Типы темперамента и профессиональная деятельность
Холерики.Представители этого типа темперамента способны без особых усилий переключаться с одного занятия на другое. Но из-за своей неуравновешенности, увлеченные занятием, могут работать из последних сил, что способно привести к быстрому износу.
При существовании общественных интересов холерический темпе рамент обнаруживают в активности, энергичности, принципиальнос ти. Отсутствие серьезных целей, глубоких размышлений, творческой деятельности сказывается на психическом состоянии: открывается раздражительность, несдержанность, вспыльчивость, отсутствие спо собности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах, что
негативно сказывается на совместимости (уживчивости) с другими людьми.
Сангвиники.Работоспособность высокая. Легко и без особых уси лий переходят от одного вида деятельности к другому. При этом не спо собны придерживаться системности в работе (равно как и в жизни), равномерно распределять силы, удачно вести дела, требующие долго временного методичного усилия, усидчивости, стабильности вни мания, выдержки. Быстро и без надрыва отзываются на происходящие события. Относительно легко переносят неудачи. Легко вступают в кон такты. Жаждут частой смены впечатлений. Эмоциональные пережива ния чаще всего довольно поверхностны, легко зарождаются и также легко сменяются. Отсутствие духовной жизни формирует поверхнос тность и непостоянство.
Флегматики.С трудом способны переключаться на другие виды деятельности (то же и с приспособляемостью к новой обстановке). Предпочитают экономить и рассчитывать свои силы, поэтому факти чески всегда доводят начатое до конца.
Обычно они уравновешенны, в меру общительны, не склонны к аф фектам и пустословию. Уровень инициативности довольно низкий. Новые поведенческие модели вырабатываются медленно, но являют ся устойчивыми. Чувства, как правило, отличаются стабильностью и глубиной. При благоприятных условиях флегматики отличаются та кими качествами, как выдержка, глубокомыслие, стабильность, серьез ность и т. д. При неблагоприятных становятся очевидными апатичность, лень, слабохарактерность, безучастность к окружающему, эмоциональ ная бедность и т. д.
Меланхоликиотличаются робостью, нерешительностью, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной восприимчивостью ко все му, что творится вокруг. Участливость по отношению к окружающим делает их универсально уживчивыми (совместимыми) с другими людь ми. Им трудно долго на чем-то сосредотачиваться. А мощные воздей ствия извне способны инициировать у них продолжительную тормоз ную реакцию (опускаются руки).
В зависимости от ситуации меланхолики могут позиционировать как свои положительные, так и отрицательные качества. В первом слу чае бросаются в глаза глубина, содержательность, трудолюбие. При неблагоприятных обстоятельствах не останутся незамеченными замк нутость, боязливость, тревожность, ранимость, склонность к гнетущим душевным переживаниям по поводу пустяковых ситуаций.
Глава 3. Психологические опросники и тесты
Психологические личностные опросники
Каждый тип темперамента предопределен природой. И потому го ворить о хороших или плохих типах темпераментах неуместно. Есть лишь разные модели поведения и индивидуальные особенности чело века. Определив тип темперамента, можно с большей результативнос тью применять его позитивные качества.
Опросник Кеттелла
16-факторный опросник Кеттелла предназначен для глубинной лич ностной диагностики (с помощью измерения 16 факторов личности выявляется широкая сфера индивидуально-личностных отношений) содержит задания на диагностику степени интеллектуального разви тия. Используется как для отбора персонала, профессиональных кон сультаций, комплектования групп, так и для определения направле ний психологической помощи, самопознания и т. п.
Существует 4 варианта опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). На постсоветских просторах преимущественно исполь зуют вариант С, предложенный ниже.
Этот тест можно использовать в сочетании с опросником Айзенка.
Контрольное время испытания — 30 минут.
Выберите любой из трех предложенных вариантов. Неопределен ные (средние) ответы давайте как можно реже, когда на самом деле трудно выбрать крайний случай. Старайтесь, чтобы такие ответы встречались не чаще, чем один на пять вопросов. При этом ничего не пропускайте, давайте хоть какой-нибудь ответ.
1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем раньше: а) да; б) трудно сказать; в) нет.
2. Я мог бы счастливо жить один, вдалеке от людей, как отшельник: а) да; б) иногда; в) нет.
3. Если бы я говорил, что небо «находится снизу» и что зимой «жар ко», я должен был бы назвать преступника: а) гангстером; б) святым; в) тучей.
4. Когда я ложусь спать, то: а) засыпаю мгновенно; б) нечто среднее; в) засыпаю медленно, с трудом.
5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я чувствовал бы себя удовлетворенным: а) если бы остался позади других машин; б) не знаю; в) если бы обогнал все идущие впереди машины.
6. В компании я даю возможность другим шутить и рассказывать
всякие истории:
а) да; б) иногда; в) нет.
7. Для меня важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было бес
порядка:
а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.
8. Большинство людей, которых я встречаю на вечеринке, рады
меня видеть:
а) да; б) иногда; в) нет.
9. Я бы скорее занимался:
а) фехтованием и танцами; б) затрудняюсь сказать; в) борьбой и ручным мячом.
10. Про себя я смеюсь над тем, что существует такая большая раз
ница между поступками людей и их рассказами о своих поступ
ках:
а) да; б) иногда; в) нет.
11. Когда я читаю о каком-нибудь происшествии, я точно хочу выяс
нить, как это все случилось:
а) всегда; б) иногда; в) редко.
12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе
с ними и совсем не огорчаюсь:
а) верно; б) не знаю; в) неверно.
13. Когда кто-нибудь грубо говорит со мной, я могу быстро забыть об
этом:
а) верно; б) не знаю; в) неверно.
14. Мне нравится находить новые способы выполнения какой-либо
работы больше, чем придерживаться испытанных приемов:
а) верно; б) не знаю; в) неверно.
15. Когда я обдумываю что-нибудь, я люблю делать это без посто
ронней помощи:
а) да; б) иногда; в) нет.
16. Я думаю, что реже говорю неправду, чем большинство людей: а) верно; б) нечто среднее; в) нет.
17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать ре шения:
а) верно; б) не знаю; в) неверно.
70 I Глава 3. Психологические опросники и тесты
Психологические личностные опросники
18. Иногда, хотя и очень недолго, я чувствовал ненависть к моим ро
дителям:
а) да; б) не знаю; в) нет.
19. Я бы скорее раскрыл свои сокровенные мысли: а) моим друзьям; б) не знаю; в) в своем дневнике.
20. Я думаю, что словом, противоположным по значению слову «не точный», будет:
а) небрежный; б) тщательный; в) приблизительный.
21. Я всегда полон энергии, когда мне это необходимо: а) да; б) трудно сказать; в) нет.
22. Меня больше раздражают люди, которые:
а) своими непристойными шутками вгоняют других в краску
б) не знаю; в) опаздывают на условленную встречу и заставля
ют меня волноваться.
23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать: а) верно; б) не знаю; в) неверно.
24. Я думаю, что:
а) некоторые виды работ невозможно выполнить так же тщатель но, как другие; б) затрудняюсь сказать; в) любую работу следуе делать тщательно, если вы вообще за нее взялись.
25. Мне всегда приходится бороться со своей робостью: а) да; б) возможно; в) нет.
26. Мои друзья чаще:
а) спрашивают моего совета; б) делают то и другое наполовину
в) дают мне советы.
27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочи
таю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачать его:
а) да; б) иногда; в) нет.
28. Мне нравится человек, который:
а) имеет действие и практические интересы; б) не знаю; в) серь езно обдумывает взгляды на жизнь.
29. Я раздражаюсь, когда слышу, что другие высказывают идеи, про тивоположные тем, в которые я твердо верю: а) верно; б) затрудняюсь ответить; в) неверно.
30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки: а) верно; б) не знаю; в) неверно.
31. Если бы я одинаково хорошо умел играть в шахматы и в городки,
я бы предпочел:
а) играть в шахматы; б) затрудняюсь сказать; в) играть в городки.
32. Мне нравятся общительные люди: а) да; б) не знаю; в) нет.
33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятностей и неожиданностей, чем с другими людь ми:
а) да; б) трудно сказать; в) нет.
34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это не
обходимо:
а) да; б) иногда; в) нет.
35. Мне трудно признать, что я не прав: а) да; б) иногда; в) нет.
36. На заводе было бы интересно:
а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основ ном производстве; б) трудно сказать; в) беседовать с другими и принимать их на работу.
37. Какое слово не связано с двумя другими: а) кошка; б) близко; в) солнце.
38. То, что в некоторой степени отвлекает меня, мое внимание: а) раздражает меня; б) нечто среднее; в) не беспокоит.
39. Если бы у меня было много денег, я:
а) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависть; б) не знаю; в) жил бы не стесняя себя ни в чем.
40. Худшее наказание для меня:
а) тяжелая работа; б) не знаю; в) быть запертым в одиночестве.
41. Люди должны больше требовать соблюдения законов морали: а) да; б) иногда; в) нет.
42. Мне говорили, что ребенком я был, скорее:
а) спокойным и любил оставаться один; б) не знаю; в) жизнера достным и всегда активным.
43. Мне нравится практическая повседневная работа с различными
установками и машинами:
а) да; б) трудно сказать; в) нет.
Глава 3. Психологические опросники и тесты
Психологические личностные опросники | 73
44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если
это затрудняет их:
а) да; б) трудно сказать; в) нет.
45. Если бы я беседовал с незнакомым человеком, то, скорее:
а) обсуждал бы с ним политические и общественные взглядь
б) не знаю; в) хотел бы услышать от него несколько новых анек
дотов.
46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей: а) верно; б) не знаю; в) нет.
47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочу плакать: а) верно; б) не знаю; в) нет.
48. В музыке я наслаждаюсь:
а) маршами в исполнении военных оркестров; б) не знаю; в) ти пичным соло.
49. Я быстрее предпочел бы провести два летних месяца: а) в деревне с одним или двумя друзьями; б) не знаю; в) возглав ляя группу в туристических лагерях.
50. Усилия, затраченные на составление предварительных планов: а) никогда не лишние; б) трудно сказать; в) не стоят этого.
51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей н обижают меня и не делают несчастным:
а) верно; б) иногда; в) неверно.
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими: а) верно; б) иногда; в) неверно.
53. Я предпочел бы, скорее, работать:
а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них; б) затрудняюсь ответить; в) архитектором, работая над своими проектами в тихой комнате.
54. Дом так относится к комнате, как дерево: а) к лесу; б) растению; в) листу.
55. То, что я делаю, у меня получается: а) редко; б) иногда; в) часто.
56. В большинстве дел я:
а) предпочитаю рисковать; б) не знаю; в) предпочитаю действо вать наверняка.
57. Некоторые люди считают, что я громко говорю: а) скорее всего, это так; б) не знаю; в) думаю, нет.
58. Я восхищаюсь больше:
а) человеком умным, но ненадежным и непостоянным; б) трудно сказать; в) человеком со средними способностями, но умеющим противостоять всяческим соблазнам.
59. Я принимаю решения:
а) быстрее, чем многие люди; б) не знаю; в) медленнее, чем мно гие люди.
60. На меня производит большое впечатление:
а) мастерство и изящество; б) не знаю; в) сила и мощь.
61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству: а) да; б) нечто среднее; в) нет.
62. Мне больше нравится говорить с изысканным, утонченным человеком, чем с откровенным и прямолинейным:
а) да; б) не знаю; а) нет.
63. Я предпочитаю:
а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам; б) затрудняюсь ответить; в) обсуждать с моими друзьями.
64. Если человек не отвечает мне сразу же, то я чувствую, что, долж
но быть, сказал какую-нибудь глупость:
а) верно; б) не знаю; в) неверно.
65. В школьные годы я больше всего узнал:
а) на уроках; б) трудно сказать; в) читая книги.
66. Я избегаю работы в общественных организациях и связанной
с этим ответственности:
а) верно; б) иногда; в) неверно.
67. Когда вопрос очень труден и требует много усилий, я стараюсь: а) заняться другим вопросом; б) затрудняюсь ответить; в) еще раз попробовать решить этот вопрос.
68. У меня, казалось бы, без определенной причины возникают силь ные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д.:
а) да; б) иногда; в) нет.
69. Иногда мой ум работает не так ясно, как в другое время:
а) верно; б) не знаю; в) неверно.
Глава 3. Психологические опросники и тесты
Психологические личностные опросники
70. Я счастлив сделать человеку одолжение, согласившись назна
чить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это не
много неудобно для меня:
а) да; б) иногда; в) нет.
71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд
1,2,3,4,5,6...:
а) 10; б) 5; в) 7.
72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты
и головокружения без определенной причины:
а) да; б) не знаю; в) нет.
73. Я предпочитаю, скорее, отказаться от своего заказа, чем доставить
официанту лишнее беспокойство:
а) да; б) не знаю; в) нет.
74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди
а) верно; б) не знаю; в) неверно.
75. На вечеринке мне приходится:
а) принимать участие в интересной беседе; б) затрудняюсь отве тить; в) смотреть, как люди отдыхают, и отдыхать, расслабив шись.
76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать: а) да; б) иногда; в) нет.
77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы хотел встретиться: а) с Колумбом; б) не знаю; в) с Шекспиром.
78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела: а) да; б) иногда; в) нет.
79. Работая в магазине, я предпочел бы:
а) оформлять витрины; б) не знаю; в) быть кассиром.
80. Если люди обо мне плохо думают, это меня не волнует: а) да; б) трудно сказать; в) нет.
81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»; б) не знаю; в) бес покоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.
82. Все несчастья происходят из-за людей:
а) которые стараются во все внести изменения, хотя уже суще ствует удовлетворительный способ решения этих вопросов; б) не
знаю; в) которые отвергают новые, многообещающие предло жения.
83. Я получаю большое удовлетворение, рассказывая новости: а) да; б) иногда; в) нет.
84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной: а) верно; б) иногда; в) неверно.
85. Я думаю, что я менее раздражительный, чем большинство людей: а) верно; б) иногда; в) неверно.
86. Я могу скорее не считаться с людьми, чем они со мной: а) верно; б) иногда; в) неверно.
87. Бывает, что по утрам у меня возникает нежелание с кем-либо го ворить:
а) верно; б) иногда; в) никогда.
88. Если стрелки часов встречаются каждые 65 минут, отмеренных
по точным часам, то эти часы:
а) отстают; б) идут правильно; в) спешат.
89. Мне бывает скучно:
а) часто; б) иногда; в) редко.
90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим собственным
способом:
а) верно; б) иногда; в) неверно.
91. Я считаю, что нужно избегать лишних волнений, потому что они
утомляют меня:
а) да; б) иногда; в) нет.
92. Дома в свободное время я:
а) болтаю и отдыхаю; б) затрудняюсь ответить; в) занимаюсь ин тересующими меня делами.
93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отно
шений с людьми:
а) да; б) иногда; в) нет.
94. Я считаю, то, что говорят стихами, можно точно так же выразить
прозой:
а) да; б) трудно сказать; в) нет.
95. Я подозреваю, что люди, которые относятся ко мне по-дружески,
могут оказаться предателями за моей спиной:
а) да; б) иногда; в) нет.
76 | Глава 3. Психологические опросники и тесты
Психологические личностные опросники
96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставляют в душе никаких последствий: а) да; б) иногда; в) нет.
97. Я думаю, что интереснее было бы быть:
а) натуралистом и работать с растениями; б) не знаю; в) страхо вым агентом.
98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению к некоторым вещам, например к определенным животным, местам и т. д.: а) да; б) иногда; в) нет.
99. Я люблю думать над тем, как можно было бы улучшить мир: а) да; б) трудно сказать; в) нет.
100. Я предпочитаю игры:
а) где надо играть в команде или иметь партнера; б) не знаю в) где каждый играет сам за себя.
101. Ночью мне снятся фантастические сны: а) да; б) иногда; в) нет.
102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх: а) да; б) иногда; в) нет.
103. Я могу обмануть людей своим дружеским расположением, когд на самом деле они мне не нравятся: а) да; б) иногда; в) нет.
104. Какое слово не принадлежит двум другим: а) думать; б) видеть; в) слышать.
105. Если мать Марии приходится сестрой отцу Александра, то кем является Александр отцу Марии:
а) двоюродным братом; б) племянником; в) дядей.
Обработка результатов
Результат высчитываем в соответствии с предложенным ниже клю чом, в котором приводятся номера вопросов и соответствующее им ко личество баллов, полученное за ответ «а», «б» или «в» в каждом вопро се. В целом,залюбойизответов можно получить0, 1 или2 балла Баллы насчитываются и заносятся в правый столбец бланка ответов Таким образом, получаем профиль личности по 16 факторам в сырых оценках После чего сырые оценки переводятся в стандартные по приведенной ниже таблице переводов и на основании этого делается вывод о каждом факторе: какое у него значение - низкое, среднее или высокое
Глава 3. Психологические опросники и тесты
Психологические личностные опросники
Таблица переводов оценок |
Интерпретация результатов
Фактор А
A+ (открытость). Расположенность к сотрудничеству, приветли вость, уживчивость, чуткость по отношению к людям, непринужден ность в общении.
А- (замкнутость). Неприветливость, замкнутость, скептицизм, жест кость в отношениях с людьми, непоколебимость, бескомпромисс ность.
Фактор В
В+ (развитое мышление). Смекалка, способность анализировать ситуации и делать осмысленные заключения, интеллектуальность, цивилизованность.
В- (ограниченное мышление). Проблемы в обучении, умении ана лизировать и обобщать материалы, страх перед проблемами, грубость.
Фактор С
С+ (эмоциональная стабильность). Уравновешенность, зрелость, уверенность в себе, чувственная постоянность, отсутствие страха пе ред проблемными ситуациями.
С- (эмоциональная неустойчивость). Нетерпимость, поспешность, вспыльчивость, частая взволнованность, отсрочка решения проблем ных вопросов.
Фактор Е
Е+ (независимость). Самоуверенность, решительность, обстоятель ность, неуступчивость, оригинальность, пробивной характер, факти ческое отсутствие авторитетов.
Е- (податливость). Кротость, сговорчивость, нежность, мягкосер дечность, способность давать волю эмоциям, поддаваться пережива ниям, робость.
Фактор F
F+ (беспечность). Беспечность, импульсивность, словоохотливость, веселость, бойкость, готовность реагировать, проявлять эмоции.
F- (озабоченность). Основательность, самоуглубленность, задум чивость, пессимизм, невозмутимость, благоразумие, самоконтроль.
Фактор G
G+ (сознательность). Хладнокровие, решительность, сдерживание обещаний, исполнительность, постоянная расположенность к дей ствию, внушительность, настойчивость в достижении цели, социальная нормированность, выраженная сила супер-эго.
G- (беспринципность). Небрежность, поверхностность, ненадеж ность, переменчивость, легкое избегание проблем, но желание созда вать препятствия и лишние проблемы, притязательность, нежелание следовать правилам.
Фактор Н
Н+ (смелость). В некотором роде авантюризм, легкость в заведении знакомств, реактивность, энергичность.
Н- (застенчивость). Нерешительность, замкнутость.
Фактор I
I+ (чувственность). Нетерпимость, зависимость от других, склон ность рассчитывать на чью-то помощь, а также на внимание окружаю щих, приветливость, развитая фантазия, трусость, мечтательность, не практичность, утонченность, натура ипохондрика.
Глава 3. Психологические опросники и тесты
I- (твердость). Реалистичность, надежда только на собственные
силы, ответственность, строгость, суровость, практичность, независи
мость, цинизм, нечувствительность к своему физическому состоянию,
скептичность самоуверенность.
Фактор L
L+ (подозрительность). Ревнивость, скрытность, задумчивость, ка
тегоричность, раздражительность, чрезмерная самоуверенность, на-
правленность в себя, самостоятельность. ;
L- (доверчивость). Дружелюбие, искренность, терпимость, мягко сердечность, уравновешенность, незлобивость, независтливость, уме ние ладить с людьми, прямота, понимание. Фактор М
М+ (богемность). Углубленность в себя, интерес к искусству, тео
рии, смыслу жизни, развитая фантазия, непрактичность, частая бес
печность, возможна склонность к истерии, конфликтам в коллективе»,
необусловленность обстоятельствами. I
М- (практичность). Реалистичность, отсутствие спонтанности, быс трый отклик на практические вопросы, нацеленность на непосредствен ный успех, надежность, основательность, внимательность, но ориенти рование на внешнюю реальность и общепринятые нормы, чрезмерное, внимание мелочам, возможен дефицит творческого воображения. Фактор N
N+ (утонченность). Утонченность, самоконтроль, эстетическая прихотливость, понимание, честолюбие, некоторая неуверенность, неудовлетворенность, светский образ жизни.
N- (простота). Простота, открытость, пылкость, спонтанность, от сутствие самоанализа и анализа окружающих, умение довольствовать ся тем, что есть. Фактор О
О+ (склонность к чувству вины). Боязливость, неуверенность, тревож-ность, обуреваемость страхами, озабоченность, депрессивность, участли-вость, возможность легко растеряться, развитое чувство долга, чрезмер ная внимательность, подверженность перепадам настроения.
О- (спокойная самоуверенность). Уверенность в себе, бесстрашие, спокойствие, нечувствительность к мнению окружающих, умение раз влечься, упрямство, целесообразность, неаккуратность. Фактор Q1
Q1+ (радикализм). Скептицизм, интерес к фундаментальным про блемам, склонность к экспериментам и нововведениям, стремление узнать всю подноготную существующих принципов.
Психологические личностные опросник I 81
Q1- (консерватизм). Стремление к поддержанию установленных
понятий, норм, принципов, традиций, сомнение в новых идеяхотри
цание необходимости перемен. .
Фактор Q2
Q2+ (самостоятельность). Независимость во взглядах, стремление к самостоятельным решениям и поступкам.
Q2- (зависимость от группы). Конформизм, зависимость от посто роннего мнения, предпочтение принимать решения вместе с другими людьми, жажда социального одобрения.
Фактор Q3
Q3+ (самоконтроль, сильная воля). Дисциплинированность, акку ратность в выполнении социальных требований, самоконтроль, забо та о собственной репутации.
Q3- (недостаток самоконтроля, индифферентность). Слабый са моконтроль, отсутствие дисциплины, внутренняя конфликтность» непредсказуемость поведения, зависимость от своих страстей.
Фактор Q4
Q4+ (внутренняя напряженность). Взвинченность, нетерпеливость, много нереализованных побуждений.
Q4- (флегматичность). Апатичность, лень, расслабленность, недо статок мотивации, неоправданная удовлетворенность.
Отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направле ниям.
♦ Интеллектуальный блок. Факторы: В — общий уровень интел лекта; М — уровень развития воображения; Q1 — восприимчи вость к новому радикализму.
♦ Эмоционально-волевой блок. Факторы: С — эмоциональная устой чивость; О — степень тревожности; Q3 —наличие внутренних на пряжений; Q4 — уровень развития самоконтроля; G — степень социальной нормированности и организованности.
♦ Коммуникативный блок. Факторы: А — открытость, замкнутость; Н — смелость; L — отношение к людям; Е — степень доминирова ния — подчиненности; Q2 — зависимость от группы; N — дина мичность.