Механизмы манипулирования. 6 страница
В толпе всегда значительно легче устраивать безобразия. Легче устраивать погромы, беспорядки, поджоги, массовые убийства. За это никто не осудит. Ведь виновника в данном случае как бы и нет. Виновны все. А значит и никто. И зачастую, то, что возможно совершить толпой — невозможно в одиночку. А то, что делает человек в толпе – никогда бы не сделал он один, если бы находился в трезвом уме и здравой памяти. Причем в толпе каждый индивид чувствует за собой мощь толпы. И это многократно увеличивает его силы и возможности.
Цивилизация предполагает существование определенных правил, дисциплину, переход от инстинктивного к рациональному, высокую степень культуры, а это все условия, которых толпа, предоставленная сама себе, никогда не могла осуществить. Благодаря своей исключительно разрушающей силе, толпа действует, как микробы, ускоряющие разложение ослабленного организма. Если здание цивилизации подточено, то всегда толпа вызывает его падение.
Толпа производит на отдельного человека впечатление неограниченной мощи и непреодолимой опасности. На мгновение она заменяет все человеческое общество, являющееся носителем авторитета, наказаний которого страшились и во имя которого себя всегда ограничивали. Опасно массе противоречить. А обезопасить себя можно, следуя окружающему тебя примеру.
Слушаясь нового авторитета, индивид может выключить свою прежнюю совесть, предавшись при этом соблазну услады, безусловно испытываемой при отбрасывании торможения. Поэтому не удивительно, когда мы наблюдаем человека, совершающего, находясь в толпе, действия, ранее казалось бы ему не свойственные, потому что у человека, находящегося в толпе, под ее влиянием происходят глубокие изменения душевной деятельности. Его эффективность чрезвычайно повышается, а интеллектуальные способности понижаются, и оба процесса происходят в направлении уравнения себя с другими участниками толпы. Подобное возможно, потому что человек перестает тормозить свойственные ему первичные позывы и повиноваться тенденции подражания.
В итоге можно говорить, что отдельные индивиды могут вести какую-то свою, отличную от других индивидов жизнь, могут различаться в принадлежности к социальному классу, находиться на совсем различных ступеньках иерархической лестницы как в условиях жизни, так и в рамках какой-либо даже одной структуры, предприятия; да и вообще, люди могут значительно отличаться друг от друга,--но все это не будет играть никакой роли, если они окажутся объединены в толпу или массу. В этом случае каждый из них уже не принадлежит себе. И перед нами в итоге предстанет некое обезличенное чудовище. Которое будет готово выполнить любое желание и волю своего вождя. Того, кто возглавит эту массу. Массу, слившуюся в своем архетипическом единстве со своими предками из первобытного строя, когда все было намного проще, и в споре побеждал исключительно тот, кто сильнее.
Можно только удивляться, что тысячи индивидов, отделенных друг от друга, могут одновременно подпадать под влияние сильных эмоций и приобретать черты толпы. Стоит какой-либо случайности свести их вместе, чтобы все их поступки немедленно приобрели характер поступков толпы.
И наконец, еще одним качеством, которое весьма активно распространяется в толпе – является внушаемость.
Дело в том, что индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре вследствие излучений, исходившей от нее в особое состояние, весьма близкое к зачарованности, овладевающей загипнотизированным под влиянием гипнотизера. В этом случае, в понятии внушения содержится элемент непосредственности воздействия. И независимо, будет ли внушение производиться посторонним лицом при посредстве слова или такое внушение будет производиться при посредстве какого-либо впечатления, все равно, словесное это или какое-то иное внушение, везде такое внушение влияет не путем логического убеждения, а непосредственно воздействует на психику без соответствующей ее переработки (без анализа сознанием), благодаря чему происходит, как говорят агрономы, прививание идеи, чувства, эмоции или того или иного психофизического состояния.
И это важно понимать. Потому что внушение проходит сквозь сознание и воздействует сразу на чувства. Подобное весьма распространено в толпе, когда внушение, которое возбуждает у отдельных членов толпы одни и те же чувства, поддерживает одно и то же настроение, укрепляет объединяющую их мысль и поднимает активность отдельных членов до необычайной степени. Благодаря этому взаимовнушению отдельные члены толпы как бы наэлектризовываются, и те чувства, которые испытывают, нарастают до необычайной степени напряжения, делая толпу могучим существом, сила которого растет пропорционально возвышению чувств отдельных ее членов.
В массе сила внушения берет перевес над убеждением и волей и приводит к событиям, свершить которые ранее воля и сознание долга были бы не в состоянии. Таким образом, внушение это слепая сила. Вот почему путем внушения народные массы могут быть направляемы как к великим историческим подвигам, так и к самым жестоким и безнравственным поступкам. Поэтому организованные толпы, как известно, нередко проявляют свою деятельность далеко не соответственно тем целям, во имя которых они сформировались. Достаточно, чтобы кто-нибудь возбудил в толпе низменные инстинкты, и толпа, объединившаяся благодаря возвышенным целям, становится в полном смысле слова зверем, жестокость которого может превзойти всякое вероятие.
Поэтому в руках блестящих ораторов имеется та сила, которая может объединять народные массы для одной общей цели и которая способна привести к событиям, которые могут изменить ход истории.
Рассматривая вопрос проявлений агрессивности в толпе, можно выделить такие варианты агрессивного поведения толпы, как экспрессивная, импульсивная, аффективная, враждебная и инструментальная агрессия.
Экспрессивная агрессия -- это агрессивное поведение, главной целью которого является обозначить свои потенциально агрессивные намерения и запугать оппонентов. Примеры подобных действий — ритуальные танцы, военные парады, или факельные шествия (вспомним фашистскую Германию).
Импульсивная агрессия — агрессивное поведение, спровоцированное каким-либо внезапно возникающим фактором, и достаточно быстро проходящее. Такая агрессия может носить импульсный характер, возникая как бы волнами, в виде своеобразных приливов и отливов агрессивного поведения.
Аффективная агрессия — агрессия толпы в данном случае носит временный характер. Это особое состояние, требующее немедленных жертв и разрушений. Как правило, жертвы в таких случаях превосходят достигаемые результаты.
Враждебная агрессия — характеризуется целенаправленно-осознанным намерением нанесения вреда другому.
Инструментальная агрессия — одна из форм организованной агрессии, где цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств ее достижения.
Говоря о преобразованиях, которые психика индивида приобретает в толпе, выделяют следующие характеристики:
1) повышение эмоциональности восприятия всего, что он видит и слышит;
2) снижение способности рациональной переработки воспринимаемой информации;
3) усиление внушаемости и уменьшение критичности по отношению к себе;
4) подавление массой чувства ответственности за поведение индивида;
5) появление чувства своей силы;
6) возникновение ощущения анонимности и безнаказанности своих действий.
Рассматривая вопросы объединения отдельных индивидов в массу, следует обратить внимание на такую особенность поведения в массах, как бессознательную подчиненность общим идеям, и, что самое главное, желание претворять в жизнь такие идеи, если они помимо прочего исходят от лидера, вождя. При этом следует говорить также о стремлении массы добиться расположения вождя, руководителя массы, его благодарности и одобрения поступкам. Даже можно сказать, что какие-либо поступки массы как раз совершаются и ради такого одобрения, и, в первую очередь, в результате соответствующего приказа вождя.
Кстати, называя руководителя массы вождем, мы считаем, что это слово наиболее подходит тем взаимоотношениям между толпой и их лидером. В таких отношениях действительно в большей мере превалирует именно слепое подчинение, и огромнейшее желание исполнить волю вождя. При этом массовый героизм в этом случае помимо других факторов основывается еще и на том свойстве человеческой психики, что при объединении в массу у разрозненных прежде индивидов исчезает страх. В том числе и страх перед какими-либо последствиями. Кроме того сила каждого индивида значительно увеличивается. И бессознательно появляется ощущение, что не только все — как один, но и один — как все. Каждый индивид, находясь в подобной толпе (массе), ощущает в себе силу других. В том и сила массы, что любой индивид не воспринимает себя разрозненно, а исключительно в единении с остальными. А вместе, как говорится, ничего не страшно.
Говоря о вождях массы, можно предположить, что в ряде случаев масса сама находит себе лидеров, выталкивая их из своей среды. Но, несмотря на то, что такая потребность массы идет навстречу вождю, он все же должен соответствовать этой потребности своими личными качествами. И сам вождь должен быть сам захвачен глубокой верой в идею, чтобы пробудить эту веру в массе, которую безвольная масса должна перенять у лидера, т.е. вождя.
Также заметим, что таким лидером редко становится мыслитель, потому как мысли рождают сомнения, а сомневаться перед толпой — для подчинения толпы — нельзя. Толпа понимает только силу и власть. Силу разума и убеждения. Авторитетность и нетерпимость представляют собой такие определенные чувства, которые легко понимаются и усваиваются толпой и так же легко применяются ею на практике, как только они будут ей навязаны. Массы уважают только силу, и доброта их мало трогает, так как они смотрят на нее как на одну из форм слабости. Симпатии толпы всегда были на стороне тиранов, подчиняющих ее себе (вспомним Гитлера). Толпе знакомы только простые и крайние чувства; всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям.
Желательно также вождям (лидерам массы) дистанцироваться от массы, не показывать не только свои слабости, но и все то, что может быть расценено как слабости. При этом необходимо возвести вокруг себя некий ореол. Вещи, которые одевает вождь, или средства передвижения его, должны быть иными, чем у большинства представителей толпы, потому что толпа должна чувствовать, что вождь отличается от нее. И отличается не только своим разумом (толпа инстинктивно, т.е. бессознательно, наделяет вождей порой сверхъестественным разумом), но и что немаловажно — внешним видом. И даже если вождь ездит на том же транспорте, как и некоторые из представителей массы, она, масса, не должна видеть что этот так.
При этом важно обратить внимание, что в иных случаях вождь может представлять собой некую невротическую фигуру (А.Гитлер, Б.Муссолини), или наоборот — спокойного и расчетливого в своих действиях вождя (И.Сталин, В.Путин). Но и в том и в другом случае вождь должен быть исключительно уверен в своих действиях. И проявлять заботу, прежде всего, о людях. А в случае, если произойдут какие-то сбои — тут же найти виновных, и наказать тех; лучше всего прилюдно.
Кроме того, вожди должны создать в массах веру, все равно какую: религиозную, политическую, социальную, или веру в какое-нибудь дело, человека или идею.
Управление массами строится вождями различными способами. Например, когда это необходимо — внушением и повторением простых истин. Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями. Толпа желает видеть в своих героях такое же преувеличение чувств; их кажущиеся качества и добродетели всегда должны быть увеличены в размерах.
Одной из форм внушения можно считать личный пример. Например, когда бывает нужно на мгновение увлечь толпу и заставить ее совершить какой-нибудь акт. Когда же есть время, вожди действуют осторожнее, методично и уверено вдалбливая в сознание масс какие-либо установки посредством утверждения и повторения. Простое утверждение, не подкрепляемое никакими рассуждениями и никакими доказательствами, служит одним из самых верных средств для того, чтобы заставить какую-нибудь идею проникнуть в душу толпы. Чем более кратко утверждение, чем более оно лишено какой бы то ни было доказательности, тем более оно оказывает влияние на толпу.
Также стоит отметить такую эффективную категорию подчинения масс, как заразительность в толпе, или подражание. Человек так же, как и животное, склонен к подражанию. Именно эта потребность и обусловливает могущественное влияние моды. Управляют толпой не при помощи аргументов, а лишь при помощи образцов. Во всякую эпоху существует небольшое число индивидов, внушающих толпе свои действия, и бессознательная масса им подражает.
Однако обращаем внимание, что масса завораживает любого индивида, но не всех может подчинить. Правда, не подчиниться толпе можно одним способом — выйти из ее состава. В другом случае, общая индуцированность, разраставшаяся в массе, приведет к тому, что все индивиды в итоге окажутся подчинены единой идее.
Таким образом, мы можем заключить, что с позиции прикладного психоанализа толпу можно сравнить с первобытной ордой. Она импульсивна, изменчива, возбудима. Ею всегда руководит бессознательное. Импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными и жестокими, героическими или трусливыми. Толпа не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного. Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, она некритична, неправдоподобного для нее не существует. Она думает образами. Чувства массы всегда просты и гиперболичны. Она не знает ни сомнений, ни неуверенности. Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается в уверенность, зерно антипатии — в дикую ненависть. Тот, кто хочет влиять на массу, не нуждается в логической проверке своей аргументации, а должен все описать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое. Толпа уважает силу и от своего героя требует силы и даже насилия.
Все перечисленное служит одним из доказательств того, что в наибольшей степени масса более охотно подчиняется фанатику, или же лидеру, с ярко выраженными харизматическими качествами. Также нам следует говорить, что в большинстве случаев у тех, кто стал участником массы, толпы, уже нет возможности (или подобная сведена на нет) противиться деяниям толпы. А значит такой индивид, став частью толпы, должен непременно подчиняться и ее законам, законам толпы. А какая-либо индивидуальность в данном случае не только неуместна, но и фактически бесполезна. Да и сам индивид, попадая в толпу — меняется, словно бы вынужденно подстраиваясь под нее и подчиняясь ее законам.
В итоге мы можем заметить, что, попадая в толпу, любой индивид вынужденно (бессознательно) меняет свои привычки, желания, наклонности, становившись частью толпы. Появление новых черт, характерных для толпы и не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Основная из них заключается в том, что человек приобретает в толпе, благодаря численности толпы, сознание непреодолимой силы. Потому-то он и может дать волю удовлетворению тех инстинктов, которые тщательно скрывает, когда пребывает на обществе в одиночестве.
В наше время, с развитостью средств массовой коммуникации, мы можем предположить, что воздействовать на массы в какой-то мере стало легче, особенно если учитывать фактор всеохватываемости, управления гораздо большим количеством индивидов, прежде всего, путем программирования их сознания методами средств массовой коммуникации, информации и пропаганды. Причем с развитием современных СМИ, а также появлении большого количества эмпирических фактов результативности психотерапевтических методик в воздействии на массы, появляется возможность говорить о возможности воздействовать на психическое сознание масс с целью формирования масс в искусственные толпы. (Примеры т.н. бархатно-оранжевых республик в бывших советских республиках, в которых в результате полит.технологий и методик манипулирования массовым сознанием удалось свергнуть законное правительство.)
И при этом также следует говорить о том, что управляются массы (в том числе и на уровне бессознательного влияния), когда сначала провоцируется та или иная невротическая зависимость в массе (страх, невроз, волнение, беспокойство, депрессия, и т.п.), а позже лидер массы (вождь толпы) снимает подобную зависимость, освобождая каждого отдельного индивида массы от симптоматики невроза; и подобное становится возможным в результате тех эффектов, которые разрастаются в любой сосредоточенной массе как снежный ком, охватывая психическое сознание участников подобного массообразования, потому как мы хорошо помним, что в толпе всегда исчезают любые страхи и сомнения, которые если и могут оставаться в психике индивида, то только в случае, если он выйдет из толпы, отделится от нее. Но для этого нужно желать стать личностью. Что для подавляющего большинства участников толпы попросту невозможно. Причем какая-либо невротическая зависимость (инициированная определенного рода установкам со стороны манипуляторов) также легко исчезает и вследствие выполнения массой (толпой) команды вождя, олицетворяющегося в психике с архаичным отцом, сохранившимся в коллективном бессознательном каждого индивида.
Кроме того, представитель массы бессознательно идентифицирует вождя массы и со своим отцом, и значит и с собой. Это помогает выполнять приказы вождя, не сомневаясь как в необходимости их, так и в легитимности власти человека (вождя) отдающего такой приказ. Т.е. отсутствует принцип критичности, который не примерим в отношении своего отца. Подобная установка простирается в плоскости бессознательного психики, и в той или иной мере ей подвержен каждый индивид. Причем, если такой индивид пребывает в толпе, то в этом случае на его психику оказывает дополнительное влияние архетипические установки коллективного бессознательного, которые усиливают желание некритичного отношения к действительности и желания всецелого подчинения лидеру массу — вождю.
Таким образом, сравнивая вождя массы и архаичного отца, необходимо отметить, что в психике существует две психологии: психология массовых индивидов и психология отца как вождя. При этом, если отдельные индивиды массы были связаны, - отец первобытной орды был свободен. Его интеллект были независим, а его воля не нуждалась в подтверждении волей других. На заре истории человечества он был сверхчеловеком. До сих пор индивиды, пребывающие в массе, нуждаются в иллюзии, что все они равным и справедливым образом любимы вождем. Сам же вождь никого любить не обязан (вспомним Сталина). Вождь имеет право быть уверенным в себе и самостоятельным.
В итоге, первобытная орда относится к организации, посредством которой искусственная масса держится в руках. И этим средством является иллюзия, будто вождь любит каждого равным и справедливым образом. Это и есть идеалистическая переработка условий первобытной орды, где все сыновья одинаково боялись отца. Поэтому, идентифицируя вождя массы с отцом (как с архаичным, так и с собственным), каждый представитель массы, толпы, бессознательно готов выполнить любой приказ вождя, только лишь для того, чтобы заслужить его уважение, или хотя бы одобрение собственному поступку. Вспомним из истории, какое влияние на массы оказывал тот факт, что какой-нибудь из крупных военноначальников лично награждал отличившихся бойцов орденами и медалями.
Мы делаем заключение, что пребывая в толпе, отдельный индивид стремиться отождествиться с вождем, в котором воплощается его массовый идеал. Поэтому вождю массы всегда легче управлять массой и толпой, чем разрозненными индивидами. Достаточно только производить впечатление силы и могущества, причем действие не обязательно должно распространяться на всех индивидов в массе. Используя принцип внушения, распространенный в массе, другие индивиды уже вполне могут индуцироваться (заразиться) от тех, кто попал под воздействия вождя, слившись с его образом, и тем самым, получая от него силу и исчезновение от собственного страха. Высвобождение иррациональных сил толкает к тому, что вождь становится решением проблемы существования масс. Поэтому любая партия или любое движение рано или поздно обзаведутся каким-нибудь лидером, живым или умершим.
Средства массовой информации, вследствие тех эмоций, которыми переполняется толпа при виде какой-нибудь поп-звезды или политического деятеля, делают нас участниками и современниками всех этих восторгов. Идолопоклонство перестало быть экзотикой. Народ легко переносится от желания свободы к жесткому подчинению власти одного человека, лидера, вождя. Причем, массы находят удовольствие в своем подчинении.
Тесная связь массы с вождем наблюдается также потому, что вождь, лидер, просто и наглядно предлагает толпам ответы на их вопросы. Интуитивно они хватаются за него, как за абсолютную истину, дар нового мира, обещание новой жизни. Сказав «да» вождю, масса легко меняет веру и преображается. Эмоциональная энергия бросает ее вперед и придает ей как мужества переносить страдания, так и бесчувственности, необходимой для совершения насилия. Энергию, которую массы черпают в своих грезах и иллюзиях, лидеры используют, чтобы нажимать на рычаги управления государством и вести множество людей к любым целям.
Рассмотрим типы толпы.
Окказиональная толпа — случайная толпа, собравшаяся, например, посмотреть на какое-либо происшествие.
Конвенциональная толпа — заранее обусловленное каким-либо событием скопление людей (например, концерт, или боксерский матч).
Экспрессивная толпа — толпа, члены которой ритмично выражают одну эмоцию (например, радость, возмущение и т.п., проявляющиеся на митингах, футбольных трибунах и проч.
Экстатическая толпа — толпа, доводящая себя до экстаза выполнением каких-либо действий (например, шаманские пляски и проч.)
Действующая толпа —наиболее опасный вид коллективного поведения, который подразделяется на несколько подвидов: агрессивная толпа (доминанта — агрессия), паническая (доминанта — паника), стяжательная (доминанта — жадность), повстанческая толпа (подобная толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от нее социально справедливым характером возмущения. Пример - восстание на броненосце «Потемкин).
Кроме того, толпы делятся на активные и пассивные.
Одним из видов активной толпы является агрессивная толпа. Это толпа, которая вымещает свою внутреннюю (бессознательную) злобу (агрессию) на внешнем объекте. Также различают спасающуюся толпу, паническую, стяжательную (массовый грабеж) и демонстрирующую (демонстрация, протест). Причем спасающаяся толпа превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным.
Рассматривая вопрос об условиях возникновения толпы, следует выделить два типа таких условий: долговременного и ситуативного характера. Например, экономические, социальные, политические и другие факторы, которые создают высокий уровень напряженности в обществе, нагнетают чувства беспомощности и отчаяния. В условиях тоталитарного режима эти чувства не могут найти выхода в форме массовых и насильственных действий и поэтому трансформируются в состояние общественной апатии, чтобы при первой же возможности привести к ситуации социального взрыва.
Существуют также и естественные причины образования масс. Например:
— стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, пожары),
— общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.),
— массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.),
— политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста),
— места массового отдыха (стадионы, площади и улицы городов и т.д.) и др.
Рассмотрим основные характеристики поведение индивида в толпе:
— У человека усиливается зависимость от толпы, и снижаются функции самоконтроля.
—Попадая в толпу, человек легко утрачивает свою индивидуальность. Становится «как все».
— Снижение интеллектуального уровня отдельного индивида при попадании в толпу.
— Информация в толпе подвергается постоянному искажению, распространяясь по коммуникативным контактам внутри толпы, от одного индивида другому. Каждый участник толпы бессознательно стремится адаптировать подобную информацию «под себя». Вследствие этого наблюдается резкое искажение информации и отличие ее от первоначальной.
— Человек в толпе способен поверить в самую необычную информацию или заведомо невыполнимые обещания, а также следовать абсолютно абсурдным лозунгам и т. п.
— В толпе человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть и т. п.
— Находясь в толпе человек способен на нетипичные для него формы поведения, порой заметно отличающиеся от того его психоэмоционального состояния, когда он находится наедине с собой или вне толпы.
Следует обратить внимание на такую особенность, как управление толпой (массами). Можно предположить, что если существует какая-либо толпа (масса), то рано или поздно найдется кто-то, кто захочет такую массу подчинить. Причем подчинить, зачастую, для реализации собственных интересов (идей).
Если попытаться спектрально рассмотреть толпу, то заметим, что толпа имеет ядро и более разрозненно на периферии. При этом следует обратить внимание, что воздействие на толпу может быть различным. Например, можно воздействовать на периферию, и тогда начнет играть роль такой механизм психики масс как заражение (циркулярная реакция), появляющееся в том, что если кто-то, находясь в толпе, начнет выполнять какие-либо действия (особенно если это будет не один человек, а несколько), то через время остальные подхватят, и в этом случае толпа переключит свое внимание с недавнего объекта — на новый.
В то же время возможно и сразу воздействовать на центр толпы (на ядро), например через агентов, внедрившихся в толпу. Кроме того, иной раз, если ситуация начнет выходить из под контроля, рекомендуется жертвовать чем-то малым для того, чтобы спасти целое. Например, если толпа идет убивать каких-то людей (устраивая массовые погромы), то в этом случае вполне окажется желательным переключить внимание толпы на какой-либо попавшийся на пути крупный и пустой супермаркет, начав громить который толпа успокоится, переключившись на удовлетворение такого архаичного инстинкта в психике индивида как жажда обогащения.
В истории известен пример, когда в конце 60-х годов 20 века в Турции была запрещена коммунистическая партия, она находилась на полулегальном положении, вызывая сильную неприязнь у разного рода религиозных фанатиков. При очередном всплеске антикоммунистической истерии, толпа фанатиков, под барабанный бой и с криками «Аллах акбар!» бросилась на штурм здания, в котором располагался партийный комитет. Завязался бой с применением камней и «коктейлей Молотова» (бутылок с зажигательной смесью). В разгар боя мимо по улице турецкого города неожиданно прошли четыре полуобнаженные американские блондинки. В итоге толпа фанатиков забыла зачем шла и удалилась вслед за девушками, во все глаза рассматривая их прелести.
Помимо прочего, толпа подчиняется ритму. Если толпа поймалась на ритм, ее можно удерживать в подобном состоянии пока продолжается музыка.
Впрочем, о воздействии музыки (ритма) на массовое психическое сознание знали давно, поэтому те же самые оркестры во время шествия военных парадов — ничто иное как подчинение психики масс единому ритму, с помощью которого становится возможно этими массами управлять.
Здесь также следует, на наш взгляд, вспомнить и о методе психического устрашения, который использовался во времена Гражданской войны, когда белогвардейские офицеры (чуть ли не в полной армейской выправке и не делая ни единого выстрела) шли ровными колоннами на пули красноармейцев, сея в рядах тех панику.
Можно также выделить четыре основные черты массы:
1. Масса хочет постоянно расти.
2. Внутри массы господствует равенство.
3. Масса любит плотность.
4. Массе нужно направление.
Кроме того обратим внимание на такую характеристику массы, как разрядка.
Под разрядкой следует понимать такое состояние, когда индивиды, находящиеся в массу, отбрасывают все различия, отделяющие их друг от друга в обычной жизни, и в массе становятся все как один. С равными условиями и правами. Тогда как в обычной жизни, вне массы, люди отличаются друг от друга по своим должностным, социальным, имущественным и прочим различиям. Человек, занимающий определенное место чувствует себя вправе никого к себе близко не подпускать. Его жизнь основана на чувстве дистанции: дом, которым он владеет и в котором запирается, должность, которую он занимает, положение, к которому он стремится, все служит тому, чтобы укрепить и увеличить расстояние между ним и другим. Освободиться от этого сознания дистанции можно лишь сообща. Именно это и происходит в массе. Разрядка позволяет отбросить все различия и почувствовать себя равными. В тесноте между людьми уже нет расстояния, каждый ощущает другого как самого себя, и испытывает от этого огромное облегчение. Ради этого мгновения люди иной раз и соединяются в массу.