Подведение итогов занятия.
Урок 89
Задачи урока
· Развитие понятийного мышления.
· Развитие воображения.
· Развитие пространственных представлений.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (см. урок 3).
Основная часть
Задание 1, «Вордбол»
Ход работы см. урок 12, задание 3.
Предлагаемые ученикам темы:
«Насекомые - не насекомые». Слова для предъявления:
муравей, ласточка, воробей, стрекоза, бабочка, пчела, кузнечик, паук, рак, улитка, лягушка и др.
«Животные домашние - не домашние». Слова для предъявления:
собака, волк, корова, крот, заяц, кролик, бобр, кенгуру, лев, кошка и др.
Задание 2. «Составь изображение»
Учитель на доске рисует круг, треугольник, прямоугольник, равнобедренную трапецию. Учеников просят нарисовать лицо, клоуна, домик, кошку, дождь, радость и др., пользуясь только этим набором геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать многократно, менять ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
Оценка результатов:
1 балл - не использованы все предложенные геометрические фигуры или изображение не похоже на заданный объект;
2 балла - использованы все предложенные геометрические фигуры, но изображение не очень похоже на заданный объект;
3 балла - использованы все предложенные геометрические фигуры в оригинальной композиции.
Задание 3. «Развертка»
На доске нарисованы (см. материалы к урокам, рис. 125) полая трубка в форме цилиндра и фигура, напоминающая куб, но без верхней и нижней граней. Учеников просят подумать, как из листа бумаги можно склеить такие же фигуры.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Урок 90
Задачи урока
· Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей).
· Развитие вербального мышления (обобщение).
· Развитие произвольности движений (умение затормозить движения).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» (см. урок 25).
Основная часть
Задание 1. «Найди фигуры»
Материал к заданию: плакат с изображением геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 126), картонный кружок.
Ход работы см. урок 34, задание 1.
Задание 2. «Расположи слова (от частного понятия через промежуточное к общему понятию)»
Материал к заданию: демонстрационные наборы из трех карточек со словами (10 наборов).
Учитель объясняет, что, кроме частных и общих понятий, существуют слова, обозначающие промежуточную степень общности, т.е. если их сравнить с частными понятиям, то они будут по отношению к ним более общими, а при сравнении с общими понятиями будут являться более частными. Например, понятие «собака» является более общим по отношению к частному понятию «пудель» и частным по отношению к более общему понятию «животное».
Затем учитель показывает три карточки со словами. Учащиеся должны расположить их слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было частным, крайнее справа - самым общим, а посередине - промежуточным по общности, т.е. частным по отношению к правому понятию и общим по отношению к левому понятию. Слова для предъявления:
Полезное ископаемое - топливо - нефть.
Ливень- осадки - дождь.
Лесное растение - дерево - дуб.
Водоем - озеро - Байкал.
Съедобный гриб ~ гриб - масленок.
Корова- животное - домашнее животное.
Водоем - река - Волга.
Дятел- лесная птица - птица.
Луговая трава ~ трава - клевер.
Водное пространство - Атлантический океан - океан.
(Жирным шрифтом выделены частные понятия, курсивом - промежуточные по общности.)
Задание 3. «Замри»
Ход работы см. урок 58, задание 3.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.