистического образа жизни. М., 1977.
86. Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. Л., 1974.
87. Грановская Р. М., Березная И. Я. Запоминание и узнавание фигур. Л., 1974.
88. Грановская Р. М., Березная И. Я., Григорьева А. Н. Восприятие и признаки формы. М., 1981.
89. Грановская Р. М., Березная И. Я. Роль различных форм памяти в зрительном опознании букв и цифр / /Психологические проблемы переработки знаковой информации /Отв. ред.В. Ф. Рубахин М., 1977.
90. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Влияние установки на восприятие информации в активных методах обучения / / Методика и практика преподавания в техническом вузе: Научно-методический сб. /Под ред. Ю. С. Васильева. Л., 1983.
91. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. М„ 1970.
92. Григорьева Е. А. Суммарная оценка в рейтинге / /Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете / Под. ред. Б. Г. Ананьева и А. А. Бодалева. Л., 1969.
93. Г р э м Р. Г., Г р е и К. Ф. Руководство по операционным играм. М., 1977.
94. Д е з е р Ф. Рациональное чтение. М., 1980.
95. Декарт Р. Избр. филос. произв. М., 1950.
96. Деловые игры в управлении и экономике строительства / Под ред. В. И. Рыбальского и И. П. Сытника. Киев, 1980.
97. Джеме В. Психология. Пг., 1922.
98. Д ж о н с Д ж. К. Инженерное и художественное конструирование. М., 1978.
99. Д ж о у н с Р. Ф. Уровень шума / /Антология фантастических рассказов. Т. 10. М., 1967.
100. Доброхотова Т. А.,Брагина Н. Н. Функциояальная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М., 1977.
101. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы //Собр. соч.:
В 10 т. Т. 9. М., 1958.
102. Е м е л ь я н о в Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
103. Емельянов Ю. Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л., 1983.
104. Жуков Р. Ф. Исследование операций в деловых играх. Л., 1980.
105. Завалова Н. Д., ЛомовБ. Ф., Пономаре н-к о В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М., 1986.
106. Задачи и конкретные ситуации /Под ред. И. И. Сидорова. М., 1981.
107. 3 а з з о Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды / / Вопросы психологии. 1967. № 2.
108. 3 а п о р о ж е ц А. В. Развитие произвольных движений ребенка. М., 1960.
109. 3 е и г а р н и к Б. В. Патопсихология. М., 1986.
110. Зинченко П. И Непроизвольное запоминание. М., 1981. Ill Зинченко В. П., Величковский Б. М., Вуте-
т и ч Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980.
112. Золотникова А. С. Взаимопонимание и проблема психологического тренинга / /Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга /Под. ред. А. А. Бодалева. М., 1979.
113. Иванов С. М. Отпечаток перстня. М., 1973.
114. И з а р д К. Эмоции человека. М., 1980.
115. Изучение развития поведения детей /Под ред. Л. П. Лип-ситта и Ч. К. Спайкера.М., 1966.
116. И н г в е В. Гипотеза глубины / /Новое в лингвистике. Вып. 4.
М., 1965.
117. Искусство управления и конкретные ситуации /Сост. Г. X. Попов. М., 1977.
118. Капица П. Л. Эксперимент, теория и практика. М., 1981. П9.Карвасарский Б. Д. Неврозы. М., 1980.
120. Кармин А. С., Хайкин Е. П. Творческая интуиция
в науке. М., 1971.
121. Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи детьми-дошкольниками. М., 1968.
122. Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978.
123. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Петрозаводск, 1957.
124. Кедров Ф. Капица: жизнь и открытия. М., 1984.
125. Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975.
126. Клацки Р. Память человека. Структура и процессы. М.,
1978.
127. К л о ш а н с к и и Т. В. Паралингвистика. М., 1974.
128. Ковалев Т. А. Проблема развития социально-перцептивных способностей и вопросы организации социально-психологического тренинга / /Вопросы формирования всесторонне развитой личности / Под. ред. А. А. Бодалева. Кишинев, 1980.
129. К о к Е. П. Зрительные агнозии. Л., 1967.
130. Колмогоров А. Н. Три подхода к определению понятия «количество информации» / /Проблемы передачи информации. Т. 1. М., 1965.
131. Колпакчи М. А. Дружеские встречи с английским языком. Л., 1975.
132. Комаров В. Ф.,Христенко В. Б. Инструкция по организации и проведению имитационной деловой игры «Робинзон»: Методические указания. Челябинск, 1983.
133. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
134. Кон И. С. Дружба. М., 1979.
135. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1980.
136. Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учащегося / /Вопросы психологии. 1980. № 5.
137. Кони А. Ф. Избр. произв.: В 6 т. Т. 6. М., 1966.
138. Кони А. Ф. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1967.
139. Костандов Э. А. Восприятие и эмоции. М., 1977.
140. Костандов Э. А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М., 1983.
141. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1924.
142. Кузнецов Б. Г. Эйнштейн. М„ 1962.
143. К у з н е ц о в О. А., Х р о м о в Л. Н. Техника быстрого чтения. М., 1977.
36,
144. Кузнецов О. А., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. М., 1972.
145. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л., 1967.
146. Кузьмин Е. С..Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л., 1974.
147. Кузьмина Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки / /Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980.
148. Куликов О. А., Грановская Р. М. Почему нужен иной стиль мышления? //ЭКО. 1985. № 11.
149. Кулюткин Ю. Н.,Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М., 1977.
150. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / /Эмоциональный стресс /Под ред. Л. Леви. Л., 1970.
151. Ланге Г. Душевные движения: Психофизиологический этюд. СПб., 1896.
152. Л а т а ш Л. П. Гипоталамус, приспособительная активность и электроэнцефалограмма. М., 1968.
153. Латаш Л. П. Нейрофизиология сна и сновидений //Клиническая нейрофизиология /Под ред. Н. П. Бехтеревой. Л., 1972.
154. Латаш Л.П., Манов Г. А. Связь дельта-сна и фази-ческого компонента «быстрого сна» с сохранением и воспроизведением заученного перед сном словесного материала / /Физиология человека. 1975. № 2.
155. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.
156. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
157. Леонов А. А., Лебедев В. И. Психологические особенности деятельности космонавтов. М., 1982.
158. Леонтьев А. Н. Эмоции //Философская энциклопедия. Т. 5. М„ 1970.
159. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
160. Леонтьев А. Н. Исследования детской речи //Основы теории развития речевой деятельности /А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя и др.; Под ред. А. А. Леонтьева. М., 1974.
161. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
162. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательного учения //Избр. психол. произв. М., 1983.
163. Леонтьев А. Н., Гиппенрейтер Ю. Б. Анализ системного строения восприятия: Сообщение VIII. Влияние родного языка на формирование слуха / /Доклады АПН РСФСР. 1959. № 2.
164. Леонтьев А. Н., Кринчик Е. Н. Переработка информации человеком в ситуации выбора / /Инженерная психология / В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Д. Ю. Панов и др.; Под ред. А. Н. Леонтьева. М., 1964.
165. Леонтьев А. Н., Овчинникова О. В. Анализ системного строения восприятия: Сообщение V. О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей / /Доклады АПН РСФСР. 1958. № 3.
166. Леонтьев А. Н., П а н о в Л. Ю. Психология человека и технический прогресс / /Философские вопросы высшей нервной деятельности и психологии: Материалы к Совещанию по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1962.
167. Лишевский В. П. Педагогическое мастерство ученого.
М., 1975-
168. Лозанов Г. Суггестопедия при обучении иностранным языкам / /Методы интенсивного обучения иностранным языкам /Под ред.
Т Н. Ушаковой. М., 1973.
169. Лозанов Г. Ускоренное обучение и возможности человека / /Перспективы. 1982. № 1.
170. Ломов Б. Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека / /Психологический журнал. 1985. № 6.
171. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1970.
172. Лукреций Тит Кар. О природе вещей. М., 1958.
173. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М.,
1962. ' ., . м
174. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти, м.,
1968. , ,
175. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы / /
Нейропсихический анализ сознательной деятельности. Т. 2. М., 1970. 176 Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 17/. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных
процессов. М., 1974.
178. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.
179. Макаренко А. С. Книга для родителей / / Собр. соч.:
В 7 т. Т. 4. М„ 1957,
180. Мак-Гайр У. Дж. Инь и Янь прогресса в социальной психологии: семь принципов // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М., 1984.
181. Мари щук В. Л., Плетницкий Е. А., Платонов К. К. Напряженность в полете. М., 1969.
182. Мартене Р. Социальная психология и спорт. М., 1979.
183. М е и л и Р. Структура личности / /Экспериментальная психология. Вып. V. М., 1975.
184. Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения // Исследования мышления в советской психологии /Под ред. Н. А. Мен-
чинской. М., 1966.
185. Мехонцев Н. И., Михайлов Н. Н., Ненашев М. Ф. Лектор и слушатель. М., 1975.
186. Мечников И. И. Этюды оптимизма. М., 1909.
187. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1964.
188. Мороз О. М. Изучение'некоторых психологических факторов коррекции трудных подростков / /Психология — производству и воспитанию /Под ред. Е. С. Кузьмина. Л., 1977.
189. Москович В. А. Глубина и длина слов в естественных и искусственных языках. Языковые универсалии и лингвистическая типология. М., 1969.
190. Музыканты смеются /Сост. А. И. Муха. Киев. 1976.
191. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
192. Надирашвили Ш. А. Психолого-педагогические вопросы воспитания / /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1981.
193. Назарова Л. К. О роли речевых кинестезий в письме / /Советская педагогика. 1952. № 6.
194. Н а и с с е р У. Познание и реальность. М., 1981.
195. Налимов В. В. Вероятностная модель языка. М., 1974.
196. Налимов В. В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении / /Бессознательное. Т. 3. /Под ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси, 1979.
197. Н е б ы л и ц ы н В. Д. Б. М. Теплое как теоретик дифференциальной психофизиологии / /Вопросы психологии. 1966. № 5.
198. Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М., 1981.
199. Никифоров А. С. Эмоции в нашей жизни. М., 1978.
200. Новикова Л. А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. М., 1966.
201. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.
202. Организация и проведение деловых игр /Под ред. В. Н. Буркова, А. Г. Ивановского, А. М. Немцова и А. В. Щекина. М., 1975.
203. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
204. Очерк теории темперамента /Под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1973.
205. И. П. Павлов в воспоминаниях современников /Под ред. Е. М. Крепса. М., 1967.
206. Павлов И. П. Проблема сна / /Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. Кн. 2. М.; Л., 1951—1952.
207. Павловские среды. Т. 2. /Под ред. К. М. Быкова. М.; Л., 1949.
208. Пельц Л.,Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., 1973.
209. Пенфилд У., Джаспер Т. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга. М., 1958.