Целостность психических процессов 3 страница

Для оптимального развития компенсаторных психоло­гических механизмов необходимо создавать и укреплять новые установки — своевременно ориентировать себя на новые значимые и посильные цели. Как правило, в семье человек сохраняет возможность не только по­могать детям, приносить им пользу и тем утверждаться в жизни, но, используя ее социальные контакты, содер­жательно общаться с людьми различных поколений, что незаменимо в поддержании творческого и жизненного потенциала. Если в старости человек не находит нового поприща для приложения своих сил, то у него постепенно сужается круг интересов, понижается способность к обще­нию, и он концентрируется только на своем внутреннем мире, у него развивается эгоцентризм.

Тогда обостряются такие возрастные особенности, как консерватизм, стрем­ление поучать, недоверчивость и обидчивость. Особого внимания пожилого человека требует его пониженная приспосабливаемость к новым условиям жизни, поэтому крайне нежелательно резко разрушать его бытовые и про­изводственные стереотипы. Такая перемена может явиться стрессовым фактором и провоцировать нарушение здо­ровья и психического равновесия. Важным моментом под­держания душевного равновесия в самой глубокой ста­рости является способность к ретроспективе, позволяющая заново переоценить всю свою жизнь, придать новое, боль­шее значение всем ее эпизодам и ситуациям и тем самым утвердиться в представлении о том, что прожита зна­чительная и полная удовлетворения жизнь.

Проявление высших психических процессов имеет личностную специфику. Она определяется и индивидуаль­ными свойствами личности, и влиянием реальных социаль­ных контактов на ее развитие и становление. Именно в этом плане важно представлять себе воздействие на пове­дение человека его темперамента как физиологической основы его характера, его способностей как меры разви­тия его наследственных задатков в процессе воспитания и обучения — все это определяет самосознание, самоува­жение, самооценку и весь стиль его поведения.

Как при организации обучения, так и при профес­сиональной ориентации и определении круга профессио­нальных обязанностей весьма важно учитывать уровень и направленность способностей человека. Социалистичес­кое общество заинтересовано в максимальном развитии способностей каждого конкретного человека, поэтому учет одаренности позволяет направить развитие природ­ных задатков в нужное русло с тем, чтобы оптимально использовать все грани дарования каждого человека. Тем более, что, как показали советские психологи, на­следственные задатки определяют лишь границы возмож­ного развития способностей, которые весьма широки и, как правило, практически неисчерпаемы. Правильно ор­ганизованное тестирование интеллекта и направленное развитие способностей позволяют лишь приблизиться к этим границам.

Сплав значимых для человека социальных ролей и его индивидуальных особенностей определяет его самосознание и самооценку. Принимая, примеривая на себя роль собеседника, подставляя себя на его место, человек может представить себе систему его отношений к другим лю­дям и правильно прогнозировать и его поведение и ре­зультаты своего взаимодействия с ним. Кроме того, дли­тельное выполнение профессиональной роли позволяет развивать и совершенствовать те грани высших пси­хических функций, которые особо полезны для данной профессии и определяют уровень высокого мастерства. Вместе с тем, профессиональная адаптация без достаточ­ной коррекции может приводить и к профессиональной деформации, т. е. к развитию таких свойств психики, кото­рые имеют неблагоприятное влияние на общение человека вне его профессиональной сферы. Учитывая эту сторону влияния профессиональной роли, человек может осознанно преодолевать ее отрицательные следствия.

Целостность психических процессов реализуется един­ством сознания и самосознания человека. Опираясь на та­кие фундаментальные принципы, как активность, непре­рывное развитие, погружение и повышение произвольности в осуществлении всех высших психических функций, чело­век совершенствует свои психические возможности. Ста­новится способным не только усвоить накопленный чело­вечеством культурно-исторический багаж, но и внести свой гражданский и творческий вклад в дальнейшее прод­вижение человечества по пути прогресса и развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выделяя главную тональность данной работы, определим ее так: насколько важно для каждого человека тратить время и усилия на постижение хоть некоторых аспектов практической психологии и в какой мере этому может помочь по­добная книга.

По нашему мнению, проблема психологической гра­мотности является сейчас одной из наиболее актуальных, и хорошо было бы установить правила сдачи норм по психологии типа ГТО. Действительно, как решать дела политические, производственные и семейные, если нет ясности в понимании того, что такое культура об­щения и какие препятствия необходимо преодолевать на пути достижения взаимопонимания и доброжелатель­ности, если партнеры изначально стоят на весьма отда­ленных позициях? Как способствовать воспитанию бла­годарности у ребенка, развитию творца из студента, ста­новлению борца из каждого, если неизвестно, когда и как закладываются задатки и основы желаемых качеств. Вооб­ще, можно ли спокойно ждать, пока нас воспитают, нам объяснят, нам растолкуют, нас толкнут и мы двинемся в нужном направлении?

Человек становится личностью не только и не столько под воздействием влияний извне, сколько усилиями само­воспитания, а для этого ему необходимо самопознание. Однако чтобы увидеть в себе нечто существенное, нужно знать, что высматривать, на чем фиксировать свое вни­мание. Корректировка своего характера, мировосприятия, поведения — дело нелегкое, требующее серьезного труда. И как в каждом деле, здесь важны и нужны не только знания, но и владение приемами и методами. Вот в этом и должна помочь практическая психология.

Как было сказано в предисловии, главная цель книги состояла в попытке ввести элементы общечеловеческого опыта, обобщенного, проанализированного и конденсиро­ванного психологической наукой, в сферу личной прак­тики каждого человека. Предполагалось, что использова­ние психологических знаний поможет читателю поднять самосознание на более высокий уровень и приобрести новые возможности объективного анализа своих собствен­ных мотивов и поступков, внутренних свойств и осо­бенностей.

Усилия автора были направлены на развитие способ­ностей каждого не только адекватно понимать свои инди­видуальные особенности и психические свойства, но и уме­ний предсказывать поведение других людей, чтобы направлять формирование желательных способов пове­дения и предупреждать проявление нежелательных.

В жизни каждого человека встречается немало ситуа­ций, когда он нуждается в помощи. Это моменты при­нятия важных решений, периоды поиска собственного пути в жизни, трудности в личностном и профессио­нальном становлении. Чтобы поддержка оказалась свое­временной и конструктивной, требуется нечто большее, чем просто добрые намерения,— нужно знать как их осуществить. Автор стремился показать в книге, что наи­большей ценностью обладает такая помощь человеку, испытывающему серьезные трудности, при которой активи­зируются его внутренние ресурсы, возрастает его спо­собность самостоятельно справляться со своими пробле­мами.

Удовлетворит ли эта книга эти запросы? Естественно, лишь отчасти. Никакая книга не может дать всеобъем­лющего представления об особенностях человеческой пси­хики. Задача этой книги значительно скромнее — опираясь на современные достижения психологии, от­ветить на некоторые актуальные вопросы. Недостаточная на сегодняшний день стройность психологических тео­рий и неполнота экспериментальных данных в области прикладных проблем являются причинами того, что це­лый ряд вопросов остался незатронутым или слабо разра­ботанным, например проблемы мотивов и потребностей воли и характера. Мы надеемся, что в последующие годы многие из изложенных представлений будут уточне­ны, развиты или пересмотрены. Кроме того, читатель­ская почта направляет наши усилия в сторону доработки и дополнения.

Если после ознакомления с этой книгой читатель пой­мет что знания по психологии могут быть им усвоены и с успехом применены в житейской и профессиональной практике, то цель книги может считаться достигнутой.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ПОМЕЩЕННЫХ НА ШМУЦТИТУЛАХ

К стр. 9. X. Бидструп. Познание мира //Бидструп X. Рисунки. М„ 1970, т. 3.

К стр. 25. М. Эшер. День и ночь // The world of М. С. Escher. New York, 1971.

К стр. 51. X. Бидструп. Рассеянность //Бидструп X. Сатира и юмор. Таллин, 1959.

К стр. 75. Иллюстрация из кн.: Пивоваров"А. Мальчик и дерево. М., 1979.

К стр. 139. X. Бидструп. Муки творчества //Херлуф Бид­струп. Львов, 1960.

К стр. 189. X. Бидструп. Телефонный разговор // Там же.

К стр. 229. Ж. Ленгрен. Как выступать на совещании (из кн.:

Ле н г р е н Ж. Жизненные советы. М., 1969).

К стр. 255. М. К. Эшер. Рука с отражающей сферой // The world of М. С. Escher. New York, 1971.

К стр. 295. М. К. Эшер. Козел отпущения // Там же.

К стр. 337. X. Бидструп. Четыре темперамента // Бидструп X. Рисунки. М., 1969, т. 2.

К стр. 363. X. Бидструп. Вечная проблема — отцы и дети // Там же.

К стр. 391. М. К. Эшер. Узы единства // The world of М. С. Escher. New York, 1971.

К стр. 449. Иллюстрация из кн.: Г и л ь д е В. И., Ш т а р к е К. Д. Нужны идеи. М., 1973.

К стр. 509. М. К. Эшер. Спирали // The world of M. S. Escher. New York, 1971.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Л е н и н В. И. Полн. собр. соч. Т. 25.

2. Л е н и н В. И. Полн. собр. соч. Т. 29.

3. Л е н и н В. И. Полн. собр. соч. Т. 47.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4.

6. М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч. 2-е изд. Т. 31.

7. Материалы XXVII съезда КПСС. М., 1986.

8. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране: Постановление ЦК КПСС и СМ СССР / /Правда. 1987. 21 марта.

9. А б у л ь-Ф а р а д ж. Книга занимательных историй. М., 1957.

10. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобрете­ния в области математики. М., 1970.

11. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психо­логической геронтологии. Л., 1974.

12. А л ь т ш у л л е р Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.

13. А м и н е в Г. А. Вероятностная организация центральных механизмов речи. Казань, 1972.

14. Ананьев Б. Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения / /Вопросы психологии. 1963. № 5.

15. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

16. Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмо­ленко А. В. Осязание в процессах познания и труда. М., 1959.

17. Ананьев Б. Г., Д в о р я ш и н а М. Д., Кудрявце­ва Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность вос­приятия. М., 1968.

18. А н а с т а з и А. А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., 1982.

19. А н о х и н П. К. Эмоции / /Большая медицинская энцикло­педия. Т. 35. М., 1964.

20. А н о х и н П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.

21. Арго А. М: Звучит слово. М., 1968.

22. Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1978.

23. А р т е м ь е в а Е. Ю., Тхостов А. Ш. Патология семан­тического оценивания при латеральных поражениях мозга / /Нейро-психологический анализ межполушарной асимметрии мозга /Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1986.

24. А с м у с В. Ф. Демокрит. М., 1960.

25.Аствацатуров М. И. Современные неврологические данные о сущности эмоций / /Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. Т. 4. Вып. 9—10.

26. А ш бель С. И., Пенкнович А. А., Х и л ь Р. Г., Воловик Э. М., Голова И. А. Сердечно-сосудистая система хирургов и влияние на нее профессиональной деятельности / /Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1967. № 1.

27. Б а л о н о в Л. Я., Д е г л и н В. Л. Слух и речь доминант­ного и недоминантного полушария. Л., 1976.

28. Б а с с и н Ф. В. Проблема бессознательного. М., 1968.

29. Б а с с и н Ф. В. Предисловие / /Шерток Л. Непознанное в психике человека. М., 1982.

30. Б е л о в В. П. Особенности личности и психосоматические взаимоотношения у больных язвенной болезнью желудка и хроничес­ким язвенным колитом //Невропатология и психиатрия. 1971. Т. 71. № 9.

31. Бехтерев В. М. Внушение и воспитание. Пг., 1923.

32. Блейхер В. М., К рук И. В. Психопатологическая диаг­ностика. Киев, 1986.

33. Б л о н с к и и П. П. Память и мышление / /Избр. пед. и пси-хол. соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1979.

34. Б о г о м о л е ц А. А. Продление жизни. Киев, 1938.

35. Богомолов В. Момент истины. Л., 1981.

36. Б о д а л е в А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.

37. Б о д а л е в А. А. Личность и общение. М., 1978.

38. Б о м Л. Специальная теория относительности. М., 1967.

39. Б о м б а р А. За бортом по своей воле. М., 1959.

40. Б о н г а р д М. М. О понятии «полезная информация» / / Проблемы кибернетики. Вып. 9. М., 1963.

41.Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание, конфликт. Новосибирск, 1983.

42. Б о ч а р о в а С. П. Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе / /Психологический журнал. 1984. № 1. Т. 5.

43. Б р и л л ю э н Л. Наука и теория информации. М., 1960.

44. Б р о д б е н т Д. Е. Установка на стимул и установка на ответ: два вида селективного внимания / /Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея и В. Я. Романова. М., 1976.

45. Б р о м л е и Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.

46. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

47. Б р у ш л и н с к и и А. В. Мышление и прогнозирование. М„ 1979.

48. Б у я н о в М. Н. Беседы о детской психиатрии. М., 1986.

49. Быков К. М. Кора головного мозга и внутренние органы. Киров, 1942.

50. Б ю л е р К. Духовное развитие ребенка. М., 1930.

51. Вайнштейн И. К., Симонов П. В. Эмоциональные структуры мозга и сердце. М., 1979.

52. В а л л о н А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

53. В а л ь д м,,а н А. В., К о з л о в с к а я М. М., Медве­дев О. С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса. М., 1979.

54. Василев К. Любовь. М., 1982.

55. Васильев И. А., По плужный В. А., Тихоми­ров О. К. Эмоции и мышление. М., 1980.

56. Вейн А. М. Нарушения сна и бодрствования. М., 1974.

57. Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. М., 1982.

58. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 1. Л., 1974.

59. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 2. Л., 1976.

60. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 3. Л., 1981.

61. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1973.

62. В и д р о у Дж. Естественная философия времени. М., 1964.

63. В и л ю н а с В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

64. В и н е р Н. Творец и робот. М., 1966.

65. В о и т а с и к Л. Психология политической пропаганды. М., 1981.

66. В о л ь п е р т И. Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. Л., 1966.

67. Вундт В. Очерки психологии. М., 1912.

68. В ы г о т с к и и Л. С. Исторический смысл психологического кризиса / /Собр. соч.: В 6 т. Т. I. М„ 1982.

69. В ы г о т с к и и Л. С. Лекции по психологии / /Собр. соч.:

В 6 т. Т. 1. М., 1982.

70. В ы г о т с к и и Л. С. Мышление и речь / /Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.

71. Выготский Л. С. История развития высших психических функций / /Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.

72. Выготский Л. С.,Геллерштейн С., Фингерт Б., Ширвиндт М. Основные течения современной психологии. М.; Л., 1930.

73. Гагарин Ю. А., Л е б е д е в В. И. Психология и космос. М., 1972.

74. Г а л ь п е р и н П. Я. Развитие исследований по формирова­нию умственных действий / /Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959.

75. Гальперин П. Я.,Кобыльницкая С. Л. Экспери­ментальное формирование внимания. М., 1974.

76. Г а н з е н В. А. Восприятие целостных объектов. Л., 1976.

77. Гейзенберг В. Физика в философии. М., 1963.

78.Гельгорн Э.,Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональ- • ные расстройства. М., 1966.

79. Г и д р о в и ч С. Р., С ы р о е ж и н И. М. Игровое модели- , рование экономических процессов (деловые игры). М., 1976.

80. Г и л ф о р д Д ж. Три стороны интеллекта / /Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965.

81. Гиппенрейтер Ю. Б. Глаз как двигательный орган / / Восприятие и деятельность /Под. ред. А. Н. Леонтьева. М., 1976.

82. Г л е э е р В. Д. Механизмы опознания зрительных образов. М.; Л., 1966.

83. Г о р б о в Ф. Д. О помехоустойчивости оператора / /Инже­нерная психология /В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, Д. Ю. Па­нов и др.; Под ред. А. Н. Леонтьева. М., 1964.

84. Горбов Ф. Д., Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. М., 1975.

85. Г о р д о н Л. А., Клопов Э. В. Черты социалистического образа жизни. М., 1977.

86. Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. Л., 1974.

87. Грановская Р. М., Березная И. Я. Запоминание и узнавание фигур. Л., 1974.

88. Грановская Р. М., Березная И. Я., Григорь­ева А. Н. Восприятие и признаки формы. М., 1981.

89. Грановская Р. М., Березная И. Я. Роль различных форм памяти в зрительном опознании букв и цифр / /Психологические проблемы переработки знаковой информации /Отв. ред.В. Ф. Рубахин М., 1977.

90. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Влияние установки на восприятие информации в активных методах обучения / / Методика и практика преподавания в техническом вузе: Научно-мето­дический сб. /Под ред. Ю. С. Васильева. Л., 1983.

91. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. М„ 1970.

92. Григорьева Е. А. Суммарная оценка в рейтинге / /Тео­ретическая и прикладная психология в Ленинградском университете / Под. ред. Б. Г. Ананьева и А. А. Бодалева. Л., 1969.

93. Г р э м Р. Г., Г р е и К. Ф. Руководство по операционным играм. М., 1977.

94. Д е з е р Ф. Рациональное чтение. М., 1980.

95. Декарт Р. Избр. филос. произв. М., 1950.

96. Деловые игры в управлении и экономике строительства / Под ред. В. И. Рыбальского и И. П. Сытника. Киев, 1980.

97. Джеме В. Психология. Пг., 1922.

98. Д ж о н с Д ж. К. Инженерное и художественное конструи­рование. М., 1978.

99. Д ж о у н с Р. Ф. Уровень шума / /Антология фантастических рассказов. Т. 10. М., 1967.

100. Доброхотова Т. А.,Брагина Н. Н. Функциояальная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М., 1977.

101. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы //Собр. соч.:

В 10 т. Т. 9. М., 1958.

102. Е м е л ь я н о в Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

103. Емельянов Ю. Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л., 1983.

104. Жуков Р. Ф. Исследование операций в деловых играх. Л., 1980.

105. Завалова Н. Д., ЛомовБ. Ф., Пономаре н-к о В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М., 1986.

106. Задачи и конкретные ситуации /Под ред. И. И. Сидорова. М., 1981.

107. 3 а з з о Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды / / Вопросы психологии. 1967. № 2.

108. 3 а п о р о ж е ц А. В. Развитие произвольных движений ребен­ка. М., 1960.

109. 3 е и г а р н и к Б. В. Патопсихология. М., 1986.

110. Зинченко П. И Непроизвольное запоминание. М., 1981. Ill Зинченко В. П., Величковский Б. М., Вуте-

т и ч Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980.

112. Золотникова А. С. Взаимопонимание и проблема психо­логического тренинга / /Теоретические и прикладные проблемы психо­логии познания людьми друг друга /Под. ред. А. А. Бодалева. М., 1979.

113. Иванов С. М. Отпечаток перстня. М., 1973.

114. И з а р д К. Эмоции человека. М., 1980.

115. Изучение развития поведения детей /Под ред. Л. П. Лип-ситта и Ч. К. Спайкера.М., 1966.

116. И н г в е В. Гипотеза глубины / /Новое в лингвистике. Вып. 4.

М., 1965.

117. Искусство управления и конкретные ситуации /Сост. Г. X. Попов. М., 1977.

118. Капица П. Л. Эксперимент, теория и практика. М., 1981. П9.Карвасарский Б. Д. Неврозы. М., 1980.

120. Кармин А. С., Хайкин Е. П. Творческая интуиция

в науке. М., 1971.

121. Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи детьми-дошкольниками. М., 1968.

122. Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориен­тировки на слово у детей. М., 1978.

123. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Петрозаводск, 1957.

124. Кедров Ф. Капица: жизнь и открытия. М., 1984.

125. Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975.

126. Клацки Р. Память человека. Структура и процессы. М.,

1978.

127. К л о ш а н с к и и Т. В. Паралингвистика. М., 1974.

128. Ковалев Т. А. Проблема развития социально-перцептив­ных способностей и вопросы организации социально-психологического тренинга / /Вопросы формирования всесторонне развитой личности / Под. ред. А. А. Бодалева. Кишинев, 1980.

129. К о к Е. П. Зрительные агнозии. Л., 1967.

130. Колмогоров А. Н. Три подхода к определению понятия «количество информации» / /Проблемы передачи информации. Т. 1. М., 1965.

131. Колпакчи М. А. Дружеские встречи с английским язы­ком. Л., 1975.

132. Комаров В. Ф.,Христенко В. Б. Инструкция по орга­низации и проведению имитационной деловой игры «Робинзон»: Мето­дические указания. Челябинск, 1983.

133. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.

134. Кон И. С. Дружба. М., 1979.

135. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1980.

136. Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учаще­гося / /Вопросы психологии. 1980. № 5.

137. Кони А. Ф. Избр. произв.: В 6 т. Т. 6. М., 1966.

138. Кони А. Ф. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1967.

139. Костандов Э. А. Восприятие и эмоции. М., 1977.

140. Костандов Э. А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М., 1983.

141. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1924.

142. Кузнецов Б. Г. Эйнштейн. М„ 1962.

143. К у з н е ц о в О. А., Х р о м о в Л. Н. Техника быстрого чтения. М., 1977.

36,

144. Кузнецов О. А., Лебедев В. И. Психология и психо­патология одиночества. М., 1972.

145. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л., 1967.

146. Кузьмин Е. С..Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л., 1974.

147. Кузьмина Н. В. Понятие «педагогическая система» и кри­терии ее оценки / /Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980.

148. Куликов О. А., Грановская Р. М. Почему нужен иной стиль мышления? //ЭКО. 1985. № 11.

149. Кулюткин Ю. Н.,Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М., 1977.

150. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические ис­следования / /Эмоциональный стресс /Под ред. Л. Леви. Л., 1970.

151. Ланге Г. Душевные движения: Психофизиологический этюд. СПб., 1896.

152. Л а т а ш Л. П. Гипоталамус, приспособительная активность и электроэнцефалограмма. М., 1968.

153. Латаш Л. П. Нейрофизиология сна и сновидений //Кли­ническая нейрофизиология /Под ред. Н. П. Бехтеревой. Л., 1972.

154. Латаш Л.П., Манов Г. А. Связь дельта-сна и фази-ческого компонента «быстрого сна» с сохранением и воспроизведением заученного перед сном словесного материала / /Физиология человека. 1975. № 2.

155. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.

156. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

157. Леонов А. А., Лебедев В. И. Психологические осо­бенности деятельности космонавтов. М., 1982.

158. Леонтьев А. Н. Эмоции //Философская энциклопедия. Т. 5. М„ 1970.

159. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

160. Леонтьев А. Н. Исследования детской речи //Основы теории развития речевой деятельности /А. Н. Леонтьев, А. А. Леон­тьев, И. А. Зимняя и др.; Под ред. А. А. Леонтьева. М., 1974.

161. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

162. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательного учения //Избр. психол. произв. М., 1983.

163. Леонтьев А. Н., Гиппенрейтер Ю. Б. Анализ систем­ного строения восприятия: Сообщение VIII. Влияние родного языка на формирование слуха / /Доклады АПН РСФСР. 1959. № 2.

164. Леонтьев А. Н., Кринчик Е. Н. Переработка инфор­мации человеком в ситуации выбора / /Инженерная психология / В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Д. Ю. Панов и др.; Под ред. А. Н. Леон­тьева. М., 1964.

165. Леонтьев А. Н., Овчинникова О. В. Анализ систем­ного строения восприятия: Сообщение V. О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей / /Доклады АПН РСФСР. 1958. № 3.

166. Леонтьев А. Н., П а н о в Л. Ю. Психология человека и технический прогресс / /Философские вопросы высшей нервной дея­тельности и психологии: Материалы к Совещанию по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1962.

167. Лишевский В. П. Педагогическое мастерство ученого.

М., 1975-

168. Лозанов Г. Суггестопедия при обучении иностранным язы­кам / /Методы интенсивного обучения иностранным языкам /Под ред.

Т Н. Ушаковой. М., 1973.

169. Лозанов Г. Ускоренное обучение и возможности челове­ка / /Перспективы. 1982. № 1.

170. Ломов Б. Ф. Научно-технический прогресс и средства ум­ственного развития человека / /Психологический журнал. 1985. № 6.

171. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1970.

172. Лукреций Тит Кар. О природе вещей. М., 1958.

173. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М.,

1962. ' ., . м

174. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти, м.,

1968. , ,

175. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы / /

Нейропсихический анализ сознательной деятельности. Т. 2. М., 1970. 176 Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 17/. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных

процессов. М., 1974.

178. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.

179. Макаренко А. С. Книга для родителей / / Собр. соч.:

В 7 т. Т. 4. М„ 1957,

180. Мак-Гайр У. Дж. Инь и Янь прогресса в социальной психологии: семь принципов // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М., 1984.

181. Мари щук В. Л., Плетницкий Е. А., Плато­нов К. К. Напряженность в полете. М., 1969.

182. Мартене Р. Социальная психология и спорт. М., 1979.

183. М е и л и Р. Структура личности / /Экспериментальная психо­логия. Вып. V. М., 1975.

184. Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения // Исследования мышления в советской психологии /Под ред. Н. А. Мен-

чинской. М., 1966.

185. Мехонцев Н. И., Михайлов Н. Н., Ненашев М. Ф. Лектор и слушатель. М., 1975.

186. Мечников И. И. Этюды оптимизма. М., 1909.

187. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1964.

188. Мороз О. М. Изучение'некоторых психологических факто­ров коррекции трудных подростков / /Психология — производству и вос­питанию /Под ред. Е. С. Кузьмина. Л., 1977.

189. Москович В. А. Глубина и длина слов в естественных и искусственных языках. Языковые универсалии и лингвистическая ти­пология. М., 1969.

190. Музыканты смеются /Сост. А. И. Муха. Киев. 1976.

191. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

192. Надирашвили Ш. А. Психолого-педагогические вопросы воспитания / /Хрестоматия по возрастной и педагогической психоло­гии /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1981.

193. Назарова Л. К. О роли речевых кинестезий в письме / /Советская педагогика. 1952. № 6.

194. Н а и с с е р У. Познание и реальность. М., 1981.

195. Налимов В. В. Вероятностная модель языка. М., 1974.

196. Налимов В. В. Непрерывность против дискретности в язы­ке и мышлении / /Бессознательное. Т. 3. /Под ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси, 1979.

197. Н е б ы л и ц ы н В. Д. Б. М. Теплое как теоретик диффе­ренциальной психофизиологии / /Вопросы психологии. 1966. № 5.

198. Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М., 1981.

199. Никифоров А. С. Эмоции в нашей жизни. М., 1978.

200. Новикова Л. А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. М., 1966.

201. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.

202. Организация и проведение деловых игр /Под ред. В. Н. Буркова, А. Г. Ивановского, А. М. Немцова и А. В. Щекина. М., 1975.

203. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.

204. Очерк теории темперамента /Под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1973.

205. И. П. Павлов в воспоминаниях современников /Под ред. Е. М. Крепса. М., 1967.

206. Павлов И. П. Проблема сна / /Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. Кн. 2. М.; Л., 1951—1952.

207. Павловские среды. Т. 2. /Под ред. К. М. Быкова. М.; Л., 1949.

208. Пельц Л.,Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., 1973.

209. Пенфилд У., Джаспер Т. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга. М., 1958.

Наши рекомендации